"Подготовка учащихся к ОГЭ по математике. Критерии оценивания и анализ ошибок"

  • Семинары
  • pdf
  • 04.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Подготовка учащихся к ОГЭ по математике. Критерии оценивания и анализ ошибок"
Иконка файла материала Презентация Зилотина О.М..pdf

Подготовка учащихся к ОГЭ по математике.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ И АНАЛИЗ ОШИБОК.

Выполнил: Зилотина О.М.

учитель математики  МБОУ СОШ №7 г.Новосибирск, 2022

НАЗНАЧЕНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

         ОГЭ представляет собой форму государственной итоговой аттестации

         Цель: определить соответствие результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта

         ОГЭ проводится в соответствии с законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

РЕЗУЛЬТАТОМ ОСВОЕНИЯ ООП ООО ДОЛЖНА СТАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ, Т.Е. ОНИ ДОЛЖНЫ:

         овладеть специфическими для математики знаниями и видами деятельности

         научиться преобразованию знания и его применению в учебных и внеучебных ситуациях; 

         сформировать качества, присущие математическому мышлению

         овладеть математической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Характеристика экзаменационной работы. Часть 1

         владение основными алгоритмами; 

         знание и понимание ключевых элементов содержания (понятий, свойств, приёмов); 

         умение пользоваться математической записью; 

         применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма;

         применять математические знания в простейших практических ситуациях.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ЧАСТИ 1

ПО ФОРМЕ ОТВЕТА

        2 задания с кратким ответом в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа;

        17 заданий с кратким ответом в виде числа, последовательности цифр

Характеристика экзаменационной работы.

Часть 2

Цель: проверка владения материалом на повышенных уровнях.

Основное назначение :  

        дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки;

        выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющую потенциальный контингент профильных классов.

Задания части 2 направлены на проверку таких качеств математической подготовки выпускников, как:

        уверенное владение формально-оперативным алгебраическим аппаратом;

        умение решить комплексную задачу, включающую в себя знания из разных тем курса алгебры;

        умение решить планиметрическую задачу, применяя различные теоретические знания курса геометрии;

        умение математически грамотно и ясно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования;

        владение широким спектром приёмов и способов рассуждений.

Распределение заданий части 2 по разделам содержания Уравнения и неравенства Функции и графики Геометрия

         №20 – упрощение алгебраических выражений, решение уравнений, неравенств и их систем,

        
№21 – решение текстовой задачи: моделирование реальных ситуаций на языке алгебры; составление выражения, уравнения и неравенства по условию задачи; исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры,

         №22 – построение и чтение графика функции,

         №23 – задача на вычисление по геометрии,

         №24 – задача по геометрии на доказательство,

         №25 – геометрическая задача по геометрии высокого уровня сложности.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕШЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ЧАСТИ 2

        Возможны различные способы и записи развёрнутого решения. Главное требование – решение должно быть математически грамотным, из него должен быть понятен ход рассуждений экзаменуемого. В остальном (метод, форма записи) решение может быть произвольным. Полнота и обоснованность рассуждений оцениваются независимо от выбранного метода решения.

        При решении задачи можно использовать без доказательств и ссылок математические факты, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования.

        Каждый этап решения учащегося должен быть аргументирован.

        Утверждения в решении заданий должны иметь однозначную трактовку.

        Критерии не являются эталоном оформления решения задачи, они указывают ключевые моменты решения для эксперта. 

        Критерии разработаны применительно к одному из возможных решений, а именно, к тому, которое описано в рекомендациях. 

       
При наличии в работах учащихся других решений критерии вырабатываются предметной комиссией с учетом описанного общего подхода. 

        Решения учащихся могут содержать недочеты, не отраженные в критериях, но которые, тем не менее, позволяют оценить результат выполнения задания положительно (со снятием одного балла). В подобных случаях решение о том, как квалифицировать такой недочет, принимает предметная комиссия.

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕРКЕ И ОЦЕНКЕ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ ЧАСТИ 2

        Если решение ученика удовлетворяет всем требованиям, то ему выставляется полный балл 2.

        Если в решении допущена ошибка, не принципиального характера (вычислительная, погрешность в терминологии или символике и др.), не влияющая на правильность общего хода решения (даже при неверном ответе) и позволяющая, несмотря на ее наличие, сделать вывод о владении материалом, то учащемуся засчитывается сниженный балл 1

        В других случаях выставляется 0 баллов.

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕРКЕ И ОЦЕНКЕ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ ЧАСТИ 2

        Ошибка вычислительного характера или вычислительная ошибка – это ошибка, допущенная при выполнении сложения, вычитания, умножения и деления.

 

        1 балл допускается ставить в тех случаях, когда единственная вычислительная ошибка стала причиной того, что неверен ответ. 

        К вычислительным ошибкам не относятся ошибки в формулах при решении квадратного уравнения, действиях с числами с разными знаками, упрощении выражений со степенями и корнями и т.д.

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕРКЕ И ОЦЕНКЕ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ ЧАСТИ 2

        Если учащийся при решении задачи использует без пояснений данные, которых нет в условии, то выставляется 0 баллов.

        Лаконичное решение, не содержащее неверных утверждений, все выкладки которого правильны, рассматривается как решение без недочетов.

        При проверке и оценке экзаменационных работ не учитываются особенности почерка и наличие грамматических ошибок в работах учащихся, если они не искажают сути ответа.

Комментарии к критериям по заданию № 20

        Метод решения может быть любой: используя деление многочлена на многочлен; раскрытие скобок; составление совокупностей и систем и др. 

        Ответ может быть записан в виде равенств; перечислением корней; множеством (в фигурных скобках). 

        При графическом решении неравенства должна быть записана рассматриваемая функция. 

        При использовании метода интервалов точки должны быть найдены (а не просто обозначены на чертеже). 

        При решении квадратного уравнения с использованием формул дискриминанта и корней должны присутствовать записи нахождения числового ответа, а не просто ответ.

Комментарии к критериям по заданию № 20

Балл снижается на 1, если:

        Имеется неточное использование символики при записи ответа (круглые, квадратные скобки);

        ИЛИ - неточное использование символов систем и совокупностей, если это не привело к неверному ответу;

        ИЛИ - только одна вычислительная ошибка или описка.

Решение оценивается 0 баллов, если:

        Нарушен ход решения;

        ИЛИ – найдены не все корни;

        ИЛИ – ошибки в применении формул;

        ИЛИ – более одной вычислительной ошибки или описки и т.д.




Комментарии к критериям по заданию № 21

        Должны присутствовать все необходимые действия с данными задачи, записанные в виде нескольких действий с единицами измерения величин, или в виде числового выражения, или уравнения с пояснением к нему (пояснение может быть заменено таблицей или чертежом). 

        Переход к уравнению должен быть обоснован, в таблице или на чертеже, в пояснениях должны присутствовать все выражения, используемые при составлении уравнения. 

        Графическое решение должно быть обосновано. 

        Проверка ОДЗ или проверка корней (оценка величин) обязательна!

Комментарии к критериям по заданию № 21

Балл снижается на 1, если:

        Уравнение (выражение) составлено правильно, но при его решении допущена одна вычислительная ошибка или описка, с её учётом решение доведено до ответа.

        ИЛИ – Не найдена ОДЗ или нет проверки корней (оценки величин), если это не привело к неверному результату.

        ИЛИ - Нет единиц измерения в некоторых действиях.

        ИЛИ - Графическое решение приведено без достаточного обоснования Решение оценивается 0 баллов, если:

        Нет обоснования к уравнению.

        ИЛИ - Нет нигде указания единиц измерения.

        ИЛИ - Решение не доведено до конца.

        ИЛИ – Имеется более одной вычислительной ошибки или описки.

        ИЛИ - Найдена не та величина и т.п.

№ 22 - построение и чтение графика функции

Баллы

Критерии

2

График построен верно, верно найдены значения параметра

1

График построен верно, но искомые значения параметра найдены неверно или не найдены

0

Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше


Комментарии к критериям по заданию № 22

        Основным условием положительной оценки за решение задания является верное построение графика

        Верное построение графика включает в себя: масштаб, содержательную таблицу значений (или записи координат точек) или объяснение построения, выколотая точка обозначена в соответствии с ее координатами. 

        Функция должна быть названа верно, найдена область определения, объяснено, как выглядит график. 

        Точка «склейки» графиков должна быть отражена в таблицах обеих функций. 

        Значения параметра могут быть записаны в виде промежутков или неравенств; знак объединения может быть заменен точкой с запятой, но должно быть обоснование ответа (в том числе можно и графически).

Комментарии к критериям по заданию № 22

Балл снижается на 1, если:

         При нахождении параметра допущена вычислительная ошибка или описка, с ее учетом решение доведено до конца, график построен верно.

         ИЛИ - Нет обоснования нахождения параметра.

         ИЛИ - Допущена вычислительная ошибка или описка при преобразовании выражения, с ее учетом решение доведено до конца.

Решение оценивается 0 баллов, если:

         График построен неверно: неверное направление ветвей или неверно найдены координаты вершины, не найдены координаты точек и не обозначены их координаты на графике и т.п.

         ИЛИ – Имеется более одной вычислительной ошибки или описки.

         Используемые свойства должны быть зафиксированы в явном виде;

        
Все используемые в решении фигуры (особенно, треугольники) должны быть названы;

         Чертеж – неотъемлемая часть решения.

Комментарии к критериям по заданию № 23

В качестве объяснения может выступать формула или словесное описание. Балл снижается на 1, если:

        Не обосновано, почему фигура (треугольник) именно такого вида.

        ИЛИ – дано неполное объяснение при использовании теорем.

        ИЛИ - не обоснован переход к алгебраической или арифметической модели.

        ИЛИ – допущена только одна вычислительная ошибка или описка.

Решение оценивается 0 баллов, если:

        Неверно составлено выражение, или какое-либо из действий, или уравнение.

        ИЛИ - Нет никаких обоснований.

        ИЛИ – допущено более одной вычислительной ошибки или описки.

Высота, опущенная из вершины ромба, делит противоположную сторону на отрезки равные 24 и 2, считая от вершины острого угла.


Вычислите длину высоты ромба.

Ответ: 10.





№ 24- задача по геометрии на доказательство

Баллы

Критерии

2

Доказательство верное, все шаги обоснованы

1

Доказательство в целом верное, но содержит неточности

0

Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше


Комментарии к критериям по заданию № 24

На 2 балла:

     Все шаги должны быть обоснованы, получены верные следствия.

Балл снижается на 1, если:

     Имеются неточности в обозначении геометрических фигур (углов, четырехугольников и т.п.).

     ИЛИ – неточности в ссылках на утверждения. Решение оценивается 0 баллов, если:

     Отсутствует хотя бы один шаг в доказательстве.

     ИЛИ - Доказательство содержит хотя бы одно неверное логическое следствие.

№ 25- задача по геометрии высокого уровня сложности

Баллы

Критерии

2

Ход решения верный, получен верный ответ

1

Ход решения верный, все его шаги присутствуют, но допущена описка или ошибка вычислительного характера

0

Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше

Комментарии к критериям по заданию № 25

На 2 балла:

        Все шаги решения должны быть выполнены правильно. Шаги группируются в две части:

первая часть – доказательная, вторая – вычислительная.

Балл снижается на 1, если:

        Доказательство в целом верное, но содержит неточности (в обозначениях или ссылках на утверждения), при этом получен верный ответ.

        ИЛИ - Доказательная часть не содержит никаких погрешностей: ни в выводах, ни в их обоснованиях, уравнение составлено верно, но есть вычислительная ошибка или описка в решении.

Решение оценивается 0 баллов, если:

        Доказательная часть содержит хотя бы одно неверное логическое следствие.

        ИЛИ – имеются ошибки в преобразованиях выражения.


Общие результаты ОГЭ по математике- 2022

в Новосибирской области

(на 31.08.2022)

КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ В 2022 ГОДУ

 

Число участников ОГЭ

% от общего числа участников

Муниципальные районы

9701

34,87

Городские округа (г. Бердск, г. Искитим, р.п. Кольцово, г. Обь)

2304

8,28

г. Новосибирск

15817

56,85

Новосибирская область

27822

100

УСПЕВАЕМОСТЬ ПО МАТЕМАТИКЕ ПО ОГЭ В НСО В 2018-2022 ГГ.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕТОК ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ БАЛЛОВ






Решаемость заданий части 1 по разделам содержания модуля «Геометрия» в сравнении за 3 года

 

2019

2021

2022

 

%

%

%

Треугольник

68,7

52,72

71,64

Многоугольники

56,7

77,8

64,84

Окружность и круг

75,2

59,02

61,83

Измерение геометрических величин

84,3

83,07

80,67

Геометрические фигуры и их свойства

80,6

80,6

53,76

По модулю «Геометрия»

75

68,2

66,55

Решаемость заданий части 1 по разделам содержания модуля «Геометрия» в сравнении за 3 года

АЛГЕБРА

 

ГЕОМЕТРИЯ

20

21

22

23

24

25

0 баллов

85,31

87,9

93,16

86,45

95,57

99,69

1 балл

1,49

2,7

2,84

2,95

2,99

0,07

2 балла

13,2

9,4

4

10,6

1,44

0,24

1 или 2 балла

14,69

12,1

6,84

13,55

4,43

0,31

Ожидаемый % выполнения

30-50

15-30

3-15

30-50

15-30

3-15


Посмотрите также