Образовательные стандарты основного общего образования по математике.

  • Семинары
  • docx
  • 02.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Процессы модернизации системы образования потребовали пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся. На сегодняшний день изменились цели в образовании. В образовании складывается концепция государственных образовательных стандартов второго поколения.Одной из важнейших задач при этом становится развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей.
Иконка файла материала ФГОС второго поколения.docx
Процессы модернизации в системе образования потребовали пересмотра  целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся.  Цели образования на сегодняшний день перестают выступать в виде «знаний,  умений и навыков», которыми должен владеть выпускник школы 21 века, а  предстают в виде характеристики сформированности его личностных,  социальных, познавательных и коммуникативных способностей. «Человек  знающий» заменяется на «человек, подготовленный к жизнедеятельности». В  образовании складывается концепция государственных образовательных  стандартов 2­го поколения. Приоритетным направлением которых является  реализация развивающего потенциала образования. Одной из важнейших задач  при этом становится развитие универсальных учебных действий как  психологической составляющей фундаментального ядра образования. Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития.  Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный  ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции,  характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но  углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной  школы. Как пример: выпускник начальной школы — владеющий основами  умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и  самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные  знания на практике. Конечно, в портрет выпускника основной школы добавлены направления и компоненты, определяемые целями основной ступени образования и  возрастными особенностями ученика, например: осознание им ценности труда,  науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий, понимание  значения профессиональной деятельности для человека. Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам  освоения основных о  бразовательных программ. Этот компонент стандарта мы  считаем ведущим и системообразующим. Формируя эту составляющую,  разработчики проекта руководствовались тем, что новые образовательные  стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания  образования к достижению индивидуального максимума результатов.  Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в  требования к результатам, а после их конкретизации — в планируемые  результаты. Образовательный стандарт основного общего образования по математике  до введения ФГОС был направлен на достижение следующих целей: ­  интеллектуальное развитие учащихся: развитие логического  мышления и речи, алгоритмической культуры, формирование качествмышления, свойственных математической деятельности и необходимых для  получения общего образования, для полноценной жизни в современном  обществе; ­  воспитание качеств личности, связанных с изучением математики –  воображения, интуиции, творческой активности и самостоятельности,  способности ориентироваться в новых условиях; ­  овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми  для применения в повседневной жизни, изучения смежных дисциплин,  продолжения обучения в старшей школе или иных формах среднего  образования: ­  формирование представлений о математике как части  общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии  цивилизации и современного общества, об изучаемых понятиях и методах как  важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и  явлений. По новым ФГОС изучение математики в основной школе звучит иначе и  направлено на достижение следующих целей: 1) в направлении личностного развития ­  развитие логического и критического мышления, культуры речи,  способности к умственному эксперименту; ­  формирование у учащихся интеллектуальной честности и  объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов,  вытекающих из обыденного опыта; ­  воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную  мобильность, способность принимать самостоятельные решения; ­  формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в  современном информационном обществе; ­  развитие интереса к математическому творчеству и математических  способностей; 2) в метапредметном направлении ­  формирование представлений о математике как части  общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации  и современного общества;­  развитие представлений о математике как форме описания и методе  познания действительности, создание условий для приобретения  первоначального опыта математического моделирования; ­  формирование общих способов интеллектуальной деятельности,  характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры,  значимой для различных сфер человеческой деятельности; 3) в предметном направлении ­  овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для  продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных  учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; ­  создание фундамента для математического развития, формирования  механизмов мышления, характерных для математической деятельности. Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго  поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала  советской школы, не только смещают акцент на формирование у ученика  личностных качеств созидателя и творца, его духовно­нравственное воспитание,  но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход: ­ изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный); ­  изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных  ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов). При организации учебного процесса надо обращать внимание на  избирательную внимательность учащихся. Дети легко откликаются на  необычные уроки и внеклассные дела, они в этом возрасте склонны к спорам и  возражениям. Этот возраст благоприятен для творческого развития. Учащимся  нравиться решать проблемные ситуации, находить сходства и различия,  определять причину и следствия, самому решать проблему, участвовать в  дискуссиях, отстаивать и доказывать свою правоту. Стандарт ориентирован на  воспитание школьника­гражданина и патриота России, развитие духовно­ нравственного школьника, его национального самосознания. Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования,  являются: – наличие у ученика широких познавательных интересов, желания и  умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего  условия дальнейшего самообразования и самовоспитания; – появление самосознания младшего школьника как личности: его  уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир,иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной творческой  деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели,  готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои  действия и поступки; – становление ребёнка как члена общества, во­первых, разделяющего  общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду,  принципы нравственности и гуманизма, а во­вторых, стремящегося и готового  вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку,  толерантного в общении; – осознание себя как гражданина страны, в которой он живёт; – сформированность эстетических чувств ребёнка, вкуса на основе  приобщения к миру отечественной и мировой художественной культуры,  стремления к творческой самореализации; – появление ответственного отношения к сохранению окружающей среды,  к себе и своему здоровью. Направленность образовательного процесса на достижение указанных  ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у  учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий  одновременно с формированием предметных умений. Требования к результатам представлены описанием предметных,  метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных  основных образовательных программах в виде планируемых результатов по  учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ  (программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с  текстом» и другие). В соответствии с ФГОС представлено четыре вида УУД: личностные,  регулятивные, познавательные, коммуникативные Личностные УУД : положительное отношение к учению,  к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения,  совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их  преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом,  созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно  как члена общества, признание для себя общепринятых морально­этических  норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как  гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры,  интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность  поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу;  планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или  самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;  контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые  коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие  трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные УУД : осознавать познавательную задачу; читать и  слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в  материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию,  представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,  использовать знаково­символичные средства для решения различных учебных  задач; выполнять учебно­познавательные действия в материализованной и  умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа,  синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­следственные  связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные УУД : вступать в учебный диалог с учителем,  одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого  поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,  формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку  зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять  совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных  учебно­познавательных задач. Достижение результатов образования обеспечивается через  методический аппарат учебников и учебно­методических пособий.  И в соответствии с этим учителю понадобились на уроке и технические  средства: 1.  Компьютер 2.  Проектор 3.  Экран 4.  Интерактивная доска Организация работы обеспечивает: ­ формирование у учащихся познавательных универсальных учебных  действий (УУД), связанных с исследовательской деятельностью: наблюдение,сравнение, сопоставление, эксперимент, установление аналогий, классификация, установление причинно­следственных связей; ­ формирование коммуникативных УУД: умение участвовать в  дискуссиях, сознательно ориентироваться на позиции других людей (прежде  всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в  диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в  группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество  со сверстниками и взрослыми. Формирование умения построения умозаключений осуществляется на  протяжении всего курса обучения математике: при анализе условия и  обосновании решения текстовых задач, при решении задач на применение правил или формул и т. д. Формирование убежденности в необходимости проведения  доказательных рассуждений реализовывается как на алгебраическом, так и на  геометрическом материале. Формулировки вопросов и заданий способствуют созданию благоприятных условий для развития устной и письменной речи учащихся, их способности  грамотно излагать свои мысли. Например, при введении понятия степени  числа ,учащимся предлагается проанализировать содержание двух таблиц,  сравнить их и объяснить, как связаны левый и правый столбцы каждой таблицы. Такая работа способствует не только развитию речи, но и формированию  коммуникативных способностей учащихся, таких, как умение слушать другого  человека, понимать его, вникать в обоснование его точки зрения на тот или иной  факт. Формирование регулятивных УУД, таких, как целеполагание,  самостоятельное планирование и осуществление учебной деятельности,  обеспечивается, в частности, возможностью выбора индивидуальной траектории  обучения, чему способствует наличие в учебниках в системах задач и  упражнений заданий разного уровня сложности (4 уровня), снабженных  специальной системой обозначений. Этому же требованию отвечают и задания  тематических контрольных работ. Для учащихся, проявляющих повышенный  интерес к изучению математики, а также с целью формирования интереса к  изучению математики у всех школьников, разработаны пособия для организации  занятий математических  кружков. Формирование и развитие компетентности в области использования  информационно­коммуникационных технологий обеспечивается: ­ наличием заданий для осуществления проектной деятельности учащихся  (формулировки тем для организации проектной деятельности даются в  учебнике).Достижение нового результата образования в основном зависит от  профессиональной компетентности учителя. Произошло обновление материально­технического оснащения. В основной  школе были установлены интерактивные доски. Педагоги получили компьютеры  для использования в учебном процессе. Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как  формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться,  способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем  сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только  освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков реализуется в  процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки  рассматриваются как производные от соответствующих видов  целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и  сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с  этим, основная цель, которая стоит перед нами, учителя математики, – научить  детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать  образовательную среду обучающихся на основе системно­деятельностного  подхода, создавать условия для развития познавательной активности  обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов,  таких как информационные и телекоммуникационные технологии, метод  реализации проблемного обучения, практических работ, опорных схем или  карточек­информаторов, метод анализа и синтеза, метод тестирования,  использование различных форм ИКТ.

Посмотрите также