Проект "Сказка -ложь. да в ней намек "Еремина Андрея 4 а класс
Оценка 4.8

Проект "Сказка -ложь. да в ней намек "Еремина Андрея 4 а класс

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
4 кл
28.10.2021
Проект "Сказка -ложь. да в ней намек "Еремина Андрея 4 а класс
Это исследовательский проект .Цель: проанализировать, как с помощью сказки русский народ учил детей относится к старшим.Гипотеза: я предположил, что, если мы осознанно будем читать сказки, то воспитаем в себе такие человеческие качества, которые позволят нам уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу.
Проект СКАЗКА ЛОЖЬ. Еремин А..docx

Картинки по запросу рамка для реферата а4                   

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Кадетская школа №7 имени В.В.Кашкадамовой»

 

 

 

 

 

Исследовательский проект

 

  «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

 

Картинки по запросу в гостях у сказки ставни

Выполнил

ученик 4 А класса

МБОУ «КШ №7 им.В.В.Кашкадамовой»

Ерёмин Андрей.

Руководитель:

Николаева Надежда Александровна,

                                                                            учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.            Введение

2.            Что такое сказка?

3.            Чему учит сказка?

4.             «Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам - урок»

5.            Заключение

6.            Список литературы

Добрую сказку помню я с детства.

Хочу, чтобы сказку послушал и ты.

Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародит в нём зерно доброты.

Введение

Все ребята нашего класса любят сказки. Раньше нам их читали родители, бабушки, дедушки. Будучи малышами, мы с удовольствием играем в игры-потешки, «варим» кашу с сорокой-белобокой, засыпаем под колыбельные песенки. Становясь старше, мы разгадываем загадки, слушаем и сами рассказываем сказки.  А сейчас мы научились читать и сами можем знакомиться с народной мудростью, путешествуя при этом вместе с героями: колобком, зайкой-попрыгайкой, петушком-золотым гребешком...

Любая сказка обладает такой волшебной силой, что её всегда хочется дослушать до конца и узнать ,чем всё закончится. Мы ещё не всегда можем разобраться в том, где зло, а где добро. Но подсознательно верим в то, что зло будет наказано, ну а добро восторжествует.

Когда мы ходили в детский сад, то нас учили понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», но мы не всегда поступали правильно. Теперь мы стали школьниками и учимся отличать добро от зла. И в этом нашими помощниками являются книги, чаще всего – сказки.

Недаром говорят: «Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок». Древние традиции нашего народа заложены в русских народ­ных сказках. Читая сказки, сравнивая их, анализируя, мы понимаем, о чём «намекают» сказки и какова их главная мысль, с какой целью они создавались.

Мы, современные дети, по-другому мыслим, иначе воспринимаем мир и пользуемся такими благами, о которых только в сказках раньше и рассказывали. Но ведь именно сказка является связующим звеном между различными поколениями и народами, так как человеческие ценности со временем и расстоянием практически не изменяются. Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.

Актуальность.

Когда мы пришли в первый класс, многие из моих однокласс­ников не умели выполнять правила поведения и уважительно отно­ситься к старшим. Но, когда учитель задавал вопрос, все правильно отвечали по поводу правил поведения и хороших манер. Получает­ся, что ответы все давали верные, а поступали не всегда правильно. Если мы обсуждали сказку, всем было интересно работать. Я решил обратиться к сказкам и изучить их.

Область исследования: литература.

Предмет исследования: русские народные сказки.

Взрослые часто просят нас соблюдать правила поведения, ува­жительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу. Особенно их огорчает, как мы ведём себя по отношению к своим родителям, бабушкам, дедушкам, учителям. А ведь эти люди о нас заботятся и стараются дать всё самое лучшее.

Цель: проанализировать, как с помощью сказки русский народ учил детей относится к старшим.

Гипотеза: я предположил, что, если мы осознанно будем читать сказки, то воспитаем в себе такие человеческие качества, которые позволят нам уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу. Именно русские народные сказки помогут в этом мне и моим одноклассникам.

Для  исследования этой проблемы, я решил перечитать сказки, собрать информацию о них в разных источниках и поставил перед собой следующие задачи:

*      изучить русские народные сказки;

*      выявить ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того, что не выполняли правил поведения хорошего тона;

*      проследить, какими приёмами пользовались составители сказок для того, чтобы научить героев уважительному отноше­нию к старшим;

*      привлечь внимание одноклассников к этой проблеме.

В работе над проектом мы использовали следующие методы и формы:

*      наблюдение;

*      анкетирование, опрос;

*      анализ;

*      обобщение;

*      классификация.

 

Что такое сказка?

Мы провели практическое исследование на основе русских на­родных сказок.

Сказка - произведение устного народного творчества, повест­вующее о вымышленных событиях. Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. По образцу народных сказок создавались и литературные сказки.

Сказка - это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Появились сказки ещё задолго до изобретения книг, и даже письменности. Их ещё в глубокой древности сочинил народ и, передавая из уст в уста, бережно пронёс через столетия.

 Народные сказки - самая древняя из форм устного народного творчества отдельного региона, присутствующая у всех народов, такая сказка отражает главные черты национального характера, од­новременно отражает старинный быт.

Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных. Волшебные сказки – это чудесный мир, его фантастические образы и картины, которые удивляют и поражают нас. Бытовые – появились позднее. События в них вымышленные, но здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее. В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери, наделённые человеческими качествами.

Но не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение пе­редаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты.

 

Чему учит сказка?

 

Картинки по запросу ребенку читают сказкиВ ходе исследования я работал над русскими народными сказ­ками. Перед чтением сказок была разработана анкета для того, чтобы ответить на вопросы: С какой целью создавались сказки? Чему учат нас сказки? Анкета была проведена среди учеников нашего класса. По итогам  выявили, что

*       Сказка – это выдуманная история, которая чему-то учит;

*       Сказка – это мир, где много чудес и добра, где все друг другу помогают;

*       Сказку интересно слушать, потому что её сочинял народ;

*       Первую сказку дети услышали: от 1 года до 3 лет – 18 человек, от 3 лет до 5 лет – 6 человек;

*       Картинки по запросу ребенку читают сказкиСами прочитали сказку: как только научились читать – 15 человек, в школьном возрасте – 9 человек;

*       Виды сказок знают большинство учащихся класса;

*       У каждого ученика есть любимая русская народная сказка. Есть и любимые герои сказок.

В результате анкетировании я выявил, что ребята нашего класса с удовольствием читают русские народные сказки с раннего возраста.

Чтобы найти ответ на вопрос «Почему всем так хочется попасть в волшебный мир сказки?», я провел опрос на перемене среди учащихся 1-4 классов. Ребята, почти не задумываясь, отвечали: наверное, потому что…

*       там иного приключений;

*       там можно полетать на ковре-самолёте, побегать в сапогах-скороходах, спрятаться с помощью шапки-невидимки;

*       там есть волшебство;

*       там добро побеждает зло;

*       там можно подружиться со сказочными героями.

Видно, что ребята с увлечением читают сказки, вникают в их суть.

 

«Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам  - урок»

 

Мною были изучены многие русские народные сказки. Рассмотрим некоторые из них.

Картинки по запросу гусилебедиВ русской народной сказке «Гуси-лебеди» девочка не послушала, что ей наказывали отец с матерью, и её бра­тец попал в беду. Но девочка не расте­рялась и побежала искать братца. По дороге она встречает яблоню, печку, речку с кисельными берегами. Когда девочка обращалась к этим персонажам без уважения, никто ей не хотел ей помочь. А когда она стала обращаться ласково и уважительно: печка-матушка, речка-матушка, все девочке помог­ли. Родителей девочка называет батюшка и матушка. Даже к злой Бабе-Яге обращается вежливо. В этой сказке девочке помогли упорство, трудолюбие и вежливое обращение.

Картинки по запросу колобок на прозрачном фоне

В сказке «Колобок» герой сбежал от бабы и деда не знал, что его ждут большие опасности. Вся история Колобка закончилась тем, что его съела хитрая лиса. Непослушание Колобка при­вело его к гибели.

Картинки по запросу маша и медведь сказка

Попала в опасность и Машенька из сказки «Маша и медведь», когда не послушала старших и отстала от подружек. В этой сказке Машенька тоже очень ласково и вежливо назы­вает своих родных бабушкой и де­душкой. Девочке помогли выбраться из сложной ситуации смекалка и трудолюбие.

Картинки по запросу Морской царь и Василиса ПремудраяКартинки по запросу каша из топораВ сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» Иван Царевич сначала обругал старую женщину, которая встре­тилась ему на пути. А потом призадумался: «За что я обругай старуху? Дай, ворочу её; старые люди хитры и догадливы! Авось, что доброе ска­жет». После этого Иван-Царевич уже обращается к старушке по-другому. «И стал ворочать ста­рушку: Воротись, бабушка, да прости моё слово глупое! Ведь я с досадой вымолвил». Такое поведе­ние помогло царевичу в его поисках.

 

 В сказке «Каша из топора» солдат об­ращается к старой женщине: «Здравствуй, божья старушка!» Хоть и старуха была вредной, но солдат не грубил ей, потому, что она была старше его и заслуживала уважения.

 

Картинки по запросу морозко сказкаКартинки по запросу морозко сказка В сказке «Морозко» де­вушка, которая была терпелива и вежлива с Морозко, получила в награду соболью шубу, золо­то, серебро и короб с богатыми подарками. Пять раз спрашивал Морозко красну девицу, дедову дочку: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» А де­вушка хоть и замёрзла сильно, а отвечает вежливо и ласково: «Тепло, Морозушко. Тепло, батюшка». Здесь мы видим, как награ­ждалось в сказках кротость и уважительное отношение в любой, даже самой тяжёлой, ситуации. А также видим, как было наказано неуважительное отношение к старшим на примере другой девушки -  мачехиной дочки.  

Картинки по запросу финист ясный сокол сказка купи мне перышко

 В сказке «Финист – Ясный Сокол», когда отец спрашивает у дочерей: «Что вам, дочки, купить? Чем порадовать?» Старшие дочери отвечают: «Купи по полушалку...». А младшая дочь обращается по-другому: «Купи мне, ба­тюшка, пёрышко». Младшая дочь была самой любимой у батюшки за свою кротость и по­слушание.

 

 

Заключение.

 

В результате исследования я выяснил:

*      в большинстве русских народных сказок встречаются си­туации, из которых добрые молодцы, то есть мы - читатели мо­жем получить урок;

*      в русских народных сказках непослушание родителей или взрослых наказывалось, а терпение и послушность (кротость) возна­граждались;

*      герой получал помощь только тогда, когда он вежливо обращался за ней и многим героям пришлось проходить целые испытания, чтобы понять это;

*      обращение к родителям и старшим людям было уважи­тельным и ласковым: батюшка, матушка, бабушка, дедушка, бо­жья старушка, старенький старичок, к родным - сестрица, бра­тец;

*      главным в сказках был труд, с помощью которого герои выходили из сложных ситуаций.

Всё-таки моё предположение подтвердилось: взрослые не зря беспокоятся о нас и не разрешают нам грубить, вредничать и ле­ниться. Они хотят научить нас уму-разуму. Ведь тот, кто в детстве не научится, потом намучится. А сказки, написанные много-много лет назад, помогают нам это понять.

В результате исследования я ещё раз убедился в том, что сказки сочинялись не просто так, а для того, чтобы научить нас правилам жизни, жить по традициям русского народа.

В классе я познакомил ребят со своим исследованием и про­должаю изучать русские народные сказки.

В следующем своем исследовательском проекте я бы хотел более подробно изучить русские народные сказки для того, чтобы создать «Путеводитель по сказкам». В нём я планирую рассказать, какие человеческие качества сформируются у читателей в ходе прочтения той или иной сказки. Надеюсь эта работа будет не менее увлекательной.

Картинки по запросу сказка

Список источников:

1.   Василиса Прекрасная: Русская нар. сказка/ Худож. М.Ф.Петров.-М.: ОГИЗ, 1993.-22c.: ил.-На обл. загл. Василиса Прекрасная.

2.   Волшебное кольцо: Русские народные сказки/ Ред. М.Шолохов; Худож. М.Н.Ромадин; Обраб. А.П.Платонов.-Печ-ся по изд. 1970г.-М.: Русская книга, 1993.-159c.: ил.

3.   Гуси-Лебеди. Снегурочка. Верлиока. Морозко. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. А также потешки, песенки, скороговорки и загадки/ Худож. М.А.Иванов.-М.: Белый город, 2004.-47c.: ил.-(Сказочная кладовая).

4.   Иван-царевич и серый волк: Скороговорки, пословицы и поговорки/ Худож. В.Н.Третьяков.-М.: Белый город, 2003.-47c.: ил.-(Сказочная кладовая).

5.   Колобок: Сказка/ Обраб. К.Д.Ушинский; Рис. К.Кузнецова, Ю.Васнецова// Наши сказки. Кн.1: Русские народные сказки, песенки, загадки/ Сост. М.Боголюбская, А.Табенкина.-М.: Дет.лит., 1981.-С.10-16.

6.   Морозко: [Рус. нар. сказка]/ Худож. Е.Владыченко.-Печ-ся по изд. 1982г.-М.: Гознак, 1987.-20c.:ил.

7.   Русские волшебные сказки/ Худож. А.С.Плаксин; Обраб. С.В.Афоньшин.-М.: Эксмо, 2003.-64c.: ил.

8.   Русские народные сказки [Электрон.ресурс].-Электрон.дан.-М.: ВИЭКС Мультимедиа, 2000.-Электрон.оптич.диск (CD-ROM).-В содерж.: Пастушья дудочка, Аленький цветочек, Лиса и волк.

9.   Три медведя: Русские сказки.-М.: ОНИКС 21 век, 2001.-63c.: ил.-(Малышкина книжка).

10.            Царевна-лягушка: [Рус. нар. сказка]/ Худож. М.Ф.Петров; Обраб. М.А.Булатов.-М.: ОГИЗ, 1993.-22c.: ил.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Содержание 1.

Содержание 1.

Добрую сказку помню я с детства

Добрую сказку помню я с детства

Взрослые часто просят нас соблюдать правила поведения, ува­жительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу

Взрослые часто просят нас соблюдать правила поведения, ува­жительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу

Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных

Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных

Ребята, почти не задумываясь, отвечали: наверное, потому что… там иного приключений; там можно полетать на ковре-самолёте, побегать в сапогах-скороходах, спрятаться с помощью шапки-невидимки; там есть…

Ребята, почти не задумываясь, отвечали: наверное, потому что… там иного приключений; там можно полетать на ковре-самолёте, побегать в сапогах-скороходах, спрятаться с помощью шапки-невидимки; там есть…

В сказке «Морской царь и Василиса

В сказке «Морской царь и Василиса

Заключение. В результате исследования я выяснил: в большинстве русских народных сказок встречаются си­туации, из которых добрые молодцы, то есть мы - читатели мо­жем получить урок;…

Заключение. В результате исследования я выяснил: в большинстве русских народных сказок встречаются си­туации, из которых добрые молодцы, то есть мы - читатели мо­жем получить урок;…

Список источников: 1.

Список источников: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2021