СОБСТВЕННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, АПРОБИРОВАННАЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ
Моисеева Р.И.
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», г. Томск
Аннотация. В данной статье описывается методическая
система по проблеме сохранения и укрепления здоровья младших школьников с
нарушениями слуха. Целью статьи является анализ изучения формирования компетентной
личности школьника через создание индивидуальной траектории развития на основе применения
инновационных технологий обучения. Особое внимание уделено компетентностному
подходу, представленному четырьмя формами обучения, в том числе и
коррекционной. Основное внимание в работе автор акцентирует на практическом
значении методической системы, заключающейся в создании
благоприятных условий для самореализации детей, в использовании коррекционного
воздействия с учётом психофизиологических особенностей.
Ключевые слова: нарушения слуха, педагогический опыт, методическая система, коррекционное обучение, младший школьный возраст.
Сегодня информация захлёстывает XXI век, поэтому школа должна готовить образованных людей, способных ориентироваться в потоке информации, самостоятельно мыслить. Обучающиеся, имеющие слуховые аномалии не исключение, они в большей степени нуждаются в помощи, поддержке со стороны государства, в уважении, любви и терпении со стороны близких людей, педагогов и общественности, ведь им предстоит жить в обществе, в речевой среде, где они смогут реализовать свои способности в дальнейшем.
Методическая система «Моделирование инновационных технологий в процессе организации
жизнедеятельности младших школьников с целью формирования универсальных учебных действий» базируется
на истине
Пифагора
«Прежде старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя,
затем
те, которые удалены от твоего зрения» [1].
Актуальной проблемой, предметом
первоочередной важности было и
остаётся сохранение и укрепление здоровья слабослышащих
школьников.
Предъявляемые требования – дать детям качественное образование,
при этом, в обязательном порядке, учитывать их особенности в развитии,
поскольку вследствие потери слуха, вторично страдает речевая
деятельность, а
из-за недостаточности речи ограничен поток восприятия информации,
нарушен процесс речевой коммуникации. Многие дети наряду с основным дефектом физического развития имеют
сопутствующие заболевания
сердечнососудистой системы, органов дыхания, зрения, эндокринной системы,
нарушение осанки и ряд других заболеваний. Поэтому главной целью методической
системы является формирование компетентной личности школьника через создание индивидуальной траектории
развития на основе применения
инновационных технологий обучения, ведь на современном этапе развития общества
проблема применения инновационных
технологий в школьном образовании приобретает
всё большее значение.
В каждом ребёнке, не смотря на его особенности в развитии, природой заложены определённые наклонности и способности, поэтому поставленные задачи ориентированы на создание психологических, комфортных условий на уроках и во внеурочное время, способствующих раскрытию творческого потенциала личности каждого ребёнка с нарушениями слуха. В современных условиях фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Приёмы и методы личной педагогической системы – развитие личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий (УУД).
Центральное положение в этом
направлении занимает компетентностный
подход. Он удачно вписывается в собственную методическую систему, потому
что направлен на развитие компетенций слабослышащих младших школьников, повышает мотивацию к
непрерывному обучению,
выстраивает индивидуальную траекторию развития, назначение которой заключается в реализации
самостоятельного решения той или иной проблемы, в
ходе чего и происходит формирование ключевых компетентностей. В
основе обучения и воспитания лежат принципы:
принцип сохранения и укрепления здоровья;
принцип индивидуализации обучения;
принцип доступности;
принцип научности и системности;
принцип чувственного познания окружающего мира;
принцип зоны актуального и ближайшего развития (по Выготскому).
Компетентностный подход представлен четырьмя формами обучения, в том числе и коррекционной:
основная – урочная;
дополнительная – внеурочная;
инновационная – опытно экспериментальная;
коррекционная – системно-оздоровительная. Остановимся более подробно на каждой форме обучения.
Урочная форма обучения – основная, позволяет реализовать компетентностный подход по индивидуальной траектории. При планировании уроков функционирует опора на педагогические труды М.М. Поташника «Требования к современному уроку». Методическая копилка содержит медиа уроки с использованием компьютера и проблемно-эвристические уроки. При создании таких уроков помогают знания, полученные на дистанционных курсах повышения квалификации «Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием Интернет-технологий» Московский институт открытого образования.
Внеурочная форма обучения – дополнительная, при правильной организации играет важную роль в индивидуальном развитии слабослышащего обучающегося младшего школьного возраста, она обусловлена в основном интересами и потребностями ребёнка. Самое главное – помочь обучающемуся ребёнку сделать самостоятельный выбор через организацию индивидуальной работы на основе применения современных технологий, что даёт достаточные возможности для развития творчества и компетентности. Эффективность такой организации внеурочной деятельности подтверждается 100% участием детей в конкурсах, фестиваля, проектах, программах, декадах, месячниках речи.
Инновационная форма обучения на сегодняшний день является опытно-экспериментальной (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), её использование с целью развития познавательной активности у детей с нарушениями слуха, данная форма содержит: поисковые формы, объяснительно-иллюстративные, проблемные, эвристические (частно-поисковые), исследовательские.
Коррекционная форма обучения – системно-оздоровительная, базируется на здоровьесберегающих технологиях: В.Ф. Базарного, Б. Андерсона, Р.М. Боскис, А.Г. Зикеева, Л.И. Тиграновой, К.Г. Коровина и др. Весь компетентностный подход отражается на страницах школьного сайта, что делает его достаточно прозрачным. На школьном сайте представлены личные достижения учеников, собственная методическая копилка «Мои цифровые ресурсы», где размещены творческие работы, результаты, инновационные разработки, методические рекомендации, презентации, проекты. Опыт использования школьного сайта, дал возможность принимать участие в дистанционных конкурсах, организованных Педагогической планетой ТГПУ: http://planeta.tspu.ru/?ur1=846. Результаты компетентностного подхода собственной методической системы в условиях реализации стандартов нового поколениях представлены:
общекультурным направлением (включением коррекционной составляющей). Знания в бытовой и культурно досуговой сфере, способы организации свободного времени через предметно практический опыт деятельности, вследствие чего расширяется кругозор, формируются умения целесообразно распределять время для дела и для отдыха;
информационным направлением (включением коррекционной составляющей). Самостоятельный поиск, анализ и отбор необходимой информации, владение современными информационными технологиями, вследствие чего совершенствуются навыки работы с презентацией MS Power Point и с текстовым редактором Microsoft Word, формируются умения работать за компьютером по заданной программе, печатать текст, искать информации;
коммуникативным направление (включение коррекционной составляющей). Ученик излагает результаты своего исследования с применением информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в устной форме при групповой работе, владение социальными ролями в коллективе, вследствие чего приобретается опыт публичного выступления перед слушателями, умение грамотно использовать свои возможности во время работы;
Личностный подход (включение коррекционной составляющей). Развитие культуры мышления, культуры поведения в общественных местах, вследствие чего проявляется возможность оценить свои способности, пополнить личное портфолио, формируется умение поддерживать диалог, задавать вопросы.
Практическое значение методической системы
заключается в создании
условий
для самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в создании ситуации успеха, в использовании коррекционного
воздействия с
учётом
психофизиологических особенностей, интегрированном подходе с
включением
понятийных линий: «Я сам», «Я хочу», «Я учусь», «Мы вместе», каждая из которых
формирует, активизирует УУД.
Многолетний опыт подсказывает, что данные приёмы и методы собственной методической системы настраивают слабослышащих обучающихся на продуктивную деятельность, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, успокаивают детей, которым не хватает обратной связи и психологической поддержки, ведь многие дети, проживая в школе-интернате, длительное время не видят своих родителей. Поэтому проблемы когнитивного развития слабослышащих обучающихся и психологической адаптации к социуму вне дома освещаются перед представителями различных сфер образования.
Систематическая работа по
распространению педагогического
опыта находит отражение в публикациях, в том
числе докладах
на конференциях, семинарах, отражающих собственную методическую систему. Авторские печатные
публикации, отдельные компоненты методической
системы представлены в методических пособиях, сборниках
научно-практических конференциях, сборниках научных трудов, имеющих областной,
международный уровень. Систематическая работа по распространению собственного педагогического
опыта представлена в форме мастер-классов, семинаров, занятий на курсах
повышения квалификации, в том числе через Интернет. «Знание должно служить творческим целям человека.
Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и
применять в жизни» – Н.А. Рубакин [2]. Собственная методическая система позволяет:
участвовать в профессиональных сетевых объединениях;
обмениваться опытом (размещать свои файлы и пользоваться доступными в библиотеке материалами);
принимать участие в форумах, конкурсах, акциях, проектах, обсуждениях (выражать собственное мнение через комментарии);
получать дистанционное обучение.
Для обогащения педагогического опыта использовались открытые, бесплатные и свободные электронные ресурсы; осуществлялся обмен опытом с педагогами-практиками. Стоит отметить тот факт, что педагогическая практика находит живой среди коллег, работающих по представленной методической системе, активно использующих её основные элементы, вызывает интерес и желание применять её в педагогической практике. Методические рекомендации педагогам, работающим с глухими и слабослышащими детьми представлены в персональном сборнике «Доклады XIII Всероссийского интернет-педсовета», направление «Воспитательные системы». Собственные статьи, составляющие сборник, раскрывают систему оказания помощи не только педагогам, а также и родителям, воспитывающим детей с особенностями в развитии. Статьи освещают методические рекомендации по организации личностного развития, социально-психологической адаптации, профориентационной помощи, коммуникативной деятельности детей, описывают включение инновационных технологий в жизнедеятельность школьников с нарушениями слуха, раскрывают влияние экспериментально-исследовательской деятельности на формирование универсальных учебных действий, развитие познавательной активности, когнитивной сферы в целом.
Собственная методическая система включает Программы: «Учусь учиться», «Я слышу мир», «Идём в школу». Каждая способствует формированию УУД у детей с нарушениями слуха на ступени предшкольного и начального образования, также все программы предназначены для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями, базирующейся на личностно ориентированном подходе к ребёнку.
Цели представленных программ – создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия. Актуальность обусловлена увеличением количества семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии и в связи с поступлением детей с аномалиями слухового развития на обучение в массовую школу. Дети с нормой слухового развития не всегда готовы принять в свой коллектив ребёнка «не такого, как все», наблюдаются явления преследования и отвержения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе и детском саду. Каждая программа рассматривает организационно педагогические условия, обеспечивающие эффективное использование коммуникативных действий, информационных технологий в педагогической деятельности, где изложены механизмы формирования УУД, что повышает эффективность их использования.
Все вышеозначенные программы:
«Я слышу Мир», «Идём в школу», «Учусь учиться» опубликованы в ТОИПКРО и размещены на сайте
школы-интерната http://si15.tomsk.ru/
в разделе «Наша школа» – «История». Обеспечение высокого качества организации образовательного
процесса на
основе эффективного использования современных образовательных
технологий
подтверждается научным трудом – монографией, с углублённым
изучением
темы: «Использование инновационных возможностей нейропсихологической
реабилитации для развития устной речи слабослышащих детей младшего
школьного возраста», которую отличает новизна и
доказательность ряда идей по использованию
методик замещающего онтогенеза для речевого развития.
Практика показывает, что развитие и формирование устной речи
слабослышащих детей – одна из наиболее острых и сложных проблем в
сурдопедагогике. Гипотезой исследования явилось
предположение: если
применять нейропсихологические коррекционные методы в работе с
детьми
младшего школьного возраста с нарушениями речевой деятельности, то
повысится уровень самостоятельной речевой активности. Цель
педагогического эксперимента
– найти эффективные формы организации нейропсихологического сопровождения для развития
речевой деятельности. В исследовании решались следующие задачи:
изучить научно-методическую литературу;
провести обследование устной речи детей;
наметить формы организации уроков, занятий и отдыха детей;
проанализировать уровень развития устной речи.
Объектом исследования научного
труда явилось изучение развития устной речи младших школьников. Предметом исследования – нейропсихологические приёмы
воздействия на речевое
развитие слабослышащих детей.
Научная новизна заключается в организации
использования нейропсихологической
коррекции для развития и формирования устной речи, освещается и применяется
впервые. Практическая ценность представлена нейропсихологической реабилитацией, способствующей
активизации межполушарного взаимодействия, через которое происходит обмет информацией, оказывает положительное
воздействие на речевое развитие детей, имеющих нарушения слухового анализатора.
Монография высоко отмечена педагогическим
сообществом, получила качественную
оценку педагогов, а также рецензию от Елены Юрьевны Азбукиной – к.п.н., доцента, заведующей
кафедрой начального и дошкольного образования ТОИПКРО г. Томска.
Характер исследований выявил отчётливую динамику в показателях развития устной речи детей экспериментальной группы. Табличное изображение позволило увидеть, как результативность детей экспериментальной группы увеличилась на 24% по отношению к показателям детей контрольной группы. Как результат: педагогический эксперимент, применение нейропсихологической реабилитации в выбранной форме позволяет оптимизировать учебный процесс, что способствует развитию речевой деятельности, повышению процента увеличения обученности, формированию умения самостоятельно добывать знания.
Таким образом, систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта отражается через взаимодействие с педагогическими интернет-сообществами. Составные компоненты собственной методической системы получили высокую внешнюю оценку профессионального сообщества. Педагогическая деятельность – главный критерий наличия и эффективности методической системы, поскольку представляет: воспитанность детей, их высокие результаты урочной и внеурочной деятельности, качественную результативность и 100% занятость жизнедеятельности.
Литература
1. https://quote-citation.com/aphorism/13948
2. http://www.aforism.su/avtor/581.html
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.