Представленный материал предназначен для организации внеурочной работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста. Способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовных и моральных качеств личности. Может быть использован при проведении классных часов, тематических мероприятий, вечеров, встреч, бесед за круглым столом.
СОЧУВСТВИЕ И ПОНИМАНИЕ
(занятиесамопознание)
Цели: воспитание нравственности у младших школьников; развитие
способности говорить и слушать друг друга; формирование понятия об
этикете, хороших и плохих манерах; развитие умения входить в
положение других людей, лучше понимать их чувства.
Ц и т а т а занятия: «Счастье – это когда тебя понимают» (из к/ф
«Доживём до понедельника»).
Х о д з а н я т и я
I. Сидение в тишине. (Тихо (создавая благоприятный фон) звучит
спокойная, приятная мелодия.)
– Расслабляйтесь постепенно, начиная с головы и доходя до ног
останавливайтесь на каждой части тела на 2 секунды.
– Представьте, что во время вдоха вы поглощаете в себя Свет,
наполняясь добрыми чувствами, а выдыхая, освобождаетесь от
усталости и беспокойства.
– Теперь представьте, что в вашем сердце лежит красивый цветок.
Он раскрывается постепенно, лепесток за лепестком – это центр Покоя,
центр Любви.
– Откройте глазки.
II. Настрой на позитивные мысли (учащиеся произносят хором
вполголоса).
– Я желаю здоровья себе и своим родным, друзьям и знакомым.
Пусть будет мир в нашей стране и на всей планете Земля.
III. Слово учителя.
– Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое сочувствие и
понимание. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на
окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обидели.
Один из героев фильма «Доживем до понедельника» говорит: «Счастье
– это когда тебя понимают!». Нельзя не согласиться с его мнением.
Каждому человеку важно быть понятым, услышанным; чувствовать себя
комфортно и спокойно может лишь тот, кого понимают, чьи слова и
действия принимают и считают значимыми.
– Что нужно для того, чтобы тебя понимали, чтобы установилсяконтакт с людьми? Ведь без общения не может быть ни полноценной
любви, ни дружбы, ни творческого содружества.
IV. Словарная работа.
– Что общего и чем отличаются понятия «сочувствие, понимание» и
«жалость»? (Высказывания учащихся.)
Сочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям других, то
есть готовность помочь комулибо в его переживаниях.
Понимание – способность войти в положение другого.
Жалость – сочувствие, вызываемое чьейлибо печалью, несчастьем.
V. Чтение и обсуждение рассказов.
1. В. Осеева. «Плохо». Беседа по вопросам.
– На кого яростно лаяла собака?
– Что в это время делали мальчики?
– Почему женщина их пристыдила и сказала им «плохо», что они
ничего не делали?
– Что им надо было сделать?
– Кого не поняли мальчики?
– В чье положение не вошли?
В ы в о д. Надо непременно пожалеть того, кто слабый и не может за
себя постоять.
– Что значит пожалеть? Как можно пожалеть?
2. В. Осеева. «На катке». Беседа по вопросам.
– Почему девочка плакала? Она же улыбнулась, когда к ней подошел
Витя?
– Чего испугался Витя?
– Каким мы можем назвать Витю?
– Какие мальчики? Поняли ли они Витю, девочку?
– Приходилось ли вам сочувствовать комулибо? Как это было?
– Как к этому отнеслись те, кому вы сочувствовали? А как к этому
отнеслись окружающие?
– Надо ли стесняться быть к людям внимательным и добрым?
В ы в о д. Не надо стесняться сочувствовать комулибо. Это так
естественно и просто – проявить к ближнему отзывчивость, разделить с
ним переживание или радость. Ему становится легко, хорошо и
спокойно; а тот, кто проявил сочувствие, испытывает ни с чем
несравнимые чувства быть полезным, поднимать настроение, доставлятьудовольствие, способствовать приобретению или восстановлению
душевного равновесия, вдохновения. Не стесняйтесь жалеть слабых и
животных. Считайте это своим долгом. Надо и окружающих вас учить
жалеть, сочувствовать, понимать. Если все люди своим привычным
делом будут считать способность друг другу сочувствовать, в мире
никогда не будет ни зла, ни насилия
3. В. Драгунский. «Друг детства». Беседа по вопросам.
– Почему мальчик раздумал стать боксером?
– Каким он будет, когда вырастет?
– Часто ли вы сталкивались в жизни с непониманием?
– Что вы делаете, если вас не понимают?
VI. Тестирование.
– Что ты делаешь, если тебя не понимают родители? Как выйти из
этой ситуации? Подчеркни один из способов разрешения этой ситуации,
наиболее удобный для тебя. Следует:
– рассказать бабушке;
– посоветоваться с учителем;
– поговорить по душам с родителями;
– побеседовать с другом.
VII. Игра «Улови настроение ребят».
Дватри ученика выходят из класса, а оставшиеся ребята
договариваются о том, какие эмоциональные состояния они будут
изображать (радость, восторг, огорчение и т. д.). Вернувшись в класс,
учащиеся должны уловить настроение ребят (по отдельным группам и в
целом).
Посидим в тишине.
VIII. Настрой на позитивные мысли. (В кругу, взявшись за руки.)
– Мир, Мир, Мир везде, Мир в тебе, Мир во мне.
– Свет, Свет, Свет везде, Свет в тебе, Свет во мне.
– Любовь, Любовь, Любовь везде, Любовь в тебе, Любовь во мне.
IX. Рефлексия.
– Что значит сочувствовать, понимать, жалеть?
– Что полезного взяли для себя из сегодняшнего занятия?
– Каким ты хочешь быть?
– Изменилось ли твое настроение? Каким оно было в начале занятия,
каким стало сейчас?– Когда человек может чувствовать себя счастливым?