«Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы как средство интеграции предметного и метапредметного содержания в контексте ФГОС и средство подготовки к государственной итоговой аттестации»
Оценка 4.9

«Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы как средство интеграции предметного и метапредметного содержания в контексте ФГОС и средство подготовки к государственной итоговой аттестации»

Оценка 4.9
docx
30.03.2021
«Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы как средство интеграции предметного и метапредметного содержания в контексте ФГОС и средство подготовки к государственной итоговой аттестации»
Урок подготовки к ОГЭ по русскому языку Microsoft Word.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 10»

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по теме:

«Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы как средство интеграции предметного и метапредметного содержания в контексте ФГОС и средство подготовки к государственной итоговой аттестации»

 

 

 

 

 

Провела учитель русского языка и литературы Войченко Е. С.

25.03.2021

 

Всякое приятное чтение имеет влияние на разум,

без которого ни сердце не чувствует,

ни воображение не представляет                                          

                     Н.М.Карамзин

 

Тип урока: урок развивающего контроля

Дидактические средства:

Для учителя: презентация

Для учащихся: текст

Цель урока:

-повторить, обобщить и систематизировать полученные знания, уметь применять их на практике, подготовка к сдаче экзаменов;

-развивать творческие возможности учащихся, вырабатывать навык работы над текстовой частью ОГЭ;

- воспитывать любовь к чтению, интерес к русскому языку.

Технология: индивидуальная работа.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока:

1.Настрой на работу. Подготовка класса к работе. (слайды №№1,2)

Доброе утро, мы продолжаем готовиться к ОГЭ. Занятие я хочу начать с чтения текста.

(1)Этим летом мне довелось ехать в поезде вместе с мальчиком лет двенадцати и его

мамой. (2)Он сидел, уткнувшись в книгу, и увлечённо читал «Тараса Бульбу» Гоголя.

– (3)Мой сын прямо-таки глотает книги, – сказала женщина. – (4)В отличие от многих

его сверстников, он очень начитанный.

(5)Я поинтересовалась, книги каких авторов он читал, и паренёк вытащил из рюкзака

блокнот с длинным списком произведений русских и зарубежных классиков и современных

писателей. (6)Я обрадовалась: значит, и среди современных подростков встречаются

книгочеи!

– (7)Мы в классе соревнуемся, кто за лето больше книг прочтёт, – сообщил он. –

(8)Я в прошлом году был первым.

(9)У меня на коленях лежал томик Льва Николаевича Толстого, раскрытый на

страницах повести «Хаджи-Мурат», и я углубилась в чтение.

– (10)А вы за сколько минут страницу прочитываете? – вдруг услышала я голос

паренька.

– (11)Не заметила... не считала!

– (12)А я заметил: пока вы пятнадцать страниц прочитали, я уже двадцать три успел!

– (13)Да зачем ты торопишься? (14)Не торопись, вдумывайся в то, что читаешь, иначе

пропустишь что-нибудь важное.

– (15)Важное-то я не пропущу, – ответил он самоуверенно. – (16)Я только описания

природы пропускаю, всякие там облака, цветочки-лепесточки.

(17)Поезд уже подходил к станции, а мне так хотелось поговорить с юным

попутчиком. (18)«А ведь читать-то ты, дружок, не умеешь, – хотела я сказать ему. – (19)Из

книги берёшь самую малость, только цепочку событий. (20)А книга готова дать тебе

бесценный клад мыслей и чувств, научит тебя читать не только строки, но и между строк...»

(21)И пока мне думалось, что этих слов он вовсе не поймёт, пока я сердилась сама на себя,

решая, как бы мне растревожить этого самоуверенного мальчишку, поезд стал замедлять ход.

(22)Мать мальчика, обращаясь ко мне, восхищённо сказала:

– Вы только взгляните! (23)Он уже проглотил книгу!

(24)И тут я, наверное, обидела её.

– (25)Вы заблуждаетесь,– ответила я. – (26)Он вовсе не умеет читать.

Почему попутчица сказала маме мальчика, что он не умеет читать? (слайды №№3,4)

2. этап актуализации и пробного учебного действия (слайд № 5)

Для подготовки к экзамену обратимся к тексту Крапивина Владислава Петровича

(1) Дедушка Журки Юрий Григорьевич за свою жизнь собрал множество книг. 

(2) В Журкиной комнатке между стенкой и высоким окном стоял узкий стеллаж. (3)Полок семь или восемь. (4)Мама сказала: 

– Эти книги дедушка оставил тебе, именно тебе. (5)Специально... (6)Дедушка их очень любил. 

(7) Журка растерянно оглядел полки... 

(8) На них стояли Пушкин и Джек Лондон, Купер и Катаев, «Легенда об Уленшпигеле» и «Алиса в Стране чудес». (9)Он видел облезлые кожаные корешки без надписей, края разлохмаченных обложек. (10)Некоторые книжки были совсем без корочек. 

 (11)Мама вышла, а Журка потянул с полки книгу. (12)Наугад. (13)Откинул тонкий самодельный переплёт... (14)Тихо вздохнул и сел на кровать. 

 (15)На грубой серой бумаге было отпечатано редкими старинными буквами: 

 ЖУРНАЛЪ 

 перваго путешествiя 

 Россiянъ 

 вокругъ 3емнаго шара 


 ...(16)Сначала Журка медленно листал, потом встряхнулся, обвёл глазами полки. (17)Вскочил, выдернул сразу несколько книг. (18)Оказалось, что это два тома «Путешествий» капитана Головнина, изданные в 1819 году, и сразу три «Робинзона». (19)Один был совсем старинный – 1789 года – и назывался почему-то «Новый Робинзон». (20)Второй носил название «Робинзон-младший». (21)На титульном листе стоял 1853 год, и Журка вспомнил, что, кажется, в этом году произошло Синопское сражение. (22)Третий Робинзон оказался самым молодым – тридцатых годов нашего века. (23)Зато он был самый толстый, и Журка с восторженной дрожью увидел, что там не только всем известные приключения на необитаемом острове. (24)Там ещё и вторая часть – дальнейшие путешествия Робинзона. (25)Журка даже и не знал, что есть на свете такая книга... 

 (26) За открытым окном захлопал листьями, резко зашумел тополь. (27)Влетели в комнату холодные брызги. (28)Упали на жёлтые страницы старой книги. 

 (29) Журка машинально отодвинулся и даже не понял, что начался дождь. 

 (30) Это брызгали волны, хлопали паруса и шумели ветры... (31)Вошла мама. 

 (32) Давай-ка закроем окно. (33)Кажется, будет гроза. 

 (34)Журка никогда не боялся грозы. (35)Даже если грохало и сверкало над самой головой. (36)Он и сейчас ответил: 

 — Ну и что? (37)Я не боюсь. 

 (38) Мама плотно прикрыла створки, посмотрела на обложенного книгами Журку, улыбнулась и спросила: 

 — Нравится? (39)Интересно? 

 (40) Журка сперва рассеянно кивнул, потом поднял глаза. 

 — (41)Ма... (42)Тут не только интересно. (43)Тут дело даже не в этом... 

 (44) Она ласково наклонилась над ним: 

 — А в чём, Журавушка? 

 (45) Но он не знал, как сказать. (46)Как объяснить радостное замирание души, когда думаешь, что, может быть, эту книгу читал в палатке под Измаилом Суворов или в селе Михайловском Пушкин. (47)Вот эти самые страницы. (48)Эти самые буквы. (49)И книги рассказывали им то же самое, что ему, Журке. 

 (50) Они были как люди, которые за одну руку взяли Журку, а за другую тех, кто жил сто и двести лет назад. (51)Тех, кто ходил в атаку под Бородином, писал гусиными перьями знаменитые поэмы, дрался стальными блестящими шпагами на дуэлях и мотался на скрипучих фрегатах среди штормовых волн Южного океана. (52)У не открытых ещё островов. (53)Эта жизнь приблизилась к Журке, стала настоящей. (54)И у Журки холодела спина. 

 — (55)Мама, я не знаю... – (56)Он помолчал и чуть не сказал про книги: «Они живые». (57)Но отчего-то застеснялся. 

 (По В. П. Крапивину*) 

3. этап локализации индивидуальных затруднений; выявления места и причины затруднения

Работа с вопросами - важный этап в понимании текста (слайд №6)

Очень часто в КИМах ОГЭ встречается вопрос: найти метафору в тексте (слайд №7)

4. этап обобщения затруднений во внешней речи;

5. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (слайд №8)

Как Вы понимаете значение выражения ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ? Напишите сочинение-рассуждение, о чем могут рассказать книги.

7. этап решения заданий творческого уровня

Обучающиеся зачитывают свои сочинения вслух

8. Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности (слайд №9)

Итак, подведем итоги занятия. У вас не было словарей, справочников и другой учебной литературы. Откуда вы взяли информацию, чтобы ответить на вопросы, которые мы рассматривали на уроке?

9. Подведение итогов урока

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы.

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 10»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 10»

Всякое приятное чтение имеет влияние на разум, без которого ни сердце не чувствует, ни воображение не представляет

Всякое приятное чтение имеет влияние на разум, без которого ни сердце не чувствует, ни воображение не представляет

Этим летом мне довелось ехать в поезде вместе с мальчиком лет двенадцати и его мамой

Этим летом мне довелось ехать в поезде вместе с мальчиком лет двенадцати и его мамой

Да зачем ты торопишься? (14)Не торопись, вдумывайся в то, что читаешь, иначе пропустишь что-нибудь важное

Да зачем ты торопишься? (14)Не торопись, вдумывайся в то, что читаешь, иначе пропустишь что-нибудь важное

Для подготовки к экзамену обратимся к тексту

Для подготовки к экзамену обратимся к тексту

Сначала Журка медленно листал, потом встряхнулся, обвёл глазами полки

Сначала Журка медленно листал, потом встряхнулся, обвёл глазами полки

Мама плотно прикрыла створки, посмотрела на обложенного книгами

Мама плотно прикрыла створки, посмотрела на обложенного книгами

По В. П. Крапивину*) 3. этап локализации индивидуальных затруднений; выявления места и причины затруднения

По В. П. Крапивину*) 3. этап локализации индивидуальных затруднений; выявления места и причины затруднения

Как Вы понимаете значение выражения

Как Вы понимаете значение выражения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2021