На успеваемость ученика влияет много факторов. Фактор номер один - это навык чтения.
Какие задания позволяют развивать и проверять навыки чтения на уроках информатики?
1. Задания «множественного выбора»:
• выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
Пример:
Информатика 7 класс Босова Л.Л.. Тема «Информация и её свойства»
Выберите правильный ответ.
1. Если вы собираетесь провести выходной день на природе, то что будет своевременной информацией для вас:
i.
1.
1.
a.
1.
a.
b.
2.
a.
b.
3.
a.
a.
b.
4.
a.
b.
5.
a.
a.
b.
На успеваемость ученика влияет много факторов. Фактор номер один это
навык чтения.
Какие задания позволяют развивать и проверять навыки чтения на уроках
информатики?
Задания «множественного выбора»:
выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
Пример:
Информатика 7 класс Босова Л.Л.. Тема «Информация и её
свойства»
Выберите правильный ответ.
Если вы собираетесь провести выходной день на природе, то что будет
своевременной информацией для вас:
сведения о погоде в такой же день прошлого
года;
прогноз погоды на выходной день?
Волга впадает в Каспийское море это:
достоверная информация;
2) недостоверная информация.
Информация о том, как с помощью подручных средств добыть огонь,
будет для вас наиболее полезной:
если вы попадёте на необитаемый остров;
в нашей повседневной жизни.
О правилах дорожного движения каждый водитель автомобиля:
должен обладать полной информацией;
может иметь неполную информацию.
Об устройстве двигателя каждый водитель автомобиля:
должен обладать полной информацией;
2) может иметь неполную информацию.
определение вариантов утверждений, соответствующих / не
соответствующих содержанию текста / не имеющих отношения к тексту;
установление истинности / ложности информации по отношению к
содержанию текста.
Пример:
Информатика 8 класс Босова Л.Л.. Тема «Элементы алгебры
логики»
«Na – металл» (истинное высказывание);
«Для того, чтобы четырёхугольник был квадратом, достаточно, чтобы его
диагонали были равны и не перпендикулярны» (ложное высказывание)2.
Задания «на соотнесение»:
нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями,
пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста
(короткими текстами);
Пример: (фрагмент урока)
Информатика 9 класс Босова Л.Л.. Тема «Моделирование и
формализация»
Ребята, на экране вы видите диаграммы.
Как называется такой вид диаграмм, докажите, почему?
Что нужно знать, о чем надо помнить при построении столбчатых
диаграмм?
Ребята, скажите, к какому типу текстов относится диаграмма и почему?
(Не сплошной, т. к. текст прерывается визуальным изображением)
На прошлых уроках вы уже читали разные не сплошные тексты. Назовите,
какие? ( афишу, визитку, ж/д билет, таблицу, график температуры, картину
и др.) У вас в тетрадях есть правила чтения не сплошных текстов.
1. Что я вижу перед собой? (Например: Передо мной визитка, график и т. д.)
2. О чем в ней ( в нем) сообщается?( В ней (визитке) даются сведения о
фотографе, или в (графике) – о погоде и т.д.)
3. Расскажи по инструкции ( или вопросам) об содержащейся информации.
( Например, Фотограф Алексей делает фотографии свадеб, праздников,
корпаративов. Кроме того, он выполняет монтаж и печать фотографий.
Его № тел. Такойто.)
4. Для чего нужно было представлять информацию в виде не сплошного
текста? ,( в виде графика, визитки и т.д. )
(Например, в графике информация о погоде представлена так, что можно
наглядно отчетливо увидеть, как она менялась в течении месяца. )
ЗАДАНИЕ (работа в группах) Время не более 5 минут.
Внимательно рассмотрите диаграмму, обсудите какую информацию из нее
можно извлечь и по инструкции ( на зеленых листах) составьте устное
высказывание.
Правило: Каждый должен высказаться. Один начинает, другой
продолжает, третий заканчивает.
Вам на работу дается 5 минут.V. Слушаем ответы, исправляем, если есть ошибки.
Инструкция. ( 1 группе)
1.Рассмотрите диаграмму.
2.Сравните количество согласных букв и звуков в русском языке.
3.Чего больше: букв или звуков?
4. На сколько больше (или меньше) буквзвуков?
4. Объясните, почему?
Инструкция. ( 2 группе)
1.Рассмотрите диаграмму.
2.Сравните количество гласных букв и звуков в русском языке.
3.Чего больше: букв или звуков?
4. На сколько больше (или меньше) буквзвуков?
5. Объясните, почему?
ОТВЕТ: Итак, информация, представленная в виде столбчатых диаграмм
помогла нам наглядно сравнить буквы и звуки в русском языке.
нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений,
предложений, картинок, схем и т. п.;
Пример:
Вводный урок: повторение правил поведения в компьютерном классе.
3.
1.
соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение
синонимов/ антонимов).
Задания «на дополнение информации»:
заполнение пропусков в тексте предложениями / несколькими
словами/одним словом;
дополнение (завершение) предложений.
Примеры:
Информатика 9 класс Босова Л.Л.. Тема «Моделирование и
формализация»
Закончите предложение: «Объект, который используется в качестве
«заместителя», представителя другого объекта с определенной целью,
называется…»
a)моделью
b)копией
c)предметом
d)оригиналом
2. Закончите предложение: «Модель, по сравнению с объектоморигиналом,
содержит …»
а) меньше информации
b) столько же информации
c) больше информации
3. Укажите примеры натурных моделей:
a)физическая карта
b)глобус
c)график зависимости расстояния от времени
d)макет здания
e)схема узора для вязания крючком
f)муляж яблока
g)манекен
h)схема метро
4. Укажите примеры образных информационных моделей:
a)рисунок
b)фотография
c)словесное описание
d)формула
5. Отметьте пропущенное слово: «Словесное описание горного ландшафта
является примером … модели»
a)образной
b)знаковой
c)смешаннойd)натурной
6. Отметьте пропущенное слово: «Географическая карта является
примером … модели»
a)образной
b)знаковой
c)смешанной
d)натурной
4. Задания «на перенос информации»:
заполнение таблиц на основе прочитанного;
дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.
Пример:
Информация может быть определена как:
1) совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними;
2) всё то, что так или иначе зафиксировано в знаковой форме;
3) полученные сведения, являющиеся новыми и доступными;
4) количественная мера устранения неопределённости;
5) сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах,
воспринимаемые человеком или специальными устройствами.
Заполните таблицу, ответив да/нет на вопросы с позиций каждого из
приведённых выше определений 15.
5.
6.
Задания «на восстановление деформированного текста»: расположение
«перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.
Задание «на построение модели» прочитанного текста:
Пример:
Информатика 6 класс Босова Л.Л.. Тема «Графы»
Задание. Составьте Семантическую сеть по русской народной сказке
«Колобок».5.
Задание «на построение блоксхемы» по прочитанной сказке:
Информатика 8 класс Босова Л.Л.. Тема «Основы алгоритмизации»
Задание: Составить блоксхему к сказке «Колобок», или «Репка».Развитие
смыслового (продуктивного) чтения у обучающихся на уроках является
одной из самых актуальных задач современной школы.