Ханс Кристиан Андерсен"Стойкий оловянный солдатик"
Оценка 4.6

Ханс Кристиан Андерсен"Стойкий оловянный солдатик"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
18.01.2022
Ханс Кристиан Андерсен"Стойкий оловянный солдатик"
Методическая разработка по сказке Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"
Стойкий оловянный солдатик.docx

Ханс Кристиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

1.Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. У нас сегодня  очень необычная работа. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот жест (открытые ладошки). Ответьте мне, пожалуйста, этим же жестом те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки) .Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей! Подержите их – почувствуйте мое тепло, а я почувствую вашу поддержку! Спасибо!

Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание сказочника: «Все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас!».Ханс Кри́стиан А́ндерсен
Давайте, мы тоже научимся делиться друг с другом только хорошим.

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

- Догадались, о чём пойдёт речь? (о сказках)

Прием «Черный ящик»

-А в сказку какого героя мы отправимся сегодня, вы узнаете, если угадаете, что лежит в этом чёрном ящике.

подсказки: 

1. С неё началась эта сказочная история.

2.Она была матерью 25 солдатикам. Про нее также есть –пословица .

3. Дорога она к обеду (пословица).

-Ложка

- Да, вы помните, что именно вот с такой старой оловянной ложки начались приключения оловянного солдатика в сказке Ханса Кристиана Андерсена.

-О чем эта сказка? (Об игрушечном солдатике).

 Прежде чем продолжить  урок проведем языковую разминку.

Речевая разминка

Прочитайте считалочку :  про себя, затем с вопросительной интонацией.

Аты – баты - шли солдаты.

Аты – баты - на базар.

Аты – баты - что купили?

Аты – баты - самовар.      

Как вы уже догадались, я приглашаю в гости в одну из сказок Великого датского сказочника  Ханса Христиана Андерсена. Он написал более 170 сказок. Любимый сказочник многих детей и взрослых. В преддверии такого замечательного праздника 2 апреля, в день рождения великого писателя, отмечается -  «Международный день детской книги». По решению Международного совета в знак глубокого уважения и любви к Г.Х. Андерсену.

Рассказывают, что однажды шёл  Андерсен по улице. Маленький мальчик играл у окна. Когда он увидел любимого сказочника, подбежал к нему и подарил  оловянного солдатика, хотя игрушек у него было не так уж и много.

 Утверждают, что так и родилась эта сказка. Сейчас приглашаю вас побыть в роли Сценаристов. На доске иллюстрация к сказке! Но в выстраивании сюжета была допущена ошибка. Нужно найти ошибку и правильно

выстроить сюжетную линию сказки.

--Мы приготовили, для  вас, необычные задание, мой помощник покажет вам одного из  героев сказки, обратите внимание, покажет, но не расскажет. (Один ученик показывает солдата с помощью движений : маршировка, стойка на одной ноге).

-Кто знает,  как называется такой прием рассказа?

-Где он встречается?

Ответы детей: в фильмах, на сцене, в цирке).

-Пантомима это движения, жесты, мимика с помощью которых артисты разговаривают на сцене.

-Кого изобразил, мой помощник?

(Нашего главного героя - Оловянного солдатика).

(На доске вывешивается рисунок солдатика).

--Прочитайте цитаты из текста, какими словами автор обращается к своему  герою ( На партах лежат распечатанные листы с разными цитатами о солдатике).

- А ещё он его называет «оловянным», что в данном случае имеет ввиду автор? (материал).

Словарная работа

ОЛОВЯННЫЙ: сделанный из олова. Олово - серебристо-белый металл, который идёт, на изготовление жести для консервных банок, а так же для покрытия других металлов с целью защиты от ржавчины.

- Оловянный солдатик — Андерсена- это игрушка, но сказочник оживляет его, наделяет душой, мыслями, чувствами, характером.

-Если ко второму имени солдатика можем найти точное определение. Так ли однозначно с именем – СТОЙКИЙ?

-Какими синонимами можно заменить слово стойкий?

Ответы детей: сильный, крепкий, твердый, устойчивый, прочный, упорный, мужественный, несгибаемый и т. д..

Словарная работа.

СТОЙКИЙ: (прямое значение: устойчивый; переносное значение: непоколебимый, упорный, твердый духом) (Сергей Иванович Ожегов).

--В каком значении употребляется слово «стойкий» в сказке по отношению к главному герою?
Вывод: в этой сказке двойной смысл: Стойкость - умение уверенно стоять на одной ноге. И второй - стойкость - это сила духа. Происшествия в сказке детские, а чувства настоящие, достойные
уважения.

-Как автор относится к своему главному герою? Какими словами он обращается к нему.

(Опорные слова на доске – самый замечательный; самый трусливый, самый неуклюжий,замечательный путешественник, горделивый, ничуть не загордился, бедняга, самовлюбленный),(упорный, устойчивый, смелый)

 После ответа детей, приклеивается на рисунке – олов. солд.

 

Учитель - В чём же главный смысл и цель существования солдатика, его высшее назначение?
 ( быть часовым, охранять, защищать красоту - хрупкую и беззащитную «прелестную танцовщицу, выполнять свой долг солдата)
Учитель - Как оловянный солдатик перенёс все испытания, выпавшие на его долю?( с особым достоинством, он не стал звать на помощь мальчика и служанку, выбежавших на улицу искать его.
«...он считал неприличным кричать на улице - ведь он был солдат и носил мундир».

-Итак, моя помощница

2 Выходит девочка – показывает танцевальные движения балерины-танцовщицы. (Взмахи ногами и стойка).

-Узнали, кого изобразила наша начинающая актриса?

Ответы детей: балерину- танцовщицу.

На доске вывешивается рисунок-образ балерины.

-Прочитайте цитаты из текста, какими словами автор обращается к свой героине ( На партах лежат распечатанные листы с разными цитатами о балерине).

-Как автор относится к своей героине? Он ею восхищается. Подчёркивает, ее нежность и хрупкость.

- Какими словами обращается? На доске опорные слова: прелестная танцовщица, ужасная девочка, горделивая особа, из знатныхмилее всего, ужаснее всего, добрая, злая, отзывчивая.

Опорные слова вывешивается на рисунке (образе) балерины.

-А, теперь сказка поможет нам отдохнуть.

Физкультминутка

Нам сказала балерина

«Станет талия осиной,

Если будем наклоняться :

Влево, вправо разов пять.

На одной ноге (правой)постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Посчитай до пяти,

Да, смотри, не упади.

А теперь постой на левой,

Сосчитай до пяти

Если ты солдатик смелый.

Спину выпрями, смотри,

Маршировку покажи.

3.  Прием «Черный ящик».

-Что это дети, как вы опишите данный предмет?

Из черного ящика достается шкатулка

(Ответы детей – шкатулка, деревянная, красивая, яркая, нежная).

-Такой предмет, непременно, украшает комнату, он тянет к себе, своей красотой.

В сказке встречается данный предмет?                   

Словарная работа

ТАБАКЕРКА:  небольшая коробочка, закрывающаяся крышкой. Используется для хранения  чего-либо.

-Какую роль выполнят эта табакерка-коробочка в сказке?

- Ответы детей : из него выскакивает тролль?

-Как по-другому можно назвать тролля?

-Ответы детей: злой волшебник.

А с кем можно сравнить  красивую шкатулку?

-С красивым человеком.

-Что может выскочить из красивого человека? (Плохие слова и поступки)

Ответы детей: плохие слова, плохие поступки, нехорошие действия.

-Учитель - Почему же погибли герои сказки?
«стойкий оловянный солдатик» - сказка литературная, и в отличие от народной сказки такая часто имеет грустный конец;

автор предупреждает: не всегда в жизни все складывается счастливо.

“… На другой день служанка стала выгребать из печки золу и нашла маленький комочек олова, похожий на сердечко…”. 

− Почему Андерсен написал не просто о кусочке олова, в который превратился раскалённый солдатик, а что в печке нашли "комочек олова, похожий на сердечко"?

- У него было,  доброе и благородное сердце?

− Почему автор оставляет сердечко нерасплавленным?         

− Любовь не уходит, любящее сердце остаётся, не погибает.

Самостоятельная работа учащихся «Потерянные вещи»!

-Сейчас, мы узнаем, кто очень внимательно читал сказку, обращая внимание на детали. Проведем самостоятельную работа На столах, у Вас лежат листы с предметами, которые принадлежат героям сказки. Вы должны показать стрелочкой кому, какой предмет принадлежит!

Самопроверка, с помощью слайда!

--Итак, мы подошли к самому главному вопросу, проблеме сказки.

Как вы думаете, что Андерсен хотел сказать нам своей сказкой?

Вывод: Своей сказкой автор ещё раз хочет нам как бы напомнить, предостеречь: в окружающем мире соотношение добра и зла, света и мрака, радости и боли зависят от каждого человека, от тебя, от нас. Какой выбор ты сделаешь?!

Рефлексия :

-У вас на столе лежат листочки с нарисованными солдатиками, если работать на уроке было легко и просто, раскрасьте самого большого, если были некоторые сложности, то раскрасьте того, что поменьше, и если вам было совсем, сложно, то раскрасьте самого маленького.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Ханс Кристиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Ханс Кристиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

По решению Международного совета в знак глубокого уважения и любви к

По решению Международного совета в знак глубокого уважения и любви к

Как автор относится к своему главному герою?

Как автор относится к своему главному герою?

Что это дети, как вы опишите данный предмет?

Что это дети, как вы опишите данный предмет?

Ханс Кристиан Андерсен"Стойкий оловянный солдатик"

Ханс Кристиан Андерсен"Стойкий оловянный солдатик"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2022