Гражданская идентичность - осознанный процесс соотнесенности (тождественности) человека с определенной государственной общностью в конкретном социально-политическом контексте. Осознание человеком сопричастности к определенному государству, к сообществу граждан является основой полноценной социальной жизни и зрелой гражданской позиции.
Исследование гражданской идентичности
М.Ф. Заковоротная , О.Ю. Малинова - сущность идентичности человека как категории научной анализа,
Л.М. Дробижева , О.И. Зазнаев , О.В. Попова , И.С. Семененко - соотношение гражданской, этнической, политической и религиозной идентичности в современной России;
Д.Н. Клоков - особенности этнической идентичности и толерантности;
С.А. Панкратов, В.И. Пантин - особенности формирования идентичности в условиях модернизации и глобализации российского общества;
В.Ю. Хотинец - этническая идентичность и этническая толерантность как способ существования человеческого сообщества в поликультурном мире.
Основные составляющие процесса формирования гражданской идентичности
формирование идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине;
- формирование этнической идентичности и солидарности с «малой родиной - село, город, регион», направленной на приобщение к национальной культуре, знание истории родного края и т.п.;
- формирование общечеловеческой идентичности, направленной на приобщение к продуктам мировой культуры и всеобщей истории человечества, общечеловеческим ценностям, достижениям науки и техники, роднящих человека со всем человечеством.
Основные составляющие процесса формирования гражданской идентичности по А.Г. Асмолову.
-определяя структуру гражданской идентичности, выделяет следующие компоненты:
- когнитивный - знание о принадлежности к данной социальной общности,
- ценностно-смысловой - позитивное, негативное или амбивалентное отношение к принадлежности,
- эмоциональный - принятие или непринятие своей принадлежности,
- деятельностный - реализация гражданской позиции в общении и деятельности; гражданская активность, участие в социальной деятельности, имеющей общественную значимость
Гражданская идентичность детей дошкольного возраста понимается, как формирование представлений ребенка о своем «Я», отождествление самого себя с социальным статусом, культурными традициями, этническим сообществом.
(Н.В. Иванова , О.Л. Князева , С.А. Козлова , Е.К. Ривина , Р.Б. Стеркина и другие).
Программы на формирование этнической и российской идентичности для дошкольников.
«Мы все разные» (О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина);
«Развитие у детей представлений об истории и культуре» (Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова);
программа «Непреходящие ценности малой родины» (Е.В. Пчелинцева);
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева);
«Открой себя» (Е.В. Рылеева),
«Мы живём в России» (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова),
«С чего начинается Родина?» (под редакцией Л.А. Кондрыкинской),
«Программа гражданского воспитания детей дошкольного возраста» (Л.В. Пименова), программа «Мой мир» (С.А. Козлова) и др.
На этапе перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту:-физически развитый, овладевший основными культурногигиеническими навыками; -любознательный, активный; -эмоционально отзывчивый;-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, представителями различных этносов и культур;-способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;-способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;-имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, родном крае, государстве, мире и природе;-овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;-овладевший необходимыми умениями и навыками коммуникативного общения со сверстниками в различных видах детской деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.