Сочинения на лингвистическую тему

  • doc
  • 19.07.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сочинения на лингвистическую тему.doc

Сочинения на лингвистическую тему

 

Орфографическая грамотность учащихся может быть достигнута не только путем выполнения чисто орфографических упражнений, но и в процессе творческого письма, когда ученик излагает свои мысли по какому-либо вопросу.

 

 

ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ

 

Тема «Предложение»

(5 класс)

1 вариант

Предложение – это несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) составляют его основу. Для предложения характерна интонация конца предложения.

         «Соперники одной дорогой

         Все вместе едут целый день».

По цели высказывания предложения  бывают повествовательные, побудительные и вопросительные.

         «Так мы расстались».                   (Повествовательное)

         «Но что сказал великий князь?»   (Вопросительное)

         «С надеждой, верою веселой

         Иди на все, не унывай;

         Вперед!»                                           (Побудительное)

По интонации предложения делятся на восклицательные и невосклицательные. Особенность восклицательных предложений в том, что они выражают какие-либо сильные чувства. В конце повествовательных и побудительных восклицательных предложений ставится восклицательный знак.

         «О горе: нет подруги милой!»          (Повествоват., восклицат.)

         «Повеселись, мой конь ретивый!»    (Побудит., восклицат.)

Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространенными:

         «Прекрасно! Померкла степь».

Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один  второстепенный, называются распространенными:

         «Сбылись давнишние мечты,

         Сбылися пылкие желанья!»

В конце предложения ставятся точка, восклицательный знак или вопросительный знак.

         «Однако жив Руслан несчастный».

         «О сжальтесь вы над стариком!»

         «Что делаешь, Руслан несчастный,

         Один в пустынной тишине?»

 

 

 

 

 

2 вариант

 

Предложение – это единица речи. Предложение состоит из слов, связанных по смыслу. При помощи предложений мы выражаем мысли, чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами, советами.

         «Наш витязь ехал над рекой».

Предложения по цели высказывания делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Предложения, в которых мы сообщаем о чем-либо, называются повествовательными:

         «Но вот Людмила вновь одна».

Предложения, в которых содержится вопрос, называются вопросительными:

         «Вы помните ль нежданну встречу?»

Предложения, в которых мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем или просим, называются побудительными:

         «Погибни, трус! Умри!»…

В восклицательных предложениях мы выражаем сильные эмоции: радость, удивление, восторг…В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак:

         «Ступай назад, я не шучу!»

По наличию второстепенных членов предложения бывают распространенные и нераспространенные. Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространенными:

         «Померкла степь».

Предложения, имеющие кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространенными:

         «Дымятся синие туманы».

В конце предложения обычно ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак:

         «Надежда гибнет, гаснет вера».             (Повествовательное)

         «Ну, скоро ль встречусь с великаном?»    (Вопросительное)

         «Сбылися пылкие желанья!»                  (Повествовательное, восклицательное)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Виды сказуемых»

(8 класс)

 

Сказуемое – это главный член предложения, который чаще всего выражен глаголом. Сказуемые бывают простыми и составными:

         «Я выглянул и обмер».  «Все мои блестящие надежды рушились». «Я стал смотреть на их игру».

Составные сказуемые в свою очередь делятся на составные глагольные, образующиеся при помощи вспомогательного глагола и начальной формы глагола:

         «Но все же я никак не могу дать тебе роту солдат и полсотни казаков», и составные именные, которые образуются при помощи глагола-связки и именной части, выраженной существительными, прилагательными и другими именными частями речи:

         «Будучи от природы не злопамятным я искренно простил ему и нашу ссору и рану, мною от него полученную».

Но составное глагольное сказуемое может образовываться при помощи вспомогательного глагола, глагола-связки и неопределенной формы глагола:

         «Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать, и там проститься с нею в последний раз».

Там же могут образовываться составные именные сказуемые. Еще такое сказуемое может образовываться при помощи глаголов-движений и таких глаголов, как «делаться», «стать», «становиться», «казаться», «считаться», «представляться», «называться»:

         «Хвастливость разбойника показалась мне забавна».

Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в каком-либо наклонении, времени, числе, лице, виде:

         «Швабрин остановился на лестнице».

 

 

 

         Задумали однажды главные члены предложения Сказуемое и Подлежащее провести осмотр своих войск. Первыми в этом строю стояли Простые Глагольные Сказуемые. И на главный вопрос Подлежащего: «Что делали?» они отвечали четко, однозначно, по-военному одним словом: «Помогали!» Следующими по рангу выстроились представители Составного Глагольного Сказуемого. Они были сложнее и на главный вопрос отвечали: «Хотели помочь». Последними в этом строю были Составные Именные Сказуемые, хитрость и сложность которых превосходили все предшествующие формы Сказуемого, и на самый ответственный вопрос они дружно отвечали: «Были бы рады стать помощниками!» Подлежащее и Сказуемое, как главные члены предложения, остались довольны своим войском, которое всегда либо хочет помочь, либо однозначно помогает одержать победу.