В статье представлены примеры алгоритмов по развитию УУД, описываются способы предъявления заданий обучающимся, приводится их характеристика. Использование в работе алгоритмов ориентирует учащихся не на простое запоминание определенного плана или последовательности действий, а на понимание и осознание этой последовательности, необходимости каждого ее шага
Напомним достаточно распространенное в сети Интернет определение универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия (УУД) – умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
алгоритмы формирования ууд.docx
Бойкова Анжелика Владимировна
учитель математики, физики
МКОУ Кармаклинской СОШ
Примеры алгоритмов формирования УУД
Использование в работе алгоритмов ориентирует учащихся не на простое
запоминание определенного плана или последовательности действий, а на
понимание и осознание этой последовательности, необходимости каждого ее шага
Учись сравнивать
1) Установи цель сравнения.
2) Проверь, знаешь ли ты материал об объектах, которые будешь сравнивать.
3) Выдели главные признаки , по которым будешь сравнивать.
4) Найди различия и(или) сходства.
5) Сделай вывод из сравнения.
Учись классифицировать.
1) Выдели общие и различные признаки изучаемых объектов
2) Выбери основание для классификации
3) Раздели по тому основанию на группы(классы)
4) Назови каждый класс
Конкретизация(это значит представить понятия , термины в деталях(признаках,
свойствах), связать их с жизнью, пояснить на примерах.
1) Привести пример, иллюстрирующий понятие, модель.
2) Обосновать пример, иллюстрирующий модель, понятие
Учись обобщать
1) На основе сравнения сформулировать общие существенные свойства
объектов
2) Объединить объекты с общими существенными свойствами в одно
множество
3) Дать название полученному множеству(термин, символ)
4) Сформулировать суждение – характеристическое свойство полученного
множества объектов.
Как составить задачу.
1) Выбери объекты.
2) Придумай ситуацию, в которой участвуют объекты.
3) Установи зависимости между объектами
4) Подбери числовые данные(если их нет)
5) Сформулируй вопрос задачи
6) Проверь. Соответствует ли задача заданной модели.
Правило конструирования определения.
1) Подбери ближайшее родовое понятие
2) Перечисли видовые отличия , т.е. укажи те существенные признаки, которые
отличают новое понятие от родового
3) Сформулируй определение в виде
Определяем
ое понятие
Ближайшее
(это,есть, ) Родовое +
Называется
понятие
видовые
отличия Правила работы с определением(принадлежит объект данному понятию)
1) Этот объект принадлежит родовому понятию
2) Он обладает всеми видовыми отличиями, зафиксированными в определении.
Правила работы с определением(если объект принадлежит данному понятию, то
можно с уверенностью сказать, что):
1) Этот объект принадлежит родовому понятию(а значит обладает всеми
свойствами последнего);
2) Он имеет все видовые отличия, зафиксированные в определении.
Модель утверждения
Если А , то в. ( А – условие, В – заключение)
Утверждение считается неверным, если удаётся подобрать хотя бы один пример,
для которого выполняется условие утверждения А, а заключение в неверно.
( такой пример называют контрпримером).
Приведение контрпримеров(достаточное условие опровержения утверждения)
Привести пример не подходящий под понятие, модель, утверждение.
Организация домашней работы по математике
1) Ознакомиться с заданием.
2) Вспомнить, что изучалось на уроке, просмотреть записи в тетради.
3) Прочитать и усвоить материал учебника.
4) Выполнить письменные задания(по образцу классной работы).
5) Составить план ответа.
Контроль решения задачи
1) Проверь правильность записи условия задачи.
2) Проверь ход решения.
3) Проверь правильность записей.
4) Проверь вычисления.
Существенные признаки алгоритма и ключевые моменты(составление ):
1) Алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное
выполнение некоторых простых шагов.
2) Каждый шаг работы определяется однозначно.
3) Алгоритм для исполнителя должен включать только те команды, которые
исполнителю доступны.
4) Алгоритм должен завершать работу и выдавать результат за конечное число
шагов.
5) Алгоритм должен быть применим к разным наборам исходных данных.
6) Результативность — завершение алгоритма приводит к решению.
Алгоритмы формирующие учебные навыки.
План это краткая программа какогонибудь изложения; тематически
записанные коротко сформулированные мыслизаголовки. Алгоритм составления простого плана.
1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).
2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
З. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы
именамисуществительными.
4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли
отражены в плане.
5.3апишите план.
Запомните требования к плану.
а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы).
б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
сложного плана или плана конспекта.
Алгоритм составления
1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
Выделяя название пункта другой пастой или подчёркиванием
З.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже
озаглавьте (подпункты плана).
4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено
в них основное содержание изучаемого материала.
ПРОЕКТ «СБОРНИК ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»
Приложение к созданию проекта
ПАМЯТКА СОСТАВЛЕНИЯ ЗАДАЧ
выбери объекты;
придумай ситуации, в которых участвуют объекты;
установи зависимости между объектами;
подбери числовые данные;
сформулируй вопрос задачи;
составленная задача должна соответствовать заданной математической модели.
ПРИМЕЧАНИЕ. Для составления задач можно использоватьмодели условий
задач, предлагаемых в … .
ПАМЯТКА К ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА
«СБОРНИК ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»
Какова цель проекта?
Каков проектный продукт?
Был ли план работы ( если да, то какой, если нет, то каким он мог быть)?
Как вы пользовались критериями оценивания в ходе работы?
Описание хода работы( с чего начали работу, как распределяли роли в группе,
удалось ли вовлечь всех учащихся)?
Анализ работы ( что было самым трудным в работе? Как удалось преодолеть
возникшие затруднения?) Самооценка хода работы(что получилось, а что нет, почему? Как бы стали
действовать в следующий раз? Дайте совет тем, кто будет составлять такие
задачи.)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТА «ТЕКСТОВАЯ ЗАДАЧА»
КРИТЕРИЙ № 1.
Соответствие текста задачи жизненным представлениям.
Соответствие задачи заданной математической модели – 3 балла.
Несоответствие жизненным представлениям
а) более, чем в одной задаче – 1 балл.
б)в одной задаче – 2 балла.
все задачи соответствуют жизненным представлениям – 3 балла.
КРИТЕРИЙ №2
Оригинальность сюжета задачи
Все задачи шаблонные, похожие на задачи из учебники – 1 балл.
Задачи незначительно отличаются по сюжету от стандартных из учебника( или не
все отличаются) – 2 балла.
Сюжеты всех задач необычны, интересны, непохожи – 3 балла.
КРИТЕРИЙ № 3
Лаконичность формулировки
Отсутствие формулировки:
а) более чем в одной задаче – 1 балл;
б) в одной задаче – 2 балла.
Все задачи были сформулированы, чётко , грамотно – 3 балла.
КРИТЕРИЙ № 4
Презентация
Освещены
а) незначительная часть работы – 1 балл;
б) основные этапы работы – 2 балла.
Вся работа исчерпывающе освещена на презентации – 3 балла.
Бонусные баллы
Все участники группы принимали участие в работе – 1 балл;
Обсуждение в группе проходило корректно, давали высказаться каждому
желающему – 1 балл;
Качество презентации(культура речи, доброжелательность в общении,
наглядность) – 1 балл.
В конце работы в групп.
Оцените результат работы вашей группы по предложенным критериям(правилам
работы в группе). Поставь знак + в выбранные вами колонки таблицы
умения
получилось
Получилось
частично
Не получилось Умение
договариваться
Умение совместно
принимать
решение
Умение грамотно
распределять
время
Умение
распределять роли
внутри группы
Составление целого из отдельных частей и выявление связей между ними
называется систематизацией.
Последовательность выполнения действий
Определите цель деятельности
Определите основные части(элементы) рассматриваемого явления
Выявите существенный признак , образующий систему
Расположите элементы системы в зависимости от выбранного признака
Заполните полученную систему в виде схемы и дайте ей назвние
Сделайте вывод
Что значит учиться?
Выполнять последовательность из 10 шагов учебной деятельности:
1) повторение необходимого;
2) итог повторения;
3) пробное учебное действие;
4) фиксирование затруднения;
5) переход к обдумыванию;
6) выявление причины затруднения;
7) постановка цели;
8) построение нового способа действий;
9) усвоение нового знания;
10) самоконтроль усвоения нового знания.
Литература
1) Епишева О.Б., Крупич В.И.. Учить школьников учиться математике.
Формирование приемов учебной деятельности. – М.: Просвещение, 1990.
2) Л.М. Фридман «Какая школа нам нужна»
3) Н.А. Лошкарёва «Формирование учебных умений учащихся средней
школы»
4) В.Ф. Паламарчук «Школа учит мыслить»
5) Д. Хамблин « Формирование учебных навыков» 6) Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред.
А.Г.Асмолова. – 2изд. – М.: Просвещение, 2010.
7) Сиденко Е.А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности
//Эксперимент и инновации в школе. – 2010. №3.
Примеры алгоритмов формирования УУД
Примеры алгоритмов формирования УУД
Примеры алгоритмов формирования УУД
Примеры алгоритмов формирования УУД
Примеры алгоритмов формирования УУД
Примеры алгоритмов формирования УУД
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.