"Формирование универсальных ученых действий при обучении математике, как средство реализации ФГОС ООО"

  • Семинары
  • pdf
  • 04.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Формирование универсальных ученых действий при обучении математике, как средство реализации ФГОС ООО"
Иконка файла материала Презентация мет.раз. ДПП ПП.pdf

Методическая разработка ДПП ПП

Теория и методика обучения учебной дисциплине.


 «Формирование универсальных учебных действий при обучении математике, как средство реализации ФГОС ООО»

Слушателя группы ТМ - 24 д

Зилотиной Ольги Михайловны

«Человек образованный —  тот, кто знает, где найти то, чего он не знает»

Георг Зиммель

«Великая цель образования – это не знания, а действия» Герберт Спенсер

Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования:

формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих

«УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию.

 

УУД  - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

 

Логика развития УУД строится по формуле:

от действия к мысли.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

              Познавательные - это система способов познания окружающего мира, направленные на развитие умений мыслить и работать с информацией в современном мире.

              Регулятивные - отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

              Коммуникативные - способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

              Личностные - система ценностных ориентаций школьника (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

В школе предметМатематикаявляется основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий.

Познавательные УУД:

              Формулирование цели

              Поиск и выделение необходимой информации

              Выбор наиболее эффективных способов решения задач

              Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

              Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

              Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

              Подведение под понятие, выведение следствий

              Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений

              Выдвижение гипотез и их обоснование

              Самостоятельное создание способов решения проблем различного характера

Виды заданий, формирующие познавательные УУД:

              «Найди отличия» (можно задать их количество)

              «Поиск лишнего»

              «Лабиринты»

              «Упорядочивание»

              «Цепочки»

              «Хитроумные решения» 

              «Составить схем-опор»

              «Работать с разного вида таблицами»

              «Составить и распознать диаграммы»

Результат:

              Умение находить литературу

              Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

              Умение выявлять причины и следствия явлений

              Умение делать выводы

              Умение использовать полученную информацию в проектной деятельности

              Умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ

              Составлять план текста

              Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде

Регулятивные  УУД:

              Целеполагание

              Планирование

              Прогнозирование

              Контроль

              Коррекция

              Оценка

              Саморегуляция

Виды заданий, формирующие регулятивные УУД:

              «Найти информацию в предложенных источниках»

              «Взаимоконтроль»

              «Взаимный диктант»

              «Диспут»

              «Заучивать материал наизусть в классе»

              «Ищу ошибки»

              «Контрольный опрос на определенную проблему»

Результат:

              Составлять план выполнения проекта

              Совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и    самооценки

              В ходе представления проекта уметь давать оценку его результатам

Коммуникативные УУД:

              Учить сотрудничеству с учителем и сверстниками

              Умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

              Разрешению конфликтов

              Управлению поведением партнера

Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД:

              Составить задание партнеру;

              Оценка работы товарища;

              Организовать групповую работу по составлению кроссворда;

              Выполнить задания «отгадай, о ком говорим»;

              Сформулировать вопросы для обратной связи в диалоговое слушание; «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Результат:

              Умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее

              Умения подтверждать аргументы фактами

              Критичного отношения к своему мнению

              Понимать точку зрения другого (в том числе автора)

              Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли,  договариваться друг с другом и т.д.)

              Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений

Личностные УУД:

              Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

              Смыслообразование

              Нравственно-этическая ориентация

Виды заданий, формирующие личностные УУД:

              Участвовать в проектах

              Подводить итоги урока

              Выполнять творческие задания

              Развивать зрительное, моторное, вербальное восприятие

              Давать самооценку событию, происшествию

              Оформлять дневник достижений

Результат:

              Оценивать и объяснять поступки

              Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей

              Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями

              Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми

              Объяснять самому себе:  свои некоторые черты характера;  свои отдельные ближайшие цели саморазвития;  свои наиболее заметные достижения

              Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений

              Осуществлять добрые дела

              Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта

Задача 1:

В школьном саду посажены фруктовые деревья в 10 рядов. В каждом ряду  посажено погруш  и  по 7 яблонь. Сколько  всего деревьев посажено в саду?

Решение:

1 способ.                                                        2 способ.

(7 + 5) · 10 = 120                                         7 · 10 + 5 · 10 = 120    Ответ: 120 деревьев.

Организовать работу можно как в группе, в парах, так и индивидуально, все это зависит от класса. После  решения  задачи  учащимся  предлагаем  самостоятельно сравнить: апервые способы решения задачи;

бвторые способы решения задач;

ввыражения, полученные при решении двух задач  первым  способом и вторым способом;

В  результате такого сравнения учащиеся с помощью учителя  приходят к выводам, что можно сделать такую запись:

(7 + 5) · 10 = 7 ·10 + 5 ·10.

(80 + 60) · 3 = 80 · 3 + 60 · 3   и т.д.

Далее учитель предлагает  заменить  одинаковые  цифры  в  полученных выражениях  одинаковыми  буквамиВ  результате получается формула распределительного закона умножения относительно сложения:

(а + в) · с = ас + вс

Далее, ученики с помощью учителя формулируют этот закон словесно и на примерах убеждаются в целесообразности усвоения и запоминания этого закона, так как он облегчает вычисления.

При выполнении данного задания формируются познавательные УУД:

        анализ текста задачи

        структурирование информации в тексте задачи

        определение способов решения задачи

        сравнение способов решения

        обобщение

        перевод из одной знаковой системы в другую (из числового выражения в буквенное)

Задача 2:

Найти верное решение. Объяснить свой выбор. Сделать проверку.

При выполнении данного задания формируются регулятивные УУД:

Контроль в форме сравнения способа действия и его результата, с целью обнаружения ошибки и  внесение  необходимых изменений.

Задача 3:

Игра «Морской бой».

Тема «Действия с десятичными дробями». (В ходе игры повторяется пройденный теоретический материал).

Правила игры:

1. Класс делится на две команды.

2. Каждой команде раздаются листочки в клеточку 10 на 10. Команды на этих листочках расставляют свои корабли (10 прямоугольников по 2 клеточки) так, чтобы не видели игроки другой команды.

3. Выбор первого хода. Ведущий задает вопрос: « Какую дробь называют десятичнойКоманда, первая ответившая на вопрос, получает право первого хода.

4. При попадании стрелявшей команды в корабль соперников, на вопрос отвечают «раненые». Если они отвечают правильно, то право следующего хода переходит к ним. Если же они не отвечают на вопрос, то право хода опять переходит к их соперникам.

5. Если стрелявшая команда не попала в корабль соперников, то вторая команда, прежде чем сделать ход, должна ответить на вопрос ведущего.

Вопросы:

1.   Как сложить две десятичные дроби?

2.   Как вычесть из одной десятичной дроби другую десятичную дробь?

3.   Прочитайте дробь 345,17809.

4.   Равны ли дроби 2,56100 и 2,561? Почему?

5.   Назовите разряды в дроби 12507,021354.

6.   Как перемножить две десятичные дроби?

7.   Как разделить десятичную дробь на натуральное число?

8.   Вычислите: 2,43*0,2.

9.   Как разделить одну десятичную дробь на другую десятичную дробь?

10.Как умножить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д.?

11.Как разделить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д.?

Вопросы:

12.Найдите значение выражения: 12,035*100.

13.Найдите значение выражения: 57,35:1000

14.Как умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.?

15.Как разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.?

16.    Вычислите: 6,52*0,01.

17.    Вычислите: 7,32106:0,001.

18.    Найдите значение выражения: 2,148:0,2.

19.    Решите уравнение: 4,5х=90.

20.    Найдите значение выражения: 0,02:0,001*10.

При выполнении данного задания формируются коммуникативные УУД:

        сотрудничество в поиске и сборе информации

        умение точно и грамотно выражать свои мысли выслушивать мнение членов команды, не перебивая принятие коллективного решения.

Весь спектр УУД формируются при выполнении заданий на моделирование реальных жизненных ситуаций.

Задача 4:

Для приготовления напитка берут 2 части вишневого сиропа и 5 частей воды.

Сколько надо взять сиропа, чтобы получить 700г напитка?

Вопрос задачисоздание проблемной ситуации учителем.

Данное задание развивает в комплексе следующие УУД:

        Личностные УУД – проявление внимания, интереса, желания больше узнать, ученик увязывает задание с реальными жизненными ситуациями.

        Познавательные УУД – соотнесение известной и неизвестной информации; структурирование знаний от того, что имеем для того, что нужно найти, умение извлекать информацию из данного текста задания, выстраивание логической цепочки рассуждения.

        Регулятивные УУД – поиск решения – составление плана, составление модели уравнения, решение задачи,  выполнение проверки решения – определение степени успешности выполнения своей работы.

        Коммуникативные УУД – развитие способности у учащихся выражать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Вывод

Таким образом, овладение УУД на всех этапах урока, при выполнении разных видов заданий ведёт к овладению компетенции «умение учиться», что позволит ученикам использовать свои знания в практической деятельности и в повседневной жизни.

Посмотрите также