Содержание компонентов гражданской идентичности ребенка в контексте современного стандарта дошкольного образования

  • pptx
  • 05.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Гражданская идентичность.pptx

Содержание компонентов гражданской идентичности ребенка в контексте современного стандарта дошкольного образования

Подготовила: Иванова Л.О.
воспитатель МАДОУ «Детский сад N 15

Гражданская идентичность - осознанный процесс соотнесенности (тождественности) человека с определенной государственной общностью в конкретном социально-политическом контексте. Осознание человеком сопричастности к определенному государству, к сообществу граждан является основой полноценной социальной жизни и зрелой гражданской позиции.

Исследование гражданской идентичности

М.Ф. Заковоротная , О.Ю. Малинова - сущность идентичности человека как категории научной анализа,
Л.М. Дробижева , О.И. Зазнаев , О.В. Попова , И.С. Семененко - соотношение гражданской, этнической, политической и религиозной идентичности в современной России;
Д.Н. Клоков - особенности этнической идентичности и толерантности;
С.А. Панкратов, В.И. Пантин - особенности формирования идентичности в условиях модернизации и глобализации российского общества;
В.Ю. Хотинец - этническая идентичность и этническая толерантность как способ существования человеческого сообщества в поликультурном мире.

Основные составляющие процесса формирования гражданской идентичности

формирование идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине;
- формирование этнической идентичности и солидарности с «малой родиной - село, город, регион», направленной на приобщение к национальной культуре, знание истории родного края и т.п.;
- формирование общечеловеческой идентичности, направленной на приобщение к продуктам мировой культуры и всеобщей истории человечества, общечеловеческим ценностям, достижениям науки и техники, роднящих человека со всем человечеством.

Основные составляющие процесса формирования гражданской идентичности по А.Г. Асмолову.

-определяя структуру гражданской идентичности, выделяет следующие компоненты:
- когнитивный - знание о принадлежности к данной социальной общности,
- ценностно-смысловой - позитивное, негативное или амбивалентное отношение к принадлежности,
- эмоциональный - принятие или непринятие своей принадлежности,
- деятельностный - реализация гражданской позиции в общении и деятельности; гражданская активность, участие в социальной деятельности, имеющей общественную значимость

Основа построения процесса формирования гражданской идентичности детей дошкольного возраста

Гражданская идентичность детей дошкольного возраста понимается, как формирование представлений ребенка о своем «Я», отождествление самого себя с социальным статусом, культурными традициями, этническим сообществом.

(Н.В. Иванова , О.Л. Князева , С.А. Козлова , Е.К. Ривина , Р.Б. Стеркина и другие).

Программы на формирование этнической и российской идентичности для дошкольников.

«Мы все разные» (О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина);
«Развитие у детей представлений об истории и культуре» (Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова); 
программа «Непреходящие ценности малой родины» (Е.В. Пчелинцева); 
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева); 
«Открой себя» (Е.В. Рылеева),
 «Мы живём в России» (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова),
«С чего начинается Родина?» (под редакцией Л.А. Кондрыкинской),
«Программа гражданского воспитания детей дошкольного возраста» (Л.В. Пименова), программа «Мой мир» (С.А. Козлова) и др.

Рис. 1. Содержание блоков образовательной деятельности по формированию гражданской идентичности в дошкольном возрасте

Рис. 2. Компоненты гражданской идентичности детей дошкольного возраста

Воспитатель дошкольного учреждения должен обладать и специальными компетенциями в процессе формирования основ гражданской идентичности ребенка.

На этапе перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту: -физически развитый, овладевший основными культурногигиеническими навыками;  -любознательный, активный; -эмоционально отзывчивый; -овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, представителями различных этносов и культур; -способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; -способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; -имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, родном крае, государстве, мире и природе; -овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; -овладевший необходимыми умениями и навыками коммуникативного общения со сверстниками в различных видах детской деятельности.

Спасибо за внимание!!!