Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Формулировка задания №27
ПРОБЛЕМА
КОММЕНТАРИЙ (примеры-иллюстрации, пояснение значения примеров, указание связи между примерами)
ПОЗИЦИЯ АВТОРА
ОТНОШЕНИЕ К ПОЗИЦИИ АВТОРА
ОБОСНОВАНИЕОТНОШЕНИЯ К ПОЗИЦИИ АВТОРА
ВЫВОД
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Способы формулирования проблемы
Вопросительное предложение
Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этой проблеме посвящен текст. (ФИО автора)
Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет автор.
В чем заключается доброта? Такова проблема, которую рассматривает автор.
Конструкция «Проблема чего» (Р.п.)
Автор поднимает проблему отцов и детей.
В центре внимания автора проблема дружбы.
(ФИО автора) предлагает нам задуматься над проблемой доброты.
Проанализируйте поступки, отношения героев
Определите, какие отрицательные или положительные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях
Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (долг, честь, совесть, благородство- равнодушие, черствость, эгоизм и т.д.)
Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова
Выявление проблемы в художественном тексте
Комментарий – это оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом.
Комментарий
ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ
«Духовная жизнь мне представляется гораздо богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», - пишет Ш.А.Амонашвили. Действительно, внутри себя мы проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки.
Способы отсылки к тексту
КОСВЕННОЕ ЦИТИРОВАНИЕ
Автор подчеркивает, что, поддаваясь свои низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.
Способы отсылки к тексту
Размышления над фактами, событиями, описываемыми в художественном тексте.
Виктор Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о братьях наших меньших. Действительно, не каждый способен жертвовать собой ради животных.
Способы отсылки к тексту
Автор обращается к собственному опыту и обращается…
Автор неслучайно приводит слова (ФИО цитата…)
Автор разделяет мнение (кого)…
Публицист спорит ( с кем)…
Думаю, нужно обратить внимание на слова…
Особого внимания заслуживает мнение автора о…
Примеры- иллюстрации (клише)публицистический текст
Противопоставляя эти примеры (или героев) автор доказывает, что…
Сравнивая эти примеры, мы можем увидеть…
Это рассуждение приводит автора к тому, что…
Что стало причиной этих событий? Об этом автор пишет далее.
Смысловая связь между примерами (клише)
1) Позиция автора заключается в том, что...
2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …
3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)
4) Позиция автора такова:...
5) Автор считает, что...
6) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
7) Автор убеждает нас в том, что...
Позиция автора (клише)
• Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как…
• Я согласен с… в том, что…
• С мнением автора трудно не согласиться, так как…
• Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых…
• Общеизвестно, что…
Совершенно очевиден, на мой взгляд, тот факт, что…
Мне кажется / представляется…
• Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.
• Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на…
• Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует… •
В качестве убедительного доказательства / аргумента можно также привести судьбу героя известного произведения … классика отечественной (зарубежной) литературы…
• Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении… •
В эпизоде… герой проявляет такие качества, как… / оказывается в ситуации жизненного выбора…
• Судьба героя / сюжет произведения / размышления писателя заставляют задуматься над… / прийти к выводу о том, что…
Формулирование и обоснование собственной позиции
О чём только не мечтали в войну! Идёшь по улице — и вдруг находишь целую хлебную карточку! Или: союзники открыли второй фронт. Вот это было бы здорово!
Но никогда и нигде я не слышал ничего прекраснее мечты моей мамы — нет, всех миллионов мам: «Эх вы, сони, проспали — война окончилась!»
Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять. Можете напрячь воображение, вспомнить кинокартины о войне, книги о войне, рассказы дедушек и бабушек, пап и мам, сделать вид, что вы поняли и даже произнести: «Да-а-а!» — всё равно тем, кто не жил этой мечтой, её не понять.
Работа с отрывком из повести В. М. Санина «Когда я был мальчишкой»
А мы, мальчишки военных лет, понимали. В том числе понимал и я, далеко не самый пострадавший. Понимал и умом и сердцем, всем своим существом. Потому что на наших глазах окрасилась кровью родная земля.
Потому что в городе, в котором я прожил короткие детские годы, теперь были фашисты. Потому что моя бабушка, мои тётки и их дети — мои братья и сестры — были расстреляны.
Потому что мы каждый день видели газеты с фотографиями замученных, повешенных, растерзанных советских людей.
Потому что от отца три месяца не было писем, пока он не вышел из окружения.
Потому что я видел глаза мамы, когда эшелон увозил брата на фронт.
Потому что я видел глаза мамы, когда к нам входил почтальон: кто знал, что он принёс в своей сумке?
Потому что я видел и слышал, как бились головой о стену, катались по полу, выли женщины, потерявшие мужей и сыновей.
Нет ничего трагичнее гибели и ничего прекраснее возвращения с победой. В войну научились мечтать о главном.
Вот почему я больше всего мечтал о том, как вернусь с фронта домой, своим ключом открою дверь — неожиданно — и увижу мамины глаза, из которых навсегда уйдёт печаль. (По В. Санину)
Пример сочинения
Проблема
Первый пример
В чем величайшая проблема войны? На этот вопрос отвечает автор текста Владимир Маркович Санин.
Автор вспоминает свое детство, пришедшееся на военные годы, рассказывает о сокровенной мечте: «Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять».
Пояснение к первому примеру
Связь между примерами
Второй пример
Действительно, никакие книги, фильмы не могут передать ужаса, боли и страданий, которые пережили люди военного поколения.
Долг писателя рассказать об этом страшном времени.
Перед нами разворачивается череда страшных картин: город, занятый оккупантами, женщины, оплакивающие погибших мужей и сыновей.
Пояснение к примеру
Позиция автора
Моя позиция и обоснование
Мы понимаем, почему рассказчик мечтал о мире, о победе, о том дне, когда печаль уйдет из глаз матери.
Так автор убеждает нас в том, что война - это трагедия, приносящая смерть, боль, потерю близких людей.
Я разделяю точку зрения автора, потому что
Моя позиция
война лишает возможности человека жить полноценно, меняет его ориентиры, ломает ценности. В этом легко убедиться, обратившись к одному из самых трагичных периодов, произошедших в нашей стране в середине XX века. Не было ни одной семьи, которую бы не затронули печальные события 1941-1945 годов. Люди теряли своих близких, лишались крова, терпели голод, замерзали на улицах. Тяжелые страдания порождали физические и душевные болезни. И каждый человек военного времени, мужественно перенося все испытания, мечтал только о скорой победе над фашистами.
Вывод
Таким образом, военные события наполняют жизнь человека болью, лишают его полноценного счастья, ломают мечты и ценности. В этом и заключается настоящая трагедия. Современное поколение, воспитывающееся на воспоминаниях людей военного времени, обязательно должно извлекать уроки из произошедшего и делать все, чтобы не допустить ошибок прошлого.
(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине … : мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.
(8)Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.
– (14)Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.
– (15)Нет! – хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете… (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:
– (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил.
(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.
Домашнее задание (написать сочинение)
(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)Я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.
(27)Зачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!
(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.
(33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.