В период дошкольного детства у детей происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребёнка. Познавательные потребности ребёнка зависят от возрастных и индивидуальных особенностей. Уровень сформированности познавательных процессов (восприятие, внимание, памяти, мышление) определяют возможности ребёнка в познании, в умении получать информацию; переработать и применять её; иметь своё отношение к окружающему миру.
Дети 4 лет с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже главного не замечают. Ребёнок познаёт мир путём проб и ошибок, через манипуляцию с объектами. При этом много информации, значимой для его развития, остаётся не востребованной, проходит мимо, а значит усваивается примитивно, поверхностно. Психические и интеллектуальные возможности ребёнка 4 лет не позволяют ему полноценно и правильно воспринимать и перерабатывать обрушившийся на него из вне поток информации.
проект Снег и его свойства.docx
с детьми среднего дошкольного
ПРОЕКТ
возраста
19.01.18-23.01.18
Паспорт проекта «Снег и его свойства»
Тема
проекта
Выполнила
Цель проекта
Задачи
«Снег и его свойства»
Власова Александра Анатольевна
Формирование системы знаний о снеге и его
свойствах методом поисковопознавательной
деятельности.
1.Организовать эффективные условия
объединению участников проекта (детей и
родителей) в рамках создания зимних построек;
2.Способствовать формированию представлений
о снеге: цвет, откуда берётся, можно превратить
в другое состояние, на снегу отпечатываются
следы; о зимних явлениях природы: снегопад,
метель, вьюга, оттепель.
3. Развивать познавательные способности у детей,
активно включать их в поисковопознавательную
деятельность.
4.Расширять кругозор детей, развивать речь.
5.Воспитать интерес к объектам не живой
природы.
6. Сформировать эстетическое восприятия
чувства, развить сенсорные способности; основу
бережного отношения к окружающему миру.
Тип проекта
По срокам реализации: среднесрочный (5 дней);
По тематике: поисковопознавательный;
По составу участников: коллективный. Участники
родители, дети и воспитатели группы
основных
Перечень
мероприятий
реализации проекта
Ожидаемые
результаты
1.Тематические занятия «Льдинка и снежинка»,
«Волшебница зима», «Снег и его свойства»
2. Опытно – исследовательская деятельность
«Снег и его свойства», «Таяние снега».
4.Выставка рисунков по теме «Зимнее дерево».
5.Аппликация «Снеговик».
6.Строительная игра «Горка»
7.Совместное оформление участка «Зимние
постройки».
1. Дети обращаются к взрослым с вопросами с
познавательной направленностью; умеют
рассуждать; под руководством взрослого делают
выводы.
2. Дети не только охотно слушают, но делятся
впечатлениями о явлениях природы, с помощью
взрослого устанавливают причины, взаимосвязи.
3. Дети не только констатируют события,
явления, но и начинают проявлять себя
маленькими созидателями.
4. В результате проведенной в определенной
системе поисковопознавательной деятельности у
детей появился определенный запас знаний:
снег по цвету белый, но если он растает, то вода
грязная;
снежинки имеют разную форму;
снег может падать тихо, медленно, быстро,
отдельными снежинками или хлопьями;
зимние явления природы называются: снегопад,
метель, оттепель;
на снегу отпечатываются следы;
снег бывает мягким, пушистым или рыхлым,
тяжелым, липким;
из мокрого снега можно лепить, а сухой снег
рассыпается;
из твердого снега можно вырезать фигурки;
снег от тепла превращается в воду;
снег холодный, брать его голыми руками нельзя,
есть его нельзя.
5. В ходе анализа проблемных ситуаций дети не
боятся делать высказывания. Погружение в
проблему
6. Различные способы проверки предположений
способствуют развитию у детей интереса к
познавательной деятельности.
Сегодня утром к нам в детский сад пришло
письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам две
сестрички капельки. Мы слышали, что вы много
знаете и умеете. Помогите нам! Мы дружно жили
и никогда не ссорились. Однажды зимой мы
решили переодеться в разные наряды: одна в
блестящую льдинку, а вторая в красивую
снежинку. Мы стали совсем разными, и теперь не
знаем, остались ли мы сестренками?
Ребята, хотите помочь разобраться Льдинке и
Снежинке? Остались ли они сестрами?
Давайте разберемся. А сначала отгадайте
загадку:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Если сядет на ладонь. (снег)
Актуальность проекта
В период дошкольного детства у детей происходит зарождение
первичного образа мира благодаря познавательной активности ребёнка.
Познавательные потребности ребёнка зависят от возрастных и
индивидуальных особенностей. Уровень сформированности познавательных
процессов (восприятие, внимание, памяти, мышление) определяют
возможности ребёнка в познании, в умении получать информацию;
переработать и применять её; иметь своё отношение к окружающему миру.
Дети 4 лет с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не
всё, иногда даже главного не замечают. Ребёнок познаёт мир путём проб и
ошибок, через манипуляцию с объектами. При этом много информации,
значимой для его развития, остаётся не востребованной, проходит мимо, а
значит усваивается примитивно, поверхностно. Психические и
интеллектуальные возможности ребёнка 4 лет не позволяют ему полноценно и правильно воспринимать и перерабатывать обрушившийся на него из вне
поток информации.
Познавательная сфера младших дошкольников активно пополняется новой
информацией о предметах, явлениях, событиях, ближайшего окружения. Но
ребёнка 4 лет интересует прежде всего внешние характеристики, отвечающие
на вопросы: Кто? Что? Какой? С 4 лет малыш С 4 лет малыш пытается
осознать взаимосвязи, зависимости, но без помощи взрослого ему этого не
осуществить. Поэтому роль взрослого в познание ребёнком окружающего
мира очень велика. В процессе общения и взаимодействия с детьми взрослый
передаёт им свой богатый опыт. Но очень важно определить меру своего
участия в познавательных действиях ребёнка, чтобы не задавить его
инициативу, не погасить желание открыть для себя новое.
Глубокий след в душе ребёнка оставляет природа, которая воздействует на
все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. У детей 3
4 лет уже начинает появляться поисковые вопросы: «Почему вчера можно
было лепить из снега, а сегодня нет?», «Как можно узнать, кто нарисовал
следы на снегу?», «Почему снежинка на ладошках тает?» и т.п.
Элементарная поисковопознавательная деятельность позволяет ответить на
интересующие ребёнка вопросы сформировать у детей представление о
явлениях природы; выявить причины взаимосвязи. Она обеспечивает наиболее
высокую степень активности и самостоятельности малыша в познание
окружающего мира. Вид деятельности
I. Прогулки.
II. Наблюдение:
1. Простое
рассматривание
отдельных
снежинок, как
образуется сугроб
2. Простое
рассматривание:
«Падает снег»
3. Манипулирование
со снегом:
удерживание
экспериментирован
снежинок на
ие;
рукавичке;
расчистка дорожек;
удерживание
участие в конкурсе
снежинок на ладони;
по сооружению
подбрасывание
снежных построек;
снега лопатой;
родительские
изготовление
встречи;
снежных форм.
подборка
III. Совместные
художественной
игры со взрослыми,
литературы.
сверстниками,
самостоятельная
игровая
деятельность
IV. Занятия:
1. Рассматривание
картин: «Дети зимой
на прогулке»,
«Зимние
развлечения».
2. Ознакомление с
художественной
литературой.
3. Элементарная
Задачи
Знакомить детей со свойствами снега: белый, может
быть пушистым, легким; может быть тяжелым,
рыхлым, липким.
Помочь детям установить зависимость свойств снега
от погодных проявлений. Снег лежит везде, но его
покров зависит от рельефа поверхности земли.
Развивать речевые высказывания, эстетическое
восприятие.
Показать детям многообразие форм снежинок:
звездочки, цветочки, иголочки.
Обратить внимание на цвет, размер. Учить отвечать на
вопросы. Вызвать эмоциональный отклик, интерес к
явлениям не живой природы.
Обратить внимание на зимние явления природы.
Расширение словарного запаса: снегопад, сугробы,
метель; падает тихо, сыплет хлопьями, метет,
завывает, кружит.
Вызвать интерес к наблюдению, эмоциональную
отзывчивость.
Познакомить детей со свойствами снега: белый,
холодный, тает от тепла, рассыпается, легкий,
разлетается, тяжелый, липкий, можно лепить. Учить
Вызвать интерес родителей к совместной
отвечать на поисковые вопросы, делать
деятельности с педагогом и детьми. Создать
предположения, рассуждать.
эмоциональный настрой. Приобщать родителей к
Развивать интерес к познанию, поисковой
воспитательному процессу. Оказывать педагогу
деятельности.
психологическую и дидактическую помощь по
организации элементарной поисковопознавательной
деятельности с детьми.
Закреплять знания о снеге, его свойствах.
Способствовать возникновению дружеских
взаимоотношений, речевому общению, эмоциональной
отзывчивости.
Закреплять и расширять знание детей о зимних
явлениях природы; деятельности детей в зимнее время
года; учиться относить увиденное с личным опытом;
закреплять знание о свойствах снега.
Развивать монологическую речь, умение делать
выводы. Расширять словарный запас по теме.
Воспитывать эстетическое восприятие.
Учить слушать, запоминать, воспроизводить
художественные произведения; соотносить
услышанное с личным опытом, закреплять знание о
явлениях природы, устанавливать взаимосвязи.
Продолжать знакомить со свойствами снега: на холоде Приложение
Приложение1.
Интегрированное занятие в средней группе «Льдинка и снежинка»
Цели:
1. Познакомить учащихся с некоторыми свойствами снега и льда;
2. Воспитывать бережное отношение к природе;
3. Развивать воображение, наблюдательность, интерес, логическое
мышление, речь учащихся.
Оборудование:
Ход занятия:
–Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу так, как
улыбается солнышко.
Какое сейчас время года?
Как догадались?
Какие еще изменения произошли в природе с наступлением зимы?
А теперь давайте поиграем – я буду называть вам приметы зимы, а вы
ответите, правильно ли я говорю:
1. Солнце раньше ложиться спать.
2. День короткий.
3. Земля покрыта снегом.
4. Побежали ручьи.
5. Прошел дождь.
6. Метет метель.
7. Реки покрыты льдом.
Молодцы! Вы хорошо справились.
Много чудес приготовила волшебницаприрода. Каждое время года по
своему красиво и интересно. У каждой свои тайны, чудеса и сказки! Но
самые волшебные сказки бывают только зимой! (картины природы)
Сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо: «Здравствуйте, ребята!
Пишут вам две сестрички капельки. Мы слышали, что вы много знаете и
умеете. Помогите нам! Мы дружно жили и никогда не ссорились. Однажды
зимой мы решили переодеться в разные наряды: одна в блестящую льдинку, а
вторая в красивую снежинку. Мы стали совсем разными, и теперь не знаем,
остались ли мы сестренками?
Ребята, хотите помочь разобраться Льдинке и Снежинке? Остались ли они
сестрами?
Давайте разберемся. А сначала отгадайте загадку: Откуда появилась вода?
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой.
Если сядет на ладонь. (снег)
ОПЫТ 1. Беру снежок в руку. Почему на ладони вместо снега осталась
капелька? (Дети: растаял от теплой ладошки)
Отгадайте еще загадку:
Не драгоценный камень, а сверкает? (лед)
ОПЫТ 2. Беру кусочек льда и кладу на ладонь.
(Дети: лед растаял от теплой ладошки)
Давайте сделаем вывод: В тепле снег и лед тают, образуется вода.
Можем ли мы сказать, что Льдинка и Снежинка – родные сестрички?
Снег и лед – это замерзшая вода. Когда на улице наступает зима и становится
очень холодно, вода на земле превращается в лед, а капельки воды в высоко
облаках превращаются в снежинки и опускаются на землю.
Музыкальная игра: «Снегснежок»
Слова и музыка Е.Макшанцевой
Снегснежок, снегснежок,
Белая метелица,
Снегснежок, снегснежок,
По дорожке стелется.
Снегснежок, снегснежок,
Замело дорожки,
Снегснежок, снегснежок,
Тает на ладошке.
Мы налепим снежков,
Вместе поиграем,
и друг в друга снежки
Весело бросим.
Снегснежок, снегснежок,
Замело дорожки,
Снегснежок, снегснежок,
Тает на ладошке.
Нам тепло во дворе,
Не замерзли ушки,
Накатаем мы снег В белый ком большущий.
Снегснежок, снегснежок,
Замело дорожки,
Снегснежок, снегснежок,
Тает на ладошке.
Ребята, а какие зимние игры и забавы вы знаете?
Дети отвечают: Можно кататься на коньках, на санках, на лыжах, играть в
снежки, делать горку лепить снеговика.
Правильно, а теперь я вам предлагаю нарисовать снеговика, которого вы
лепили вчера на прогулке. (Воспитатель обращает внимание детей на форму,
цвет, размеры частей снеговика и т.д.)
Рисование. Дети рисуют, по окончании занятия рассматривают свои работы.
Приложение2.
Интегрированное занятие в средней группе «Снежные цветы»
Цели:
Закрепить представление о снеге, как о особом состоянии воды (обсудить
различные состояния). Формировать представления детей о первом периоде
зимы на основе ознакомления существенными признаками этого времени
года.
Задачи:
2. Воспитывать бережное отношение к природе;
3. Развивать воображение, наблюдательность, интерес, логическое
мышление, речь учащихся.
Продолжать наблюдения за состоянием погоды и снега, за падающими
снежинками.
Оборудование:
Ход занятия:
I часть занятия. На прогулке воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая
снежинка неповторима и от тепла она превращается в капельку воды.
Предлагает детям поймать снежинку ладошкой и понаблюдать, что с ней
произойдет.
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку.
Он пушистый, серебристый но рукой его не тронь!
Станет капелькою чистой, если сядет на ладонь. (Снежинка)
Воспитатель предлагает детям поймать снежинку на варежку. Вывод:
снежинку легко рассмотреть на варежке, потому что она не тает.
Воспитатель предлагает детям послушать сказку «Путешествие снежинки»
Сказка «Путешествие снежинки»
Высоко в небе жило облако. С наступлением зимы стало очень холодно и
дождевые капельки, которые находились в облаке, превратились в
крошечные иголочки льда. Иголочки прижимались друг к другу и
превращались в снежные цветы. Ни один цветок не был похож на другой. Эти
цветы называли снежинками. Они постепенно стали отделяться от облака.
Падая на землю, снежинки беседовали друг с другом кто из них самая
красивая. Эти снежные цветочки тихо опускались на землю и укутывали
кусты, деревья, образуя пушистое одеяло. Наступила настоящая зима.
II часть занятия.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс» из «Детского альбома»
После прослушивания воспитатель предлагает детям выйти на «снежную
поляну» и изобразить снегопад.
«На полянку на лужок тихо падает снежок…» муз. Вихареовой.
(дети произвольно двигаются под музыку, плавно помахивая руками. С
окончанием музыки присаживаются, изображая падающую снежинку)
Воспитатель предлагает детям сесть на свои рабочие места.
Воспитатель: А теперь давайте перенесем наши впечатления на бумагу –
нарисуем кисточкой и красками снежные цветы – снежинки.
По окончании занятия, делается выставка рисунков детей. Воспитатель
хвалит и благодарит ребят за проделанную работу, читает стихотворение:
К. Бальмонт «СНЕЖИНКА»
Светлопушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится. Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохраннобелая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Приложение3.
Снег и его свойства.
Цели: уточнить и расширить представление детей о снеге ; помочь детям
понять , при изменение температуры снег изменяет свои свойства ; вызвать
радость от открытий , полученных из опытов; учить детей анализировать,
делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой
природы.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок,
игры со снегом , чтение стихов «Снег» Н. Бромлей, «Первый снег» Е.
Трутневой.
Материал: изображение различных состояний воды , карточки с «маленькими
человечками», иллюстрации с изображением снежинок.
Ход занятия.
Представление ребятам Снеговичка.
Наш Снеговичок хочет вам загадать свои любимые загадки.
Загадки. Мягкий он , а не подушка.
Белый он , а не пушок,
Он холодный как лягушка,
А согреешь ручеек. (снег)
Он пушистый , серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (снег)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Беседа о снеге.
А почему Снеговичок любит зиму и снег?
В жарких южных странах холодной зимы не бывает, и поэтому дети в этих
Странах некогда не видали снега. Что вы можете африканским детям
рассказать о снеге? (Дети перечисляют известные им свойства снега: белый
холодный, пушистый. Он появляется на земле в холодное время года. Из
пушистых облаков падают на землю легкие снежинки. Они очень похожи на
звездочки, сияющие и переливающиеся на солнышке.)
А кто может прочитать стихотворение о снеге или о снежинках? (Дети
читают известные им стихи.) Трудно передать словами , как скрипит снег в
морозный день, как блестит снег в солнечную погоду.
Мы любим красоту зимней природы, а еще все мы любим зимние забавы.
(Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации «Зимние
развлечения».
Представьте, что эти картинки детских игр на снегу мы показали
африканским ребятам. Расскажите о том, что нарисовано на картинках.
Постарайтесь , чтобы ваш рассказ был также интересен, как интересно бывает
нам играть в зимний день на улице.(Дети рассказывают о зимних играх.)
Ребята , а могли бы мы перевезти в Африку Снеговичка? Как это сделать?
(Проекты детей)
А какие трудности могут возникнуть у Снеговичка, если мы попытаемся его
оставить в Африке на 1, 2, 3 дня?
Ребята, а из всякого ли снега мы зимой сможем слепить снеговика?
Да, снеговика можно слепить только из влажного липкого снега. Оказывается,
снег бывает разный. В очень морозные дни он хрустящий и рассыпается. А вот
если немного потеплеет на улице и наступит легкий, небольшой морозец, то
снег станет липкий и мы сможем тогда и вылепить снежную бабу, и построить
снежную крепость, и поиграть в снежки.
Ребята, а что у Снеговичка вместо носа?(Морковка) А я однажды видела
снеговика с сосулькой вместо носа. Подумайте, от куда появилась сосулька? (Ответы детей :снег на солнце немного растаял, превратился в воду, а ночью
ударил мороз, и вода снова замерзла.)
Игры со снегом
А вот смотрите: Снеговичок к нам в группу передал ведро, полное снега.
Давайте мы немного поиграем.(Минутка радости»:дети лепят из снега снежки,
маленьких снеговичков и т.д.)
Но ребята, наша игра со снегом в группе только минутка» радости…
Почему?(Дети отвечают.) Да, через несколько минут наши снежные творения
растают и превратятся в воду. Но мы с вами сможем поиграть и с водой .
Придумайте, в какие игры? (Проекты детей.)
А растаявший снег мы заменим белой бумагой и еще немного поиграем.
Игра «Собери фигурки»
Из белых снежных(бумажных) кружочков или комочков дети собирают
фигурки снеговиков.
Итог занятия
Зима – чудесное время года. Можно кататься на лыжах, коньках, можно
играть в хоккей, строить крепости из снега, лепить снежные фигуры. Ребята
дарят свои поделки из бумаги Снеговичку.
Приложение4.
Снег и его свойства» занятие – эксперимент (средняя группа)
Цель: помочь детям понять, почему при изменении температуры снег
изменяет свои свойства; закрепить знания о свойствах снега; учить детей
анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним
явлениям неживой природы вызвать радость от открытий, полученных из
опытов.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок,
игры со снегом, опыты, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег
идет» М. Познанской.
Оборудование: магнитная доска, снежинки из бумаги и на магнитах, таз со
снегом, салфетки, тарелки, мешочек с крахмалом.
Словарная работа: снежинка, кристаллы, ледяной, водоем.
Ход занятия:
Раздается «хруст снега»
Ребята, как вы думаете, что это за звук? (ответы детей)
Наверное, ктото к нам спешит. Кто бы это мог быть? (ответы детей)
Я сейчас посмотрю (иду к двери) Ребята, никого нет, но возле двери чтото лежало. Попробуйте отгадать, а
отгадку я вам покажу
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке (снежинка)
Посмотрите, какая она красивая (дети рассматривают)
Ребята, а откуда появляется снег? Почему он идет? (ответы детей)
Из всех водоемов морей, океанов, рек испаряется вода. В виде пара
крошечные невидимые частички воды поднимаются высоко в небо. Чем выше
поднимаются частички, тем холоднее становится воздух. Пар охлаждается и
превращается в маленькие печные кристаллы, которые соединяются друг с
другом, образуя снежинки, я предлагаю вам тоже собрать снежинки.
(Дети собирают на ковре каждый свою снежинку)
Посмотрите, все снежинки разные. Кто может прочитать стихотворение о
снежинке?
Что потом происходит со снежинками? (ответы детей)
Правильно, снежинки собираются в тучки, и когда их становится очень
много, им тесно они тихо падают на землю. (Подходят к магнитной доске и
выкладывают на нее снежинки)
Сейчас мы с вами тоже превратимся в частички воды. (Дети изображают
присели, медленно встают, подняв руки вверх, затем тесно прижимаются друг
к другу, расходятся, кружатся и медленно садятся).
Иногда снежинки падают по одной,
В какую погоду это бывает? (когда мороз)
А иногда они падают хлопьями.
Что значит хлопьями? (ответы детей).
Когда на улице мороз снежинки падают по одной, а когда оттепель
хлопьями это когда снежинки соединяются по несколько штук вместе.
Посмотрите как (соединить снежинки, которые дети сами собирали).
Когда снежинок падает очень много, то на земле образуются сугробы.
Посмотритека, под нашей елочкой тоже намело сугроб (под елкой тазик со
снегом).
Какой снег? (холодный, белый), (дать потрогать).
Какой снег бывает в морозную погоду?
Из какого снега можно лепить?
Что можно слепить из снега?
Слепите снеговика (дети лепят).
Почему не получился снеговик у… (имя ребенка)?
Что произойдет со снеговиком через несколько минут?
Почему?
Возьмите немного снега в ладошки.
Что произошло? Почему? Почему руки замерзли? Поэтому на прогулке мы играем со снегом в
варежках.
(Пальчиковая игра)
Итог:
Сегодня мы узнали, что снег может быть сухим и влажным. Из влажного
можно лепить, а из сухого нет. Снег в тепле тает и превращается в воду. Снег
может идти хлопьями. Когда падает очень много снега появляются сугробы.
Приложение5.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Волшебница Зима»
Цель:
Обобщить и систематизировать знания детей о зиме;
Уточнить признаки зимы;
Упражнять в подборе словпризнаков, родственных слов;
Составлять предложение, распространять его;
Учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением;
Развивать координацию движений, совершенствовать мелкую моторику,
развивать длительный и плавный выдох;
Развивать внимание, память, мышление;
Воспитывать эстетический вкус.
Словарь: Сосулька, метель, сугробы, снежный ком, снежок, снежинка,
снегопад, снежки, снегири; белая, холодная, нежная, резная, красивая,
грустная, длинная, короткая, морозная, долгая, вьюжная, снежная,
прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая.
Оборудование: Волшебная палочка, картинки сосулек, снежинок, снеговика,
снежного кома; снежинки на ниточках; серия картин по теме «Зима».
Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!
Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!
Здравствуйте, здравствуйте, все!
Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. (Дети садятся) .
Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было
очень запутано. Я вам сейчас расскажу, а вы помогите мне разгадать сон.
Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву, в белом наряде с
длинными снежнобелыми волосами. И вот идет она к нам, укрывая все вокруг холодным белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья,
кусты, дома. А как подует ветер, как заметет, закружит метель, оставляя
высокие сугробы. Реки, ручьи, озера скованны льдом. Интересно, кто же эта
красавица, волшебница и королева? (Зима).
А, точно это зима? А может, это весна (Зима одевается в белые наряды,
покрывает землю холодным покрывалом).
Молодцы, догадались. Благодарю, что помогли мне разобраться в моем сне.
А вы знаете, что у зимы есть очень много друзей. Давайте назовем их!
(Подбор «зимних» слов: снег, метель, лед, сосулька, снеговик, снежный
комочек…)
Вы знаете, ребята, мне зима дала вот эту волшебную палочку, чтобы мы с
вами сегодня вспомнили о ней и ее друзьях.
А вот и первая ее подружка – сосулька.
Дидактическая игра «Подберите признаки» (к кому дотронется палочка, тот
и отвечает) .
Сосулька (какая) – длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая,
круглая, хрупкая…
Зима (какая) – снежная, холодная, морозная, долгая, вьюжная…
А, вот еще один ее друг – «снежок».
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
(«Идут» по столу указательными и средними пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(Лепят комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(Крошащие движения всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись.
(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(Отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли.
(Движения воображаемой ложкой; руки – под щеку).
Ребята, вы сказали, что зима холодная, морозная, значит, она всех морозит,
сейчас мы с вами попробуем укрыть елочку от холода снежными словами. Я
вам буду читать стихотворение, а вы добавлять слова и каждым снежным
словом мы будем укрывать елочку. А слова я попрошу запомнить, чтобы
ответить на вопрос.
Дидактическая игра «Доскажите словечко».
На поселки, на лужок –Все снижается… (снежок). Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).
Рядом – снежная фигурка. Это девочка … (Снегурка).
На снегуто, посмотри –
С красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).
Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким словами мы укрывали елочку.
Дети повторяют еще раз слова.
А вот у нас в гостях друг зимы Снеговик и у него для нас есть задание.
Составление предложений по мнемотаблицам.
Снеговику скучно одному, давайте, слепим друзей ему снеговиков.
Раз – рука, два – рука,
Лепим мы снеговика.
Мы скатаем снежный ком –
Вот такой,
А потом поменьше ком – вот такой,
А наверх поставим мы маленький комок.
Вот и вышел снеговик –
Снеговичок.
Снег, ведерко и морковка,
Да уменье, да сноровка –
И готов снеговичок.
Очень милый толстячок!
(В. Бурдин)
А вот еще одна подружка зимы – снежинка. Но чтото она очень грустная.
Что же могло с ней случиться? Кто, что может предложить? (Может у нее
нет друзей; может, на день рождение не получила подарок).
Давайте ее развеселим.
Как же ее развеселить? (Спеть веселую песенку, подарить чтото, найти
друзей, рассказать смешную историю).
А может ей рассказать, какая она? (Легкая, белая, холодная, нежная,
резная, красивая, грустная). Посмотрите, все равно снежинка осталась
грустной.
А может, с ней поиграть (Упражнение на дыхание – развитие длительного,
плавного выдоха – на нитке прикреплена снежинка, нужно дуть на снежинку,
щеки не раздувать).
Вот, какая она стала веселая. Ей понравилось с нами играть.
У снеговика еще есть для нас задание: снежинки с вопросами.
Вопросы:
Какое время года наступает после осени? (После осени наступает зима). Чем покрыты деревья зимой? (Все деревья покрыты пушистым белым
снегом).
Как одеваются люди зимой? (Зимой люди тепло одеваются: в теплые шапки,
шубы, кожаные сапоги, вязаные рукавички).
Давайте поблагодарим снеговика за все и будем его ждать в гости следующей
зимой.
Приложение 6.
НОД ПО МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Программное содержание:
Закрепить счет в пределах 5 (называть числительное по порядку, указывая на
предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже
числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей
группе предметов. Закрепить порядковый счет в пределах 5; различать
количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопрос «Сколько
всего? Какой по счету? »
Упражнять в сравнении двух групп предметов, устанавливать равенство или
неравенство между группами предметов путем добавленияубирания
предмета.
Упражнять в сравнении двух предметов по двум признакам длинеширине.
Упражнять в различении назывании геометрических фигур. Закрепить
ориентировку в пространстве. Уточнить представление детей о частях суток:
день, ночь, утро, вечер.
Воспитывать у детей умение целенаправленно организовывать собственную
деятельность: внимательно слушать указания педагога и действовать в
соответствии с ними, старательно и организовано выполнять задания до
конца.
Ход занятия Дети заходят в группу, на столе лежит письмо, в вазе цветиксемицветик.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какой красивый цветок. Это цветик
семицветик, помните, я вам сказку рассказывала? Какого цвета у него
лепестки? А тут еще письмо: девочку Женю похитила злая волшебница,
помогите вернуть Женю. Выполните все задания. Добрая фея.
Воспитатель отрывает лепестки, читает задания.
1. Посчитайте, сколько у меня в лесу живет ежиков и зайчиков?
2.Ответьте на вопросы: в какое время суток вы делаете зарядку? Когда вы
ложитесь спать? Когда вы уходите домой из детского сада?
3. Д. упр. «Кто где сидит?» (ориентировка в пространстве)
4. Положите на верхнюю полоску карточки 5 грибков, на нижнюю положите
на один грибок меньше. Чего больше, чего меньше? Как сделать поровну?
5. Какой паровозик длиннее? Какие геометрические фигуры едут в моем
паровозике? Порядковый счет. Игра с мячом в кругу. Что бывает круглым?
Что бывает квадратным? Что бывает треугольным?
6. Какая дорожка длиннее? Уже? Короче? Шире?
7. Разложить предметы в убывающем порядке
Физминутка, дыхательные упражнения.
Молодцы, ребята, все задания выполнили. Злая фея должна отпустить Женю,
а что же мы ей подарим? (показывает цветиксемицветик) Давайте сами,
сделаем цветок и подарим Жене.
Объяснить задание:
1. Вырезать круг из желтого квадрата;
2. От зеленого прямоугольника отрезать узкую полоскустебелек для цветка;
3. Выложить весь цветок на листе, а потом приклеить.
Воспитатель помогает детям, хвалит за работу. Приходит кукла Женя,
благодарит детей, дети дарят свои работы.
Приложение 7.
«Снеговик». Конспект НОД по образовательной области
«Художественное творчество» (аппликация) в средней группе
Цель: упражнять в вырезании округлых форм, закреплять приемы владения
ножницами, учить располагать овалы на листе бумаги, соблюдая
последовательность (от самого большого к самому маленькому).
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Один мальчик, зовут его Джек, прислал
мне письмо (показать фото мальчика) он живет в далёких жарких странах,
где никогда не бывает холодной, снежной зимы! Ему на новый год подарили книжку с загадками, которые как бы он не старался – разгадать не может. И
он очень просит вас ему помочь! Разгадать загадки и прислать ему ответы в
обратном письме. Поможем? (воспитатель по ходу занятия делает вид что
записывает ответы и объяснения детей, которые потом вложит в конверт и
отправит мальчику)
Дети: Да
Воспитатель загадывает загадки:
1. Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)
Молодцы! Правильно. Но мальчик не знает что такое зима, давайте ему
расскажем про нее. Что такое зима? Какая погода зимой? Ответы детей.
Воспитатель добавляет не озвученные объяснения – н/р зимой холодно все
покрыто снегом, льдом, нужно тепло одеваться и т. д.
Воспитатель: Следующая загадка
2. Мягкий он а не подушка. Липнет он а не пушок.
Он холодный как лягушка, а согреешь ручеек. (Снег)
Молодцы! Давайте подробнее расскажем мальчику, что такое снег. Ответы
детей.
Воспитатель: И последняя загадка
3. Лепит детвора зимой
Чудо с круглой головой:
Ком на ком поставит ловко,
Рот — дуга, и нос морковка,
А два глаза — угольки,
Да из веток две руки.
Солнце вышло, он и сник.
Кто же это? (Снеговик)
Какие вы у меня умные, все знаете. А давайте расскажем, мальчику, из чего
лепят снеговика (из снега). Из какого снега можно вылепить снеговика
(липкого, мокрого). А что у снеговика вместо носа? (ответы детей)
Молодцы ребята! Джек будет очень рад тому, что знает ответы на загадки.
Но еще он просит вас прислать ему посылкой чтонибудь зимнее, он очень
хочет сам увидать, что такое зима. Сможем ли мы это сделать? Сможем
отправить ему посылкой снег? Конечно нет, там где живет Джек очень жарко
поэтому снег сразу растает! Что же делать… придумала! А давайте сделаем
аппликацию «Снеговика», сфотографируем и отправим Джеку, и он будет
знать, как выглядит снеговик!
Далее детям раздаются детали.
После чего вырезаются детали. Далее детали расклеиваются в
последовательности от большого к малому овалу, наклеиваются руки и
шляпа. Носик я приклеила сама, т. к деталь слишком мелкая. Глазки и ротик
мы дорисовали вместе с детьми. И симпатичные снеговики готовы!
Делаем фото. И «отправляем» письмо Джеку.) Спасибо за внимание!
Приложение 8.
Занятие для средней группы «Снеговик и его друзья». Образовательная
область «Художественное творчество» (Лепка)
Программное содержание:
Формировать представление детей создавать красивый образ снеговика из
разных материалов, использовать в работе нетрадиционный способ рисования
и аппликации.
Развивать мелкую моторику рук.
Закрепить навыки правильного выполнения элементарного самомассажа.
Воспитывать у детей чувство сопереживания, желание прийти на помощь. Оборудование: Магнитная доска, картина с изображением снеговика,
Снеговик – игрушка, пластилин, доски для лепки, стеки, бусинки для глаз
Снеговика, магнитофон.
Предварительная работа: Чтение сказки «Снегурочка», лепка снеговиков из
снега на участке детского сада, рисование снеговиков, беседа о зиме,
наблюдение за снегом, опыт со снегом, скатывание комочков из салфеток,
украшение уголка природы.
Ход занятия:
Воспитатель: Прежде чем мы начнем наше занятие по лепке давайте вспомним
какое сейчас время года? (зима). Чем радует нас зима? (снегом). Снег какой?
(пушистый, белый, холодный).
Когда в наши края приходит зима, когда снег покрывает землю пушистым,
белым ковром все взрослые и дети, весело проводят время, они строят из
снега горки, катаются на санках и лепят весёлых, смешных снеговиков.
Ребята, сегодня утром я шла в детский сад и по дороге, встретила снеговика,
но он был не весёлый. Снеговик стоял один и был очень грустный, мне так
стало его жалко, и я пригласила его к нам в гости.
Ребята, как вы думаете, почему снеговик такой грустный? (он один, у него нет
друзей). А мы можем помочь снеговику? (да).
Как мы поможем снеговику? (слепим, нарисуем).
Дети, давайте, слепим снеговику друзей и подарим ему их. А для начала
рассмотрим снеговика.
Рассматривание готового образца снеговика.
Воспитатель: Из каких геометрических тел состоит снеговик? Какие по
величине? А что у Снеговика на голове? Что он держит в руках? Давайте
немного отдохнем.
Физкультминутка
Воспитатель:
– Дети, вы боитесь мороза?
Дети: Нет.
Воспитатель:
– Тогда играем.
Я мороза не боюсь,
(Дети шагают на месте.)
Я с ним крепко подружусь,
(Берутся за руки.)
Подойдет ко мне мороз,
(Разнимают руки, касаются правой рукой левой.)
Тронет руку, тронет нос.
(Касаются левой рукой правой.)
Значит, надо не зевать,
(Дотрагиваются до носа.) Прыгать, весело скакать.
(Подпрыгивают.)
Дети садятся на стульчики
Самомассаж рук «Снеговик»
Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика. (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком (ладонями делают круговые движения по бедрам)
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой)
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь)
Вот такой, (показывают величину кома меньше)
А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки)
Маленький комок. (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький
ком)
Вот и вышел снеговик – Снеговичок
(ставят руки в бока, повороты влево – вправо)
Очень милый толстячок!
Воспитатель: А теперь приступим к работе. С чего начнем лепить? Перед
вами лежат кусочки пластилина. Он только один. А у снеговика 3 шарика –
большой, средний и маленький. Что нам поможет разделить пластилин?
(стека) Сначала разделите кусок пластилина пополам, потом другой кусок
один маленький кусочек «голова», другой – побольше «туловище».
Раскатываем белые шарики: большой – из большого куска белого пластилина,
средний – из среднего куска, маленький – из маленького. После этого ставим
их один на другой (внизу большой шар, над ним средний, а сверху маленький)
и плотно прижимаем. Теперь из оранжевого пластилина делаем удлиненную
капельку, складываем руки лодочкой (это нос – морковка). Из бус делаем
глазки, колпачок на голову.
Самостоятельная работа детей под музыкальное сопровождение.
Итог:
Воспитатель: Вы все сегодня хорошо потрудились. Был Снеговик один, а
стало много. Как вы думаете, мы порадовали Снеговика? Почему? А теперь
давайте поставим наших снеговиков на выставку, чтобы мамы и папы смогли
полюбоваться на ваши работы.
Выставка работ
Приложение 9.
Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе
«Зимнее дерево»
Использование нетрадиционной техники в формировании
изобразительного творчества у детей Цель: учить детей следить за рассказом воспитателя о зиме, добавлять слова,
заканчивать фразы; развивать понимание речи и активизировать словарь;
способствовать развитию речевого дыхания: приучать детей постепенно,
медленно выдыхать через рот (сдуем снежинку); упражнять в выполнении
имитационных движений в сопровождении стихотворного текста, развивать
моторику рук; стимулировать зрительное и слуховое восприятие, внимание,
воображение, способствовать активизации речи; воспитывать у детей умение
наблюдать за красотой природных явлений; закреплять умение детей работать
в нетрадиционной технике – оттисками, способствовать созданию
положительного эмоционального настроя в группе.
Нетрадиционные техники рисования. Оттиски.
Используемое оборудование: репродукции на тему «Зимний лес», листы
пекинской капусты, цветной картон, белая краска, кисти, салфетки для рук.
Аудио диск с записями фрагментов оперы Николая РимскогоКорсакова
«Снегурочка», музыкальный центр, проектор, ноутбук.
Краткое описание:
Занятие «Зимнее дерево» разработано с учетом задач Программы воспитания
и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.
Комаровой (разделы Развитие речи, художественное творчество).
На занятие дети учатся формулировать связные предложения о зиме.
Закрепляют умение работать в нетрадиционной технике – наносят оттиски
листов пекинской капусты, изображая деревья, припорошенные снегом.
В конспект включены двигательноречевые игры, упражнения, игровые
моменты, художественное слово, фотоматериал.
Ход занятия:
Воспитатель.
Дети, сегодня мы с вами отправляемся в Зимний Сказочный Лес! Вы готовы?
(Звучит музыка, гаснет свет, включается проектор.)
Посмотрите! Деревьявеликаны укрыты снегом и стоят сонные и тихие… В
зимнем лесу очень тихо! Не шумят листья, не шуршат травы, только
поскрипывает снег и тихо кружатся снежинки… Вот как хорошо зимой в
лесу!
На земле, на деревьях лежит … (снег). Снег какой? (белый, холодный).
Из снега можно лепить! Что можно слепить из снега? (снеговика, горку)
Помните, как мы с вами лепили снеговиков?
Поэт Тютчев писал:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев.) Воспитатель.
Ребята, посмотрите, как красиво в зимнем лесу! А давайте запечатлеем
такую красоту, нарисуем зимнее дерево, как настоящие художники.
Воспитатель.
Посмотрите, я раздам вам листы бумаги, и листы пекинской капусты, сейчас
мы с вами превратимся в волшебников и будем рисовать прямо этими
листами, хотите? Давайте попробуем, прикладывайте листы пекинской
капусты к листу бумаги. И что у нас получилось? Ничего… А как вы думаете,
что нам необходимо для того чтобы рисовать?
Ответы детей
Воспитатель. Конечно же, нам нужны краски и кисти, а как вы думаете,
какого цвета краска нам нужна.
Ответы детей.
Воспитатель. А почему белая?
Ответы детей.
Воспитатель. Итак, мы с вами сегодня будем не просто рисовать, мы будем
наносить на лист отпечаток или оттиск листа пекинской капусты. Для этого
нам необходимо кисточкой нанести на листы капусты толстый слой белой
краски. Для начала окунем кисти в стаканчики с водой, аккуратно отожмем
ворс кисти о край стакана, затем окунем кисть в краску и нанесем краску
толстым слоем на лист пекинской капусты. Кисть нам больше не нужна,
помоем ее в стаканчике с водой и отложим на салфетку. Теперь аккуратно
берем лист капусты и прикладываем его к нижнему краю листа картона,
прижимаем его рукой, затем, аккуратно, двумя руками снимаем лист капусты,
у нас получился отпечаток. На что он похож?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, он похож на дерево, усыпанное снегом.
Воспитатель. Молодцы! Итак, все поняли, как мы будем рисовать деревья?
Готовы? Тогда приступайте к работе.
Звучит музыка РимскогоКорсакова, дети рисуют оттисками, воспитатель
помогает им по мере необходимости.
Воспитатель. Молодцы!
Выходите на коврик, мы с вами поиграем.
Физкультминутка «Юные художники»
Раз подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – тихонечко присесть.
Будем дружно рисовать И картины создавать.
Воспитатель. Ой, ребятки, нам пора уже возвращаться в детский сад, наше
путешествие в лесу подошло к концу:
Лес дремучий до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могущий лес!
Полон сказок и чудес!
Воспитатель. Ребята, как нам быстрее дойти до детского сада? Послушайте
загадку:
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги —
И по большим снегам беги.
Ответы детей.
А кто нам покажет, как ходят на лыжах? А все умеют? Молодцы! Все едем в
наш детский сад!
Имитируется ходьба на лыжах.
Воспитатель.
Вот мы и вернулись! А давайте посмотрим на наши деревья, они как раз
подсохли за это время, садитесь на свои стульчики. Ребятки, посмотрите на
свои работы. Кто расскажет мне о своём волшебном дереве?
Ответы детей.
Воспитатель.
Молодцы, ребята, вы самые настоящие художники!
Воспитатель. Вам понравилось в лесу? Что вам понравилось? А давайте
посмотрим на наши замечательные зимние деревья.
Приложение 10.
Пальчиковая играмассаж
Пальчик – мальчик, где ты был, Где ты с братцами ходил?
С этим я в снегу валялся,
С этим с горочки катался,
С этим по лесу гулял,
С этим я в снежки играл.
Все мы пальчики – друзья,
Где они – там и я!
Массаж пальцев «Рукавицы».
Вяжет бабушка лисица
Всем лисятам рукавицы.
Поочередно потереть подушечки пальцев.
Для лисенка Саши, для лисички Маши,
Для лисенка Коли, для лисички Оли.
А маленькие рукавички для Наташеньки лисички.
В рукавичках дадада – не замерзнем никогда!
Потереть ладони друг о друга.
Пальчиковая гимнастика. «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы во двор пошли гулять. (Загибают пальчики по одному. «Идут по столу
указательным и средним пальчиками» Бабу снежную лепили, (»Лепят»
комочек двумя ладонями.)
Птичек крошками кормили, («Крошат хлебушек» всеми пальчиками»)
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по
ладони левой.)
А ещё в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой
стороной)
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли. (Отряхивают ладошки. Движения воображаемой
ложкой, потом руки под щёку.)
Приложение 11.
Словесные игры
Игра «Назови ласково».
Педагог: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково
называем как? (Зимушка).
Мороз – (морозец).
Лёд – (ледок).
Холод – (холодок).
Снег – (снежок).
Снежинка – (снежиночка).
Елка – (елочка) Санки – (саночки)
Горка – (горочка)
Давайте поиграем со словом «снег».
«Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки — серебристые. (Снежинки.)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик.)
Приложение 12.
Сюжетноролевая игра «Строим дом»
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание
на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать
постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в
коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей,
расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик»,
«подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик»,
«строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран,
игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей
строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка
стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …?
(дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом,
где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают
строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают
изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети
договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни
– Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный
материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства
следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и
туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.
Приложение 13.
Развивающие игры – воображение
«Загадочный лес»
Цель: развить воображение и творческие способности.
Ход игры. Взрослый должен приготовить цветные карандаши или
фломастеры и нарисовать на большем листе бумаги несколько деревьев и еще
в раз пых местах небольшие неопределенные фигурки и линии. Теперь можно
приступить к созданию леса. Вместе с детьми дорисовывайте неоконченные
изображения (дорисовывает каждый свою фигуру, превращайте их, во что захотите: в бабочек, птиц, цветы, деревья, людей. И даже можно в то, чего не
бывает на самом деле; в невиданные растения, придуманных животных,
пришельцев. Во время процесса рисования звучит музыка «Звуки леса»
После окончания рисования попробуйте разгадать рисунки друг друга.
Вместе сочинить историю про одного из обитателей загадочного леса. (Важно
чтобы рисунки включали в себя заранее заготовленные фигурки и рассказ
точно опирался на вашу картину) .
Где быстрее? (Игры в центреэкспериментирования)
Цель: Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —>
вода, вода —> лед).
Игровой материал: Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей
водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики.
Ход игры: Взрослый вместе с детьми изготавливает на прогулке фигурные
льдинки, вносит их в группу, рассматривает (они твердые, холодные).
Выясняет, можно ли их сделать теплыми; где можно их согреть (проверяют
все предположения детей: батарея, варежки, ладошки, емкости с горячей
водой, свеча и т.д., раскладывая льдинки на десять минут в разные места).
Помещают одинаковые по размеру льдинки в целлофановые мешочки. Один
— берут в руку, другой — прячут в варежку. Через пять минут выясняют,
почему льдинка в руке исчезла (от тепла руки она превратилась в воду).
Уточняют, изменилась ли льдинка, лежащая в варежке, и почему (льдинка
почти не растаяла, потому что в варежке нет тепла). Определяют, где быстрее
льдинка превратится в воду (там, где больше тепла: свеча, батарея, рука и
т.д.).
Приложение 14.
Театрализованные игры. Игра: «Веселый СтаричокЛесовичок».
Цель: учить пользоваться разными интонациями.
Воспитатель читает стихотворение, СтаричокЛесовичок произносит свои
слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.
Воспитатель: Жил в лесу старичок маленького роста
И смеялся старичок чрезвычайно просто:
СтаричокЛесовичок:
Хахаха да хехехе,
Хихихи да бухбухбух
Бубубуда бебебе,
Диньдиньдинь да трюхтрюх!
Воспитатель:
Раз, увидя паука, страшно испугался,
Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:
СтаричокЛесовичок: Хихихи да хахаха,
Хохохода гульгульгуль!
fbгого да бульбульбуль.'
Воспитатель:
А увидя стрекозу, страшно рассердился,
Но от смеха на траву так и повалился:
СтаричокЛесовичок:
Гыгыгы да гугугу,
fbroro да бахбахбах!
Ой, ребята, не могу!
Ой, ребята, ахахах!
Игра проводится несколько раз.
Приложение 15.
Физминутка «Мы шагаем по сугробам»
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем, а потом гулять пойдем.
Садятся на стульчики и поглаживают ноги движениями ладоней снизу вверх.
Дети все в кружок вставайте,
Физкультминутку начинайте.
(Дети встают в кружок) .
«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
Педагог – Ну и вновь у нас игра.
Поиграем, дети?
Дети – Да!
Ритмическое упражнение «Снежинки»
Ой, летятлетят снежинки, Поочередно поднимают и опускают руки.
Белоснежные пушинки.
Это зимушказима Поворачиваются вправо, вытягивая в сторону
правую руку,
Рукавами повела, то же повторяют влево. Все снежинки закружила
И на землю опустила. Кружатся, руки в стороны. Приседают.
Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться.
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а снежинки.
Ритмическое упражнение «Снежок».
Дует, дует ветерок, Постепенно опускают руки, делая мягкие
движения кистями.
И летит, летит снежок,
Закружился, заблестел, Вращают кистями перед грудью.
Над полянкой полетел.
А снежок на землю пал. Опускают руки вниз.
Дует, дует ветерок, Поднимают руки вверх и постепенно опускают
их вниз.
И опять летит снежок.
Приложение 16.
Дыхательное упражнение.
Как подул Дед Мороз в воздухе морозном,
Полетели, закружились ледяные звезды.
Кружатся снежинки в воздухе морозном,
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку,
Ой. не тай, снежинка, подожди немножко.
Дети берут снежинки на ниточках и дуют на них, наблюдая за кружением
снежинок.
Приложение 17.
Упражнение для коррекции зрения.
Мы снежинку увидали, со снежинкою играли.
Взять снежинку в руку и вытянуть руку перед собой.
Снежинки вправо полетели, дети вправо посмотрели.
Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.
Снежинки влево полетели, глазки влево посмотрели.
Отвести снежинку влево.
Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал.
Дети смотрят вверх и вниз. Все на землю улеглись.
Поднимать снежинки вверх и опускать вниз, покружиться и присесть.
Глазки закрываем, глазки отдыхают. Приложение 18.
Д/и Угадай, чей голосок
Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств
Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и
поют: «Вот построили мы круг, повернёмся рядом вдруг, а как скажем: «скок,
скок, скок! Угадай, чей голосок?»
Слова «Скок, скок, скок!» произносит один из играющих, назначенный
ведущим. Водящий должен угадать, кто произнёс слова. Если он угадает,
становится в общий круг, а в центре круга становится тот, чей голосок
угадали. Если нет – продолжает водить.
Приложение 19.
Игра – драматизация по мотивам русской народной сказки «Заюшкина
избушка».
Цель: обогащение игрового опыта.
Задачи:
Образовательная: учить детей различать и передавать интонации, характеры
сказочных персонажей, формировать умение детей создавать игровую
обстановку.
Развивающая: развивать у детей выразительность интонации, мимики,
движений.
Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, чувство
сострадания, взаимопомощи.
Персонажи: лиса, заяц, собаки, медведь, бык, петух.
Подготовка к игре: чтение сказки, рассматривание иллюстраций, беседа,
просмотр мультфильма.
Материал: материал голубой и коричневый для домиков, ширма, головные
уборы – маски, для лисы передник, хвост; для зайчика рубашка, хвостик; для
петуха хвост, сапоги, коса.
Словарная работа: лубяная, артист, зритель, театр.
Ход игры:
Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас в гостях русская народная сказка.
Какая? А, может, вы мне сами скажите, какая? » Дети вместе с воспитателем рассматривают атрибуты, примеряют маски.
+ Воспитатель: «Ребята, догадались, какая пришла к нам в гости сказка? »
Дети отвечают хором.
Воспитатель: «Ребята, а давайте мы поиграем в эту сказку? Давайте сначала
решим, где у нас будут стоять домики? »
Дети вместе с воспитателем расставляют ширмы, покрывают материалом.
Это у них домики лисы и зайчика. Затем воспитатель выбирает детей, которые
будут играть роли, а остальные дети пока зрители. Дети – «артисты»
готовятся, одевают костюмы, дети зрители рассаживаются на стульчиках, в
зрительном зале. Роль ведущего принадлежит воспитателю.
Ведущий: «Жили – были лиса и заяц. У лисы изба была ледяная, а у зайчика
лубяная (Показывает с помощью мимики жестов зайчика и его домик, и также
лису). Пришла весна, у лисы изба растаяла, а у зайчика стоит постарому
(Убирает домик лисы).
Лиса: «Заинька, пусти меня погреться».
Ребенок речью, мимикой старается показать, какая лиса хитрая. А зайчика,
наоборот, ребенок показывает добрым.
Ведущий: «Лиса зашла к зайчику домой и выгнала его. Идет зайчик дорогой и
плачет, а навстречу ему … Как вы думаете, ребята, кто зайчику на встречу
попался? »
Дети хором отвечают: собаки.
Собаки: «Тяф – тяф – тяф! Зайка, почему ты плачешь»?
З++айка им рассказывает: «У меня изба была лубяная, а у лисы ледяная.
Весной у лисы дом растаял, и она попросилась ко мне погреться и выгнала».
Собаки: «Не плачь, зайчик, мы ее выгоним»
Дети подходят к ширме, стучат.
Собаки: «Тяф – тяф! Уходи лиса»!
Лиса из – за ширмы кричит: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по
закоулочкам»!
Собаки испугались и убежали.
Ведущий: «Опять зайчик идет и плачет. А навстречу ему медведь»
Медведь: «Зайчик, почему ты плачешь? »
Ведущий: «Зайчик стал рассказывать свою историю»
Зайчик: «У лисы дом был ледяной, а у меня лубяной. Весной у лисы дом
растаял, лиса попросилась ко мне погреться и выгнала».
Медведь: «Не плачь, зайчик, я сейчас выгоню лису».
Зайчик: «Не выгонишь, собаки гнали и не выгнали, и ты не выгонишь»!
Медведь: «Нет, выгоню»!
Дети подходят к ширме – домику, медведь начал реветь: Уходи, лиса!
Лиса кричит: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»!
Ведущий: «Испугался медведь и ушел. Идет зайчик и плачет, а навстречу ему
бык»
Бык: «Чего плачешь, зайка»? Зай+ка: «Была у меня изба лубяная, а у лисы ледяная. Весной у лисы изба
растаяла, она попросилась ко мне и выгнала». Ребенок шмыгает носом,
имитирует слезы.
Бык: «Не плачь, зайка, я выгоню лису из твоего дома».
Зайка: «Нет, не выгонишь. Собаки гнали не выгнали, медведь гнал – не
выгнал, и ты не выгонишь».
Бык: «Нет, выгоню»!
Ведущей: «Пошел бык к избе да как начал реветь».
Бык: «Уходи, лиса»!
Лиса: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»!
Ведущий огорченно: «Испугался бык и убежал. А зайчик опять плачет.
Навстречу идет петух с косой».
Петух говорит бодро: «Кукареку! О чем, зайчик, плачешь»?
Зайчик: «Как мне не плакать, петушок! Попросилась ко мне лиса погреться,
да и выгнала меня».
Петушок: «Не плачь, зайчик, я ее мигом выгоню»!
Зайчик говорит грустно: «Нет, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали,
медведь гнал – не выгнал, бык гнал – не выгнал, и ты не выгонишь».
Петушок: «Нет, выгоню»!
Ведущий: «Подошел петушок к избе и закричал».
Петушок закричал так бойко, громко: «Кукареку! Иду на пятах, несу косу на
плечах! Хочу лису посечи, уходи лиса»!
Ведущий читает радостно: «Услышала лиса крик петушиный, испугалась.
Выбежала и наутек… А петушок с зайчиком стали жить – поживать да добра
наживать». Все радуются.
В конце игры можно устроить праздник, поводить хоровод. В следующей игре
дети могут играть самостоятельно, воспитатель наблюдает со стороны, где
нужно помогает или направляет.
Приложение 20.
Игра по сенсорному развитию «Белая сказка»
Цель: Закрепление представлений о цвете и форме.
Оборудования: Снежинки, вырезанные из бумаги; «заготовки» для снеговика;
иллюстрации к «Белой сказке»; разноцветные картинки.
Ход занятия:
1. Ребята, отгадайте загадку:
Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет... Когда это бывает? Дети: Зимой.
JI Верно. Молодцы! А сейчас у нас какое время года?
ДЗима!
2. Л Посмотрите на доску. Сейчас мы будем говорить о том цвете, который
чаще всего встречается зимой. Как вы думаете, какой это цвет?
Д Белый! JI Верно. А почему вы так думаете?
Д Потому что снег белый зимой. JI Верно. Когда наступает зима, вся
земля покрывается белым снегом.
3. JI — Сегодня мы с вами отправимся в «Белую сказку». Но чтобы попасть
туда, нам необходимо превратиться в снежинок.
(Раздает снежинки. Физкультминутка «снежинки».
Кружатся снежинки
В воздухе морозном,
Падают на землю
Кружевные звезды.
Вот одна упала
На мою ладошку.
Ой, не тай снежинка
Подожди немножко.
4. Л Вот мы и попали в «Белую сказку». Давайте сядем на снег, он у нас
волшебный и совсем не холодный.
(Дети садятся на ковер. Вос. рассказывает «Белую сказку»
Белая сказка.
Утром девочка проснулась и увидела, что в комнате необыкновенно светло.
Она вскочила с кровати, подбежала к окну и ахнула.
За окном все было белым. Ночью выпал снег и покрасил все вокруг в белый
цвет.
Пушистый белый ковер лежал на земле, мохнатые белые шапки надели
деревья. Белыми платками покрылись крыши домов. Посреди двора на белом
снегу сидел Белыйбелый кот. А в воздухе кружились белые снежинки.
Девочка оделась и побежала во двор. Из белого снега она слепила Белую
снежную бабу. И только глаза у снежной бабы были черными, а нос красным.
5. JI В какой сказке мы побывали?
Почему все было белым?
Д Потому что выпал снег.
JI Что было белым?
Д Белый ковер на земле. Белые шапки на деревьях. Белый кот. Белая
снежная баба.
6. Л А теперь, ребятки, каждый из вас слепит свою маленькую снежную бабу
или снеговика. Но сначала потренируем наши пальчики.
Пальчиковая игра: «Лепим снежок»
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, твердый, очень
Гладкий и совсем, совсем не сладкий.
Раз подбросим,
Два поймаем, Три уроним
И ... сломаем.
7. Л Садитесь ребятки за столы. Проведем игру «Кто быстрее?» Вы будете
складывать из геометрических фигур, как вы думаете кого?
Д Снеговика, Снежную бабу. Л Умницы! Покажите мне самый большой
круг.
Самый маленький круг белого цвета.
Средний круг.
Сложите снеговика и не забудьте сделать ему нос, глаза и рот.
Ой, как вы быстро все сделали. А самой быстрой у нас сегодня была Маша.
Она получает приз.
JI — А теперь, ребята, положите свои работы и подойдите ко мне.
8. Итог занятия (О чем мы с вами говорили? О каком цвете? Из каких
геометрических фигур вы складывали снеговика?)
Вы прекрасно занимались и теперь каждый из вас получает приз. На что это
похоже?
Д На снежок.
JI А можно есть настоящий снежок?
Д Нет.
JI Конечно. Это очень опасно. Но у нас здесь не настоящий снежок, а
сахарный, сделанный из сахара. Угощайтесь, ребята.
Дети получают клюкву в сахарной пудре.
Приложение 21.
Опыт «Таяние снега».
Цель: знакомство со свойствами снега.
Ход опыта: набрать на прогулке вместе с детьми снег в тарелку . Принести в
группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает,
образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод: снег –белый, холодный, снег под действием температуры тает,
превращаясь в воду.
Приложение 22.
ОБЖ в средней группе «Опасные предметы»
Программное содержание:
1. Формировать умения детей различать опасные предметы и правилам
пользования ими.
2. Закреплять знания детей о том, что каждому предмету своё место.
3. Воспитывать в детях самостоятельность, аккуратность. Ход занятия:
1. Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл мальчик Петя. (кукла с
забинтованной рукой.) Здравствуй, Петя, что с тобой произошло?
Петя: Просто ко мне вчера приходил в гости друг Серёжа и мы играли в
разные весёлые игры. Мы решили поиграть в летающие тарелки с маминой
стеклянной посудой. Серёжа запустил тарелку, она разбилась и поранила мне
руку.
Воспитатель: Ребята, а вы дома тоже играете с мамиными предметами?
(ответы детей)
Петя: А с чем же мне играть, если все мои игрушки растерялись? Мячик
улетел на газовую плиту, машина закатилась под кровать, придётся играть с
папиным молотком.
Воспитатель: Ребята, почему Пете не с чем играть? Можно играть с
папиными инструментами? Подскажите, как вернуть Пете свои игрушки?
Воспитатель: Перед вами картинки с различными предметами. Положите все
картинки с опасными предметами слева, а с безопасными справа. Расскажите,
почему вы так распределили? Чем опасны предметы слева?
Посмотри, Петя, и запомни, с какими предметами никогда нельзя играть.
Ребята, как вы считаете, что означает пословица: Каждой вещи своё место?
Физ. Минутка:
Заяц в лес на новоселье,
Приглашает на веселье.
(Руки на поясе, повороты вправо и влево)
В лес к нему пойдём сейчас,
В гости ждёт сегодня нас.
(Шагаем по кругу)
Ножки топ, топ, топ мы идём за поворот.
Ручки хлоп, хлоп, хлоп развесёлый мы народ!
(Хлопаем перед грудью и продолжаем шагать)
Ножки выше поднимаем –
По сугробам мы шагаем.
(Поднимаем высоко колени с продвижением вперед)
Солнцу в небе улыбнись,
(Руки поднимаем вверх, поднимаемся на носочки, улыбаемся)
А деревьям поклонись.
(Наклониться вперед)
Прыгнем мы через канаву,
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)
К зайцу мы идём в дубраву!
(Шагаем по кругу)
2. Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим иллюстрации с изображением
опасных ситуаций (неправильное пользование иглами, ножом, розеткой, лекарствами, молотком, спичками, газовой плитой, ножницами) (дети
комментируют).
А теперь составьте короткий рассказ для Пети, как безопасно вести себя
дома (дети по очереди составляют рассказы, с опорой на иллюстрации с
изображением опасных ситуаций) .
Петя: Спасибо, ребята, теперь я буду наводить в доме порядок и не буду
играть с опасными предметами (уходит) .
3. Воспитатель: Ребята, что вы сегодня вы узнали об опасных предметах в
вашем доме. Соблюдайте дома порядок и будьте осторожны!
Приложение 23.
Сказка Морозко
Живалобывало, — жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы
была дочка.
Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься —
бита. А родная дочь что ни сделает — за все гладят по головке: умница.
Падчерица и скотину поилакормила, дрова и воду в избу носила, печь
топила, избу мела — еще до свету... Ничем старухе не угодишь — все не так,
все худо.
Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро
уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.
— Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза
ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.
Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь.
Запряг лошадь:
— Садись мила дочь, в сани.
Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.
Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит —
невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает,
пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее
спрашивает:
— Тепло ли тебе, девица?
— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Она чуть дух переводит:
— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?
Девица окостеневать стала, чутьчуть языком шевелит:
— Ой, тепло, голубчик Морозушко!
Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел
пуховыми одеялами.
А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу:
— Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!
Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большою елью сидит его
дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около —
короб с богатыми подарками.
Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой.
А дома старуха печет блины, а собачка под столом:
— Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не
берут.
Старуха бросит ей блин:
— Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой
дочери косточки везут...»
Собака съест блин и опять:
— Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не
берут.
Старуха блины ей кидала и била ее, собачка — все свое...
Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица — в злате
серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха
глянула — и руки врозь...
— Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да
посади на то же место...
Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил
в сугроб под высокой елью и уехал.
Старухина дочь сидит, зубами стучит.
А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает,
на старухину дочь поглядывает:
— Тепло ли тебе, девица?
А она ему:
— Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко...
Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать.
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
— Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко...
Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
— Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко! Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела.
Чуть свет старуха посылает мужа:
— Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате
серебре...
Старик уехал. А собачка под столом:
— Тяф, тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в
мешке косточки везут.
Старуха кинула ей пирог:
— Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в златесеребре везут...»
А собачка — все свое:
— Тяф, тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в
мешке косточки везут...
Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а
дочь лежит в санях мертвая.
Заголосила старуха, да поздно. Вот и сказке Морозко конец, а кто слушал
молодец!
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой,
Он белеет
Вдоль забора,
Прикорнул на фонаре
Значит, скоро, ф
Очень скоро
Полетят салазки
С горок,
Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!
Яков Аким ПЕРВЫЙ СНЕГ
Утром кот
Принёс на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
Лёгкий,
Новый,
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Снег и его свойства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.