Ханс Кристиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».
1.Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. У нас сегодня очень необычная работа. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот жест (открытые ладошки). Ответьте мне, пожалуйста, этим же жестом те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки) .Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей! Подержите их – почувствуйте мое тепло, а я почувствую вашу поддержку! Спасибо!
Эпиграфом к нашему уроку будет
высказывание сказочника: «Все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас!».Ханс Кри́стиан А́ндерсен,
Давайте, мы тоже научимся делиться друг с другом только хорошим.
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
- Догадались, о чём пойдёт речь? (о сказках)
Прием «Черный ящик»
-А в сказку какого героя мы отправимся сегодня, вы узнаете, если угадаете, что лежит в этом чёрном ящике.
подсказки:
1. С неё началась эта сказочная история.
2.Она была матерью 25 солдатикам. Про нее также есть –пословица .
3. Дорога она к обеду (пословица).
-Ложка
- Да, вы помните, что именно вот с такой старой оловянной ложки начались приключения оловянного солдатика в сказке Ханса Кристиана Андерсена.
-О чем эта сказка? (Об игрушечном солдатике).
Прежде чем продолжить урок проведем языковую разминку.
Речевая разминка
Прочитайте считалочку : про себя, затем с вопросительной интонацией.
Аты – баты - шли солдаты.
Аты – баты - на базар.
Аты – баты - что купили?
Аты – баты - самовар.
Как вы уже догадались, я приглашаю в гости в одну из сказок Великого датского сказочника Ханса Христиана Андерсена. Он написал более 170 сказок. Любимый сказочник многих детей и взрослых. В преддверии такого замечательного праздника 2 апреля, в день рождения великого писателя, отмечается - «Международный день детской книги». По решению Международного совета в знак глубокого уважения и любви к Г.Х. Андерсену.
Рассказывают, что однажды шёл Андерсен по улице. Маленький мальчик играл у окна. Когда он увидел любимого сказочника, подбежал к нему и подарил оловянного солдатика, хотя игрушек у него было не так уж и много.
Утверждают, что так и родилась эта сказка. Сейчас приглашаю вас побыть в роли Сценаристов. На доске иллюстрация к сказке! Но в выстраивании сюжета была допущена ошибка. Нужно найти ошибку и правильно
выстроить сюжетную линию сказки.
--Мы приготовили, для вас, необычные задание, мой помощник покажет вам одного из героев сказки, обратите внимание, покажет, но не расскажет. (Один ученик показывает солдата с помощью движений : маршировка, стойка на одной ноге).
-Кто знает, как называется такой прием рассказа?
-Где он встречается?
Ответы детей: в фильмах, на сцене, в цирке).
-Пантомима – это движения, жесты, мимика с помощью которых артисты разговаривают на сцене.
-Кого изобразил, мой помощник?
(Нашего главного героя - Оловянного солдатика).
(На доске вывешивается рисунок солдатика).
--Прочитайте цитаты из текста, какими словами автор обращается к своему герою ( На партах лежат распечатанные листы с разными цитатами о солдатике).
- А ещё он его называет «оловянным», что в данном случае имеет ввиду автор? (материал).
Словарная работа
ОЛОВЯННЫЙ: сделанный из олова. Олово - серебристо-белый металл, который идёт, на изготовление жести для консервных банок, а так же для покрытия других металлов с целью защиты от ржавчины.
- Оловянный солдатик — Андерсена- это игрушка, но сказочник оживляет его, наделяет душой, мыслями, чувствами, характером.
-Если ко второму имени солдатика можем найти точное определение. Так ли однозначно с именем – СТОЙКИЙ?
-Какими синонимами можно заменить слово стойкий?
Ответы детей: сильный, крепкий, твердый, устойчивый, прочный, упорный, мужественный, несгибаемый и т. д..
Словарная работа.
СТОЙКИЙ: (прямое значение: устойчивый; переносное значение: непоколебимый, упорный, твердый духом) (Сергей Иванович Ожегов).
--В каком значении употребляется слово «стойкий» в сказке по
отношению к главному герою?
Вывод: в этой сказке двойной смысл: Стойкость - умение уверенно стоять
на одной ноге. И второй - стойкость - это сила духа. Происшествия в сказке
детские, а чувства настоящие, достойные уважения.
-Как автор относится к своему главному герою? Какими словами он обращается к нему.
(Опорные слова на доске – самый замечательный; самый трусливый, самый неуклюжий,замечательный путешественник, горделивый, ничуть не загордился, бедняга, самовлюбленный),(упорный, устойчивый, смелый)
После ответа детей, приклеивается на рисунке – олов. солд.
Учитель - В чём же главный
смысл и цель существования солдатика, его высшее назначение?
(
быть часовым, охранять, защищать красоту - хрупкую и беззащитную «прелестную
танцовщицу, выполнять свой долг солдата)
Учитель - Как оловянный солдатик перенёс все испытания,
выпавшие на его долю?( с особым достоинством, он не стал звать на помощь
мальчика и служанку, выбежавших на улицу искать его. «...он считал
неприличным кричать на улице - ведь он был солдат и носил мундир».
-Итак, моя помощница
2… Выходит девочка – показывает танцевальные движения балерины-танцовщицы. (Взмахи ногами и стойка).
-Узнали, кого изобразила наша начинающая актриса?
Ответы детей: балерину- танцовщицу.
На доске вывешивается рисунок-образ балерины.
-Прочитайте цитаты из текста, какими словами автор обращается к свой героине ( На партах лежат распечатанные листы с разными цитатами о балерине).
-Как автор относится к своей героине? Он ею восхищается. Подчёркивает, ее нежность и хрупкость.
- Какими словами обращается? На доске опорные слова: прелестная танцовщица, ужасная девочка, горделивая особа, из знатных, милее всего, ужаснее всего, добрая, злая, отзывчивая.
Опорные слова вывешивается на рисунке (образе) балерины.
-А, теперь сказка поможет нам отдохнуть.
Физкультминутка
Нам сказала балерина
«Станет талия осиной,
Если будем наклоняться :
Влево, вправо разов пять.
На одной ноге (правой)постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Посчитай до пяти,
Да, смотри, не упади.
А теперь постой на левой,
Сосчитай до пяти
Если ты солдатик смелый.
Спину выпрями, смотри,
Маршировку покажи.
3. Прием «Черный ящик».
-Что это дети, как вы опишите данный предмет?
Из черного ящика достается шкатулка
(Ответы детей – шкатулка, деревянная, красивая, яркая, нежная).
-Такой предмет, непременно, украшает комнату, он тянет к себе, своей красотой.
В сказке встречается данный предмет?
Словарная работа
ТАБАКЕРКА: небольшая коробочка, закрывающаяся крышкой. Используется для хранения чего-либо.
-Какую роль выполнят эта табакерка-коробочка в сказке?
- Ответы детей : из него выскакивает тролль?
-Как по-другому можно назвать тролля?
-Ответы детей: злой волшебник.
А с кем можно сравнить красивую шкатулку?
-С красивым человеком.
-Что может выскочить из красивого человека? (Плохие слова и поступки)
Ответы детей: плохие слова, плохие поступки, нехорошие действия.
-Учитель -
Почему же погибли герои сказки?
«стойкий
оловянный солдатик» - сказка литературная, и в отличие от народной сказки такая
часто имеет грустный конец;
автор предупреждает: не всегда в жизни все складывается счастливо.
“… На другой день служанка стала выгребать из печки золу и нашла маленький комочек олова, похожий на сердечко…”.
− Почему Андерсен написал не просто о кусочке олова, в который превратился раскалённый солдатик, а что в печке нашли "комочек олова, похожий на сердечко"?
- У него было, доброе и благородное сердце?
− Почему автор оставляет сердечко нерасплавленным?
− Любовь не уходит, любящее сердце остаётся, не погибает.
Самостоятельная работа учащихся «Потерянные вещи»!
-Сейчас, мы узнаем, кто очень внимательно читал сказку, обращая внимание на детали. Проведем самостоятельную работа На столах, у Вас лежат листы с предметами, которые принадлежат героям сказки. Вы должны показать стрелочкой кому, какой предмет принадлежит!
Самопроверка, с помощью слайда!
--Итак, мы подошли к самому главному вопросу, проблеме сказки.
Как вы думаете, что Андерсен хотел сказать нам своей сказкой?
Вывод: Своей сказкой автор ещё раз хочет нам как бы напомнить, предостеречь: в окружающем мире соотношение добра и зла, света и мрака, радости и боли зависят от каждого человека, от тебя, от нас. Какой выбор ты сделаешь?!
Рефлексия :
-У вас на столе лежат листочки с нарисованными солдатиками, если работать на уроке было легко и просто, раскрасьте самого большого, если были некоторые сложности, то раскрасьте того, что поменьше, и если вам было совсем, сложно, то раскрасьте самого маленького.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.