Сочетание двигательной и познавательной деятельности

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современной общеобразовательной средней школе, в ее начальном звене, обучение тесно связано с физическим воспитанием учащихся. Уроки физической культуры нацелены на оздоровление, снятие переутомления младших школьников. На практике наблюдается усиление ориентации уроков физической культуры на преимущественное развитие физических качеств вместо оздоровительной направленности. С увеличением объёма и интенсивности учебной нагрузки в начальной школе наблюдается ухудшение состояния здоровья младших школьников. А также источником отрицательного воздействия на здоровье учащихся является сам учебный процесс, способы обучения, формы организации деятельности
Иконка файла материала Сочетание двигательной и познавательной деятельности.doc
Сочетание двигательной и познавательной деятельности младших школьников на уроках в начальной школе В   современной   общеобразовательной   средней   школе,   в   ее   начальном   звене, обучение   тесно   связано   с   физическим   воспитанием   учащихся.   Уроки   физической культуры нацелены на оздоровление, снятие переутомления младших школьников. На практике   наблюдается   усиление   ориентации   уроков   физической   культуры   на преимущественное   развитие   физических   качеств   вместо   оздоровительной направленности. С увеличением объёма и интенсивности учебной нагрузки в начальной школе   наблюдается   ухудшение   состояния   здоровья   младших   школьников.   А   также источником отрицательного воздействия на здоровье учащихся является сам учебный процесс, способы обучения, формы организации деятельности. В   связи   с   этим,   на   уроках   в   начальной   школе   необходима   профилактика переутомления: физкультурно­оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, среди   которых   физические   минутки   на   уроках,   подвижные   игры   на   переменах, познавательные физкультурные минутки:  Двигательно­речевые  Учащиеся   коллективно   читают   небольшие   весёлые   стихи   и   выполняют   в соответствии с текстом движения. Например, на уроке окружающего мира: Мы отправились в поход (маршируют на месте, вперед).  Посмотреть, кто как живёт (повороты головы в стороны). На пути у нас овраг ­ Перепрыгнули вот так (прыжки в длину) Переплыли Ниагару (круговые вращения руками) Посмотрели на Сахару И пришли мы вновь домой, (маршируют на месте) Вот такой наш шар земной.   Дидактические игры с движениями  На   уроке   математики   при   изучении   состава   чисел   учитель   по   классу   размещает листья с выражениями. Первоклассники собирают листья, выполняя наклоны вперёд, прыжки вверх, дотягиваясь  на носочках до листьев, помещенных на стенах классной комнаты. Дети распределяют листья­выражения по корзинам­результатам, устанавливая соответствия между выражениями и результатами.   Гимнастика для ума  Учащиеся фантазируют, на что похожи кегли, скакалка, мяч, обруч, придумывают необычные действия с физкультурным инвентарём.  Слайд­шоу в движении  Учитель на экране показывает несколько слайдов. Дети классифицируют слайды по группам   и   выполняют   физические   упражнения,   изображая   предмет,   увиденный   на слайде, в действии (разминка балерины, летящая птица, бегущий спортсмен).  Вращение на дискеОдним из вариантов использования диска на уроках физической культуры является имитация циферблата  часов. Дети  ложатся  на  диски, прогибаются (упражнение  для укрепления мышц спины) и по заданию педагога поворачиваются к нужной цифре. В ходе  такой  работы дети учатся пользоваться часами  и выполняют  общеукрепляющие оздоровительные упражнения. Упражнения,   выполняемые   детьми,   сопровождаются   попеременно   мышечным напряжением и расслаблением. Такое чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию   психической   деятельности   мозга:   упорядочивается   психическая   и двигательная   активность,   улучшается   настроение,   исчезает   инертность.   Для психомышечной  тренировки, релаксации  учитель использует на  уроках записи  “Звуки леса”, “Шум моря”, классической музыки. Внеурочная   деятельность   детей   также   строится   через   здоровьесохраняющие мероприятия.   Стало   традицией   проведение   Дней   здоровья,   спортивных   праздников, походов, экскурсий. Познавательные   физкультурные   минутки,   релаксация   способствуют   развитию творческого воображения учащихся, мотивации к изучению учебных предметов. Организация   уроков   на   основе   интеграции   двигательной   и   познавательной деятельности   младших   школьников   с   использованием   специального   оборудования, инвентаря   и   создания   игровой   мотивации   позволяет   повысить   эффективность воспитательно­образовательного процесса в начальной школе, положительно повлиять на   двигательную   подготовленность   и   развитие   познавательной   сферы   младшего школьника. Каждое   утро   по   дороге   в   школу   обдумываю   я,   как   организовать   совместную деятельность с детьми таким образом, чтобы ближе понять их внутренний мир, чтобы каждое слово нашло отклик в их душе. Как композитор стремится с помощью звуков передать   состояние   души,   так   учитель   стремится   при   подготовке   к   каждому   уроку продумать каждое свое слово, чтобы донести его до учащихся. В.М.Лукинский в книге “Классный руководитель: молитвы на каждый день” пишет: “За   годы   работы   в   школе   я   понял   две   важные   вещи:   во­первых,   только   через деятельность  фактическую,   модельную,   мыследеятельность   и,   если   хотите, деятельность   чувств,   только   через   переживания,   только   через   решение   ребенком значимых   для   него   задач   можно   добиться   воспитательного   успеха,   и,   во­вторых, педагогу следует  знать  и  помнить, что педагогические требования к ребенку должны всегда сопровождаться пониманием и поддержкой и что только тогда, когда ты станешь носителем уникального авторитета, ты получишь право на их откровенность и на твое воздействующее и влияющее слово”.  Если говорить о собственном опыте, то за 30 лет работы в школе я поняла, что Сократовское изречение: “Я знаю, что я ничего не знаю”, в полной мере относится к работе учителя. Прочитав множество книг, продумав каждую минуту урока, никогда не можешь   быть   уверен,   что   все   получится   именно   так,  как  задумал.  Каждая  минута   в школе несет свою информацию. Кто­то радуется новому школьному дню, другой опоздали смотрит исподлобья: что ему за это будет, этот торопиться записать в тетради число и “классная работа”, о кто­то бежит в коридор “поиграть”. Учителю надо каждого понять сердцем, настроить всех на работу. Как дирижеру надо услышать каждого музыканта, чтобы в музыке была гармония и нужный темп. Но самое   главное   в   работе   дирижера   –   выразить   через   звучание   музыки   настроение, раскрыть собственный внутренний мир. Так и учителю  приходиться быть дирижером собственного   урока,   чтобы   сложился   ансамбль   детских   стремлений   к   познанию   и преображению окружающего мира. Мышление – сложный психологический процесс, в основе которого лежит открытие нового знания, решение проблем на основе переработки полученной информации. Но каждое   открытие   мира   субъективно  для  мыслящего.  Проект  позволяет   организовать обучение   так,   чтобы   через   постановку   проблемы   организовать   мыслительную деятельность   учащихся,   развивать   их   коммуникативные   способности   и   творчески подходить к результатам работы.  Создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка всегда было основной задачей начальной школы. Внутреннее принятие учебной цели   всеми   учащимися   класса   –   проблема,   которую   приходиться   решать   каждому учителю. Владение приемами, которые повышают стремление учащихся познавать новое, включаться   в   самостоятельную   проектно­исследовательскую   деятельность,   делать самостоятельный выбор, очень важно для педагога. Отвечая  на   вопрос,   чем  является   для  них  школа,  ребята   определили,  что  школа включает в себя три основные понятия: знания, семья, общение. Самое важное, на мой взгляд, чтобы при переходе из начальной школы в основную, у детей сохранить именно такое принятие школы. Чтобы всегда находили они понимание и поддержку от педагога, независимо от отметки в дневнике. Чтобы дела их были добрыми, мысли – умными, а мечты – светлыми. Воображение ­ это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений)   путем   переработки   предшествующего   опыта.   Воображение   является высшей   психической   функцией   и   отражает   действительность.   Однако,   с   помощью воображения   осуществляется   мысленный   отход   за   пределы   непосредственно воспринимаемого. Основная его задача ­ представление ожидаемого результата до его осуществления.  Воображение   и   фантазия   присущи   каждому   человеку,   а   особенно   эти   качества присущи   детям.   Действительно,   возможность   создавать   что­либо   новое,   необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, к числу которых относится   и   воображение.   Именно   развитию   воображения   необходимо   уделять внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые   называют   сензитивным,   то   есть   наиболее   благоприятным   для   развития когнитивных функций ребенка.Нет   сомнения,   что   воображение   и   фантазия   являются   важнейшими   сторонами нашей жизни. Если бы люди не обладали этими функциями, человечество лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства, дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры, не смогли бы усваивать школьную программу. Ведь любое   обучение   связано   с   необходимостью   что­то   представить,   вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Вся художественная деятельность строится   на   активном   воображении.   Эта   функция   обеспечивает   ребенку   новый, необычный взгляд на мир. Она способствует развитию абстрактно­логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт.  Но,   к   сожалению,   учебная   программа   начальных   классов   в   современной   школе предусматривает недостаточное количество методик, приемов тренировки, упражнений для развития воображения. Доказано, что воображение  теснейшим образом связано с другими  психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения. Вообще,   каких­либо   проблем,   связанных   с   развитостью   детского   воображения,   у младших школьников обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем   в   начале   обучения,   касаются   связи   воображения   и   внимания,   способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных   понятий,   которые   вообразить   и   представить   ребенку,   как   и   взрослому человеку, достаточно трудно. В связи с этим можно использовать ряд методик: 1. Методика “Вербальная фантазия” (речевое воображение). Ребенку   предлагается   придумать   рассказ   (историю,   сказку)   о   каком­либо   живом существе (человеке, животном) или о чем­либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу. В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:       скорость процессов воображения;  необычность, оригинальность образов воображения;  богатство фантазии;  глубина и проработанность (детализированность) образов;  впечатлительность, эмоциональность образов.  По каждому из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов. 0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1   балл   рассказ   получает   в   том   случае,   если   данный   признак   имеется,   но   выражен сравнительно   слабо.   2   балла   рассказ   зарабатывает   тогда,   когда   соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно. Если   в   течение   одной   минуты   ребенок   так   и   не   придумал   сюжет   рассказа,   то экспериментатор сам подсказывает ему какой­либо сюжет и за скорость воображения ставится 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенного времени (1 минута), то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец,если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд,  или  если   в  течение  одной  минуты  он  придумал  не  один,  а   как  минимум  два разных сюжета, то по признаку “скорость процессов воображения” ребенку ставится 2 балла. Необычность,   оригинальность   образов   воображения   расценивается следующим способом. Если   ребенок   просто   пересказал   то,   что   когда­то   от   кого­то   слышал   или   где­то видел,   то   по   данному   признаку   он   получает   0   баллов.   Если   ребенок   пересказал известное,   но   при   этом   внес   в   него   от   себя   что­то   новое,   то   оригинальность   его воображения оценивается в 1 балл. В том случае, если ребенок придумал что­то такое, что он не мог раньше где­то видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.  Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число   различных   живых   существ,   предметов,   ситуаций   и   действий,   различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка. Если общее число   названного   превышает   десять,   то   за   богатство   фантазии   ребенок   получает   2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее пяти, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов. Глубина   и   проработанность   образов   определяются   по   тому,   на   сколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему   ключевую   роль   или   занимающему   центральное   место   в   рассказе.   Здесь также даются оценки в трехбалльной системе. 0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект рассказа изображен весьма схематично. 1 балл ­ если при описании центрального объекта его детализация умеренная.  2   балла   ­   если   главный   образ   его   рассказа   расписан   достаточно   подробно,   с множеством разнообразных характеризующих его деталей. Впечатлительность   или   эмоциональность   образов   воображения   оценивается   по тому, вызывает ли он интерес и эмоции у слушателя. 0   баллов   ­   образы   малоинтересны,   банальны,   не   оказывают   впечатления   на слушающего. 1 балл  ­  образы рассказа  вызывают некоторый интерес со стороны слушателя и некоторую   ответную   эмоциональную   реакцию,   но   этот   интерес   вместе   с соответствующей реакцией вскоре угасает. 2 балла ­ ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя   к   которым,   раз   возникнув,   уже   затем   не   угасало,   сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п. Таким   образом,   максимальное   число   баллов,   которое   ребенок   в   этой   методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное ­ 0. 2. Методика “Рисунок”В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую­ нибудь картину. На это отводится 5 минут. Анализ   картины   и   оценка   фантазии   ребенка   в   баллах   производилась   таким   же образом,   как   и   анализ   устного   творчества   в   предыдущей   методике,   по   тем   же параметрам и с помощью такого же протокола. 3. Методика “Скульптура”.  Ребенку   предлагается   набор   пластилина   и   задание,   пользуясь   им,   за   5   минут, смастерить какую­ либо поделку, вылепить ее из пластилина. Фантазии   ребенка   оцениваются   примерно   по   тем   же   параметрам,   что   и   в предыдущих методиках от 0 до 10 баллов. 0­1   балл   ­   за   отведенные   для   работы   5   минут   ребенок   так   и   не   смог   ничего придумать и сделать руками; 2­3   балла   ­   ребенок   придумал   и   вылепил   из   пластилина   что­   то   очень   простое, например, кубик, шарик, палочку, кольцо; 4 ­5 баллов ­ ребенок сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество простых деталей, не более двух ­ трех; 6 ­ 7 баллов ­ ребенок придумал что­ то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии; 8 ­ 9 баллов ­ придуманная ребенком вещь достаточно оригинальна, но детально не проработана; 10 баллов ­ ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь и достаточно   оригинальна,   и   детально   проработана,   и   отличается   хорошим художественным вкусом. Таким   образом,   протестировав   учащихся   экспериментального   и   контрольного классов,   мы   можем   оценить   общий   уровень   развития   их   воображения   следующим образом. 25­ 30 ­ баллов ­ очень высокий уровень; 19 ­ 24 баллов ­ высокий уровень; 10 ­18 баллов ­ средний уровень; 5 ­ 9 баллов ­ низкий уровень; 0 ­ 4 баллов ­ очень низкий уровень. Виды воображения У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно   может   быть  воссоздающим  (создание   образа   предмета   по   его   описанию)   и творческим  (создание   новых  образов, требующих  отбора  материала  в  соответствии  сзамыслом).   Создание   образов   воображения   осуществляется   с   помощью   нескольких способов:    Агглютинация, то есть “склеивание” различных, несоединимых в повседневной жизни  частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек­зверь или  человек­птица;  Гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или  отдельных его частей. Примером могут служить сказочные персонажи Карлик Нос,  Гулливер или Мальчик­с­пальчик.   Схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия   сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства;  Типизация. Характерно выделение существенного, повторяющегося признака и  воплощение его в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы  врача, космонавта, шахтера и т. д.  Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль ­ отдаленная аналогия с космическим кораблем. В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти,   мышления.   Развитие   и   совершенствование   воображения   будет   более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.  Таким   образом,   нельзя   не   согласиться   с   выводами   ученых­психологов, исследователей   о   том,   что   воображение   является   одним   из   важнейших   психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы. Несмотря на большую занятость педагогов начального звена, учителю необходимо ставить   задачу   подбора   дополнительного   материала   к   изучаемым   произведениям, предусмотренным   программой,   позволяющего   наиболее   эффективно   соединить обучение   младших   школьников   с   развитием   их   познавательных   возможностей,   в   том числе и воображения, и наиболее полно использовать при этом специфику чтения как учебного предмета.  Формы и методы по развитию воображения у детей младшего школьного возраста на уроках чтения Программное содержание чтения как учебного предмета состоит из ряда разделов:     устное народное творчество, куда включены русские народные песни, сказки, былины;  русская классика (поэзия и проза);  литературные сказки (и др.).  Представленные   в   учебниках   литературные   произведения,   на   мой   взгляд, открывают широкий простор учителю для подбора упражнений и заданий на развитие воображения и творческой фантазии у учащихся начального звена. Воображение тесным образом связано с такими качествами, как эмоциональность, интерес,   многими   личностными   качествами.   На   основе   взаимосвязи   воображения   с вышеперечисленными качествами, мною проводится работа по развитию воображения на уроках чтения.Воображение и эмоции Любая   эмоция   имеет   внешнее   выражение.   Каждый   человек   имеет   свое представление   о   внешних   признаках   того   или   иного   чувства.   Умение   правильно распознать   состояние   героя   литературного   произведения   по   выраженности   чувств, позволяет  ребенку глубже  проникнуть в суть  произведения, прочувствовать  замысел автора, определить, кто из героев положительный, а кто ­ отрицательный.  На каждом уроке чтения основным для развития воображения и эмоций, является использование   схематических   изображений   человеческих   эмоций.   Задача   детей заключается в том, чтобы как можно точнее подобрать для данного героя, для данной конкретной   ситуации   эмоциональный   образ.   Сначала   дети   пытаются   изобразить   на своем   лице   выбранную   эмоцию   и   объяснить,   почему   именно   это   схематическое изображение эмоции он считает наиболее подходящим. Например, при изучении сказки Одоевского   В.Ф.   “Мороз   Иванович”   детям   предлагаю   найти   на   схеме   эмоцию, характеризующую   всех   главных   героев,   проанализировать   отдельные   эпизоды   и показать их эмоциональную значимость. Эпизод 1.  Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила. Эпизод 2.  А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась…..   Встанет,   попрыгает,   да   и   сядет   к   окошку   мух   считать:   сколько прилетело да сколько улетело. Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку, да спать не хочется; ей бы покушать, да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать ­ да и то надоело. Сидит, горемычная, плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты. Эпизод   3.  Вот   старик   проснулся,   просит   обедать.   Ленивица   притащила   ему кастрюлю,   как   есть,   даже   скатерцы   не   подостлала.   Мороз   Иванович   попробовал, поморщился, а песок так и захрустел у него на зубах. На последнем уроке изучения данного произведения учащимся предлагаю выбрать наиболее   понравившийся   эпизод   и   подобрать   к   нему   соответствующую   эмоцию   или эмоции. Эмоции тесно связаны с интонациями. На уроках чтения применяю упражнение “Что означает   интонация”.   Это   упражнение   развивает   воображение   на   слуховые   образы. Учащиеся читают отрывок из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”: Ветер   по   морю     бежит И Он На Мимо Мимо Пушки Кораблю пристать велят…             кораблик себе поднятых острова города в           волнах   пристани     с гуляет подгоняет;   парусах крутого, большого; палят, с разными интонациями: “по­доброму”, “грустно”, “ласково”, “сердито”, “безразлично”, “жалобно”. Каждый ребенок должен читать со своей интонацией, пытаясь придать свою эмоциональную окраску тексту. Аналогичное   задание   можно   использовать   и   при   чтении   прозаического произведения “Какая бывает роса на траве” Л.Н. Толстого.… Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.  В ходе изучения басен И.А. Крылова “Мартышка и очки”, “Ворона и лисица”, “Зеркало и   обезьяна”   использую   игру   “Пантомима”.   Эта   игра   является   развивающей   и оптимизирующей   эмоциональный   фон   за   счет   активизации   воображения.   Все   дети становились в круг. По очереди каждый выходил в середину круга и с помощью мимики и жестов показывал  какое  ­  либо  действие  из басен. Остальные  ребята  должны были угадать,   какой   персонаж   и   из   какой   басни   был   задуман   ведущим.   Победителями определялись те дети, которые наиболее верно изображали задуманную сценку. Упражнение “Оживление картины” аналогично игре “Пантомима”, но с усложненным сюжетом.   Данное   упражнение   хорошо   развивает   образное   воображение   и использовалось   при   изучении   былин   “Добрыня   Никитич”,   “Добрыня   и   Змей”,   “Илья Муромец и Соловей Разбойник”. Каждому ряду предлагаю конверт с названием былины, с   определенным   сюжетом   из   нее.   Затем   учащиеся   показывали   немую   сцену, иллюстрирующую сюжет картины. Противоположные команды должны объяснить, что они   увидели,   назвать   произведение.   Затем   команда   артистов   объясняли,   что   они изображали, после чего команды меняются местами.  Воображение и интересы Не   секрет,   что   учитель   должен   так   построить   урок,   так   преподнести   учебный материал, чтобы изучаемое произведение вызывало у ребят неподдельный интерес. Для этого можно использовать следующие упражнения и игры:  1. Игра “Архимед”. Эта игра, основанная на активной работе фантазии, является  прекрасным средством стимулирования к учебной деятельности. При изучении  произведений детям предлагается ряд проблем. Задача ребят дать как можно больше  идей для решения этих проблем. Например, при работе над произведением Л.Н. Толстого  “Лев и собачка” предложить разрешить следующую проблему: Как можно успокоить  льва?; при изучении сказки “Лягушка­путешественница” ­ Как упавшей лягушке  продолжить путешествие?  2. Игра “Изобретатель”. Эта игра наряду с фантазией активизирует мышление. Данная игра использовалась при знакомстве с русскими народными сказками. Детям предлагалось  несколько задач, результатом которых должны явиться изобретения. Сказка “Сестрица  Аленушка и братец Иванушка” ­ придумай сказочное заклинание, с помощью которого  братец Иванушка, превращенный в козленочка, примет человеческий облик. Сказка “Иван  Царевич и Серый волк” ­ представь себе, что волк заболел и не смог помочь Ивану  Царевичу, придумай сказочный вид транспорта, на котором бы передвигался Иван  Царевич.  3. Игра “Веер” используется для развития фантазии и навыков комбинаторики для детей  младшего школьного возраста. Детям предлагалось несколько карточек с изображением  предметов или сказочных героев. Слева изображен один предмет, справа ­ три. В центре  ребенок должен нарисовать три сложных предмета (фантастических), в которых как бы  соединились предметы из правой и левой половины. При изучении произведений Д.Н.  Мамина­Сибиряка “Сказка про храброго Зайца­Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий  Хвост” слева предлагалось изображение Зайца, справа ­ волка, лисы и медведя.  4. Игра “Превращения”. Эта игра направлена на развитие изобретательности ребенка, то  есть воображения в сочетании с творческим мышлением. Она расширяет область  представления ребенка об окружающем мире. Данная игра построена на универсальном  механизме детской игры ­ имитации функций предмета. Например, при изучении  произведения Л.Н. Толстого “Прыжок” детям предлагалось с помощью мимики,  пантомимики, имитации действий с предметами превратить обыкновенный предмет  (например, шляпу) в совершенно другой предмет, с другими функциями.Воображение и личность Общеизвестно,   что   воображение   тесно   связано   с   личностью   и   ее   развитием. Личность   ребенка   формируется   постоянно   под   влиянием   всех   обстоятельств   жизни. Однако   есть   особая   сфера   жизни   ребенка,   которая   обеспечивает   специфические возможности  для личностного  развития ­ это игра. Основной  психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.  Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных   свойств,   такие,   как   справедливость,   смелость,   честность.   Через   работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка   преодолевать   жизненные   трудности,   конфликты,   решать   проблемы социального взаимодействия.  1. Игра “Сценарий”. За короткий промежуток времени дети совместно должны придумать  сценарий к фильму. Каждый ребенок предлагает придумать название одного или двух  предметов из изучаемого произведения. Затем дети придумывают историю, в которой  должны фигурировать все названные персонажи.  2. Игра “Наоборот”. При изучении любого произведения, учащиеся должны поменять  характеры героев и представить, какая бы получилась сказка.  Кроме   вышеописанной   работы   над   развитием   воображения   и   его   взаимосвязи   с эмоциями, интересами и личностными качествами, широко использую такие приемы, как словесное рисование, написание творческих работ, иллюстрирование произведений.  Для   повышения   эмоционального   уровня   художественного   текста,   для   развития воображения можно использовать словесное рисование или иллюстрирование, которое проводится   по   вопросам   или   заданиям   такого   типа:   “Как   вы   представляете   себе обстановку в какой­то момент действия? Представьте себе, что все это нарисовано на картине. Расскажите так, будто все это находится перед вашими глазами” Словесные картины (преимущественно ­ устные, реже ­ письменные) “рисуются” к тем   эпизодам,   которые   наиболее   существенны   в   понимании   идейного   замысла произведения;   так   же   иллюстрировались   описания   природы   в   поэтических произведениях,   портреты   героев.  К   одному   рассказу  “нарисовать”   две­три   картины   ­ иллюстрации,   таким   образом,   получается   картинный   план,   который   отражает   самые важные моменты произведения. Вариантом   словесного   рисования   служит   так   называемая   воображаемая экранизация: учащимся можно предложить словесно нарисовать ряд кадров, вообразив, будто   рассказ   проходит   перед   их   глазами   на   экране.   Воображаемую   экранизацию можно провести с участием практически всех учащихся. Одной из сложных, но интересных форм творческой перестройки текста, на мой взгляд, является его инсценирование. Переходом от обычного чтения к инсценированию служит   чтение   по   ролям.   При   пересказе   дети   передают   лишь   диалоги,   а   ведущий (ребенок) кратко обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие.