Смысловое чтение: тексты и задания
Оценка 5

Смысловое чтение: тексты и задания

Оценка 5
Контроль знаний
docx
чтение
4 кл
16.11.2023
Смысловое чтение: тексты и задания
Тексты с заданиями к ним для отработки смыслового чтения
смысл чтение.docx

Грибная удача

Миша учится в 4 классе. В свобод­ное время он читает книги, рисует, иг­рает в хоккей с ребятами. С нетерпени­ем ждёт выходных дней, чтобы с отцом пойти в зоопарк, на стадион, на рыбал­ку или в лес. Вот и сегодня у отца вы­ходной, и они пошли в лес за грибами.

Сначала лес был редкий. Им встре­чались нарядные, в золотом уборе из листьев, берёзки, мол­чаливые дубы, стройные сосны. Потом сосен стало много. Отец остановился и спросил: «Ты слышишь запах?». Ми­ша ответил: «Да, пахнет грибами». «Не просто грибами, а рыжиками. У них особый запах. Нас ждёт грибная удача». И действительно, отец вскоре нашёл семейку молоденьких, чистеньких рыжиков. Они стали собирать грибы. Миша ак­куратно срезал ножом и положил в свою корзину несколько грибочков. Проходя очередную полянку, он увидел, как из-под хвои выглядывают рыжики, и закричал: «Папа, иди сю­да. Я тоже нашёл рыжики!»

Вечером, когда они вместе с мамой перебирали грибы, чудесным ароматом наполнился весь дом. Мама похвалила грибников и сообщила, что папа собрал рыжиков в два раза больше, чем Миша, а всего они принесли 78 рыжиков. Она сказала: «Зимой будем кушать солёные рыжики и вспоми­нать сегодняшний день».

Ночью Миша крепко спал. И снились ему золотая берёз­ка, полянка среди сосен, где они с отцом отдыхали, и много-много рыжиков.

Задания.

1.             Из какой книги этот текст?

                Рассказы о детях

                Рассказы о животных

                Сказки о жителях леса

                Энциклопедия «Мир природы»

2.      Среди каких деревьев Миша нашёл рыжики?

        среди берёз        

        среди дубов        

        среди сосен

3.          Укажите, как в тексте названы берёзки, сосны, дубы.

                молчаливые берёзки, стройные сосны, нарядные дубы

                нарядные берёзки, молчаливые дубы, стройные сосны

                нарядные берёзки, стройные дубы, молчаливые сосны

4.      Какой из абзацев можно озаглавить «У рыжиков — осо­бый запах»?

        первый               

        второй                

        третий

5.      Отметь утверждения, которые не соответствуют содержанию прочитанного текста.

        Миша собрал рыжиков больше, чем папа

        Миша с папой ходили за грибами в выходной день

        Собранные рыжики мама будет заготавливать на зиму

        Грибы были найдены в еловом лесу

6.      Объясни, почему текст назван «Грибная удача»?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Моллюски

Кто на одной ноге по дну ходит? Кто на себе дом возит? Это загадки про моллюсков. Улитка живет в саду, прудовик – в пруду, устрица – в море, но все эти животные – моллюски: у всех у них мягкое тело.

Чтобы защититься от врагов, голый беспомощный слизень прячется в раковину: у прудовика она одностворчатая, у беззубки – двустворчатая. 770 л морской воды пропускает через свое тело устрица, чтобы добыть из воды нужный ей для раковины кальций!

Иногда в раковину двустворчатого моллюска попадают песчинка или насекомое. Перламутр, который выделяет моллюск, постепенно обволакивает песчинку, и крохотный матовый шарик растет и растет. Так рождается жемчужина.

Моллюск не только домовладелец, но и домовоз. Отталкиваясь от дна просунутой через створки единственной ногой, беззубка проползает за час 20 см. а морское ушко – скороход среди улиток – перевозит свой дом со скоростью метр в секунду.

У осьминога и кальмара нет раковины, зато есть щупальца, заменяющие ноги. Расположены они на голове, поэтому этих моллюсков называют головоногими. Когда осьминог спит, шесть его щупалец неподвижны, но два, охраняя, описывают круги. На каждом щупальце крупного осьминога 300 присосок, каждая присоска может удержать груз в несколько килограммов.

Задания.

1.      Почему осьминогов и кальмаров называют головоногими? Сформулируй и запиши правильный ответ. __________________________________________________________

__________________________________________________________

2.      Отметь главный признак всех моллюсков.

        прячутся в раковины                      

        у всех мягкое тело              

        есть щупальца

3. Отметь абзац, к которому можно подобрать заголовок «Рождение жемчужин»

        первый         

        второй                      

        третий

      4. Соотнеси, кто где живет. Запиши данные в таблицу.

А

Б

В

 

 

 

      А. устрица                                    1. пруд

      Б. улитка                            2. море

      В. прудовик                                 3. сад

5. Как передвигается беззубка? Укажи номер абзаца, в котором можно найти ответ на поставленный вопрос.

        4                     

        5                     

        6

6. Чтобы защититься от врагов, голый слизень….

        прячется в раковину           

        пропускает через свое тело воду          

        описывает круг

7. Соотнеси (соедини стрелками)

кальмар                                  раковина

осьминог

беззубка                                 щупальца

 

 

 

 

 

 

 

Текст №3

 

    Утконос – удивительное создание животного мира.    Это красивое скрытное и

застенчивое существо. Его называют шуткой Бога. На первый взгляд кажется, будто он собран из частей, принадлежащих разным животным. На мохнатой голове посажен кожистый клюв, похожий на утиный. Конечности, как у рептилий, широко расставлены по бокам, а плавает, как бобр, при помощи массивного хвоста.

    Тело утконоса покрыто жестким коричневым мехом. Конечности этого зверька

короткие и по отношению к земле расположены параллельно. Мощные передние лапы оснащены когтями с широкими перепонками, помогающими плавать в воде.  Но при движении по суше нежные перепонки очень удобно складываются, обнажая коготки, которыми утконос роет твердую землю. На задних лапах животного перепонки менее развиты, поэтому в воде они выступают в роли руля, при этом хвост исполняет роль баланса.

    Знаменитый утиный нос только формой напоминает клюв утки. На ощупь он

мягкий, покрыт нервными чувствительными окончаниями. По этой причине утконос

терпеть не может, когда его трогают за нос.

     В рацион питания утконоса входят мелкие водные животные. Своим уникальным

носом он поднимает ил на дне водоёма и ловит насекомых, ракообразных, червей и моллюсков. Под водой он чувствует себя свободно, но каждые 10 минут поднимается на поверхность, чтобы перевести дыхание.

     Утконос – прекрасный строитель. Он строит себе нору удивительной

конструкции. У норы есть два входа с внутренней камерой. Один вход подводный,

другой расположен на 2 метра выше уровня воды под корнями деревьев или в зарослях. В норе самка выводит потомство, вскармливая детёнышей молоком.

Задания. Текст №3

1.      Из какой книги этот текст?

        Рассказы о животных

        Энциклопедия о животных

        Сказки о животных

        Рассказы о природе

2.      Отметь утверждения, которые соответствуют содержанию прочитанного текста.

        Плавает утконос при помощи хвоста

        Питается утконос мелкими водными животными

        Чаще утконоса можно увидеть в темное время суток

        Нос этого животного очень чувствительный

3.      Составь план текста, расставив по порядку названия частей. Лишнее отметь крестиком (´)

        Конечности утконоса.

        Жилище утконоса.

        Образ жизни.

        Утконос – шутка Бога.

        Питание утконоса.

        Нос зверька.

4.      Используя текст, ответь на вопрос: почему утконос хорошо плавает?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

5.      Каким словом можно заменить выделенное в тексте слово?

___________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Текст № 4

      Утконос – это одно из самых странных, удивительных созданий, обитающих в

Австралии. Долгое время учёные не могли определить, кто это. Птица, зверь, а может быть, пресмыкающееся? Утконос – вроде как зверь, чуть крупнее кролика, но голова-то у него птичья!

     Наконец, эксперты установили: это млекопитающее животное, яйцекладущее, с птичьим клювом. При внимательном рассмотрении становится ясно, что клюв утконоса похож на птичий лишь внешне. Птицы имеют клюв твёрдый, а у утконоса он на ощупь удивительно мягкий. Со временем учёные склонились к мысли о том, что это вовсе не клюв, а оригинальный нос в форме клюва. С помощью такого носа зверь хорошо ориентируется и находит еду в воде.

     Животное это очень прожорливое. Объем еды в сутки составляет не менее

четверти веса зверька. Питается утконос мелкими водными животными, взбаламучивая клювом ил на дне водоёма.

      Новорождённые малыши имеют 8 зубов, а вот у взрослых их нет. Загадка природы! Взрослые особи, набрав внушительное количество пищи, лежат

неподвижно на воде, перетирая добычу жёсткими роговыми краями клюва.

      В темное время суток утконосы ведут активный образ жизни. Поэтому больше

всего шансов увидеть их в природе только с наступлением ночи или рано утром. К тому же утконосы пугливы, только услышат подозрительный звук – и ищи их! Или на дне водоема, или в зарослях.

     Утконосом называют это животное только в России. Европейцы называют его

«уткокрот», а жители страны, в которой проживает это удивительное животное, –«плосконос».

Задания. Текст №4

1.      Из какой книги этот текст?

        Рассказы о природе

        Рассказы о животных

        Сказки о животных

        Энциклопедия о животных

2.      Отметь утверждения, которые не соответствуют содержанию прочитанного текста.

        Нос этого животного очень чувствительный

        Утконос – животное Австралии

        Утконос – млекопитающее животное

        Чаще утконоса можно увидеть в темное время суток

        Плавает утконос при помощи хвоста

3.      Составь план текста, расставив названия частей в правильном порядке.

        Уткокрот или плосконос.

        Прожорливое животное.

        Кто это: птица или зверь?

        Удивительный нос зверька.

        Образ жизни утконоса.

        У взрослых животных нет зубов!

4.      Каким словом можно заменить выделенное в тексте слово?

___________________________________________________________

5.      Какую роль играет нос в жизни этого животного? Отметь правильные ответы.

        Помогает ориентироваться

        Помогает находить еду в воде

        Помогает плавать и нырять

 

 

 

 

 

 

 

Текст №5

В начале лета, когда цвела белая акация, я увидел перелетающую с од­ной грозди цветов на другую суетли­вую пчёлку. Мне захотелось спросить насекомое, почему оно не порхает, как бабочка, а всё время что-то ищет в цветах. «Я — рабочая пчела, — отве­тила пчёлка. — Все пчёлы нашей се­мьи, а нас 25200, знают, чем заниматься. Молодые рабочие пчёлы ухаживают за молодняком. Другие пчёлы занимают­ся постройкой сот, вентилируют и защищают улей от вра­гов. Я — старая пчела, моя работа — носить мёд. Я сейчас полечу в свою пчелиную семью и сообщу рабочим пчёлам о найденном мною нектаре. А потом вернусь, и мы продолжим беседу».

Скоро наш разговор продолжился. «А как ты сообщаешь другим пчёлам о найденном нектаре?» — спросил я насеко­мое. «Я прилетаю в улей и исполняю танец. По этому танцу другие пчёлы узнают, в какую сторону им лететь и на какое расстояние, а оно может быть разным: от 3 до 5 километ­ров». «А кто самый главный в вашей пчелиной семье?» — поинтересовался я. «Главной является царица, или матка, она откладывает более 1500 яиц в день, которые позже пре­вращаются в пчёл». «А как из нектара получается мёд?» — спросил я. «Вот видишь, перед брюшком у меня небольшой мешочек. В нём я ношу нектар, собранный с цветов. Пока я лечу в улей, нектар превращается в мёд. Я кладу этот мёд в соты, где из него другие пчёлы удалят лишнюю воду, вен­тилируя крылышками воздух у входа в улей. В сотах мёд со­зревает и может храниться очень долго. Сегодня у меня мно­го работы. Цветы акации богаты нектаром. Его нужно со­брать, пока идёт цветение. Мы работаем с восхода и до за­ката солнца. Я спешу». И пчёлка улетела.

Задания. Текст №5

1.Из какой книги этот текст?

        Сказки о животных

        Рассказы о животных

        Энциклопедия «Мир животных»

        Рассказы о детях

2. Чем в пчелиной семье занимаются молодые рабочие пчё­лы?

       учатся летать

       ухаживают за молодняком

       чистят улей

3. Как сообщают друг другу о находке нектара рабочие пчё­лы?

       громко жужжат

       указывают направление лапками

      исполняют танец

4. Какую пчёлку увидел автор текста на гроздьях акации?

        весёлую            

         порхающую    

         суетливую

5. Из чего в брюшке пчелы получается мёд?

        из нектара        

        из сока растения        

         из воска

6. Кто самый главный в пчелиной семье?

        молодая пчела        

         царица        

         рабочая пчела

7. Каким словом можно заменить выделенное в тексте слово?

____________________________________________________

8. Какой заголовок больше всего подходит к тексту?

        Пчела - трудолюбивое насекомое

        Пчелиная семья

        Пчелка

 

Текст №6

   Кто не видел белого медведя? В зоопарках он – обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц-беляк – те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками.

Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно.

Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может  прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра.

Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц.  Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы.

Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!

Задания. Текст №6.

1.      Из какой книги этот текст?

        Рассказы о животных

        Сказки о животных

        Энциклопедия о животных

        Рассказы о природе

2.      Отметь утверждения, которые не соответствуют содержанию текста

        Тюлени – главная добыча медведя

        Пальцы у медведя соединены плавательными перепонками

        Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищников

        Белые медведи обитают в зоне Арктических пустынь

        Зимой самки медведя рождают крошечных медвежат

3.      Составь план текста, расставив по порядку названия частей

        Белый медведь – самый могучий

        Чем питается белый медведь

        Как выглядит белый медведь

        Как охотятся белые медведи

        Как плавают белые медведи

4.      Объясни, почему белые медведи хорошо плавают

______________________________________________________

_______________________________________________________

5.      Каким словом можно заменить выделенное в тексте слово?

__________________________________

6.      Выбери наиболее подходящий заголовок к тексту

        Белый медведь

        Как охотится белый медведь

        Белый медведь – хищный зверь

 

 

 

 

Текст №7

     Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму.

     Удрученный внезапно настигшей его катастрофой, мальчик с тоской бродил по комнате, учась ходить в темноте. Родители, задумываясь о будущем сына, решили было учить его музыке. Но у мальчика не было никакой склонности к музыке.

     Однажды домой пришли Левины товарищи.

‒ Почему Лева не ходит в школу? ‒ спросили они мать слепого мальчика.

‒ Как же он будет ходить? ‒ удивилась та.

‒ А мы его первое время будем провожать. Пока не привыкнет!

‒ Хорошо, но как же он будет учиться, ведь он ничего не видит?

‒ А мы поможем, всем классом поможем! ‒ твердо заявили ребята.

      И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь из одноклассников приходил к Понтрягину учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает преподаватель.

Учителя с большой чуткостью отнеслись к слепому, но очень старательному ученику. И не было случая, чтобы Лев Понтрягин не выучил заданного. Нелегко ему было учиться, но у мальчика были выдающиеся способности и великолепная память, которая с годами развивалась еще больше. Он научился писать, пользуясь трафаретом, и уверенно водил карандашом по бумаге сквозь узкую, длинную щель в картоне, чтобы не очень прыгали строчки. Потом ему

купили пишущую машинку, и он стал отстукивать свои школьные сочинения со скоростью, которой могла позавидовать любая машинистка. А для чтения вместо одной пары глаз у него было двадцать пять пар. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.

       С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил среднюю школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно и во всем помогали юноше, который ничего не видел. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором.  

Задания. Текст №7

1.      Из какой книги этот текст?

        Детские глазные болезни

        Биография великого исследователя

        Сказки для детей о дружбе

        Детям о выдающихся математиках

2.      Какая пословица отражает главную мысль текста?

        Тяжело в учении – легко в бою.

        Старый друг лучше новых двух.

        Не мил и свет, когда друга нет.

        Хорошее братство – лучшее богатство.

3.      Выбери утверждение, которое не соответствует содержанию текста

        Льву Понтрягину очень нравилось учиться

        Родители мальчика хотели, чтобы он занимался музыкой

        Благодаря своим родителям Лева стал профессором математики

        Зрение мальчик потерял в школьном возрасте

4.      Как друзья помогали Леве учиться?

        Читали вслух книги

        Шептали во время урока, что делает учитель

        Ходили с ним на каток

        Делали вместе с ним уроки

        Провожали домой

        Давали списывать домашнее задание

 

 

Текст №8

      Гринька и его младший брат Федя собрались на луг за щавелем.  Ваня пошел с ними.

‒ Ступай, ‒ сказала бабушка. ‒ Наберешь щавель ‒ зеленые щи сварим.

      Весело было на лугу. Траву еще не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы ‒ и красные, и синие, и белые. 

     Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Все дальше и дальше уходили они по высокой траве, по веселым цветам.

     Вдруг Федя сказал:

‒ Что-то здесь пчел много!

‒Правда, ‒ сказал Ваня. ‒ Все время гудят.

‒Эй, ребята,‒ закричал издали Гринька,‒ Поворачивай обратно. Мы на пчельник забрели ‒ вот ульи стоят! ‒ Только тихо, руками не махать, а то пчелы закусают.

      Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчел. И совсем было ушли от пчел, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но никто из них не плакал. Плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрел на пчельник и стоял среди ульев, а пчелы так и налетали на него.

‒ Ребята! ‒ крикнул Ваня.‒ Васятку пчелы закусали!

‒ А что, как за ним на пчельник идти?‒ ответил Гринька.‒ Вас пчелы закусают.

‒ Надо его отца позвать,‒ сказал Федя.‒ Вот пойдем мимо их дома ‒ его отцу скажем. ‒И оба пошли дальше.

       А Ваня вернулся и пошел прямо на пчельник.

‒ Иди сюда! ‒ крикнул он Васятке. Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчел и кричал во весь голос.

       Ваня подошел к Васятке, взял его за руку и повел с пчельника. До самого дома довел.

        Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:

‒Ах ты, непослушный, зачем на пчельник ходил? Вон как пчелы искусали! ‒ Посмотрела на Ваню. ‒ Ах, батюшки, Ванек,‒ сказала она,‒ и тебе от пчел досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит ‒ перестанет!

‒Мне ничего,‒ сказал Ваня. И пошел домой. 

Задания. Текст №8

1.      Из какой книги текст?

        О вреде и пользе пчел

        Сказки для детей о дружбе

        Рассказы о насекомых

        Стихи и рассказы для детей

2.      Какая пословица отражает главную мысль текста?

        Неверный друг – опасный враг

        Без беды друга не узнаешь

        Пчел водить,  не разинув рот ходить

        Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

3.      Выбери утверждение, которое не соответствует содержанию текста

        Описанные события происходят летом

        Собирая на лугу щавель, мальчики набрели на пасеку

        Мама маленького Васятки поблагодарила Ваню за спасение своего сына

        Чтобы не накусали пчелы, ребята шли спокойно

4.      Как каждый из ребят решил помочь Васятке?

        Федор со старшим братом пошли звать отца мальчика

        Ребята собрали на лугу щавель

        Герои не стали злить пчел своим присутствием

        Мальчики вернулись все вместе на пчельник за Васяткой

        Ваня вывел малыша с пчельника

5.      Какие качества характеризуют поступок Вани?

        взаимовыручка

        щедрость

        самостоятельность

        храбрость

 

6.      Как бы ты поступил на месте мамы, увидев искусанных Васятку и Ваню?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст №9

     Учиться Юре довелось уже после ухода немцев. Тогда семья переехала в Гжатск.

     Анна Тимофеевна подобрала из старой одежды и сшила Юре штанишки и курточку. И отвела их с Бориской в школу. Юра пошёл в третий класс, а Бориска во второй.

     Город был сильно разрушен. Все каменные здания фашисты взорвали. Школа располагалась в двух деревянных домиках. Писали ребята на старых газетах. Настоящих школьных тетрадей у них не было. Потом кто-то принёс выцветшие обои. Их разрезали и сшили тетради.

     Снова во дворе запахло свежей стружкой. Отец достал инструмент, заточил топор, пилу. Надумал Алексей Иванович избушку из Клушина перевезти.              Потянуло и Юру мастерить. Что бы ему такое сделать? И вдруг глаза блеснули. Самолёт! Точно такой, как упал у них в Клушине.

     Не забыл Юра тех лётчиков...

     А как самолёт делать? Взял Юра одну палку, вырезал паз. Поперёк наложил другую палку ‒ это будут крылья. А сзади ‒ покороче брусок приладил.

     Знатный самолёт получился. Принёс его в школу. Сбежались ребятишки.

‒ Где,‒ спрашивают,‒ взял?

 ‒ Сам сделал! ‒ гордо ответил Юра.

 ‒ А он полетит? ‒ спрашивают ребята.

 ‒ Ещё как! Надо только с высокого места пустить.

     Пошли на второй этаж. Открыли окно. Юра разбежался, выкинул самолёт. Тот нырнул вниз, затрещал по веткам акации... Внизу чей-то сердитый мужской голос закричал:

 ‒ Ах, негодники! Палки бросать?!

     Ребятишки кинулись врассыпную. Только вбежали в класс, входит завуч школы. А с нею какой-то дядька, и в руках у него Юрин самолёт.

‒ Дети,‒ говорит учительница,‒ кто принёс это в школу? Да ещё из окна выкинул?       Глядят ребята, а у дядьки на лбу ‒ огромная шишка!

 ‒ Спасибо, так обошлось! ‒ говорит мужчина, разглядывая Юрину модель.

‒ Такой крестовиной можно запросто голову прошибить!

     Ребята подавленно молчали. Юра встал.

‒ Это я принёс,‒ сказал он, опуская глаза.‒ Я думал, он полетит. Простите. Я больше не буду! А самолёт вы мне отдадите?

‒ Ну, уж нет! ‒ засмеялась завуч.‒ Пускай в учительской постоит. Надумаешь его снова запускать!..

      Юра только вздохнул. Жалко было самолётик! Но провинился ‒ молчи.

Задания. Текст №9

1.      Из какой книги текст?

        Рассказы детям о транспорте

        Конструирование самолетов

        Энциклопедия воздушного транспорта

        Первый космонавт Ю.Гагарин

2.      Что вдохновило мальчика на создание самолета?

        Отец собрался строить дом

        Юра захотел принести интересную поделку в школу

        Воспоминание  мальчика о подбитом во время войны самолете

        Желание запустить самолет в школе со второго этажа

3.      Выбери утверждение, которое не соответствует содержанию текста

        События в рассказе происходят в послевоенное время

        Отчество у Юры было Алексеевич

        Испытание модели окончилось неудачно

        Все дети попросили прощения у дяденьки

        Ребята писали в школе на старых обоях

4.      Почему завуч поставила самолет в учительскую?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

5.      Кто и какими словами называет поделку Юры? Установи соответствие между названием поделки и персонажами текста.

название                                персонажи

А. крестовина                   1. дяденька

Б. палки                              2. завуч

В. самолетик                     3. Юра

Г. модель                           4. автор рассказа

А

Б

В

Г

 

 

 

 

6.      Расставь события рассказа по порядку. Лишнее отметь крестиком ´

        Юра решил смастерить самолет

        Папа помогает Юре смастерить самолет

        Извинения Юры

        Запуск самолета

        Юра забирает самолет домой

        Юра пошел в третий класс

        Разговор с завучем

        Писали в школе на старых обоях

        Отец собрался строить дом

        Юра принес самолет в школу

 

Текст №10

 

     В Василёве заговорили о машинах, летающих по воздуху. Мальчики с горящими глазами передавали друг другу были и небылицы, подслушанные у старших. Все чаще и чаще повторялись рассказы о полетах русских летчиков.

     Валерий был тогда еще совсем мал, но и он не мог равнодушно слушать эти рассказы. Ему очень хотелось своими глазами посмотреть на летающую машину. Конечно, о поездке в Петербург или в другой большой город, где можно было бы видеть полеты, он даже и не мечтал. А вот полетать самому!.. Эта мысль не оставляла Валерия, и он поделился ею с товарищами. Те дружно поддержали.          Неизвестно, кому из ребят пришло в голову использовать для полета огромный зонт землемера, но только на другой же день этот зонт был торжественно вручен Валерию. Вся ватага направилась к церкви. Валерий в сопровождении двух мальчиков поднялся на колокольню, другие ребята остались в церковной ограде. Они привыкли верить своему «атаману», знали, что слово с делом у него никогда не расходится, и с нетерпением ожидали интересного зрелища. 

      Зонт был старый, поломанный. Пока помощники старательно подвязывали веревками спицы, Валерий смотрел вниз. С колокольни были видны домики, сады, широкая лента сельской улицы. Слева текла могучая Волга. Валерий нашел глазами отцовский дом. Ему вдруг стало грустно. Он еще не совсем ясно представлял себе, чем грозит полет с колокольни, но первая вспышка уже прошла, и Валерий понял, что зонт землемера — явно ненадежное сооружение для путешествия по воздуху.

      В ограде мальчишки с увлечением подбрасывали вверх кепки и что-то кричали. Как можно обмануть их ожидания! Его сочтут трусом, будут дразнить. Валерий побледнел при одной только мысли об этом. Он был очень самолюбив, и неизвестно, чем бы кончилась эта история, если бы на колокольне неожиданно не появился школьный учитель. Зрители, стоявшие внизу, бросились врассыпную. Валерию с товарищами тоже пришлось удирать, прихватив с собою злополучный зонт. 

     Позже выяснилось, что учитель пришел на колокольню не случайно, — его предупредил один из школьников, правильно рассудивший, что прыгать с такой высоты опасно для жизни.

     После всех волнений, связанных с неудавшимся полетом, Валерий долго не мог успокоиться. Под вечер он все-таки влез с зонтом на крышу своего дома и прыгнул. Зонт окончательно сломался, Валерий же потом долго хромал, — при падении он повредил себе ногу. 

 — А что, если бы я вот этак с колокольни? — сказал он своему другу Даньке. И, подумав, добавил не по-детски решительно: — Нельзя так!

Задания. Текст №10

1. Из какой книги текст?

        Рассказы о путешествиях для детей

        Летчик-испытатель Валерий Чкалов

        Конструирование парашютов

        Энциклопедия воздушного транспорта

2. Сформулируй и запиши главную мысль текста

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3. Составь план текста, расставив части по порядку. Лишнее обозначь крестиком ´.

        Зонт для полета с колокольни

        Появление учителя

        Дети не испугались учителя

        Рассказы о полетах

        «Полет» с крыши дома

        Мечта о полетах

        Наблюдение полетов в Петербурге

        Зонт – ненадежное сооружение

4. Почему Валера решил совершить прыжок с колокольни?

        Хотел показать товарищам свою ловкость

        Захотел полетать

        Хотел увидеть своими глазами самолет

        Услышал рассказы о полетах русских летчиков

5. Выбери утверждение, которое не соответствует содержанию текста

        Валера понял, что прыгать с колокольни опасно

        Для прыжка с колокольни планировалось использовать зонт

        Прыжок с зонтиком окончился неудачно

        Учитель появился рядом с колокольней случайно – просто проходил мимо

6. Почему Валера не хотел возвращаться к товарищам, не совершив прыжок с колокольни?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

7. Установи соответствие между словами и их значением в тексте. Заполни таблицу цифрами.

слово                         определение

А. ватага                    1. главный герой

Б. атаман                    2. компания ребят

В. зонт                        3. машина, летающая по воздуху

Г. самолет                  4. ненадежное сооружение для путешествия по воздуху

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 


 

Грибная удача Миша учится в 4 классе

Грибная удача Миша учится в 4 классе

Моллюски Кто на одной ноге по дну ходит?

Моллюски Кто на одной ноге по дну ходит?

Текст №3 Утконос – удивительное создание животного мира

Текст №3 Утконос – удивительное создание животного мира

Текст № 4 Утконос – это одно из самых странных, удивительных созданий, обитающих в

Текст № 4 Утконос – это одно из самых странных, удивительных созданий, обитающих в

Текст №5 В начале лета, когда цвела белая акация, я увидел перелетающую с од­ной грозди цветов на другую суетли­вую пчёлку

Текст №5 В начале лета, когда цвела белая акация, я увидел перелетающую с од­ной грозди цветов на другую суетли­вую пчёлку

Текст №6 Кто не видел белого медведя?

Текст №6 Кто не видел белого медведя?

Текст №7 Выдающийся математик

Текст №7 Выдающийся математик

Текст №8 Гринька и его младший брат

Текст №8 Гринька и его младший брат

Как бы ты поступил на месте мамы, увидев искусанных

Как бы ты поступил на месте мамы, увидев искусанных

Текст №9 Учиться Юре довелось уже после ухода немцев

Текст №9 Учиться Юре довелось уже после ухода немцев

Кто и какими словами называет поделку

Кто и какими словами называет поделку

А что, если бы я вот этак с колокольни? — сказал он своему другу

А что, если бы я вот этак с колокольни? — сказал он своему другу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2023