Образовательные стандарты основного общего образования по математике.
Оценка 4.6
Семинары
docx
математика
5 кл—8 кл
02.03.2019
Процессы модернизации системы образования потребовали пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся. На сегодняшний день изменились цели в образовании. В образовании складывается концепция государственных образовательных стандартов второго поколения.Одной из важнейших задач при этом становится развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей.
ФГОС второго поколения.docx
Процессы модернизации в системе образования потребовали пересмотра
целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся.
Цели образования на сегодняшний день перестают выступать в виде «знаний,
умений и навыков», которыми должен владеть выпускник школы 21 века, а
предстают в виде характеристики сформированности его личностных,
социальных, познавательных и коммуникативных способностей. «Человек
знающий» заменяется на «человек, подготовленный к жизнедеятельности». В
образовании складывается концепция государственных образовательных
стандартов 2го поколения. Приоритетным направлением которых является
реализация развивающего потенциала образования. Одной из важнейших задач
при этом становится развитие универсальных учебных действий как
психологической составляющей фундаментального ядра образования.
Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития.
Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный
ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции,
характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но
углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной
школы. Как пример: выпускник начальной школы — владеющий основами
умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник
основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и
самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные
знания на практике.
Конечно, в портрет выпускника основной школы добавлены направления и
компоненты, определяемые целями основной ступени образования и
возрастными особенностями ученика, например: осознание им ценности труда,
науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий, понимание
значения профессиональной деятельности для человека.
Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам
освоения основных о бразовательных программ. Этот компонент стандарта мы
считаем ведущим и системообразующим. Формируя эту составляющую,
разработчики проекта руководствовались тем, что новые образовательные
стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания
образования к достижению индивидуального максимума результатов.
Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в
требования к результатам, а после их конкретизации — в планируемые
результаты.
Образовательный стандарт основного общего образования по математике
до введения ФГОС был направлен на достижение следующих целей:
интеллектуальное развитие учащихся: развитие логического
мышления и речи, алгоритмической культуры, формирование качеств мышления, свойственных математической деятельности и необходимых для
получения общего образования, для полноценной жизни в современном
обществе;
воспитание качеств личности, связанных с изучением математики –
воображения, интуиции, творческой активности и самостоятельности,
способности ориентироваться в новых условиях;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми
для применения в повседневной жизни, изучения смежных дисциплин,
продолжения обучения в старшей школе или иных формах среднего
образования:
формирование представлений о математике как части
общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии
цивилизации и современного общества, об изучаемых понятиях и методах как
важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и
явлений.
По новым ФГОС изучение математики в основной школе звучит иначе и
направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
развитие логического и критического мышления, культуры речи,
способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и
объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов,
вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную
мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в
современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических
способностей;
2) в метапредметном направлении
формирование представлений о математике как части
общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации
и современного общества; развитие представлений о математике как форме описания и методе
познания действительности, создание условий для приобретения
первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности,
характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры,
значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для
продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных
учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования
механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго
поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала
советской школы, не только смещают акцент на формирование у ученика
личностных качеств созидателя и творца, его духовнонравственное воспитание,
но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:
изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных
ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).
При организации учебного процесса надо обращать внимание на
избирательную внимательность учащихся. Дети легко откликаются на
необычные уроки и внеклассные дела, они в этом возрасте склонны к спорам и
возражениям. Этот возраст благоприятен для творческого развития. Учащимся
нравиться решать проблемные ситуации, находить сходства и различия,
определять причину и следствия, самому решать проблему, участвовать в
дискуссиях, отстаивать и доказывать свою правоту. Стандарт ориентирован на
воспитание школьникагражданина и патриота России, развитие духовно
нравственного школьника, его национального самосознания.
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования,
являются:
– наличие у ученика широких познавательных интересов, желания и
умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего
условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– появление самосознания младшего школьника как личности: его
уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной творческой
деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели,
готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои
действия и поступки;
– становление ребёнка как члена общества, вопервых, разделяющего
общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду,
принципы нравственности и гуманизма, а вовторых, стремящегося и готового
вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку,
толерантного в общении;
– осознание себя как гражданина страны, в которой он живёт;
– сформированность эстетических чувств ребёнка, вкуса на основе
приобщения к миру отечественной и мировой художественной культуры,
стремления к творческой самореализации;
– появление ответственного отношения к сохранению окружающей среды,
к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных
ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у
учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий
одновременно с формированием предметных умений.
Требования к результатам представлены описанием предметных,
метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных
основных образовательных программах в виде планируемых результатов по
учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ
(программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с
текстом» и другие).
В соответствии с ФГОС представлено четыре вида УУД: личностные,
регулятивные, познавательные, коммуникативные
Личностные УУД : положительное отношение к учению,
к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения,
совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их
преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом,
созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно
как члена общества, признание для себя общепринятых моральноэтических
норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как
гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры,
интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность
поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или
самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые
коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие
трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные УУД : осознавать познавательную задачу; читать и
слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в
материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию,
представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,
использовать знаковосимволичные средства для решения различных учебных
задач; выполнять учебнопознавательные действия в материализованной и
умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа,
синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинноследственные
связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные УУД : вступать в учебный диалог с учителем,
одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого
поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,
формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку
зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять
совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных
учебнопознавательных задач.
Достижение результатов образования обеспечивается через
методический аппарат учебников и учебнометодических пособий.
И в соответствии с этим учителю понадобились на уроке и технические
средства:
1. Компьютер
2. Проектор
3. Экран
4. Интерактивная доска
Организация работы обеспечивает:
формирование у учащихся познавательных универсальных учебных
действий (УУД), связанных с исследовательской деятельностью: наблюдение, сравнение, сопоставление, эксперимент, установление аналогий, классификация,
установление причинноследственных связей;
формирование коммуникативных УУД: умение участвовать в
дискуссиях, сознательно ориентироваться на позиции других людей (прежде
всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество
со сверстниками и взрослыми.
Формирование умения построения умозаключений осуществляется на
протяжении всего курса обучения математике: при анализе условия и
обосновании решения текстовых задач, при решении задач на применение правил
или формул и т. д. Формирование убежденности в необходимости проведения
доказательных рассуждений реализовывается как на алгебраическом, так и на
геометрическом материале.
Формулировки вопросов и заданий способствуют созданию благоприятных
условий для развития устной и письменной речи учащихся, их способности
грамотно излагать свои мысли. Например, при введении понятия степени
числа ,учащимся предлагается проанализировать содержание двух таблиц,
сравнить их и объяснить, как связаны левый и правый столбцы каждой таблицы.
Такая работа способствует не только развитию речи, но и формированию
коммуникативных способностей учащихся, таких, как умение слушать другого
человека, понимать его, вникать в обоснование его точки зрения на тот или иной
факт.
Формирование регулятивных УУД, таких, как целеполагание,
самостоятельное планирование и осуществление учебной деятельности,
обеспечивается, в частности, возможностью выбора индивидуальной траектории
обучения, чему способствует наличие в учебниках в системах задач и
упражнений заданий разного уровня сложности (4 уровня), снабженных
специальной системой обозначений. Этому же требованию отвечают и задания
тематических контрольных работ. Для учащихся, проявляющих повышенный
интерес к изучению математики, а также с целью формирования интереса к
изучению математики у всех школьников, разработаны пособия для организации
занятий математических кружков.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий обеспечивается:
наличием заданий для осуществления проектной деятельности учащихся
(формулировки тем для организации проектной деятельности даются в
учебнике). Достижение нового результата образования в основном зависит от
профессиональной компетентности учителя.
Произошло обновление материальнотехнического оснащения. В основной
школе были установлены интерактивные доски. Педагоги получили компьютеры
для использования в учебном процессе.
Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как
формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться,
способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только
освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков реализуется в
процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки
рассматриваются как производные от соответствующих видов
целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и
сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с
этим, основная цель, которая стоит перед нами, учителя математики, – научить
детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать
образовательную среду обучающихся на основе системнодеятельностного
подхода, создавать условия для развития познавательной активности
обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов,
таких как информационные и телекоммуникационные технологии, метод
реализации проблемного обучения, практических работ, опорных схем или
карточекинформаторов, метод анализа и синтеза, метод тестирования,
использование различных форм ИКТ.
Образовательные стандарты основного общего образования по математике.
Образовательные стандарты основного общего образования по математике.
Образовательные стандарты основного общего образования по математике.
Образовательные стандарты основного общего образования по математике.
Образовательные стандарты основного общего образования по математике.
Образовательные стандарты основного общего образования по математике.
Образовательные стандарты основного общего образования по математике.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.