Рабочая программа по литературному чтению
Оценка 4.7

Рабочая программа по литературному чтению

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
чтение
4 кл
18.11.2022
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
Рабочая программа по чтению 4 класс.docx

Краснодарский край Калининский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 9 х.Гречаная Балка

 

 

 

                                                             УТВЕРЖДЕНО

                                               решением педагогического совета 

                                               от 30.08.2022 года протокол №1

                                                     Председатель педсовета_____В.В.Смоленский

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

 

По    литературному чтению

 

Уровень образования (класс) - начальное общее 4 класс 

 

Количество часов  -  112 час         

 

Учитель:    Кисляк Т.А.

 

Программа разработана на основе  программы общеобразовательных учреждений 4 класс. Издательство «Просвщение» 2019г.                                     Авторы: Л.Ф. Климанова, М, В. Бойкина

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

Рабочая программа   составлена  на основе нормативных документов:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с. изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября № 2357, от 18.12.2012 № 1060); Федерального закона об образовании а Российской Федерации от 21 декабря 2012 года в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203 –ФЗ);   постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном  учреждении» (с изменениями от 10 марта 2009 г. №216); приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"; приказа  министерства образования и науки Краснодарского края от 11 февраля 2013 г. № 714 «Об утверждении перечня общеобразовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с 1 сентября 2013 года»; приказа Министерства образования и науки Краснодарского края от 17 июля 2013 года № 3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края»; письма Министерства образования и науки Краснодарского края от 20 августа 2015 г. №47-12606/15-14 «О внесении дополнений в рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов». Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012№ 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями). . Закон Краснодарского края от 16.07.2013 № 2770-КЗ «Обобразовании в Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями) Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями)  Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями). Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.03.2016 № 336«Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания». Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями) Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).

на основании учебно-методических документов: примерной программы  по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009); авторской программы «Литературное чтение»  Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной М. «Просвещение», 2019г.

           Программа воспитания МБОУ СОШ №9. Авторы: Луценко Л.В., Огурян М.Л., Тютина Т.П. х. Гречаная Балка. 2021г.от 30.08.21г. Приказ №

 

2.Общая характеристика курса.

 «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Основными задачами курса являются:

- развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

- формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных

произведений;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;

- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов, в том числе научнопознавательным.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

      Программа курса предусматривает знакомство с книгой как

источником различного вида информации и формирование библиографических умений. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными

видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков.

Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах

слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения, увеличивается скорость чтения (беглое чтение),

постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого чтения ведётся целенаправленная работа по развитию навыка осознанного чтения, умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

  Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание

или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется

активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание,

рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого лите-

ратурного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся

осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринимать

героя произведения и сопереживать ему.Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося

их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и

проявлять собственные творческие способности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

4 класс (112ч)

 

 

Летописи, былины, жития.   (7ч)

«И повесил Олег щит свой на вра¬тах Царьграда».

 «И вспомнил Олег коня своего».

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

«Ильины три поездочки».

«Житие Сергия Радонежского»

Чудесный мир классики.  (16ч)

П. П. Ершов «Конёк-горбунок». А. С. Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование...», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богаты¬рях...»., М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»., «Ашик-Кериб». Турецкая сказка., Л. Н. Толстой «Детство».

Л. Толстого. Бас¬ня. «Как мужик камень убрал». А. П. Чехов «Мальчики».

Поэтическая тетрадь.        (8ч)

Ф. И.Тютчев «Ещё земли печален вид...», А. А. Фет «Весенний дождь». «Бабочка».

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» , А. Н. Плещеев «Дети и птичка».

И. С. Никитин «В синем небе плывут над поля¬ми...», Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумер¬ки...», И. А. Бунин «Листопад»

Литературные сказки.       (14ч)

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

 П. П. Бажов «Серебряное копытце».Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Делу время – потехе час.   (10ч)

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».

В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка».

В. В. Голявкин «Никакой я  горчицы  не ел».

Страна детства.      (8ч)

Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишка¬ми».

М. М. Зощенко «Ёлка».

Поэтическая тетрадь. (6ч)

B. Я. Брюсов «Опять сон». «Детская». C. А. Есенин «Бабушкины сказки».

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...» «Наши царства».

Природа и мы.        (10ч)

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А. И. Куприн «Барбос и Жулька».

М. М. Пришвин «Выскочка». В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь.        (5ч)

Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С.А. Клычков «Весна в лесу»

Д.Б. Кедрин «Бабье лето» Н.М. Рубцов «Сентябрь» С.А. Есенин «Лебедушка»

Родина.  (9ч)

Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С.А. Клычков «Весна в лесу» Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

Н.М. Рубцов «Сентябрь» С.А. Есенин «Лебедушка». И.С. Никитин «Русь»

С. Д. Дрожжин «Родине».

А. В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»

Страна Фантазия.  (7 ч)

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература.   (12ч)

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

Сельма Лагерлёф. «Святое Семейство», «Иисус и Иуда», «В Назарете».

4.Описание места предмета в учебном плане

Курс «Литературное чтение» в 1-4 классах рассчитан на 400

в 4 классе 112ч (3,3 часа в неделю, 34 учебные недели)

 

п/п

Содержание

(разделы, темы)

 

Авторская программа

 

Рабочая программа

4кл

 

1

Вводный урок по курсу литературное чтение.

2

Летописи, былины, жития.

3

Чудесный мир классики.

16ч

16ч

16ч

3.1

Произведения П.П.Ершова,

-

3.2

Произведения А.С.Пушкина

-

3.3

Произведения М.Ю.Лермонтова

-

3.4

Произведения Л.Н.Толстого

-

3.5

Произведения А.П.Чехова

-

4

Поэтическая тетрадь.

5

Литературные сказки.

12ч

13ч

13ч

6

Делу время – потехе час.

10ч

10ч

7

Страна детства.

8

Поэтическая тетрадь.

9

Природа и мы.

10ч

10ч

10

Поэтическая тетрадь.

11

Родина.

       9ч

12

Страна Фантазия.

13

Зарубежная литература.

10ч

12ч

12ч

 

Итого:

102ч

112ч

112ч

 

 

5         Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Ценностные ориентиры начального образования на современном этапе относят:

-формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; — восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;

-формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нужда-ется; - уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать ре-шения с учетом позиций всех участников; - развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма. - принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им; - ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; - формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

-развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; - развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; - формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

 

6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

 

1.  Гражданское воспитание включает:

- формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

- развитие культуры межнационального общения;

- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

- развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

- развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

- формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

- разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.

2. Патриотическое воспитание предусматривает:

- формирование российской гражданской идентичности;

- формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;

- формирование умения ориентироваться в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

- развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

3. Духовно нравственное:

- развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

- развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

- содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

- оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

4. Эстетическое воспитание предполагает:

- приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;

- создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

- приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

- популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

- сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.

5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия включает:

- формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

- формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;

- развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;

6. Трудовое воспитание реализуется посредством:

- воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

- формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

- развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

- содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

7.Экологическое воспитание включает:

- развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

8. Ценности научного познания подразумевает:

- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;

- создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про¬изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Планируемые результаты изучения курса "Литературное чтение"

Предметные

Учащиеся научатся:

Виды речевой и читательской деятельности

• осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя

• читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;

• ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;

• просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;

• осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;

• распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

• соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

• осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

• употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.

• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные посмыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

• понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

• рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

• пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

• осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

• задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

• делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

• находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

• пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся научатся:

Творческая деятельность

• читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;

• пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;

• составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

• сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.

• пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

Учащиеся научатся:

Литературоведческая пропедевтика

• различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

• находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.

• использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

• понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.

• определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.

• находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

7.  Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтение про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её наванию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Литературоведческая пропедевтика(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами

Творческая деятельность обучающихся(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Авт. программы Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина (112 ч)

Номер

Урока

 

Содержание

(разделы, темы)

Ко

личество

часов

Даты

проведения

Оборудование урока

Основные виды учебной деятельности (УУД)

 

 

план

факт

 

 

1. Вводный урок по курсу литературного чтения

1

 

 

 

 

 

 

1

Знакомство с учебником по литературному чте­нию.

1

 

 

Компьютер, проектор.Электронное приложение к учебнику.

Прогнозировать содержание раздела. Ориенти­роваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначе­ний при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника; знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых чита­ли в I —3 классах.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника

1,2,7

 

 

2. Летописи, былины, жития

7

 

 

Компьютер, проектор.

Электронное приложение к учебнику.

Прогнозировать содержание раздела. Планиро­вать работу на уроке.

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом.

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

Пересказывать былину от лица её героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки. Находить в тексте слова, описывающие внеш­ний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукциям картин из­вестных художников.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Находить информацию об интересных фактах

из жизни святого человека.

Описывать характер человека; высказывать

своё отношение.

Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации.

Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных со­бытий (с помощью учителя). Договариваться друг с другом; принимать по­зицию собеседника, проявлять к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, исполь­зуя обобщающие вопросы учебника.

1,2,4,5

 

2

Знакомство с названием раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вра­тах Царьграда».

1

 

 

 

3

События летописи — основные события Древней Руси. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего».

1

 

 

 

4

Летопись – источник исторических фактов. А.С.Пушкин Песнь о вещем Олеге». Сравнение текста летописи и исторических источников.

1

 

 

 

5

Поэтический текст былины. «Ильины три поез- дочки». Прозаиче­ский текст былины в пересказе И. Карнауховой.

1

 

 

 

6

Герой былины — защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри».

1

 

 

 

7

Сергий Радонежский — святой земли Русской.  В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому.

1

 

 

 

8

Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея.

1

 

 

 

 

3. Чудесный мир классики

16

 

 

Компьютер, проектор.

Электронное приложение к учебнику.

Прогнозировать содержание раздела. Планиро­вать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произ­ведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведе­ния.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобра­зительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писате­лей.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Высказывать суждение о значении произведе­ний русских классиков для России и русской культуры.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической ра­боты, представленной в учебнике.

 

 

 

 

 

 

 

 

2,3,5

 

9

Знакомство с названием раздела, прогнозирова­ние его содержания.

1

 

 

 

10

П. П.Ершов. «Конёк-горбунок» .  Сравнение литературной и народной сказок.

1

 

 

 

11

П. П.Ершов «Конёк-горбунок». Герои сказки.

1

 

 

 

12

А.С. Пушкин.
Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»

Стихи об осени в произведениях кубанских поэтов.

1

 

 

 

13

А. С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Мотивы народной сказки в литературной.

1

 

 

 

 

14

А. С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев.

1

 

 

 

15

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана.

1

 

 

 

16

А. С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях». Пересказ основных эпизодов сказки. Что за прелесть эти казачьи сказки.

1

 

 

 

17

М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека». Картины природы в стихотворении.

1

 

 

 

18

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Характеристика героев, отношение к ним.

1

 

 

 

19

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»

Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

1

 

 

 

20

Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»

1

 

 

 

21

Л.Н.Толстой «Детство». Характер героев художественного текста.

1

 

 

 

22

Л.Н. Толстой. «Как мужик камень убрал». Главная мысль. Особенности басни.

1

 

 

 

23

А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа — герои своего време­ни.

1

 

 

 

24

А. П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста.

1

 

 

 

 

4. Поэтическая тетрадь

8

 

 

Компьютер, проектор.

Электронное приложение к учебнику.

Прогнозировать содержание раздела. Готовить­ся к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произ­ведение; читать выразительно стихи русских по­этов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной вырази­тельности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, кото­рая больше всего соответствует содержанию про­изведения.

Определять по тексту, как отражаются пережи­вания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с соб­ственными, личными переживаниями и отноше­ниями к жизни, природе, людям. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая измене­ния в настроении, выраженные автором. Самостоятельно оценивать своё чтение

1,3,6

 

25

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

 

 

 

26

Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…» Ф. И. Тютчев.  «Как неожиданно
и ярко…»

1

 

 

 

27

А.А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении  «Весенний дождь», «Бабочка»

1

 

 

 

28

Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..»,  «Где сладкий шепот…»

1

 

 

 

29

Картина сельского быта.
А. Н. Плещеев. «Дети и птичка». Приазовские поэты – детям.

1

 

 

 

30

 И. С. Никитин  «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении.

1

 

 

 

31

 Н. А. Некрасов  «Школьник», «В зимние

сумерки нянины сказки…». Выразительное чтение.

1

 

 

 

32

 И. А. Бунин  «Листопад». Картина осени в стихах. Поэты Кубани о природе.

1

 

 

 

 

5. Литературные сказки

13

 

 

Компьютер, проектор.

Электронное приложение к учебнику.

 

Прогнозировать содержание раздела. Планиро­вать работу на уроке. читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

Пересказывать сказку по плану подробно и вы­борочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы.

Составлять рекомендованный список лите­ратуры.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

 

2,3,4,7

 

 

33

Знакомство с названием раздела, прогнозирова­ние его содержания.

1

 

 

 

 

34

 В. Ф. Одоевский  «Городок в табакерке».

1

 

 

 

35

В. Ф. Одоевский  «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра.

1

 

 

 

36

В. Ф. Одоевский  «Городок в табакерке». Деление текста на части.

1

 

 

 

37

В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Составление плана сказки. Подробный пересказ.

1

 

 

 

38

В. М. Гаршин  «Сказка о жабе и  розе». Сказка или рассказ.

1

 

 

 

39

В. М. Гаршин  «Сказка о жабе и  розе». Особенности данного литературного жанра.

1

 

 

 

40

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста.

1

 

 

 

41

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце».

1

 

 

 

42

П. П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1

 

 

 

43

Сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

1

 

 

 

44

Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

1

 

 

 

45

Оценка достижений по разделу «Литературные сказки». Сказка сладка, да дело гутарит.

1

 

 

 

 

6. Делу время – потехе час

10

 

 

Компьютер, проектор,

электронное приложение к учебнику.

 

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведе­ние. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, соотно­сить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.

Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра.

Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе.

Находить необходимую информацию в справоч­ной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на ав­торские произведения

2,4,5,7

 

46

Знакомство с названием раздела, прогнозирова­ние его содержания. Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».

1

 

 

 

47

 

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.

1

 

 

 

48

Поучительный смысл «Сказки
о потерянном времени»  Е. Л. Шварца

1

 

 

 

49

В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического эффекта

1

 

 

 

50

В.Ю.Драгунский «Главные реки». Пересказ текста от лица героев.

1

 

 

 

51

Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка».

1

 

 

 

52

В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»

1

 

 

 

53

Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»

1

 

 

 

54

Юмористические рассказы  В.Ю.рагунского.

1

 

 

 

55

Оценка достижений.  «Делу – время, потехе – час» в казачьих народных произведениях.

1

 

 

 

 

7. Страна детства

8

 

 

Компьютер, проектор.

Электронное приложение к учебнику.

Прогнозировать содержание раздела. Планиро­вать работу на уроке.

Подбирать книги по теме, рассказывать об их

содержании.

Воспринимать на слух художественное произ­ведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористиче­ских рассказов; определять отношение авто­ра к героям.

Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора.

Анализировать возможные заголовки произве­дений.

Использовать в своей речи средства художе­ственной выразительности (сравнения, эпитеты). Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

1,2,7

 

56

Знакомство с названием раздела, прогнозирова­ние его содержания.

1

 

 

 

57

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета.

1

 

 

 

58

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Герои произведения.

1

 

 

 

59

Особенности развития событий в произведении К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

1

 

 

 

60

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев

1

 

 

 

61

М.М.Зощенко. «Ёлка». Герои произведения.

 

1

 

 

 

62

М.М.Зощенко. «Ёлка». Составление плана. Улыбка детства в произведениях кубанских поэтов.

 

 

 

 

63

Оценка достижений по разделу «Страна детства».

1

 

 

 

 

8. Поэтическая  тетрадь

6

 

 

Компьютер, проектор.

Электронное приложение к учебнику.

Прогнозировать содержание раздела. Подби­рать любимые стихи к теме. Воспринимать на слух художественное произ­ведение; размышлять над его содержанием. Сравнивать стихотворения разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произ­ведения поэтического творчества. Определять особенности поэтического творче­ства разных поэтов, выражать своё отношение. Рассказывать об эпизодах из своего детства. Участвовать в конкурсе чтецов со своим люби­мым стихотворением

1,2,3,6

 

64

Знакомство с названием раздела. Тема детства в произведениях  В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»

1

 

 

 

65

Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»

1

 

 

 

66

Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка»,

1

 

 

 

67

М. И. Цветаева «Наши царства»

 

 

 

 

68

Оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

 

 

 

69

Сравнение стихов кубанских поэтов на одну и ту же тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Природа и мы

10

 

 

Компьютер, проектор.

Электронное приложение к учебнику.

Прогнозировать содержание раздела. Планиро­вать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произ­ведение; высказывать своё мнение. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на ос­нове текста.

Наблюдать, как авторы передают красоту при­роды с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы.

Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно и выборочно. Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.

Составлять самостоятельно текст для энцикло­педического словаря. Читать выразительно диалоги из текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

1,3,6

 

70

Знакомство с названием раздела, прогнозирова­ние его содержания.

1

 

 

 

71

Отношения человека и птицы в  рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

1

 

 

 

72

Роль рассуждений и диалогов в  рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

1

 

 

 

73

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе

1

 

 

 

74

Тема самопожертвования
в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

1

 

 

 

75

Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

1

 

 

 

76

Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении

1

 

 

 

77

Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

 

 

 

78

Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

 

 

 

79

Проект: « Природа и мы» Оценка достижений. Изображение природы в произведениях кубанских поэтов.

1

 

 

 

 

 

10. Поэтическая тетрадь

5

 

 

Компьютер, проектор.

Электронное приложение к учебнику.

 

Прогнозировать содержание раздела. Подо­брать сборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть. Воспринимать на слух художественное произ­ведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического ге­роя.

Наблюдать за особенностями оформления сти­хотворной речи.

Находить средства художественной выразитель­ности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической ра­боты, представленной в учебнике.

1,4,6

 

80

Знакомство с названием раздела, прогнозирова­ние его содержания.

Картины осени в лирическом произведении Б. Л. Пастернака «Золотая осень»

1

 

 

 

 

81

Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах  С. А. Клычкова «Весна в лесу»

1

 

 

 

82

Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето»

1

 

 

 

83

Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь»

1

 

 

 

84

Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка» Оценка достижений. Мотивы кубанского творчества в поэзии.

1

 

 

 

 

 

 

 

11. Родина

9

 

 

Компьютер, проектор.

Электронное приложение к учебнику.

Прогнозировать содержание раздела. Планиро­вать работу на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произ­ведение.

Читать стихи выразительно, передавая чувство

гордости за своих предков.

Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя про­читанные произведения.

Предполагать содержание произведения по его названию.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу.

Писать сценарий поэтического вечера. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. Участвовать в проекте: распределять роли, на­ходить нужную информацию, представлять её в соответствии с заданной тематикой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

1,3,6

 

85

Тема любви к Родине и ее
героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь»

1

 

 

 

86

Патриотическое звучание, выразительность стихотворения  С. Д. Дрожжина «Родине».

1

 

 

 

87

А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

1

 

 

 

88

Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

1

 

 

 

89

С.А. Клычков «Весна в лесу»

1

 

 

 

90

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

1

 

 

 

91

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

 

1

 

 

 

92

С.А. Есенин «Лебедушка».

1

 

 

 

93

 

Проект «Они защищали Родину». Оценка планируемых достижений. Тема Родины в произведениях поэтов Кубани.

1

 

 

 

 

 

 

12. Страна Фантазия

7

 

 

Компьютер, проектор.

Электронное приложение к учебнику.

Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произве­дение.

Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произ­ведения.

Придумывать фантастические истории (с помо­щью учителя или самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

2,3,7

 

94

Знакомство с названием раздела, прогнозирова­ние его содержания.

1

 

 

 

95

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

1

 

 

 

96

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

1

 

 

 

97

Кир Булычев. «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

1

 

 

 

98

Кир Булычев. «Путешествие Алисы».

1

 

 

 

99

Сравнение героев фантастических романов.

 

 

 

 

100

Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Оценка планируемых достижений. Проверочная работа (тест)

1

 

 

 

 

13. Зарубежная литература

12

 

 

Компьютер, проектор.

Электронное приложение к учебнику.

Прогнозировать содержание раздела. Планиро­вать работу на уроке.

Подготовить к выставке книги зарубежных пи­сателей.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя автор­ский текст. Высказывать своё мнение о прочи­танном произведении.

Характеризовать поступки героев произведе­ния.

Пользоваться списком рекомендованной лите­ратуры для выбора книги.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

2,3,5,7

 

101

 

Знакомство с названием раздела, прогнозирова­ние его содержания.

 Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

 

 

 

 

102

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

 

 

 

 

103

Герои произведения. Дж. Свифта «Путешествие Гулливера» Особенности их характеров.

1

 

 

 

104

Авторская сказка Г.Х. Андерсена «Русалочка»

1

 

 

 

105

Персонажи сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка»

1

 

 

 

106

Особенности повествования произведения М. Твена «Приключения Тома Сойера»

1

 

 

 

107

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы.

1

 

 

 

108

Сравнение героев, их поступков.  М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1

 

 

 

109

Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

1

 

 

 

110

Библейские сказания. С. Лагерлеф. «Святая ночь»,  «В Назарете»

1

 

 

 

111

 С. Лагерлеф. Святое семейство. Иисус и Иуда.

1

 

 

 

112

Оценка достижений по разделу «Зарубежная литература».

1

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

 

№ п\п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспе­чения

Количест­во

                                  Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 4 класса (программы, учебники, ра­бочие тетради и др.)

По комплекту

2

Примерная программа начального общего обра­зования по литературному чтению.

1

3

Методические пособия (рекоменда­ции к проведению уроков литературного чтения).

4

4

Учебно-наглядные пособия.

В библиотеке

5

Справочные пособия, энциклопедии по литературному чтению.

В библиотеке

 

Печатные пособия

 

1

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словооб­разовательный словари

В библиотеке

 

Информационно-коммуникативные средства

 

1

Мультимедийные обучающие программы по литературному чтению

2

 

Технические средства обучения

 

1

Компьютер

2

2

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

2

3

Сканер (по возможности).

1

4

Принтер струйный цветной (по возможности).

1

5

Интерактивная доска

1

6

Мультимедийный проектор

2

 

Оборудование класса

 

1

Ученические столы двухместные с комп­лектом стульев.

26

2

Стол учительский с тумбой.

2

3

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласовано                                                                                  Согласовано                                                                                                                                                                Протокол заседания МО                                                              зам. директора по УВР                                                                                                                               учителей начальных классов                                                        ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­---------------Кротко Л.В.                                                                                                                                                                  

 от  _____________2022г №1                                                       ____________2022г                                                                                                                    

___________________ Костенко С.И..                                                                                              

 

 


 

Краснодарский край Калининский район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 х

Краснодарский край Калининский район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 х

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека,

Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека,

Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения

Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Гражданское воспитание включает: - формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; - развитие культуры межнационального общения;…

Гражданское воспитание включает: - формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; - развитие культуры межнационального общения;…

Российской Федерации; - приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; - популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; -…

Российской Федерации; - приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; - популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; -…

Предметные результаты : 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для…

Предметные результаты : 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для…

Учащиеся получат возможность научиться: • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о…

Учащиеся получат возможность научиться: • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о…

Учащиеся получат возможность научиться: • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм

Учащиеся получат возможность научиться: • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя)

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя)

Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания

Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс

Составлять рассказ по репродукциям картин из­вестных художников

Составлять рассказ по репродукциям картин из­вестных художников

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений

Определять по тексту, как отражаются пережи­вания автора в его стихах

Определять по тексту, как отражаются пережи­вания автора в его стихах

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 2,3,4,7 33

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 2,3,4,7 33

Электронное приложение к учебнику

Электронное приложение к учебнику

Природа и мы 10

Природа и мы 10

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической ра­боты, представленной в учебнике

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической ра­боты, представленной в учебнике

Страна Фантазия 7

Страна Фантазия 7

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса : № п\п

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса : № п\п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2022