Смысловое чтение на уроках руссого языка и литературы

  • Лекции
  • docx
  • 05.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы.docx

Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы

        Основа литературы как предмета – это чтение. В условиях современной школы интерес к чтению заметно упал, это связано с процессами информатизации в обществе, который характеризуется большим объемом информации.  ФГОС определяет чтение как фундамент всех образовательных результатов. В условиях модернизации образования чтение является актуальной проблемой, поэтому педагогам необходимо уделить особое внимание к формированию навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, как обязательного компонента метапредметных результатов.

         Н.Н.Сметанникова дает определение стратегии работы с текстом – набор действий, который использует учащийся для совершенствования обучения, повышения его результативности. Выделяются три стратегии в учебном процессе: стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности.

Предтекстовая (ориентировочная) предполагает постановку цели чтения, предположение о замысле автора и решение о виде чтения.

Во время чтения выдвигаются гипотезы, подтверждаемые или опровергаемые.

Послетекстовая деятельность дает возможность обдумать текст и выполнить задания, которые являются продуктивными, творческими.

К продуктивным предтекстовым стратегиям можно отнести:

ü Мозговой штурм, который применяется с целью актуализации знаний и опыта, имеющих отношение к теме.

ü Батарея вопросов – припоминание важной информации.

ü Глоссарий – повторение словаря, связанного с текстом

ü Рассечение вопроса – смысловая догадка о содержании текста.

К стратегиям текстовой деятельности относятся:

ü Чтение про себя  с вопросами.

ü Чтение с остановками (осмысление текста).

ü Чтение про себя с пометками (понимание и критический анализ)

Стратегии послетекстовой деятельности (применение материала и включение его в деятельность: таблицы, планы, рефераты и т.д.)

ü Чтение с пометками (инсерт)

ü Составление кластера

ü Проверочный лист

ü Таксономия Блума (вопросы после текста)

ü ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)

ü Соотношение вопроса и ответа

ü Синквейн

ü Составление плана

       Эффективной является технология развития критического мышления, которая способствует формированию читателя, способного анализировать, сопоставлять, сравнивать и оценивать информацию.  Данная технология позволяет выработать умения работать с информацией, выражать свои мысли, высказывать собственное мнение на основе осмысления, сотрудничать с другими людьми.

Занятие состоит из трех этапов: вызов, осмысление, рефлексия.

Этап вызова способствует мотивации для изучения материала на втором этапе. На стадии осмысления организуется работа, связанная с анализом информации, используются навыки смыслового чтения. На стадии рефлексии ученики имеют возможность осознать новый опыт, осмыслить и выработать собственное отношение к изучаемому материалу.

           Работа с текстом на уроках русского языка осуществляется при использовании  таких видов деятельности: нахождение границ предложений, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, продолжение текста, собирание текста из фрагментов и т.д.

Для осмысления текста используются основные приемы:

ü постановка вопросов к тексту;

ü построение логико-смысловых схем, таблиц, планов); 

ü создание текстов (конспект, пересказ, сжатое изложение); 

ü создание   высказываний о  прочитанном.

Приемы работы с текстом на уроках русского языка:

1.     Активное чтение;

2.     Работа с текстом при изучении нового материала (например «Верите ли вы, что», составление  текста по опорным словам и т.д.);

3.     Приемы активизации знаний («ассоциация»)

4.     Графическая переработка информации  (составление кластера, опорного конспекта).

5.     Приемы групповой работы (например, «корзина идей»)

6.     Работа с текстом при закреплении материала («Реставрация текста», «Словарик», «Мозаика»)

      Таким образом, использование различных приемов и форм работы с текстом на уроках русского языка и литературы способствует развитию учащихся и является условием качественного обучения, формированию ключевых компетенций, соответствующих требованиям ФГОС.

 

Литература:

1.     Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.: Школьная библиотека, 2005

2.      Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. – М.: Балласс, 2013