Содержание образования по предмету «Физическая культура»Анализ основных документов, регламентирующих содержание образования по предмету «Физическая культура».
Основные вопросы:
1. Федеральный базисный учебный план (БУП) общего образования;
2. Обязательный минимум содержания образования по предмету «Физическая культура»;
Примерная учебная программа по предмету «ФК»;
преподаватель физической культуры
Павлов Александр Иванович
Федеральный базисный учебный план (БУП) общего образования
БУП — нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам.
Федеральный компонент
государственного стандарта
общего образования
Базисный учебный план
Региональный
учебный
план
Учебный план
образовательных
учреждений
Содержание БУП по предмету «ФК»
Этап | Срок | Продолжительность | Продолжительность урока | Соотношение компонентов | Количество учебных часов на «ФК» | Всего часов |
Начальное |
| 1 кл. – 33 недели | 1 кл – 35 мин. | Федеральный – не менее 75% |
|
|
Основное общее |
|
|
|
|
| |
Среднее (полное) общее |
|
|
|
|
Обязательный минимум содержания образования по предмету «Физическая культура»
- этот тот минимум, который установлен ГОСтом для усвоения учащимися по данной дисциплине и утверждаемый Министерством образования РФ.
устанавливает содержание образования, которое каждое общеобразовательное учреждение РФ должно предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.
направлен на обеспечение интеллектуального, духовного, общекультурного развития, социальной и функциональной грамотности учащихся, возможности их дальнейшего обучения на последующих ступенях образования.
Задача — представить основные ценности и достижения национальной и мировой культуры (в том числе фундаментальные научные идеи и факты), определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации ученика.
При проведении уроков в 10 - 11 классах они делятся на группы при
количестве: в городе – 25 человек; сельской местности – 20 человек
Структура обязательного минимума
Обязательный минимум
Цели образования
-Начальная
школа;
Основная
школа;
Средняя (пол-
ная) школа
Содержание
образования
Базовая часть ГОСта
по
ступеням
образования
Требования к уровню
подготовки
выпускников
Знать и понимать
Демонстрировать
Уметь использовать
на практике
На основе образовательного минимума разрабатываются
примерные программы по каждой дисциплине
Анализ примерной учебной программы по предмету «физическая культура»
Примерная (или типовая) учебная программа по предмету «Физическая культура» – это документ, который детально раскрывает обязательный (федеральный или базовый) компонент содержания образования и параметры качества усвоения учебного материала по дисциплине
- базовая часть – призвана создать у детей целостное представление о физической культуре и ее частей, создать основу физкультурной образованности, обеспечить непрерывность этого процесса, адаптацию к различным жизненным условиям (для использования полученных умений на практике);
- вариативная часть – обусловлена необходимостью учета региональных и национальных условий и традиций, индивидуальных особенностей и интересов учащихся, их склонностей и желаний, спортивной специализации учителя и т.п. оговоренной выше.
Основные разделы программы
Пояснительная записка
1. Основы знаний о физкультурной деятельности (исторические, психолого-педагогические и медико-биологические);
2. Способы физкультурно-спортивной деятельности (т.е. характеризуются основные программные виды спорта и физкультурной активности). Выделены блоки:
- двигательные навыки и умения;
- инструктивные навыки и умения;
- двигательные и волевые качества.
3. Требования к уровню подготовленности учащихся;
4. Минимальные требования к оснащенности учебного процесса (инвентарь и оборудование).
Особенности программы
1.Часы распределены не по годам обучения, а по этапам
(начальная, основная, средняя школ).
2. Вариативная часть составляет до 10-12% от общего времени (без учета 3 часа)
3. Рекомендуются средства достижения цели образования по этапам обучения
4.Учитель сам определяет
способы и средства достижения цели
образования
- в начальной школе – посредством освоения основ содержания ФСД с общеобразовательной направленностью;
- в основной школе – посредством освоения основ содержания ФСД с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью;
- в средней (полной) школе – посредством освоения основ содержания ФСД с профессионально-прикладной и оздоровительно-коррегирующей направленностью.
Суть программы – на основе
вариативности обеспечить реализа-
цию ГОСта при максимальном
сохранении основ развития
системы дифференцированного
обучения
Примерная программа среднего(полного) общего образования по физической культуре (профильный уровень)
Цель программы – профориентация учащихся и повышение качества их подготовленности к собственно соревновательной деятельности
продолжение
Основные задачи:
1. - развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, совершенствование технико-тактических действий в избранном виде спорта;
2. - воспитание бережного отношения к собственному здоровью, развитие интереса к профессиональной деятельности специалиста физической культуры;
3. - овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания и прикладной физической подготовки;
продолжение
4. - освоение простейших педагогических умений в организации и проведении занятий физическими упражнениями (на примере с учащимися младшего школьного возраста);
5. - освоение знаний о физической культуре; ее связи с физическим воспитанием и спортивной подготовкой, роли в формировании здорового образа жизни и сохранении творческого долголетия;
6. - формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Место предмета в базисном учебномплане
10 класс – 140 часов
11 класс – 140 часов
Всего – 280 часов в
год (из расчета – 4 часа в неделю)
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ – 208 ЧАСОВ
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ – 32 ЧАСА (11,4 %)
Примерная программа (на профильном уровне) предусматривает
формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов
деятельности в направлении физкультурного самосовершенствования.
Цель
Задачи
Общая
характеристика
программы
Раздел 1. Физкультурно-оздо-
ровительная деятельность
(86 часов).
Раздел 2. Спортивно-оздоровитель-
ная деятельность с прикладно-
ориентировавнной физической
подготовкой (118 часов).
Раздел 3. Введение в основы про-
фессиональной деятельности
специалиста физической культуры
(44 часа)
Знать
Уметь
Использовать
приобретенные
знания в
практической
деятельности
продолжение
продолжение
Характеристика 1 раздела основного содержания | ||
1.Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности (6 час). | 2. Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью (74 час). | 3. Способы физкультурно-оздоровительной деятельности(6ч ). |
продолжение
Характеристика 2 раздела основного содержания | ||
1. Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой (4 час). | 2. Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно-ориентированной направленностью (110 час). | 3. Способы спортивно-оздоровительной деятельности (4 час). |
продолжение
Характеристика 3 раздела основного содержания | ||
1. Знания о профессионально-педагогической деятельности (6 час). | 2. Практико-ориентированная подготовка с учащимися начальной школы (10 час). | 3. Физическая подготовка (28 час). |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физической культуры на профильном уровне ученик должен:
1. знать/понимать
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни;
формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения;
требования безопасности на занятиях физической культурой;
способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;
2. уметь
планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной целевой направленности;
выполнять индивидуально подобранные композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы атлетической гимнастики;
преодолевать полосы препятствий с использованием разнообразных способов передвижения;
продолжение
выполнять приемы самообороны, страховки и самостраховки;
комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки;
соревновательные упражнения и технико-тактические действия в избранном виде спорта;
осуществлять судейство в избранном виде спорта;
проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты уроков физической культуры (в роли помощника учителя);
выполнять простейшие приемы самомассажа;
оказывать первую до врачебную помощь при травмах;
выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные образовательные учреждения;
3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
подготовки к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, МЧС России;
организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.