Содержание образования по предмету «Физическая культура»Анализ основных документов, регламентирующих содержание образования по предмету «Физическая культура».
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Анализ содержания и характеристика учебных программ в образовательной области «Физическая культура»
2. Характеристика рабочей (авторской) программы по ФК;
3. Анализ содержания школьной (учебной) научно-методической литературы;
4. Основы методического и материально-технического обеспечения процесса физического образования в школе.
Подготовил
преподаватель физической культуры
Павлов Александр Иванович
2022-2023 учебный год
Анализ содержания и характеристика учебных программ в образовательной области «Физическая культура»
Учебная программа – нормативный документ, утвержденный Министерством образования РФ, регламентирующий содержание образования по предмету «Физическая культура» и объем времени, выделяемого на изучение предмета в целом, так и каждого раздела, и темы изучаемого материала.
В настоящее время (кроме примерной)министерством образования приняты за основу и рекомендованы к внедрению в образовательный процесс следующие учебные программы по ФК:
1. - «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов общеобразовательной школы» (разработчики В.И.Лях с соавт., 1992);
2. - «Физическое воспитание учащихся 1 -11 классов с направленным развитием физических качеств» (разработчики В.И.Лях, Г.Б.Мейксон, 1992);
3. - «Физическое воспитание уч-ся 1 – 11 классов основанная на одном из видов спорта» (разработчики Е.Н.Литвинов с соавт., 1992);
4. - «Физичекая культура: образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы» (разработчики – А.П.Матвеев, Н.И.Алексеев, 1995);
5. - «Физическое воспитание с оздоровительной направленностью для учащихся сельских начальных малокомплектных школ» (автор – В.Г.Большенков);
6. - «Антистрессовая пластическая гимнастика для учащихся 1 – 11 классов» (1996).
Далее краткая характеристика программ
1. - «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов общеобразовательной школы» (разработчики В.И.Лях с соавт., 1992);
1. Состоит из двух частей:
Базовая – составляет в начальной школе 52 часа, основной – 48 и в средней 42 часа.
Вариативная – соответственно – 16, 20, и 26 часов
2. Представлены нормативы – физической, двигательной и теоретической подготовленности
3. Структура программы:
Знания
Двигательные умения и навыки
Физические качества (основные направления их воспитания)
Самостоятельные и организаторские способности
Про
Дол
Же
ние
Особенности программы
Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (из расчета 2 часа в неделю)
Вид программного материала | К л а с с ы | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
1 | Базовая часть: | 52 | 48 | 42 | ||||||||
Основы знаний | В процессе уроков | |||||||||||
Способы двигательной деятельности (УиН) | ||||||||||||
В подвижных играх | 20 | |||||||||||
В спортивных играх | 18 | 14 | ||||||||||
Гимнатические | 16 | 14 | ||||||||||
Легкоатлетитческие | 14 | |||||||||||
Элементы единоборств | Для юношей | |||||||||||
Плавание | При наличии условий | |||||||||||
2 | Вариативная часть: | 16 | 20 | 26 | ||||||||
Региональные особенности | Учитываются природно-климатические условия | |||||||||||
Выбор учителя и учащихся | С учетом способностей и желаний учащихся |
2. – Программа «Физическое воспитание учащихся 1 -11 классов с направленным развитием физических качеств» (разработчики В.И.Лях, Г.Б.Мейксон, 1992);
Основная направленность – всестороннее развитие физических качеств на основе достижения тренирующей направленности уроков физической культуры;
- формирование теоретической базы знаний организации самостоятельных занятий
Отрицательная сторона:
– слабая личностная направленность;
- низкий уровень двигательной подготовленности;
продолжение
Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (из расчета 2 часа в неделю) по программе с направленным развитием физических качеств.
№ | Вид программного материала | классы | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
1 | Базовая часть | 52 | 48 | 42 | ||||||||
1.1 | Основы знаний | 2 | ||||||||||
1.2 | Двигательные способности | 24 | 25 | 26 | 24 | 26 | 28 | 30 | 25 | |||
Координационные | 10 | 11 | 10 | 8 | 6 | |||||||
Скоростные | 2 | |||||||||||
Силовые | 3 | 5 | 7 | |||||||||
Выносливость | 8 | 9 | 10 | 14 | 9 | |||||||
Гибкость | 2 | 1 | ||||||||||
2. | Двигательные умения и навыки | 23 | 22 | 21 | 18 | 16 | 14 | 12 | 10 | |||
3. | Самостоятельные занятия | 3 | 4 | |||||||||
4 | Организаторские умения | 1 | ||||||||||
5. | Вариативная часть | 16 | 20 | 26 | ||||||||
5.2. | Региональные особенности | Учитываются природно-климатические условия | ||||||||||
5.3. | Выбор учителя и учащихся | С учетом способностей и желаний учащихся |
3. - «Физическое воспитание уч-ся 1 – 11 классов основанная на одном из видов спорта» (разработчики Е.Н.Литвинов с соавт., 1992);
Отличительная особенность – на основе игровой деятельности обеспечить:
- развитие образовательного потенциала личности и ее творческого отношения к деятельности;
- повышение интереса к физической культуре.
Положительные стороны:
- задачи физической подготовки решаются параллельно с задачами двигательной подготовки;
- позволяет достичь высокого уровня технической подготовленности в избранном виде спорта.
Отрицательные стороны:
- сложность в реализации ГОС;
- малый объем базовых ДУиН.
4. - «Физическая культура: образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы» (разработчики – А.П.Матвеев, Н.И.Алексеев, 1995);
Отличительные особенности –
Рассчитана на 102 часа в год
Основная направленность – формирование ЗУиН проведения самостоятельных
занятий физической культурой
Распределение часов:
начальная и основная школы – 34 аудиторных часа, 68 практических;
в средней школе – 34 часа на спортивную специализацию;
68 – учебно-методических уроков
Положительные аспекты:
высокий образовательный уровень;
обязательное проведение третьего урока;
включение факультативных занятий;
Отрицательные аспекты:
маленький объем двигательной активности;
специализация вводится только в старших классах;
5. Программа «Физическое воспитание с оздоровительной направленностью для учащихся сельских начальных малокомплектных школ» (автор – В.Г.Большенков – 1996г.);
Отличительные особенности:
широкое использование меж-предметных связей и проведение уроков на улице (природоведение, музыка, технология);
на основе объединения классов проведение 4-х и 6ти разовых занятий в неделю;
большой объем туризма и ориентирования на местности.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ – - возможность увеличения учебных часов (до 6 уроков в неделю);
- повышенная двигательная активность;
- интеграция знаний из различных дисциплин.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ – реализация возможна при условии перераспределения учебных часов многих учебных дисциплин (объединение учащихся разных классов, содержания предметов и т.п.)
6. - «Антистрессовая пластическая гимнастика для учащихся 1 – 11 классов» (1996).
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
Предполагает использования комплексного подхода к решению проблемы нравственного и физического здоровья; объединяет задачи нравственного и физического воспитания; используются нетрадиционные формы физической культуры
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ:
личностно-ориентированное обучение;
связь результатов обучения с практической деятельностью (физическая релаксация);
использование нетрадиционных средств физической культуры.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ:
возможность только частичного использования при решении задач физического воспитания;
2. Характеристика рабочей (авторской) программы по ФК;
Рабочая учебная программа – документ, который определяет особенности обучения по предмету «Физическая культура» в конкретном образовательном учреждении в реальных условиях учебно-воспитательного процесса. Эта программа разрабатывается учителем физической культуры на базе примерной и учебной программ, утвержденных министерством образования РФ.
продолжение
Особенности разработки рабочей программы
Определить соотношение базовой и вариативной частей в соответствии с БУПом.
Разработать программно-содержательное обеспечение базовой (в соответствии с ГОСтом и примерной программы) и вариативной (с учетом местных условий) частей.
Придерживаться принципов физического образования.
В структуру программы должны быть включены разделы:
- Теоретико-методические основы физкультурной деятельности;
- способы физкультурной деятельности и организаторские умения;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- критерии оценки деятельности учащихся
Пример рабочей
авторской программы
Содержание программы (перспективный учебный план) физического воспитания школьников с валеологической направленностью (авторы сост. П.П.Тиссен, С.С.Коровин, В.М.Пустовалов – 1997г.)
Раздел | классы | ||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1. БАЗОВАЯ ЧАСТЬ | 48 | ||||
1.1. Основы знаний | 3 | ||||
1.2. Способы двигательной деятельности: |
| ||||
2. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ | 54 | ||||
2.1. Основы знаний | 10 | ||||
2.2. Практические УиН самоконтроля, псих.саморегуляции, АТ. | 8 | ||||
2.3.Виды спорта по выбору учащихся | 28 | ||||
2.4. Нетрадиционные виды ДА | 8 |
3 вопрос. Анализ содержания школьной (учебной) научно-методической литературы;
Для учащихся начальных классов (начальное общее образование):
1. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя дет. – М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
В пособие даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5-6 лет. Раскрывается структура занятий, описана методика обучения основным видам движений и общеразвивающим упражнениям. Представлены разработанные на весь год обучения конспекты уроков в соответствии с прорамой обученния.
2. Литвинов Е.Н. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов: Пособие для учителя / Е.Н.Литвинов, Г.И.Погодаев, Т.Ю.Торочкова, Р.Я.Шитова. – М.: Просвещение, 1997. – 80 с.
В пособии даны рекомендации по организации и проведению занятий с детьми младшего школьного возраста. Представлен материал по обучению «Основам знаний», показатели физической подготовленности, методический материал по самоконтролю и технике безопасности на уроках физической культуры.
Для учащихся начальных классов (начальное общее образование):
3. Ворсин Е.Н. Физическое воспитание в 1-4 классах общеобразовательной школы / Е.Н.Ворсин, А.А.Гужаловский, Л.Д.Глазырина и др. . – Мн.: ПКИП «Асар», 1995. – 176 с.: ил.
В пособии излагается современная методика физического воспитания в начальной школе, рассматривается структура и организация урока, основы методики формирования знаний, двигательных умений и навыков, развития физических качеств, а также планирование и контроль, которые учитель должен осуществлять в процессе физического образования школьников. Представлен материал по оценке физкультурной образованности и нормативы физической подготовленности.
4. Матвеев А.П. Программа «Физическая культура в начальных классах. М.: Просвещение, 2003. – 30 с.
Программа подготовлена в соответствии с Объязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовленности школьников. Использованы материалы Примерной программы для учащихся начальной школы и Образовательной программы по физической культуре учащихся 1-11 классов (под ред А.П.Матвеева).
Для учащихся основной школы (5-9 классы).
1. Л.Е.Любомирский Физическая культура: Учеб. для учащихся 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон, В.И.Лях и др. – М.: М.: Просвещение, 1997. – 112 с.: ил.
Учебник предназначен для учащихся 13-15 лет. Представлены методические особенности организации проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Целый комплекс вопросов связанных с повышением знаний учащихся, а также методика обучения двигательным действиям в различных видах спорта (баскетбол, волейбол, гандбол, Хоккей, плавание, бадминтон и др.
2. Литвинов Е.Н. Физкультура. Физкультура. Учебник для учащихся 5-7 классов / Е.Н.Литвинов, Г.И.Погодаев. – М.: Просвещение, 2002.
Учебник содержит сведения о ЗОЖ, влиянии физ.упр. на здоровье, о самоконтроле и предупреждении травматизма, о том как самостоятельно заниматься фи з. упражнениями.
Представлены упражнения психофизической подготовки, атлетической гимнастики, стретчинга, для воспитания физических качеств.
3. Физическая культура. 1-11 классов.: Программы для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. А.П.Матвеев, Т.В.Петрова. – М.: Дрофа, 2004. 95 с.
В сборник вошли программы для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные Мин.образ. РФ. Представлены обязательный минимум содержания образования. Основное содержание программы (основы знаний, способы физкультурной деятельности, требования к уровню подготовки).
Для учащихся 10-11 классов (Среднее (полное) общее образование).
1. Лях В.И. Физическая культура: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений / В.И.Лях, Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон и др. – М.: Просвещение, 2000 . – 155 с.
В учебнике раскрыты темы программного материала по «основам знаний (личная гигиена, режим дня и питания, самоконтроль и др.
Дан материал для закрепления умений и навыков выполнения базовых упражнений, совершенствования техники спортивных игр, развития двигательных качеств.
Есть материал по самоподготовке и подготовке к экзамену, по определению уровня физической подготовленности школьников.
2. Березин А.В. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя/ А.В.Березин, А.А.Зданевич и др. – М.: Просвещение, 2002, - 125 с.: ил.
В пособии раскрываются задачи, содержание, и методика физического воспитания старшеклассников. Представлены теоретические основы методики физ.воспитания. Навыки, умения, развитие двигательных способностей. Материал по освоению способов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, по педагогическому и медицинскому контролю.
культуре, 3. Видякин М.В. Физкультура. 10 класс. Поурочные планы (для занятий с девушками) / М.В.Видякин. – Волгоград.: Учитель, 2004. – 128 с.
В пособии представлены планы уроков по физической разработанные в соответствии с гос. Программой. Автор делится опытом своей работы. Предлагаемые комплексы физ.упражнений позволят проводить уроки более содержательно, интересно, повысить эффективность и т.д.
(такие поурочные планы разработаны для юношей и девушек старших классов).
Методическая литература для всех.
1. Сборник нормативных документов. Физическая культура/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2004. – 75 с.
2. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физкультуры: Справ.-метод. пособие / Б.И.Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ». 2003, - 526 с.
3. Журналы: «Физическая культура в школе»
«Теория и практика физической культуры»
4. Учительская газета. Приложение «Спорт в школе»
5 вопрос. Основы методического и материально-технического обеспечения процесса физического образования в школе.
При определении номенклатуры спортивного инвентаря и оборудования учитывались:
а) гигиенические требования к организации и проведению различных форм занятий физической культурой и спортом;
б) наличие в образовательных учреждениях учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам (основной, подготовительной и специально-медицинской);
в) методические требования к организации и проведению внеклассных спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий (организация физкультурных кружков и спортивных секций, проведение спортивных соревнований и физкультурных праздников);
г) медико-гигиенические требования к организации двигательного режима учащихся в процессе учебного дня, организации зон рекреации и активного отдыха;
д) необходимость создания условий для самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом, ведения здорового образа жизни учащимися.
Перечень учебного спортивного оборудованияи методического обеспечения образовательного процессапо физической культуре в начальной общеобразовательной школе (всех видов и типов) (выдержки)
Раздел программы | Учебные темы | Комплекты инвентаря и оборудования | количество |
1. | 2 | 3 | 4 |
Учебные знания по физической культуре | Комплект наглядных плакатов по обучению гимнастическим упражнениям |
|
продолжение
Физкультурная деятельность с общеразвивающей направленностью | Гимнастика с основами акробатики | Бревно напольное (3 м) | 4 |
Также по другим видам спорта |
Задания для самостоятельной работы:
1. Провести анализ и оценку действующих школьных типовых образовательных программ по физической культуре.
2. Разработать перечень спортивного инвентаря и оборудования необходимого и достаточного на Ваш взгляд для проведения уроков в школе (взять любой возраст, класс).
3. Разработать комплекс нормативных требований для учащихся начальной, основной или средней (полной) школы: теоретической подготовленности (комплекс вопросов), двигательной подготовленности (тесты), физической подготовленности (таблицы нормативов).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.