Методическая разработка ДПП ПП
Теория и методика обучения учебной дисциплине.
«Формирование универсальных учебных действий при обучении математике, как средство реализации ФГОС ООО»
Слушателя группы ТМ - 24 д
Зилотиной Ольги Михайловны
«Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает»
—Георг Зиммель
«Великая цель образования – это не знания, а действия» —Герберт Спенсер
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования:
формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих
«УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию.
УУД - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Логика развития УУД строится по формуле:
от действия к мысли.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
● Познавательные - это система способов познания окружающего мира, направленные на развитие умений мыслить и работать с информацией в современном мире.
● Регулятивные - отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
● Коммуникативные - способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
● Личностные - система ценностных ориентаций школьника (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
В школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий.
Познавательные УУД:
● Формулирование цели
● Поиск и выделение необходимой информации
● Выбор наиболее эффективных способов решения задач
● Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
● Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
● Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
● Подведение под понятие, выведение следствий
● Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений
● Выдвижение гипотез и их обоснование
● Самостоятельное создание способов решения проблем различного характера
Виды заданий, формирующие познавательные УУД:
● «Найди отличия» (можно задать их количество)
● «Поиск лишнего»
● «Лабиринты»
● «Упорядочивание»
● «Цепочки»
● «Хитроумные решения»
● «Составить схем-опор»
● «Работать с разного вида таблицами»
● «Составить и распознать диаграммы»
Результат:
● Умение находить литературу
● Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
● Умение выявлять причины и следствия явлений
● Умение делать выводы
● Умение использовать полученную информацию в проектной деятельности
● Умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ
● Составлять план текста
● Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде
Регулятивные УУД:
● Целеполагание
● Планирование
● Прогнозирование
● Контроль
● Коррекция
● Оценка
● Саморегуляция
Виды заданий, формирующие регулятивные УУД:
● «Найти информацию в предложенных источниках»
● «Взаимоконтроль»
● «Взаимный диктант»
● «Диспут»
● «Заучивать материал наизусть в классе»
● «Ищу ошибки»
● «Контрольный опрос на определенную проблему»
Результат:
● Составлять план выполнения проекта
● Совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки
●
В ходе представления проекта уметь давать оценку его результатам
Коммуникативные УУД:
● Учить сотрудничеству с учителем и сверстниками
● Умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
● Разрешению конфликтов
●
Управлению
поведением партнера
Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД:
● Составить задание партнеру;
● Оценка работы товарища;
● Организовать групповую работу по составлению кроссворда;
● Выполнить задания «отгадай, о ком говорим»;
● Сформулировать вопросы для обратной связи в диалоговое слушание; ● «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Результат:
● Умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее
● Умения подтверждать аргументы фактами
● Критичного отношения к своему мнению
● Понимать точку зрения другого (в том числе автора)
● Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
● Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений
Личностные УУД:
● Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
● Смыслообразование
● Нравственно-этическая ориентация
Виды заданий, формирующие личностные УУД:
● Участвовать в проектах
● Подводить итоги урока
● Выполнять творческие задания
● Развивать зрительное, моторное, вербальное восприятие
● Давать самооценку событию, происшествию
● Оформлять дневник достижений
Результат:
● Оценивать и объяснять поступки
● Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей
● Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями
● Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми
● Объяснять самому себе: свои некоторые черты характера; свои отдельные ближайшие цели саморазвития; свои наиболее заметные достижения
● Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений
● Осуществлять добрые дела
● Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта
Задача 1:
В школьном саду посажены фруктовые деревья в 10 рядов. В каждом ряду посажено по 5 груш и по 7 яблонь. Сколько всего деревьев посажено в саду?
Решение:
1 способ. 2 способ.
(7 + 5) · 10 = 120 7 · 10 + 5 · 10 = 120 Ответ: 120 деревьев.
Организовать работу можно как в группе, в парах, так и индивидуально, все это зависит от класса. После решения задачи учащимся предлагаем самостоятельно сравнить: а) первые способы решения задачи;
б) вторые способы решения задач;
в) выражения, полученные при решении двух задач первым способом и вторым способом;
В результате такого сравнения учащиеся с помощью учителя приходят к выводам, что можно сделать такую запись:
(7 + 5) · 10 = 7 ·10 + 5 ·10.
(80 + 60) · 3 = 80 · 3 + 60 · 3 и т.д.
Далее учитель предлагает заменить одинаковые цифры в полученных выражениях одинаковыми буквами. В результате получается формула распределительного закона умножения относительно сложения:
(а + в) · с = ас + вс
Далее, ученики с помощью учителя формулируют этот закон словесно и на примерах убеждаются в целесообразности усвоения и запоминания этого закона, так как он облегчает вычисления.
При выполнении данного задания формируются познавательные УУД:
● анализ текста задачи
● структурирование информации в тексте задачи
● определение способов решения задачи
● сравнение способов решения
● обобщение
● перевод из одной знаковой системы в другую (из числового выражения в буквенное)
Задача 2:
Найти верное решение. Объяснить свой выбор. Сделать проверку.
При выполнении данного задания формируются регулятивные УУД:
Контроль в форме сравнения способа действия и его результата, с целью обнаружения ошибки и внесение необходимых изменений.
Задача 3:
Игра «Морской бой».
Тема «Действия с десятичными дробями». (В ходе игры повторяется пройденный теоретический материал).
Правила игры:
1. Класс делится на две команды.
2. Каждой команде раздаются листочки в клеточку 10 на 10. Команды на этих листочках расставляют свои корабли (10 прямоугольников по 2 клеточки) так, чтобы не видели игроки другой команды.
3. Выбор первого хода. Ведущий задает вопрос: « Какую дробь называют десятичной?» Команда, первая ответившая на вопрос, получает право первого хода.
4. При попадании стрелявшей команды в корабль соперников, на вопрос отвечают «раненые». Если они отвечают правильно, то право следующего хода переходит к ним. Если же они не отвечают на вопрос, то право хода опять переходит к их соперникам.
5. Если стрелявшая команда не попала в корабль соперников, то вторая команда, прежде чем сделать ход, должна ответить на вопрос ведущего.
Вопросы:
1. Как сложить две десятичные дроби?
2. Как вычесть из одной десятичной дроби другую десятичную дробь?
3. Прочитайте дробь 345,17809.
4. Равны ли дроби 2,56100 и 2,561? Почему?
5. Назовите разряды в дроби 12507,021354.
6. Как перемножить две десятичные дроби?
7. Как разделить десятичную дробь на натуральное число?
8. Вычислите: 2,43*0,2.
9. Как разделить одну десятичную дробь на другую десятичную дробь?
10.Как умножить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д.?
11.Как разделить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д.?
Вопросы:
12.Найдите значение выражения: 12,035*100.
13.Найдите значение выражения: 57,35:1000
14.Как умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.?
15.Как разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.?
16. Вычислите: 6,52*0,01.
17. Вычислите: 7,32106:0,001.
18. Найдите значение выражения: 2,148:0,2.
19. Решите уравнение: 4,5х=90.
20. Найдите значение выражения: 0,02:0,001*10.
При выполнении данного задания формируются коммуникативные УУД:
● сотрудничество в поиске и сборе информации
● умение точно и грамотно выражать свои мысли ● выслушивать мнение членов команды, не перебивая ● принятие коллективного решения.
Весь спектр УУД формируются при выполнении заданий на моделирование реальных жизненных ситуаций.
Задача 4:
Для приготовления напитка берут 2 части вишневого сиропа и 5 частей воды.
Сколько надо взять сиропа, чтобы получить 700г напитка?
Вопрос задачи – создание проблемной ситуации учителем.
Данное задание развивает в комплексе следующие УУД:
● Личностные УУД – проявление внимания, интереса, желания больше узнать, ученик увязывает задание с реальными жизненными ситуациями.
● Познавательные УУД – соотнесение известной и неизвестной информации; структурирование знаний от того, что имеем для того, что нужно найти, умение извлекать информацию из данного текста задания, выстраивание логической цепочки рассуждения.
● Регулятивные УУД – поиск решения – составление плана, составление модели уравнения, решение задачи, выполнение проверки решения – определение степени успешности выполнения своей работы.
● Коммуникативные УУД – развитие способности у учащихся выражать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Таким образом, овладение УУД на всех этапах урока, при выполнении разных видов заданий ведёт к овладению компетенции «умение учиться», что позволит ученикам использовать свои знания в практической деятельности и в повседневной жизни.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.