Сочинение на лингвистическую тему

Сочинение на лингвистическую тему

Медиа
Презентации учебные
pptx
Русский язык
9 кл
29.01.2017
презентация содержит большой материал для подготовки учеников 9 класса к сочинению на лингвистическую тему. предложены темы сочинений-высказываний известных лингвистов. Дана подробная структура данного вида работы, таблица о роли тех или иных языковых единиц в тексте художественного произведения. в конце презентации предлагаются образцы лучших ученических сочинений на лингвистическую тему .
Сочинение на лингвистическую тему.pptx
2017 СОЧИНЕНИЕ Урок русского языка в 9 классе подготовила Новошинцева О.В., учитель АОУСОШ №4 Динской район Краснодарский край
ЗАДАНИЕ Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста (писателя)….: «ВЫСКАЗЫВАНИЕ». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) аргумента из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами лингвиста ФИО. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Образцы тем 1 «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». (К.Федин) 2 «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».(Лев Успенский) 3 «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (К.Паустовский) 4 «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». (Маргарита Николаевна Кожина) 5 «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (Из учебника русского языка) Образцы тем
Структура сочинения С1 Схема 1 Тезис Рассуждение о смысле высказывания Пример №1, его роль Пример №2, его роль Вывод Схема 2 Небольшое вступление, раскрывающее смысл высказывания Пример №1, его роль Пример №2, его роль Тезис (вывод) Структура сочинения С1
Варианты вступлений • 1. Безусловно ( без всякого сомнения, конечно, действительно), прав был ФИО, который утверждал, что «… ВЫСКАЗЫВАНИЕ полностью или частично», потому что……… Обратимся к тексту. • 2. Трудно не согласиться с известным русским (писателем, лингвистом и т.п.) ФИО в том, что «.. ВЫСКАЗЫВАНИЕ полностью или частично». Автор прав, ведь действительно….. Докажу это примерами из предложенного мне текста. • 3. ФИО утверждал: «ВЫСКАЗЫВАНИЕ полностью или частично»? Известный лингвист (писатель), бесспорно, прав, так как ……. Попробую подтвердить это примерами из предложенного мне текста. Варианты вступлений
Обратите внимание! • Если в сочинении сразу после тезиса вы аргументы из начнёте приводить текста, то получите ноль баллов вместо двух за критерий С1К1. Обратите внимание!
Разделы языка ФОНЕТИКА ОРФОЭПИЯ МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ОРФОГРАФИЯ ЛЕКСИКА ПУНКТУАЦИЯ СИНТАКСИС МОРФОЛОГИЯ ГРАММАТИКА Разделы языка
Лексические явления 1 Антонимы 2 Синонимы 3 Устаревшие и новые слова 4 Диалектизмы 5 Слова в переносном значении 6 Разговорная и просторечная лексика 7 Профессионализмы 8 Фразеологизмы Лексические явления
Синтаксические единицы 1 Словосочетания всех типов 2 Вводные слова 3 Однородные члены предложения 4 Неполные предложения 5 Обращения 6 Обособленные члены предложения 7 ССП, СПП, БСП 8 Градация, парцелляция Синтаксические единицы
Роль лексических явлений в тексте Синонимы Антонимы Профессион ализмы Устаревшие слова 1) Позволяют всесторонне охарактеризовать образ (предмет) 2) Помогают выразить самые тонкие смысловые оттенки 3) Дают возможность тонко и красочно описать явления 4) Помогают избежать в речи повторов, неточности, смешение слов из разных стилей, языковые штампы и других стилистических ошибок. 1) Позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчеркивают 2) Помогают высказать мысль с наибольшей точностью 3) Отражают резкое противопоставление образов, понятий 1) Дают возможность понять, о какой профессии идёт речь 2) Служат для обозначения различных производственных их процессов, орудия производства 1) Помогают воссоздать колорит эпохи, историческую обстановку 2) Являются средством речевой характеристики персонажей 3) Помогают автору убедить читателя в правдивости изображаемых событий 4) Могут быть использованы для создания торжественности стиля или комического эффекта. Диалектизмы Передают местный колорит, особенности речи героев Роль лексических явлений в тексте
Роль синтаксических единиц в тексте Однородные члены предложения выполняет оценочную функцию Обращение Вводные слова ССП 1) Помогают перечислить все действия героев 2) Позволяют увидеть одновременные/ последовательные действия 3) Являются важнейшим средством подробного описания предметов, их действий, признаков 1) Называет собеседника 2) Помогает выразить определенное отношение говорящего, то есть 3) Раскрывает авторское представление о герое 1) выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.):   конечно, несомненно, безусловно, очевидно) 2) выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.):  к счастью, к радости, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению  3) указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, значит и др. 4) указывают на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п.  5) используются также  для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста 1) 2) с соединительными союзами (И, НИ..НИ, ДА=И) помогает автору 3) с разделительными союзами (ИЛИ, ЛИБО) позволяют автору указать на с противительными союзами (А,НО,ЗАТО) помогает автору показать, что одно событие противопоставлено другому показать последовательно происходящие события чередование событий Роль синтаксических единиц в тексте
Задания-помощники в КИМах ГИА Лексические явления А2. Лексика и фразеология • 2.1 Лексическое значение слова • 2.2 Синонимы. Антонимы. Омонимы • 2.3 Фразеологические обороты В1. 2.4 Группы слов по происхождению и употреблению • 2.5 Лексический анализ Грамматические явления В2 Грамматика. Синтаксис 5.1 Словосочетание В3. 5.2 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения В4, В5 5.7 Осложненное простое предложение В7,В8 5.13 Синтаксический анализ сложного предложения В9 5.10 Сложные предложения с разными видами связи между частями Задания-помощники в КИМах ГИА
Слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» показывают, как взаимодействуют лексика, называющая предметы, события и явления в мире, и грамматика, отражающая их взаимосвязь в человеческой речи. Рассмотрим лексические и грамматические явления в тексте В. Крапивина. Контекстные синонимы «берёза» - «лошадь» – «Зелёная Грива» помогают представить сказочный мир Альки, который ему очень дорог. Но над этой сказкой уже занесен топор, и мальчик готов любой ценой спасти её. ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ Неопределённо-личное же предложение в составе сложного («берёзу срубят», предл. 51), свидетельствует о том, что Альке не важно, кто срубит берёзу. Ему гораздо важнее не допустить это. Таким образом, грамматические и лексические явления помогают читателю глубже вникнуть в авторский замысел и точнее определить отношение В. Крапивина к изображаемому.
Действительно, словарный запас человека помогает увидеть его духовный мир, характер, отношение к окружающим, однако не менее важным является и то, какие грамматические формы он использует, чтобы выразить свои мысли. Так, разговорные слова «ползёшь», «пацан» (пр.27,30,33), употреблённые главным героем текста, помогают понять, что он грубый, чёрствый человек. Этот же вывод помогает сделать такое грамматическое явление, как глаголы в повелительном наклонении в побудительных предложениях 27,30 («хватай», «тащи», «двигай») которые использует этот парень в речи. грамматические явления в данном тексте помогают глубже понять авторский замысел, его отношение к героям. Таким образом, лексические и
Ещё один образец (СХЕМА 2) • Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».                           Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так: устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте. В предложении 7 встречается фразеологизм «выпалил все одним духом». Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «очень быстро, моментально». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее. В предложении 24 автор использует фразеологизм «вклинилась в разговор». У него тоже есть синоним «…перебивая, вмешаться в чужой разговор».  Данный фразеологизм характеризует бесцеремонное поведение девочки. В этом тексте он используется в качестве изобразительного средства языка. Таким образом, могу сделать вывод, что прав был автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)