Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Кадетская школа №7 имени В.В.Кашкадамовой»
Исследовательский проект
«Сказка – ложь, да в ней намёк…»
Выполнил
ученик 4 А класса
МБОУ «КШ №7 им.В.В.Кашкадамовой»
Ерёмин Андрей.
Руководитель:
Николаева Надежда Александровна,
учитель начальных классов
Содержание
1. Введение
2. Что такое сказка?
3. Чему учит сказка?
4. «Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам - урок»
5. Заключение
6. Список литературы
Добрую сказку помню я с детства.
Хочу, чтобы сказку послушал и ты.
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародит в нём зерно доброты.
Введение
Все ребята нашего класса любят сказки. Раньше нам их читали родители, бабушки, дедушки. Будучи малышами, мы с удовольствием играем в игры-потешки, «варим» кашу с сорокой-белобокой, засыпаем под колыбельные песенки. Становясь старше, мы разгадываем загадки, слушаем и сами рассказываем сказки. А сейчас мы научились читать и сами можем знакомиться с народной мудростью, путешествуя при этом вместе с героями: колобком, зайкой-попрыгайкой, петушком-золотым гребешком...
Любая сказка обладает такой волшебной силой, что её всегда хочется дослушать до конца и узнать ,чем всё закончится. Мы ещё не всегда можем разобраться в том, где зло, а где добро. Но подсознательно верим в то, что зло будет наказано, ну а добро восторжествует.
Когда мы ходили в детский сад, то нас учили понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», но мы не всегда поступали правильно. Теперь мы стали школьниками и учимся отличать добро от зла. И в этом нашими помощниками являются книги, чаще всего – сказки.
Недаром говорят: «Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок». Древние традиции нашего народа заложены в русских народных сказках. Читая сказки, сравнивая их, анализируя, мы понимаем, о чём «намекают» сказки и какова их главная мысль, с какой целью они создавались.
Мы, современные дети, по-другому мыслим, иначе воспринимаем мир и пользуемся такими благами, о которых только в сказках раньше и рассказывали. Но ведь именно сказка является связующим звеном между различными поколениями и народами, так как человеческие ценности со временем и расстоянием практически не изменяются. Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.
Актуальность.
Когда мы пришли в первый класс, многие из моих одноклассников не умели выполнять правила поведения и уважительно относиться к старшим. Но, когда учитель задавал вопрос, все правильно отвечали по поводу правил поведения и хороших манер. Получается, что ответы все давали верные, а поступали не всегда правильно. Если мы обсуждали сказку, всем было интересно работать. Я решил обратиться к сказкам и изучить их.
Область исследования: литература.
Предмет исследования: русские народные сказки.
Взрослые часто просят нас соблюдать правила поведения, уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу. Особенно их огорчает, как мы ведём себя по отношению к своим родителям, бабушкам, дедушкам, учителям. А ведь эти люди о нас заботятся и стараются дать всё самое лучшее.
Цель: проанализировать, как с помощью сказки русский народ учил детей относится к старшим.
Гипотеза: я предположил, что, если мы осознанно будем читать сказки, то воспитаем в себе такие человеческие качества, которые позволят нам уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу. Именно русские народные сказки помогут в этом мне и моим одноклассникам.
Для исследования этой проблемы, я решил перечитать сказки, собрать информацию о них в разных источниках и поставил перед собой следующие задачи:
изучить русские народные сказки;
выявить ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того, что не выполняли правил поведения хорошего тона;
проследить, какими приёмами пользовались составители сказок для того, чтобы научить героев уважительному отношению к старшим;
привлечь внимание одноклассников к этой проблеме.
В работе над проектом мы использовали следующие методы и формы:
наблюдение;
анкетирование, опрос;
анализ;
обобщение;
классификация.
Что такое сказка?
Мы провели практическое исследование на основе русских народных сказок.
Сказка - произведение устного народного творчества, повествующее о вымышленных событиях. Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. По образцу народных сказок создавались и литературные сказки.
Сказка - это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Появились сказки ещё задолго до изобретения книг, и даже письменности. Их ещё в глубокой древности сочинил народ и, передавая из уст в уста, бережно пронёс через столетия.
Народные сказки - самая древняя из форм устного народного творчества отдельного региона, присутствующая у всех народов, такая сказка отражает главные черты национального характера, одновременно отражает старинный быт.
Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных. Волшебные сказки – это чудесный мир, его фантастические образы и картины, которые удивляют и поражают нас. Бытовые – появились позднее. События в них вымышленные, но здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее. В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери, наделённые человеческими качествами.
Но не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение передаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты.
Чему учит сказка?
В ходе исследования я работал над русскими народными сказками. Перед чтением сказок была разработана анкета для того, чтобы ответить на вопросы: С какой целью создавались сказки? Чему учат нас сказки? Анкета была проведена среди учеников нашего класса. По итогам выявили, что
Сказка – это выдуманная история, которая чему-то учит;
Сказка – это мир, где много чудес и добра, где все друг другу помогают;
Сказку интересно слушать, потому что её сочинял народ;
Первую сказку дети услышали: от 1 года до 3 лет – 18 человек, от 3 лет до 5 лет – 6 человек;
Сами прочитали сказку: как только научились читать – 15 человек, в школьном возрасте – 9 человек;
Виды сказок знают большинство учащихся класса;
У каждого ученика есть любимая русская народная сказка. Есть и любимые герои сказок.
В результате анкетировании я выявил, что ребята нашего класса с удовольствием читают русские народные сказки с раннего возраста.
Чтобы найти ответ на вопрос «Почему всем так хочется попасть в волшебный мир сказки?», я провел опрос на перемене среди учащихся 1-4 классов. Ребята, почти не задумываясь, отвечали: наверное, потому что…
там иного приключений;
там можно полетать на ковре-самолёте, побегать в сапогах-скороходах, спрятаться с помощью шапки-невидимки;
там есть волшебство;
там добро побеждает зло;
там можно подружиться со сказочными героями.
Видно, что ребята с увлечением читают сказки, вникают в их суть.
«Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам - урок»
Мною были изучены многие русские народные сказки. Рассмотрим некоторые из них.
В русской народной сказке «Гуси-лебеди» девочка не послушала, что ей наказывали отец с матерью, и её братец попал в беду. Но девочка не растерялась и побежала искать братца. По дороге она встречает яблоню, печку, речку с кисельными берегами. Когда девочка обращалась к этим персонажам без уважения, никто ей не хотел ей помочь. А когда она стала обращаться ласково и уважительно: печка-матушка, речка-матушка, все девочке помогли. Родителей девочка называет батюшка и матушка. Даже к злой Бабе-Яге обращается вежливо. В этой сказке девочке помогли упорство, трудолюбие и вежливое обращение.
В сказке «Колобок» герой сбежал от бабы и деда не знал, что его ждут большие опасности. Вся история Колобка закончилась тем, что его съела хитрая лиса. Непослушание Колобка привело его к гибели.
Попала в опасность и Машенька из сказки «Маша и медведь», когда не послушала старших и отстала от подружек. В этой сказке Машенька тоже очень ласково и вежливо называет своих родных бабушкой и дедушкой. Девочке помогли выбраться из сложной ситуации смекалка и трудолюбие.
В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» Иван Царевич сначала обругал старую женщину, которая встретилась ему на пути. А потом призадумался: «За что я обругай старуху? Дай, ворочу её; старые люди хитры и догадливы! Авось, что доброе скажет». После этого Иван-Царевич уже обращается к старушке по-другому. «И стал ворочать старушку: Воротись, бабушка, да прости моё слово глупое! Ведь я с досадой вымолвил». Такое поведение помогло царевичу в его поисках.
В сказке «Каша из топора» солдат обращается к старой женщине: «Здравствуй, божья старушка!» Хоть и старуха была вредной, но солдат не грубил ей, потому, что она была старше его и заслуживала уважения.
В сказке «Морозко» девушка, которая была терпелива и вежлива с Морозко, получила в награду соболью шубу, золото, серебро и короб с богатыми подарками. Пять раз спрашивал Морозко красну девицу, дедову дочку: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» А девушка хоть и замёрзла сильно, а отвечает вежливо и ласково: «Тепло, Морозушко. Тепло, батюшка». Здесь мы видим, как награждалось в сказках кротость и уважительное отношение в любой, даже самой тяжёлой, ситуации. А также видим, как было наказано неуважительное отношение к старшим на примере другой девушки - мачехиной дочки.
В сказке «Финист – Ясный Сокол», когда отец спрашивает у дочерей: «Что вам, дочки, купить? Чем порадовать?» Старшие дочери отвечают: «Купи по полушалку...». А младшая дочь обращается по-другому: «Купи мне, батюшка, пёрышко». Младшая дочь была самой любимой у батюшки за свою кротость и послушание.
Заключение.
В результате исследования я выяснил:
в большинстве русских народных сказок встречаются ситуации, из которых добрые молодцы, то есть мы - читатели можем получить урок;
в русских народных сказках непослушание родителей или взрослых наказывалось, а терпение и послушность (кротость) вознаграждались;
герой получал помощь только тогда, когда он вежливо обращался за ней и многим героям пришлось проходить целые испытания, чтобы понять это;
обращение к родителям и старшим людям было уважительным и ласковым: батюшка, матушка, бабушка, дедушка, божья старушка, старенький старичок, к родным - сестрица, братец;
главным в сказках был труд, с помощью которого герои выходили из сложных ситуаций.
Всё-таки моё предположение подтвердилось: взрослые не зря беспокоятся о нас и не разрешают нам грубить, вредничать и лениться. Они хотят научить нас уму-разуму. Ведь тот, кто в детстве не научится, потом намучится. А сказки, написанные много-много лет назад, помогают нам это понять.
В результате исследования я ещё раз убедился в том, что сказки сочинялись не просто так, а для того, чтобы научить нас правилам жизни, жить по традициям русского народа.
В классе я познакомил ребят со своим исследованием и продолжаю изучать русские народные сказки.
В следующем своем исследовательском проекте я бы хотел более подробно изучить русские народные сказки для того, чтобы создать «Путеводитель по сказкам». В нём я планирую рассказать, какие человеческие качества сформируются у читателей в ходе прочтения той или иной сказки. Надеюсь эта работа будет не менее увлекательной.
Список источников:
1. Василиса Прекрасная: Русская нар. сказка/ Худож. М.Ф.Петров.-М.: ОГИЗ, 1993.-22c.: ил.-На обл. загл. Василиса Прекрасная.
2. Волшебное кольцо: Русские народные сказки/ Ред. М.Шолохов; Худож. М.Н.Ромадин; Обраб. А.П.Платонов.-Печ-ся по изд. 1970г.-М.: Русская книга, 1993.-159c.: ил.
3. Гуси-Лебеди. Снегурочка. Верлиока. Морозко. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. А также потешки, песенки, скороговорки и загадки/ Худож. М.А.Иванов.-М.: Белый город, 2004.-47c.: ил.-(Сказочная кладовая).
4. Иван-царевич и серый волк: Скороговорки, пословицы и поговорки/ Худож. В.Н.Третьяков.-М.: Белый город, 2003.-47c.: ил.-(Сказочная кладовая).
5. Колобок: Сказка/ Обраб. К.Д.Ушинский; Рис. К.Кузнецова, Ю.Васнецова// Наши сказки. Кн.1: Русские народные сказки, песенки, загадки/ Сост. М.Боголюбская, А.Табенкина.-М.: Дет.лит., 1981.-С.10-16.
6. Морозко: [Рус. нар. сказка]/ Худож. Е.Владыченко.-Печ-ся по изд. 1982г.-М.: Гознак, 1987.-20c.:ил.
7. Русские волшебные сказки/ Худож. А.С.Плаксин; Обраб. С.В.Афоньшин.-М.: Эксмо, 2003.-64c.: ил.
8. Русские народные сказки [Электрон.ресурс].-Электрон.дан.-М.: ВИЭКС Мультимедиа, 2000.-Электрон.оптич.диск (CD-ROM).-В содерж.: Пастушья дудочка, Аленький цветочек, Лиса и волк.
9. Три медведя: Русские сказки.-М.: ОНИКС 21 век, 2001.-63c.: ил.-(Малышкина книжка).
10. Царевна-лягушка: [Рус. нар. сказка]/ Худож. М.Ф.Петров; Обраб. М.А.Булатов.-М.: ОГИЗ, 1993.-22c.: ил.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.