Смысловое чтение на уроках информатики

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 21.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На успеваемость ученика влияет много факторов. Фактор номер один - это навык чтения. Какие задания позволяют развивать и проверять навыки чтения на уроках информатики? 1. Задания «множественного выбора»: • выбор правильного ответа из предложенных вариантов; Пример: Информатика 7 класс Босова Л.Л.. Тема «Информация и её свойства» Выберите правильный ответ. 1. Если вы собираетесь провести выходной день на природе, то что будет своевременной информацией для вас:
Иконка файла материала СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ.docx
i. 1.  1. a. 1. a. b. 2. a. b. 3. a. a. b. 4. a. b. 5. a. a. b.   На успеваемость ученика влияет много факторов. Фактор номер один ­ это  навык чтения. Какие задания позволяют развивать и проверять навыки чтения на уроках  информатики? Задания «множественного выбора»: выбор правильного ответа из предложенных вариантов; Пример: Информатика 7 класс Босова Л.Л.. Тема «Информация и её  свойства» Выберите правильный ответ. Если вы собираетесь провести выходной день на природе, то что будет  своевременной информацией для вас: сведения о погоде в такой же день прошлого  года; прогноз погоды на выходной день? Волга впадает в Каспийское море ­ это: достоверная информация; 2) недостоверная информация. Информация о том, как с помощью подручных средств добыть огонь,  будет для вас наиболее полезной: если вы попадёте на необитаемый остров; в нашей повседневной жизни. О правилах дорожного движения каждый водитель автомобиля: должен обладать полной информацией; может иметь неполную информацию. Об устройстве двигателя каждый водитель автомобиля: должен обладать полной информацией; 2) может иметь неполную информацию. определение вариантов утверждений, соответствующих / не  соответствующих содержанию текста / не имеющих отношения к тексту; установление истинности / ложности информации по отношению к  содержанию текста. Пример: Информатика 8 класс Босова Л.Л.. Тема «Элементы алгебры  логики» «Na – металл» (истинное высказывание); «Для того, чтобы четырёхугольник был квадратом, достаточно, чтобы его  диагонали были равны и не перпендикулярны» (ложное высказывание)2.  Задания «на соотнесение»: нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями,  пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста  (короткими текстами); Пример: (фрагмент урока) Информатика 9 класс Босова Л.Л.. Тема «Моделирование и  формализация» ­ Ребята, на экране вы видите диаграммы. ­Как называется такой вид диаграмм, докажите, почему? ­Что нужно знать, о чем надо помнить при построении столбчатых  диаграмм? ­ Ребята, скажите, к какому типу текстов относится диаграмма и почему?  (Не сплошной, т. к. текст прерывается визуальным изображением) На прошлых уроках вы уже читали разные не сплошные тексты. Назовите,  какие? ( афишу, визитку, ж/д билет, таблицу, график температуры, картину и др.) У вас в тетрадях есть правила чтения не сплошных текстов. 1. Что я вижу перед собой? (Например: Передо мной визитка, график и т. д.) 2. О чем в ней ( в нем) сообщается?( В ней (визитке) даются сведения о  фотографе, или в (графике) – о погоде и т.д.) 3. Расскажи по инструкции ( или вопросам) об содержащейся информации. ( Например, Фотограф Алексей делает фотографии свадеб, праздников,  корпаративов. Кроме того, он выполняет монтаж и печать фотографий.  Его № тел. Такой­то.) 4. Для чего нужно было представлять информацию в виде не сплошного  текста? ,( в виде графика, визитки и т.д. ) (Например, в графике информация о погоде представлена так, что можно  наглядно отчетливо увидеть, как она менялась в течении месяца. ) ЗАДАНИЕ (работа в группах) Время ­ не более 5 минут. ­ Внимательно рассмотрите диаграмму, обсудите какую информацию из нее  можно извлечь и по инструкции ( на зеленых листах) составьте устное  высказывание. Правило: Каждый должен высказаться. Один начинает, другой  продолжает, третий заканчивает. Вам на работу дается 5 минут.V. Слушаем ответы, исправляем, если есть ошибки. Инструкция. ( 1 группе) 1.Рассмотрите диаграмму. 2.Сравните количество согласных букв и звуков в русском языке. 3.Чего больше: букв или звуков? 4. На сколько больше (или меньше) букв­звуков? 4. Объясните, почему? Инструкция. ( 2 группе) 1.Рассмотрите диаграмму. 2.Сравните количество гласных букв и звуков в русском языке. 3.Чего больше: букв или звуков? 4. На сколько больше (или меньше) букв­звуков? 5. Объясните, почему? ОТВЕТ: Итак, информация, представленная в виде столбчатых диаграмм  помогла нам наглядно сравнить буквы и звуки в русском языке.  нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений,  предложений, картинок, схем и т. п.; Пример: Вводный урок: повторение правил поведения в компьютерном классе. 3.   1. соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение  синонимов/ антонимов). Задания «на дополнение информации»: заполнение пропусков в тексте предложениями / несколькими  словами/одним словом; дополнение (завершение) предложений. Примеры: Информатика 9 класс Босова Л.Л.. Тема «Моделирование и  формализация» Закончите предложение: «Объект, который используется в качестве  «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью,  называется…»  a)моделью  b)копией  c)предметом  d)оригиналом 2. Закончите предложение: «Модель, по сравнению с объектом­оригиналом,  содержит …»  а) меньше информации  b) столько же информации  c) больше информации 3. Укажите примеры натурных моделей:  a)физическая карта  b)глобус  c)график зависимости расстояния от времени  d)макет здания  e)схема узора для вязания крючком  f)муляж яблока  g)манекен  h)схема метро  4. Укажите примеры образных информационных моделей:  a)рисунок  b)фотография  c)словесное описание  d)формула 5. Отметьте пропущенное слово: «Словесное описание горного ландшафта  является примером … модели»  a)образной  b)знаковой  c)смешаннойd)натурной  6. Отметьте пропущенное слово: «Географическая карта является  примером … модели»  a)образной  b)знаковой  c)смешанной  d)натурной 4. Задания «на перенос информации»:   заполнение таблиц на основе прочитанного; дополнение таблиц/схем на основе прочитанного. Пример: Информация может быть определена как: 1) совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними; 2) всё то, что так или иначе зафиксировано в знаковой форме; 3) полученные сведения, являющиеся новыми и доступными; 4) количественная мера устранения неопределённости; 5) сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах,  воспринимаемые человеком или специальными устройствами. Заполните таблицу, ответив да/нет на вопросы с позиций каждого из  приведённых выше определений 1­5. 5. 6. Задания «на восстановление деформированного текста»: расположение  «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности. Задание «на построение модели» прочитанного текста: Пример: Информатика 6 класс Босова Л.Л.. Тема «Графы» Задание. Составьте Семантическую сеть по русской народной сказке  «Колобок».5. Задание «на построение блок­схемы» по прочитанной сказке: Информатика 8 класс Босова Л.Л.. Тема «Основы алгоритмизации» Задание: Составить блок­схему к сказке «Колобок», или «Репка».Развитие  смыслового (продуктивного) чтения у обучающихся на уроках является  одной из самых актуальных задач современной школы.