Система упражнений с целью подготовки выразительного чтения.
Данная презентация пригодится всем учителям для подготовки учащихся к сдачи экзамена в новой форме.
Смысловое чтение сопровождается почти на всех уроках по всем предметам,.
Каждый ребенок к итоговой аттестации должен подойти более серьезно.
По одному предмету (русский язык) очень тяжело подготовится.презентация для учителей при подготовки к экзаменам
Система упражнений с целью
подготовки выразительного
чтения, к монологическому
высказыванию и участию в
диалоге. .
учитель химии и
учитель химии и
Ткачук Т.М
Ткачук Т.М
географии
географии
Чтение – рецептивный вид речевой
деятельности,
на
восприятие и понимание письменного
текста (И.Л.Колесникова, О.А.Долгина).
направленный
процессе
происходит
В
осмысление и оценка информации,
содержащейся в тексте.
чтения
Мотив
чтения – мысли другого
человека, облечённые в смысловую
информацию текста
чтения
Цель
информации,
письменный текст
–
поступающей
осмысление
через
обучения
Задачей
самостоятельному
деятельности является:
виду
чтению
как
речевой
научить учащихся извлекать
информацию из текста в том объеме,
который необходим для решения
конкретной речевой задачи, используя
определенные технологии чтения
Функции чтения:
Познавательная функция
для
того,
– чтение
извлечь
только
информацию, осмыслить, отреагировать
чтобы
Ценностно- информативное чтение для
того, чтобы потом обсудить, оценить
пересказать содержание прочитанного,
т.е. использовать результаты чтения в
других видах РД.
Регулятивное чтение с последующими
предметными
действиями,
соотносящимися или не соотносящимися с
описанным в тексте.
Продукт чтения – умозаключение, к
которому
в
результате чтения
приходит
человек
Результат чтения – понимание или
непонимание письменного сообщения
Система работы с текстом.
1.Определить/сформулировать речевую
задачу
2.Создать необходимый уровень
мотивации
3. По возможности сократить уровень
языковых и речевых трудностей.
Упражнения и задания.
1. Работа с заголовком.
По заголовку можно попросить учащихся определить:
Тематику текста;
Перечень поднимаемых в нем проблем;
Ключевые слова и выражения.
2.Сформулировать предположения о тематике текста
на основе имеющихся иллюстраций(схемы, карты,
диаграммы)
5. Просмотреть текст/первый абзац и определить, о
чем этот текст.
6. Прочесть вопросы/утверждения по тексту и
определить его тематику и проблематику.
7. Попытаться ответить на предложенные вопросы до
чтения текста.
Текстовый этап.
1. Проконтролировать степень сформированности
различных языковых навыков и речевых умений.
2.Продолжить формирование соответствующих
навыков и умений.
утверждений;
Упражнения и задания.
1. Найти/выбрать/прочесть/соединить/вставить:
ответы на предложенные вопросы;
подтверждение правильности/сложности
подходящий заголовок к каждому из абзацев;
подходящее по смыслу предложение,
описание внешности/места события/отношения
пропущенное в тексте;
кого-либо к чему-либо.
После текстовый этап.
Использовать ситуацию текста в качестве
языковой/речевой /содержательной опоры для развития
умений в устной и письменной речи.
Упражнения и задания.
1. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
2. Доказать, что…
3. Охарактеризовать…
4. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно
передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
5. Сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен
автор.
6. Составить план текста, выделив его основные мысли.
7. Взять за основу ситуацию текста, составить собственный
план
Требования, предъявляемые к учебным
текстам
В начальной школе: стихи, рифмовки, короткие
рассказы, сказки; личное письмо ровесника из страны
изучаемого языка, письмо в газету и детский журнал,
открытка, простой кулинарный рецепт, билеты (в
театр, на транспорт), программы телепередач, афиши,
карта страны изучаемого языка и др.
В 5—7 классах: названные выше типы текстов, а также
указатели, вывески в магазинах, на вокзалах, этикетки
к товарам, расписание поездов, указатели в городах,
объявления, прогноз погоды, журнальные и газетные
статьи страноведческого характера, отрывки из
художественной литературы.
В 8-9 классах: названные в предыдущем
пункте типы текстов, а также реклама,
проспекты, публикации из подростковых
газет и журналов различного характера
(сообщения,
интервью,
статистика) и др.
очерки,
обзор,
Учебные материалы имеют особое значение при
обучении чтению, так как от их характера зависит,
будет чтение протекать как речевая деятельность
учащегося или как упражнение. Поэтому к учебным
текстам для чтения предъявляются особые требования,
основные из которых следующие:
Воспитательная ценность текстов, их нравственный потенциал - в какой
степени тексты способствуют воспитанию учащихся и формированию
морально-этических норм.
Познавательная ценность текстов и научность их содержания. Тексты
должны включать фактический материал о стране и народе, язык
которого изучается, а также сведения из самых разнообразных областей
человеческих знаний (научно-популярные тексты).
Соответствие содержания текстов возрасту и интересам учащихся.
Правильность соотношения нового и известного. Из психологии известно,
что одним из условий привлечения внимания к объекту является такая
степень его новизны, при которой наряду с новыми элементами имеются и
элементы, оказывающиеся для учащихся в какой-то мере знакомыми.
Мера доступности текстов. Интересный текст, содержащий
непреодолимые трудности, теряет в глазах учащихся всякую
привлекательность.
Планомерное нарастание объема текста.
Не менее важной задачей является разработка стратегий
и тактики подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
Большие сложности у учащихся среднего и старшего
звена вызывают задания на множественный выбор в
формате ЕГЭ и ГИА где проверяется полное и
детальное понимание текста. Некоторые текстовые
вопросы могут проверять понимание деталей – они
связаны с конкретным отрезком текста.
Таким образом, как показывает мой опыт работы,
существуют стратегии тренировки выполнения
данного вида чтения - множественный выбор
состоящий из трех этапов.
Этап 1.
Учащиеся просматривают все тестовые вопросы (т.е. начала
предложений, концовки которых им надо выбрать) к данному тексту.
При этом они не читают варианты ответов, закрывая их листочком или
рукой. Просмотрев таким образом все тестовые вопросы и составив
представление о теме текста, они начинают работать с ними по
порядку.
Прочитав, первый тестовый вопрос (т.е. начало первого предложения)
предложите учащимся закончить предложение исходя из прочитанного
текста. Откройте и прочитайте первый предложенный вариант ответа.
Перечитайте начало предложения, откройте и прочитайте второй
вариант ответа, затем – третий и четвертый. Если учащиеся явно
отдают предпочтение одному из вариантов, они определяют к какой
части теста относится тестовый вопрос и находят там подтверждение
своему выбору. Если учащиеся не могут сделать выбор они переходят ко
второму этапу.
Этап 2.
Необходимо сосредоточиться на вариантах
ответов(т.е. концовках предложений) и
определить что роднит и различает четыре
варианта ответа: они могут быть очень похожи
с одним различием. Эту деталь и надо найти в
тексте, что поможет уверенно выбрать
правильный вариант ответа.
Напомните учащимся, что если два варианта
ответа совпадают по смыслу (синонимичны), ни
один из них не может быть правильным.
Обращаясь к тексту для проверки своего
ответа, учащиеся читают только тот отрезок
текста, который им для этого необходим.
Этап 3.
Учащиеся читают выбранные ими ответы – все подряд.
Проверяют, складываются ли они в логическую
картинку и не противоречат ли содержанию текста.
Обратите внимание учащихся на то, что
сформулировано четко и на то, что только
подразумевается. Некоторые ответы в тесте на
множественный выбор основаны на намерениях и
мнениях авторов.
ГИА и ЕГЭ требуют дополнительное знакомство с
форматом теста, овладения технологией выполнения
тестовых заданий различных типов и умения работать
в ограниченных временных рамках и условиях,
характерных для экзамена. Поэтому учитель
работающий в старших классах, должен использовать
технологии, позволяющие гармонично сочетать
интенсивную учебную деятельность по
совершенствованию и формированию навыков работы
в экзаменационном формате.
Человек читающий - это другой
человек, отличающийся в
интеллектуальном развитии от не
читающего.
Проведенные исследования в ряде стран
показали, что читатели способны
мыслить проблемно, схватывать целое
и выявлять противоречивые
взаимосвязи явлений, наиболее
адекватно оценивать ситуацию и
быстрее находить новые верные
решения.