Смысловое чтение на уроках химии

  • Руководства для учителя
  • ppt
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Система упражнений с целью подготовки выразительного чтения. Данная презентация пригодится всем учителям для подготовки учащихся к сдачи экзамена в новой форме. Смысловое чтение сопровождается почти на всех уроках по всем предметам,. Каждый ребенок к итоговой аттестации должен подойти более серьезно. По одному предмету (русский язык) очень тяжело подготовится.презентация для учителей при подготовки к экзаменам
Иконка файла материала смысловое чтение Ткачук Т.М.ppt
Система упражнений с целью подготовки выразительного чтения, к монологическому высказыванию и участию в диалоге. . учитель химии и учитель химии и Ткачук Т.М Ткачук Т.М географии географии
Чтение  –  рецептивный  вид  речевой  деятельности,  на  восприятие  и  понимание  письменного  текста (И.Л.Колесникова, О.А.Долгина). направленный  процессе  происходит  В  осмысление  и  оценка  информации,  содержащейся в тексте. чтения
Мотив    чтения  –  мысли  другого  человека,  облечённые  в  смысловую  информацию текста чтения  Цель  информации,  письменный текст –  поступающей  осмысление  через
обучения Задачей самостоятельному деятельности является: виду чтению как речевой  научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения
Функции чтения: Познавательная функция для того, – чтение извлечь только информацию, осмыслить, отреагировать чтобы Ценностно- информативное чтение для того, чтобы потом обсудить, оценить пересказать содержание прочитанного, т.е. использовать результаты чтения в других видах РД. Регулятивное чтение с последующими предметными действиями, соотносящимися или не соотносящимися с описанным в тексте.
Продукт чтения – умозаключение, к которому в результате чтения приходит человек Результат чтения – понимание или непонимание письменного сообщения
Система работы с текстом. 1.Определить/сформулировать речевую задачу 2.Создать необходимый уровень мотивации 3. По возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.
Упражнения и задания.  1. Работа с заголовком. По заголовку можно попросить учащихся определить: Тематику текста; Перечень поднимаемых в нем проблем; Ключевые слова и выражения.  2.Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций(схемы, карты, диаграммы)  5. Просмотреть текст/первый абзац и определить, о чем этот текст.  6. Прочесть вопросы/утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.  7. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.
Текстовый этап. 1. Проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений. 2.Продолжить формирование соответствующих навыков и умений. утверждений; Упражнения и задания. 1. Найти/выбрать/прочесть/соединить/вставить: ответы на предложенные вопросы; подтверждение правильности/сложности подходящий заголовок к каждому из абзацев; подходящее по смыслу предложение, описание внешности/места события/отношения пропущенное в тексте; кого-либо к чему-либо.
 После текстовый этап. Использовать ситуацию текста в качестве языковой/речевой /содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. Упражнения и задания. 1. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними. 2. Доказать, что… 3. Охарактеризовать… 4. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ. 5. Сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор. 6. Составить план текста, выделив его основные мысли. 7. Взять за основу ситуацию текста, составить собственный план
Требования, предъявляемые к учебным текстам  В начальной школе: стихи, рифмовки, короткие рассказы, сказки; личное письмо ровесника из страны изучаемого языка, письмо в газету и детский журнал, открытка, простой кулинарный рецепт, билеты (в театр, на транспорт), программы телепередач, афиши, карта страны изучаемого языка и др.  В 5—7 классах: названные выше типы текстов, а также указатели, вывески в магазинах, на вокзалах, этикетки к товарам, расписание поездов, указатели в городах, объявления, прогноз погоды, журнальные и газетные статьи страноведческого характера, отрывки из художественной литературы. В 8-9 классах: названные в предыдущем пункте типы текстов, а также реклама, проспекты, публикации из подростковых газет и журналов различного характера (сообщения, интервью, статистика) и др. очерки, обзор,
Учебные материалы имеют особое значение при обучении чтению, так как от их характера зависит, будет чтение протекать как речевая деятельность учащегося или как упражнение. Поэтому к учебным текстам для чтения предъявляются особые требования, основные из которых следующие:  Воспитательная ценность текстов, их нравственный потенциал - в какой степени тексты способствуют воспитанию учащихся и формированию морально-этических норм.  Познавательная ценность текстов и научность их содержания. Тексты должны включать фактический материал о стране и народе, язык которого изучается, а также сведения из самых разнообразных областей человеческих знаний (научно-популярные тексты).  Соответствие содержания текстов возрасту и интересам учащихся.  Правильность соотношения нового и известного. Из психологии известно, что одним из условий привлечения внимания к объекту является такая степень его новизны, при которой наряду с новыми элементами имеются и элементы, оказывающиеся для учащихся в какой-то мере знакомыми.  Мера доступности текстов. Интересный текст, содержащий непреодолимые трудности, теряет в глазах учащихся всякую привлекательность.  Планомерное нарастание объема текста.
Не менее важной задачей является разработка стратегий и тактики подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ. Большие сложности у учащихся среднего и старшего звена вызывают задания на множественный выбор в формате ЕГЭ и ГИА где проверяется полное и детальное понимание текста. Некоторые текстовые вопросы могут проверять понимание деталей – они связаны с конкретным отрезком текста. Таким образом, как показывает мой опыт работы, существуют стратегии тренировки выполнения данного вида чтения  -  множественный выбор  состоящий из трех этапов.
Этап 1.  Учащиеся просматривают все тестовые вопросы (т.е. начала предложений, концовки которых им надо выбрать) к данному тексту. При этом они не читают варианты ответов, закрывая их листочком или рукой. Просмотрев таким образом все тестовые вопросы и составив представление о  теме текста, они начинают работать с ними по порядку.  Прочитав, первый тестовый вопрос (т.е. начало первого предложения) предложите учащимся закончить предложение исходя из прочитанного текста. Откройте и прочитайте первый предложенный вариант ответа.  Перечитайте начало предложения, откройте и прочитайте второй вариант ответа,  затем – третий и четвертый. Если учащиеся явно отдают предпочтение одному из вариантов, они определяют к какой части теста относится тестовый вопрос и находят там подтверждение своему выбору. Если учащиеся не могут сделать выбор они переходят ко второму этапу.
Этап 2. Необходимо сосредоточиться на вариантах ответов(т.е. концовках предложений) и определить что роднит и различает четыре варианта ответа: они могут быть очень похожи с одним различием. Эту деталь и надо найти в тексте, что поможет уверенно  выбрать правильный вариант ответа. Напомните учащимся, что если два варианта ответа совпадают по смыслу (синонимичны), ни один из них не может быть правильным. Обращаясь к тексту для проверки своего ответа, учащиеся читают только тот отрезок текста, который им для этого необходим.
Этап 3.  Учащиеся читают выбранные ими ответы – все подряд. Проверяют, складываются ли они в логическую картинку и не противоречат ли содержанию текста.  Обратите внимание учащихся на то, что сформулировано четко и на то, что только подразумевается. Некоторые ответы в тесте на множественный выбор основаны на намерениях и мнениях авторов.  ГИА и ЕГЭ требуют дополнительное знакомство с форматом теста, овладения технологией выполнения тестовых заданий различных типов и умения работать в ограниченных временных рамках и условиях, характерных для экзамена. Поэтому учитель работающий в старших классах, должен использовать технологии, позволяющие гармонично сочетать интенсивную учебную деятельность по совершенствованию и формированию навыков работы в экзаменационном формате.
Человек читающий - это другой человек, отличающийся в интеллектуальном развитии от не читающего. Проведенные исследования в ряде стран показали, что читатели способны мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений, наиболее адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить новые верные решения.