Смысловое чтение на уроке математики
Оценка 4.7

Смысловое чтение на уроке математики

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
математика
5 кл—8 кл
05.11.2018
Смысловое чтение на уроке математики
Связующим звеном всех предметов является текст. Сегодня чтение наряду с письмом и владением компьютером относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми Проблема обучения чтению становится все более актуальной. Система нашего образования не способствует развитию умения выходить за пределы учебных ситуаций и решать творческие задачи. Развитие математической компетентности напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения....приемы работы над смысловым чтением на уроке математики
смысловое чтение приемы работы.docx
Смысловое чтение на уроке математики. Выступление Веры Ивановны Черепановой, Гимназия №6 города Перми «Ярмарка социально-педагогических инноваций» Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели. И. Гете Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым  умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными  людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством  чего учатся. Решить задачу – значит выиграть сражение. Но выиграть сражение не значит решить задачу. Декарт Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться  оптимального результата. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете  модернизации образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению. В школе необходимо обучать и чтению, и пониманию текста. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно  просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система образования  не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых  формируются эти знания, и решать творческие задачи. То есть наши учащиеся не умеют распознавать  практические задачи, переводить проблемы в формат задач, соотносить их с контекстом полученных  знаний, анализировать и оценивать результаты. Они обучены лишь воспроизводить заученное и  решать задачи по образцу. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык  чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования  показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек  должен читать 120­150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с  информацией. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые  позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является  универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Задача современной системы образования – перенести акцент с формирования ЗУН на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «умение учиться». УУД – это совокупность действий учащихся, обеспечивающих развитие его способностей к  саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового  социального опыта. Обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система образования  не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых  формируются эти знания, и решать творческие задачи. То есть наши учащиеся не умеют распознавать  практические задачи, переводить проблемы в формат задач, соотносить их с контекстом полученных  знаний, анализировать и оценивать результаты. Они обучены лишь воспроизводить заученное и  решать задачи по образцу. Ученики не умеют работать с текстом задачи. Они невнимательно читают условие, не могут отделить  условие задачи от вопроса, не умеют критически оценить полученный результат. Если учащихся  научили при чтении задачи выделять, подчёркивать ключевые данные, чтобы зафиксировать в  сознании информацию, а при проверке решения подставить полученный результат в текст вопроса, то подобной ошибки они бы не сделали. Казалось – бы, так просто, а фактически сложно, потому, что из­ за простоты мы не обращаем внимания на подобные мелочи. Развитие математической грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения. Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны: ­ осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания; ­ уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста; ­ уметь критически оценивать данную информацию; ­ уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения. Актуальной междисциплинарной учебной программой, предусмотренной новыми образовательными  стандартами, является программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Программа  направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся  для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и  самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания  текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку  информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение  является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего  образования, а также является универсальным учебным действием. Составляющие смыслового  чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:       в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция  деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память,  творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря; в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное  содержание и условия деятельности в речи. Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания  текста необходимо начинать с 5­го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки  информации от класса к классу. Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником  математики на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения. К ключевым  направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие: 5 – 6 классы     выделение главного в тексте; составление примеров, аналогичных приведенным в тексте; умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос; грамотно пересказать прочитанный текст. 7 – 8 классы     умение составить план прочитанного; воспроизводить текст по предложенному плану; умение пользоваться образцами решения задач; запоминание определений, формул, теорем. 9 – 11 классы     работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами); использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях; подтверждение научных фактов; конспектирование новой темы. В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации  приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой  информации и ее переработки в личностно­смысловые установки в соответствии с коммуникативно­ познавательной задачей. Книга Н.Н. Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения в 5­9 классах: как реализовать ФГОС» М:  Баласс, 2011 – основной помощник учителя, так как в ней даны чёткие рекомендации и приёмы  смыслового чтения. По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия — это план­программа совместной  деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя.  Она выделяет три этапа продуктивного чтения: предтекстовая деятельность, текстовая и  послетекстовая деятельность. Чем лучше учитель организует этап предчтения, тем легче будет читать и понимать текст. На данном  этапе можно использовать такие приёмы:     «Мозговой штурм» «Глоссарий» «Ориентиры предвосхищения» «Батарея вопросов» Стратегия текстовой деятельности может быть проведена посредством следующих приёмов:     «Чтение в кружок (попеременное чтение)» «Чтение про себя с вопросами» «Чтение про себя с остановками» «Чтение про себя с пометками» Послетекстовую деятельность можно организовать эффективно, применяя     «Верные – неверные утверждения» «Ромашка Блума» «Тонкие и толстые вопросы» «Цепочка вопросов» Ребятам 5­7 классов больше нравятся такие виды работы с текстом, как «толстые и тонкие вопросы»,  «верные и неверные утверждения», чтение с остановками, игра «Цепочка вопросов». Текст в этом  случае не просто прочитывается, а перерабатывается, осмысливается. Дети с удовольствием создают  глоссарии. И вновь хочется отметить, что при такой организации работы с текстом происходит  серьезное осмысление предложенного материала. Данные приемы не только помогают учащимся работать с информационным или художественным  текстом, но и зримо демонстрируют процесс продвижения от незнания к знанию, делают процесс  чтения более осмысленным, помогают выделять основные аспекты в изучаемой информации,  формируют умение графически представлять результат работы с текстом. 1.  Приём  «Вопросы к тексту учебника» Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно       работать      с    печатной    информацией, формулировать вопросы, работать в парах. 1. Прочитайте текст. 2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание. 2. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся  предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы –  вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение  формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается  сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом.  Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.   2. Приём «Учимся задавать вопросы  разных типов» « Ромашка Блума» ­шесть лепестков – шесть типов вопросов. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие­то факты, вспомнить, воспроизвести некую  информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании  терминологических диктантов и т.д. Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно  поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по­моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является  предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно  эти вопросы задавать без негативной мимики. Объяснительные вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях могут  восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на  установление причинно­следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из  интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает»  тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности. Практические вопросы. Это вопросы, направленные  на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы  условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в…, если бы…?», «Как вы  думаете, как будет…?». Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем  … отличается от …?» и т.д. 3. Приём «Инсерт» Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал. Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь  мини­ конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если  у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто­то из  обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию  умения  классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления  информации, путь от «старого» знания к «новому». Пример заполнения таблицы по теме «Многоугольник» 4. Приём «Чтение с остановками» Суть данного приема заключается в том, чтобы побудить учащихся размышлять. Чтение с остановками  помогает правильно понять условие, составить краткую запись, у ученика рождается план решения  задачи. При прочтении текста можно использовать цвета или подчеркивание. 5. Приём  «Кластер» Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова,  рисунки),  с ним связанные. Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать  ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята  работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой  информацией. Вот несколько примеров: 6. Приём «Верите  ли вы…» Прием «Верите ли Вы?» может быть началом урока. Приѐм проводится с целью вызвать интерес к  изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.  Проводится в начале урока, после сообщения темы. Например, будем говорить о скорости (физическая величина движения). 1 2 3 4 5 6 7 Скорость – это движение Скорость – это расстояние между двумя точками. Скорость измеряют рулеткой Скорость – это расстояние, пройденное телом за единицу времени. Скорость – это быстрая езда Скорость измеряют часами Чем больше скорость предмета, тем дольше он находится в пути 8 Время движения объекта зависит от его скорости Ещё пример: 7. Приём  «Верные и неверные утверждения»  Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной  деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную  деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию,  умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по  правилу: верно – «+»,  не верно – «­». 8. Приём «Синквейн» Развивает умение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи,  синтезировать полученные знания  и проявлять творческие способности. Структура синквейна: Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов  (описание). Существительное (перефразировка темы). Примеры синквейна: 9. Приём  «Составление вопросов к задаче» Анализ информации, представленной в объёмном тексте  математической задачи, формулировка   вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все   имеющиеся  данные;  останутся    не использованные данные; нужны дополнительные данные. 10. Приём «Составление краткой  записи  задачи» Наиболее распространенный и, надо сказать, довольно эффективный способ — использование  таблиц. Почему использование таких таблиц упрощает решение текстовых задач  на составление  уравнений? Просто потому, что это удобно. Данные таблицы позволяют в наглядном и понятном виде  записать условие задачи и провести его анализ для составления уравнения. А также чертеж дает  наглядное представление о движении объектов облегчая пути решения. Графическое моделирование  является наиболее эффективным и целесообразным приемом при решении большинства задач на  движение. Покажем это на конкретном примере: Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 60км, выехал автобус, а через 20мин вслед  за ним выехал автомобиль, скорость которого на 20км/ч больше скорости автобуса. Автобус  пришёл в пункт В на 10мин позже автомобиля. Найти скорости автобуса и автомобиля. Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию  учителем  следующих технологий, форм работы:    технологии проблемного обучения; интерактивных технологий; технологии критического мышления. Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать  следующее:  выбирать наиболее рациональные  виды чтения для усвоения  учащимися нового материала;  формировать у учащихся интерес  к чтению путем внедрения  нестандартных форм и методов  работы с текстом;      определять характер  деятельности   различных      групп     учащихся  при работе с учебником; предвидеть   возможные     затруднения    учащихся в тех или иных видах учебной  деятельности; повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их  продвижения вперед; организовывать     различные  виды деятельности учащихся с целью развития у них  творческого мышления; обучать самоконтролю и самоорганизации в различных  видах деятельности. Таким образом, технологии развития критического мышления и продуктивного чтения в рамках  реализации междисциплинарной программы смыслового чтения и анализа текста способствуют  умению работать с информацией и не только вдумчиво читать, но и быть активным слушателем.  Учащиеся учатся анализировать, применять данную информацию, соотносить новые знания с уже  имеющимися представлениями. Уверена, что приемы данных технологий как нельзя лучше впишутся в  организацию учебной деятельности по новым стандартам. Конкурс на лучший вопрос Перед вами учебный текст. Давайте его прочитаем. Теперь каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста. Вопрос, ответ на который показывает совершенство овладения этим материалом, дает возможность увидеть его с самой интересной стороны. Немного времени на обдумывание, свой вопрос можно записать. Ну, а теперь послушаем ваши вопросы. Команды по порядку будут их задавать, а остальные – отвечать на них как можно полнее. Давайте решим, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным. Давайте решим, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным. Понимание текста с позиции любимого героя У вас есть любимый герой художественной книги? А может быть это любимый герой учебного текста по математике? Выбирай! Теперь прочитай заданный отрывок текста как бы глазами выбранного вами героя. Теперь задайте ему вопросы от его имени. Т.е. вопросы задаем по тексту, но математический смысл изменять нельзя. Старайтесь задавать как можно больше вопросов по существу текста, используя подходы к решению вопроса, особенности характера выбранного героя. Ответ – слово Каждый должен задать вопрос и каждый ответить на чужой вопрос. Отвечать нужно, используя одно слово. Это слово должно выражать суть ответа на заданный вопрос, быть ключевым словом ответа. Выигрывает тот, у кого, по общему мнению, будет самый удачный вопрос или ответ. Прочитаем еще раз текст и приступим к перекрестному опросу. Задавать вопросы и отвечать на них будут игроки, выбранные ведущим. Ведущий выбирает победителя. Сказочное королевство Прочитаем текст. Выберем 2-х стражников, строгих и неподкупных. Стражники охраняют сказочное королевство. Но сегодня здесь бал. Каждому хочется туда попасть. Есть только один способ пройти: ответить на любой каверзный вопрос стражника по учебному тексту. Сейчас внимательно еще раз прочитайте текст, а стражники по нему составят вопросы. Можно по очереди подходить к стражникам – вдруг пропустят? Можно ли еще что- нибудь спросить по тексту? Достаточно ли были каверзными вопросы? Если кто-нибудь еще может задать вопросы по тексту, мы можем устроить смену караула. Шляпа вопросов Внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный, на ваш взгляд, вопрос по тексту. Возьмем ручку, лист бумаги, придумаем и запишем вопрос. Заверните записку, положите ее в шляпу. Теперь по очереди подходим к шляпе берем записку и как можно более полно отвечаем на вопрос. Вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Фехтование Дома вы прочитали учебный текст. Ведущий задает вопрос. Разделимся на пары. Противник слева в каждой паре должен по заданному учебному материалу дать ответ на данный вопрос, а противник слева – выдвинуть контраргументы. Затем ведущий задает новый вопрос. Противники меняются ролями. Ведущий определяет, какая пара активней обсуждала поставленные проблемы (роль ведущего может выполнять учитель). Почта Прочитаем внимательно учебный текст. Возьмите лист бумаги. Рассчитайтесь по порядку, начиная с первой парты первого ряда. Этот номер будет номером адресата. Каждый задает вопрос по тексту, пишет его на листочке бумаги и отдает выбранному вами почтальону с указанием номера адресата. Чем больше вы зададите вопросов за отведенное время (5 -7 минут), тем лучше. Затем по команде пересылка вопросов прекращается. Игра переходит во вторую стадию – ответов на вопросы. Выигрывает тот, кто успел задать больше интересных вопросов, и кто лучше ответил на них. Пытливый ученик Мы знаем, что для хорошего усвоения материала иногда нужно уметь запомнить самые мелкие подробности текста. Сейчас мы прочитаем текст быстро, но внимательно, затем вы составите список вопросов. У кого этот список будет длиннее и интереснее, тот и выиграл в этом соревновании. Текст прочитали, теперь перейдем к вопросам. Желательно, чтобы вопросы охватили весь материал и все его тонкости. Запишите, пожалуйста! Сейчас по порядку вы будете задавать свои вопросы всем обучаемым, а они по очереди будут кратко отвечать на них. Отвечает тот, на кого указывает ведущий. Затем определим самого пытливого ученика. Образная память Прочитайте текст. Попробуйте представить каждый абзац текста схемой, рисунком или таблицей (по вашему желанию). А может быть, кто-то захочет представить части текста в виде нескольких образов. Сейчас устройте презентацию своим рисункам, а ваши товарищи зададут вам вопросы к ним. Постарайтесь задать интересные, оригинальные вопросы. Прием «Типология вопросов» Система учебных вопросов, которая основывается на уровневом понимании, может быть направлена на работу с понятиями, отрывком учебного текста или текста в целом. К первому типу вопросов отнесем вопросы для ориентировки в информационном поле изучаемой проблемы. Результатом работы с ним является понимание того, какие факты нужны для получения решения. Назовем этот тип вопросов репродуктивным. Ответы на такие вопросы направлены на умения дать определения, найти факты, распознавать элементы информации, констатировать, перечислять, систематизировать, описывать, формулировать, приводить примеры, опираться на свои прошлые знания. Первый уровень понимания предполагает опознание (идентификация) элементов информации; выявление фактов; использование ранее усвоенных математических понятий; словесное и визуальное описание объектов, которые обладают определенными свойствами. Информацией для воспроизведения могут быть собственные знания и опыт учащегося. Информация может состоять из фактов, цифр, списков, таблиц, рисунков, словесного текста и т. д. учащиеся просматривает имеющуюся информацию, определяя ее достаточность для решения проблемы или определяя вид информации, которая может понадобиться для выбора оптимального решения. Ко второму уровню отнесем те вопросы, ответы на которые предполагают: понимание контекстной информации, которую можно додумать, реконструировать из учебного текста и контекста; выделение главного; установление связей между понятиями; объяснение причин; использование разных способов интерпретации фактов и явлений. Назовем тип вопросов, направленных на этот уровень понимания – предметным. Вопросы этого уровня направлены на умения обосновывать, объяснять, доказывать, применять теоретические знания в практической ситуации; решать типовые задачи путем использования не преобразованных алгоритмов деятельности, выстраивать последовательность действий, отличать правильные суждения от ошибочных, использовать приемы само- и взаимоконтроля. Отвечая на вопрос второго уровня, учащиеся ориентируются на его формулировку, на слова, из которых он состоит, которые наводят их на ответ. Чтобы научить понимать содержание на этом уровне, учитель задает вопросы, которые требуют от учащихся иной формулировки, другого выражения того же содержания. Для третьего уровня организации деятельности характерно: предвосхищение последствий принимаемых решений, а также прогноз возможных изменений проблемной ситуации; учет разных мнений и познавательных позиций; готовность принимать любые необычные сведения, умение анализировать провокационные ситуации; осознание возможности множества разнообразных, в том числе альтернативных мысленных «взглядов» на одно и то же явление; самостоятельная работа по усвоению нового материала; порождение субъективно новых интеллектуальных продуктов и смыслов. Тип вопросов, направленных на третий уровень организации деятельности назовем функциональным. На вопросы третьего уровня обучающийся может дать различные ответы, выдвигая собственные гипотезы, находя различные способы их обоснования. Такие вопросы часто требуют обобщенного подхода к информации и расширенного ответа. Ссылки по теме: 1) 1.Технология вариативного обучения / под. ред. Пикан В.В./ Учебно- методическое пособие.: УЦ Перспектива, 2008 2) 2.Дозморова Е.В. Развитие творческого мышления учащихся на уроках математики. Методическое пособие для учителей математики–Томск 2008. 3) 3.Матвеева Е.И., Панкова О.Б., Патрикеева И.Е. Критериальное оценивание в начальной школе. Пособие для учителя– М: ВИТА-ПРЕСС, 2011. 1. Чтение на уроке отрывков из книг В. Левшина «Магистр рассеянных наук», «Три дня в Карликании», «Черная маска из Аль-джебры», «Нулик-мореход» непосредственно относящееся к изучаемой теме для создания проблемной ситуации или создания «точки удивления».

Смысловое чтение на уроке математики

Смысловое чтение на уроке математики

Смысловое чтение на уроке математики

Смысловое чтение на уроке математики

Смысловое чтение на уроке математики

Смысловое чтение на уроке математики

Смысловое чтение на уроке математики

Смысловое чтение на уроке математики

Смысловое чтение на уроке математики

Смысловое чтение на уроке математики

Смысловое чтение на уроке математики

Смысловое чтение на уроке математики

Смысловое чтение на уроке математики

Смысловое чтение на уроке математики

Смысловое чтение на уроке математики

Смысловое чтение на уроке математики

Смысловое чтение на уроке математики

Смысловое чтение на уроке математики

Смысловое чтение на уроке математики

Смысловое чтение на уроке математики

Смысловое чтение на уроке математики

Смысловое чтение на уроке математики

Смысловое чтение на уроке математики

Смысловое чтение на уроке математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2018