Раздел А
Задания по суммативному оцениванию за раздел / сквозную тему
Суммативное оценивание за раздел «Тепловые явления»
Цели обучения:
8.3.2.1- описывать способы изменения внутренней энергии;
8.3.2.2 - сравнивать различные виды теплопередачи;
8.3.2.5 - определять количество теплоты, полученное или отданное в процессе теплопередачи;
8.3.2.6 - объяснить физический смысл удельной теплоемкости;
8.3.2.7 - применять формулу количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива, в решении задач.
Критерии оценивания:
Обучающийся:
•Описывает способы изменения внутренней энергии;
•Сравнивает различные виды теплопередачи;
•Определяет физический смысл удельной теплоемкости;
•Определяет количество теплоты, полученное или отданное в процессе теплопередачи;
•Применяет формулу расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива.
Уровнимыслительных навыков:знание и понимание, применение, навыки высокого порядка.
Время выполнения:25 минут.
Задания
Задание №1
Установите соответствие:
|
Физическое явление |
Способ изменения внутренней энергии, результат изменения внутренней энергии |
1 |
Космические корабли многоразового использования имеют серебристый или белый цвет окраски обшивки корпуса для предотвращения сильного нагревания во время движения по орбите вокруг Земли. |
A. Совершение работы, внутренняя энергия тела увеличилась. B. Совершение работы, внутренняя энергия тела уменьшилась. C. Теплопередача, внутренняя энергия тела увеличилась. D. Теплопередача, внутренняя энергия тела уменьшилась. |
2 |
Спускаемые космические аппараты при входе в атмосферу Земли сильно нагреваются. |
1-
2-
Задание №2
А) Ответьте на вопросы:
1. Какой вид теплопередачи может проходить во всех средах, кроме вакуума? ____________________________________________________________________
2. Какой вид теплопередачи может осуществляться в вакууме?
____________________________________________________________________
3.Какой вид теплопередачи может проходить только в жидкостях и газах?
____________________________________________________________________
В) Распределите приведенныениже примерывидов теплопередачипо столбцам таблицы:
Номера примеров |
Теплопередача |
||
Теплопроводность |
Конвекция |
Излучение |
|
|
|
|
1.Кусты малины на дачных участкахв северных регионах нашей страны пригибают осенью к земле при неблагоприятном прогнозе на холодную зиму.
2.Кондор, птица с самым большим размахом крыльев, может парить на одной высоте, не взмахнув ниразу крыльями за полчаса наблюдения ее полета.
3.Наружные уличные термометры прикрепляются к окнам на теневой стороне дома.
4.Нагревательные элементы в разных моделях электрочайников размещается на дне прибора.
5.
http://i00.i.aliimg.com/img/pb/012/466/521/521466012_786.jpg
6.
http://www.yellowairplane.com/north_pole_2005/Cao_Jun/20_Cao_Jun_NorthPoleSkiArea.jpg
7.
http://900igr.net/datai/fizika/Osnovnye-svojstva-vozdukha/0009-009-Vozdukh-zanimaet-mesto.jpg
8.
http://cdn01.ru/files/users/images/50/79/5079e4ba77a3f46a4e603654dc484738.jpg
С) Укажитепричины, замедляющиепроцесс изменения внутренней энергии тела в любом из предложенных примеров видов теплопередачи.
пример №_________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание №3
Удельная теплоемкость олова230 Дж/кг∙˚С
Выберите верные утверждения:
A.Для охлаждения 1 кг олова на 1 ˚С потребуется230 Дж.
B.Для нагревания 1голова на 1˚С потребуется 230 Дж.
C.Для нагревания 1кг олова на 1˚С потребуется 230 Дж.
D. При нагревании 1 кг олова на 1 ˚С выделится 230 Дж.
Е.При охлаждении 1 кг олова на 1 ˚С выделится230 Дж.
F.При охлаждении 1 г олова на 1˚С выделится 230 Дж.
Задание №4
Любознательный восьмиклассникрешил провести домашний эксперимент по теплопередаче. Выбранное им оборудование: датчик измерения температуры, электронные весы, стакан с горячим чаем, ложка. В таблицу занесены результаты выполненных измерений.
Найдите недостающее значение величины в таблице:
физическое тело |
масса тела, г |
удельная теплоемкость вещества, Дж/кг∙˚С |
изменение температуры тела,˚С |
количество теплоты, полученное телом,Дж |
серебряная ложка |
50 |
240 |
10 |
|
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание №5
Решите задачу:
При сгорании бензина выделилось количество теплоты равное 22МДж. Определить массу сгоревшего бензина. Удельная теплота сгорания бензина составляет44∙106 Дж/кг.
Критерий оценивания
|
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
обучающийся |
|||
Описывает способы изменения внутренней энергии. |
1 |
объясняет результат изменения внутренней энергии тела процессом совершения работы |
1 |
объясняет результат изменения внутренней энергии тела процессом теплопередачи |
1 |
||
2С |
указывает причины, замедляющиепроцесс изменения внутренней энергии тела при теплопередаче |
1 |
|
Сравнивает различные виды теплопередачи. |
2А |
определяет вид теплопередачи, возможный во всех средах, кроме вакуума |
1 |
определяет вид теплопередачи, осуществляющийся в вакууме |
1 |
||
определяет вид теплопередачи, проходящий только в газах и жидкостях |
1 |
||
2В |
группирует примеры теплопроводности, допуская не более одной ошибки |
1 |
|
группирует примеры конвекции, допуская не более одной ошибки |
1 |
||
группирует примеры излучения, допуская не более одной ошибки |
1 |
||
Определяет физический смысл удельной теплоемкости. |
3 |
выбирает одно/два верных утверждений, раскрывающихфизический смысл удельной теплоемкости |
1 |
Определяет количество теплоты, полученное или отданное в процессе теплопередачи. |
4 |
применяет формулу расчета количества теплоты, полученного или отданного в процессе теплопередачи |
1 |
находит значение искомой величины |
1 |
||
Применяет формулу расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива. |
5 |
применяет формулу расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива |
1 |
находит значение искомой величины |
1 |
||
Всего баллов: |
14 |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам
суммативного оценивания за раздел «Тепловые явления»
Ф ИО обучающегося _______________________________Класс__________
Критерий оценивания |
Уровень учебных достижений |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Описывает способы изменения внутренней энергии. |
Испытывает затрудненияпри определении способа и результата изменения внутренней энергии, при объяснении причин, замедляющих процесс изменения внутренней энергии тела во время теплопередачи. |
Допускает ошибки при определении способа и результата изменения внутренней энергии процессом теплопередачи/ совершением работы, при объяснении причин, замедляющих процесс изменения внутренней энергии тела при теплопередаче. |
Верно определяет способы и результаты изменения внутренней энергии. Приводит правильное объяснение причин, замедляющих процесс изменения внутренней энергии тела во время теплопередачи. |
Сравнивает различныевиды теплопередачи. |
Затрудняется при сравнении различных видов теплопередачи по их признакам. |
Допускает ошибки в определении теплопроводности/конвекции/излучении по их признакам. Ошибается при группировке предложенных примеров по теплопроводности / конвекции / излучению. |
Верноопределяет виды теплопередачи по их признакам. Правильно группирует предложенные примерыпо видам теплопередачи. |
Определяет физический смысл удельной теплоемкости. |
Испытывает затруднения при определении физического смысла удельной теплоемкости. |
Допускает ошибки привыборе правильного утверждения, раскрывающего физический смысл удельной теплоемкостидляпроцесса нагревания/охлаждениявещества. |
Выбирает верные утверждения, раскрывающие физический смысл удельной теплоемкости. |
Определяет количество теплоты, полученное или отданное в процессе теплопередачи. |
Затрудняется в применении формулы расчета количества теплоты, полученного или отданного в процессе теплопередачи. |
Применяет формулу расчета количества теплоты, полученногоили отданного в процессе теплопередачи, допускает ошибки при определении количества теплоты. |
Верно определяет количество теплоты, полученное или отданное в процессе теплопередачи. |
Применяет формулу расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива. |
Затрудняется в применении формулы расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива. |
Применяет формулу расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива, допускает ошибки при определении массы сгоревшего топлива. |
Верно определяет массу сгоревшего топлива. |
Раздел В
Задания по суммативному оцениванию за четверть
Характеристика заданий суммативного оценивания заII четверть 8 класс
Раздел |
Проверяемая цель |
Уровень мыслительных навыков |
Кол.заданий* |
№ задания* |
Тип задания* |
Время на выполнение, мин* |
Балл* |
Балл за раздел |
Основы термодинамики |
8.3.2.17-объяснять первый закон термодинамики |
знание и понимание |
4 |
1 |
КО |
4 |
3 |
10 |
8.3.2.18-объяснять второй закон термодинамики |
знание и понимание |
2 |
МВО |
2 |
1 |
|||
8.3.2.19-определять коэффициент полезного действия теплового двигателя |
применение |
3 |
КО |
3 |
2 |
|||
8.3.2.23-оценивать влияние тепловых машин на экологическое состояние окружающей среды |
навыки высокого порядка |
4 |
РО |
8 |
4 |
|||
Основы электростатики |
8.4.1.2-объяснять процесс электризации трением и индукцией |
знание и понимание |
6 |
5 |
КО |
4 |
4 |
15 |
8.4.1.4-объяснять закон сохранения электрического заряда |
знание и понимание |
6 |
МВО |
3 |
1 |
|||
8.4.1.5-применять закон Кулона при решении задач |
применение |
7 |
РО |
7 |
4 |
|||
8.4.1.7-рассчитывать силу, действующую на заряд в однородном электростатическом поле |
применение |
8 |
КО |
3 |
2 |
|||
8.4.1.8-изображать графически электрическое поле посредством силовых линий |
знание и понимание |
9 |
МВО |
3 |
2 |
|||
8.4.1.10-описывать устройство и назначение конденсаторов |
применение |
10 |
КО |
3 |
2 |
|||
Итого: |
|
|
10 |
|
|
40 |
25 |
25 |
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения |
Суммативное оценивание за II четверть Физика- 8 класс
Задание №1
Заполните пропускив тексте:
Первый закон термодинамикиутверждает, что____________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Согласно данному закону невозможно создать вечный двигатель________рода.
Такими вечными двигателями называются тепловые машины, которые_______
____________________________________________________________________
[3]
Задание №2
Выберите верные утверждения:
А. Второй закон термодинамики разрешает самопроизвольную передачу энергии от тел с более низкой температурой к телам, имеющим более высокую температуру.
B. Второй закон термодинамики запрещает создание вечного двигателя первого рода.
C. Второй закон термодинамики утверждает, что все процессы в природе обратимы.
D. Второй закон термодинамики объясняет невозможность создания тепловой машины, преобразующей всю полученную энергию в механическую работу.
[1]
Задание №3
На рисунке представлена принципиальная схема теплового двигателя:
Определить КПД теплового двигателя.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
[2]
Задание №4
Во многих областях современного мира широко применяется преобразование энергии топлива в механическую работу в различных тепловых двигателях.Назовите две экологические проблемы, которые возникли в результате использования тепловых двигателей. Укажите причины возникновения этих проблем.
1.__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
[2]
2.__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
[2]
Задание №5
1)Определить вид электризации тел в случаях,представленных на рисунке:
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0876/000e6055-5b2fcc89/640/img7.jpg
[3]
2)Объясните процесс электризации тел, представленном на рисунке в первом случае.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
[1]
Задание №6
Металлический шар, имеющий электрический заряд q1=2нКл привели в соприкосновение с другим таким же металлическим шаром, обладающем зарядом q2= - 4 нКл. Какими стали заряды шаров после их разъединения?
A.q1= - 4нКлq2=2нКл
B.q1= - 2нКлq2= - 2нКл
C.q1= -1нКлq2= - 1нКл
D.q1= - 2нКлq2= 4 нКл
E.q1=2нКлq2= - 4 нКл
[1]
Задание №7
Два заряженных точечных тела находятся в вакууме на расстоянии2м. Заряд первого тела равен 2∙10-6Кл, заряд второго тела составляет 4∙10-9 Кл.
1)Определить силу взаимодействия между телами(k =9∙109 Н∙м2/ Кл2).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
[2]
2)Как изменится (уменьшится,увеличится,во сколько раз) сила взаимодействия между телами, если их поместить на том же расстоянии в воду. Диэлектрическая проницаемость воды равна 81.
____________________________________________________________________
[1]
3) Как изменится (уменьшится,увеличится,во сколько раз)сила взаимодействия между телами, если заряд одного из тел увеличить в 2 раза и одновременно уменьшить расстояние между телами в 2 раза?
____________________________________________________________________
[1]
Задание №8
В 1913 г под руководством А.Ф. Иоффе был проведен эксперимент по определению значения элементарного электрического заряда. Использовались мелкие заряженные частицы цинка, находящиеся в однородном электрическом поле во взвешенном состоянии.
Найдите недостающее значение величины в таблице:
Заряд частицы цинка, Кл |
Напряженность электрического поля, Н/Кл |
Сила действия электрического поля на частицы цинка, мкН |
3,2∙10-9 |
200 |
|
____________________________________________________________________
[2]
Задание №9
На рисунках представлены графические модели электростатического поля, созданного системой двух заряженных тел.
рис.1 рис.2
http://ok-t.ru/studopediaru/baza4/834250387325.files/image023.png
Сформулируйте верныеутверждения, вычеркивая лишние слова из предложений в блоках, выделенных курсивом:
1)На рисунке 1 изображено электростатическое поле, созданное одноименными положительными / одноименными отрицательными / разноименными электрическими зарядами.
[1]
2)На рисунке 2 изображено электростатическое поле, созданное одноименными положительными/одноименными отрицательными/разноименными электрическими зарядами
[1]
Задание №10
Допишите предложения:
1) Конденсаторы, устройства состоящие из _______________________________
____________________________________________________________________
[1]
2) Конденсаторы предназначены для накопления__________________________
____________________________________________________________________
[1]
Схема выставления баллов
№ задания |
Ответ |
Балл |
Дополнительная информация |
1 |
количество теплоты, переданное системе, идет на изменение ее внутренней энергии и на совершение системой механической работы |
1 |
Принимается другие правильныеформулировки первого закона термодинамики. |
первого рода |
1 |
|
|
совершают механическую работу без получения энергии от внешних тели без изменения внутренней энергии рабочего тела/без затрат энергии |
1 |
|
|
2 |
D |
1 |
|
3 |
η |
1 |
Принимаются другие варианты: 1) η Q1-Q2=Аполезная
2) η Qнагр - Qхолод = Аполезная
|
0,25 / 25% |
1 |
|
|
4 |
Возможные варианты ответов: 1.Содержание кислорода в атмосферном воздухе медленно уменьшается. Кислород используется в процессе сгорания топлива. 2.Усиление парникового эффекта, вызванное выбросом в атмосферу углекислого газа, образующегося при сгорании топлива. 3.Загрязнение атмосферного воздуха продуктами сгорания топлива, вредных для здоровья человека. |
4 |
Принимаются другие варианты ответов с указанием экологических проблем и причин их возникновения. За каждую обозначенную проблему выставляются два балла, если проблема не только названа, но и указаны причины ее возникновения. Если указан только один аспект, то выставляется один балл. |
5 |
1.Электризация трением Электризация через контакт Электризация через влияние/индукцией |
1 |
|
1 |
|||
1 |
|||
2.При трении тел друг об друга получают заряд/электризуются заряд оба тела. Тело, которое теряет электроны, заряжается положительно, тело, которое приобретает электроны, заряжается отрицательно. |
1 |
|
|
6 |
С |
1 |
|
7 |
1.F =
|
1 |
|
1,8∙10-5 Н |
1 |
Принимаются другие варианты ответов: 18 мкН 0,000018 Н |
|
2.уменьшится в 81 раз |
1 |
|
|
3.увеличится в 8 раз |
1 |
|
|
8 |
Fэ=q∙E |
1 |
|
0,64 мкКл |
1 |
|
|
9 |
1.На рисунке 1 изображено электростатическое поле, созданное разноименными электрическими зарядами. |
1 |
|
2.На рисунке 2 изображено электростатическое поле, созданное одноименными положительными электрическими зарядами. |
1 |
|
|
10 |
1.из двух разноименно заряженных проводников, разделенныхтонким слоем диэлектриком |
1 |
Принимаются различные названия разноименно заряженных тел и ответне содержащий указание на слой диэлектрика. |
2.электрического заряда/электрической энергии/электрического заряда и энергии электрического поля |
1 |
|
|
|
Всего баллов: |
25 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.