Содержание образования по предмету "Физическая культура"

  • ppt
  • 15.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала лекция 14 непуб.ppt

Содержание образования по предмету «Физическая культура» Анализ основных документов, регламентирующих содержание образования по предмету «Физическая культура».


ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Анализ содержания и характеристика учебных программ в образовательной области «Физическая культура»
2. Характеристика рабочей (авторской) программы по ФК;
3. Анализ содержания школьной (учебной) научно-методической литературы;
4. Основы методического и материально-технического обеспечения процесса физического образования в школе.

Подготовил
преподаватель физической культуры
Павлов Александр Иванович
2022-2023 учебный год

Анализ содержания и характеристика учебных программ в образовательной области «Физическая культура»

Учебная программанормативный документ, утвержденный Министерством образования РФ, регламентирующий содержание образования по предмету «Физическая культура» и объем времени, выделяемого на изучение предмета в целом, так и каждого раздела, и темы изучаемого материала.

В настоящее время (кроме примерной)министерством образования приняты за основу и рекомендованы к внедрению в образовательный процесс следующие учебные программы по ФК:


1. - «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов общеобразовательной школы» (разработчики В.И.Лях с соавт., 1992);
2. - «Физическое воспитание учащихся 1 -11 классов с направленным развитием физических качеств» (разработчики В.И.Лях, Г.Б.Мейксон, 1992);
3. - «Физическое воспитание уч-ся 1 – 11 классов основанная на одном из видов спорта» (разработчики Е.Н.Литвинов с соавт., 1992);
4. - «Физичекая культура: образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы» (разработчики – А.П.Матвеев, Н.И.Алексеев, 1995);
5. - «Физическое воспитание с оздоровительной направленностью для учащихся сельских начальных малокомплектных школ» (автор – В.Г.Большенков);
6. - «Антистрессовая пластическая гимнастика для учащихся 1 – 11 классов» (1996).

Далее краткая характеристика программ

1. - «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов общеобразовательной школы» (разработчики В.И.Лях с соавт., 1992);

1. Состоит из двух частей:
Базовая – составляет в начальной школе 52 часа, основной – 48 и в средней 42 часа.
Вариативная – соответственно – 16, 20, и 26 часов

2. Представлены нормативы – физической, двигательной и теоретической подготовленности

3. Структура программы:
Знания
Двигательные умения и навыки
Физические качества (основные направления их воспитания)
Самостоятельные и организаторские способности

Про
Дол
Же
ние

Особенности программы

Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (из расчета 2 часа в неделю)

Вид программного материала
(раздел учебной программы)

К л а с с ы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Базовая часть:

52

48

42

Основы знаний

В процессе уроков

Способы двигательной деятельности (УиН)

В подвижных играх

20

В спортивных играх

18

14

Гимнатические

16

14

Легкоатлетитческие

14

Элементы единоборств

Для юношей

Плавание

При наличии условий

2

Вариативная часть:

16

20

26

Региональные особенности

Учитываются природно-климатические условия

Выбор учителя и учащихся

С учетом способностей и желаний учащихся

2. – Программа «Физическое воспитание учащихся 1 -11 классов с направленным развитием физических качеств» (разработчики В.И.Лях, Г.Б.Мейксон, 1992);

Основная направленность – всестороннее развитие физических качеств на основе достижения тренирующей направленности уроков физической культуры;
- формирование теоретической базы знаний организации самостоятельных занятий

Отрицательная сторона:
– слабая личностная направленность;
- низкий уровень двигательной подготовленности;

продолжение

Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (из расчета 2 часа в неделю) по программе с направленным развитием физических качеств.


п/п

Вид программного материала
(раздел учебной программы)

классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Базовая часть

52

48

42

1.1

Основы знаний

2

1.2

Двигательные способности

24

25

26

24

26

28

30

25

Координационные

10

11

10

8

6

Скоростные

2

Силовые

3

5

7

Выносливость

8

9

10

14

9

Гибкость

2

1

2.

Двигательные умения и навыки

23

22

21

18

16

14

12

10

3.

Самостоятельные занятия

3

4

4

Организаторские умения

1

5.

Вариативная часть

16

20

26

5.2.

Региональные особенности

Учитываются природно-климатические условия

5.3.

Выбор учителя и учащихся

С учетом способностей и желаний учащихся

3. - «Физическое воспитание уч-ся 1 – 11 классов основанная на одном из видов спорта» (разработчики Е.Н.Литвинов с соавт., 1992);

Отличительная особенность – на основе игровой деятельности обеспечить:
- развитие образовательного потенциала личности и ее творческого отношения к деятельности;
- повышение интереса к физической культуре.

Положительные стороны:
- задачи физической подготовки решаются параллельно с задачами двигательной подготовки;
- позволяет достичь высокого уровня технической подготовленности в избранном виде спорта.
Отрицательные стороны:
- сложность в реализации ГОС;
- малый объем базовых ДУиН.

4. - «Физическая культура: образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы» (разработчики – А.П.Матвеев, Н.И.Алексеев, 1995);

Отличительные особенности –
Рассчитана на 102 часа в год
Основная направленность – формирование ЗУиН проведения самостоятельных
занятий физической культурой
Распределение часов:
начальная и основная школы – 34 аудиторных часа, 68 практических;
в средней школе – 34 часа на спортивную специализацию;
68 – учебно-методических уроков

Положительные аспекты:
высокий образовательный уровень;
обязательное проведение третьего урока;
включение факультативных занятий;

Отрицательные аспекты:
маленький объем двигательной активности;
специализация вводится только в старших классах;

5. Программа «Физическое воспитание с оздоровительной направленностью для учащихся сельских начальных малокомплектных школ» (автор – В.Г.Большенков – 1996г.);

Отличительные особенности:
широкое использование меж-предметных связей и проведение уроков на улице (природоведение, музыка, технология);

на основе объединения классов проведение 4-х и 6ти разовых занятий в неделю;

большой объем туризма и ориентирования на местности.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ – - возможность увеличения учебных часов (до 6 уроков в неделю);
- повышенная двигательная активность;
- интеграция знаний из различных дисциплин.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ – реализация возможна при условии перераспределения учебных часов многих учебных дисциплин (объединение учащихся разных классов, содержания предметов и т.п.)

6. - «Антистрессовая пластическая гимнастика для учащихся 1 – 11 классов» (1996).

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
Предполагает использования комплексного подхода к решению проблемы нравственного и физического здоровья; объединяет задачи нравственного и физического воспитания; используются нетрадиционные формы физической культуры

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ:
личностно-ориентированное обучение;
связь результатов обучения с практической деятельностью (физическая релаксация);
использование нетрадиционных средств физической культуры.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ:
возможность только частичного использования при решении задач физического воспитания;

2. Характеристика рабочей (авторской) программы по ФК;

Рабочая учебная программа – документ, который определяет особенности обучения по предмету «Физическая культура» в конкретном образовательном учреждении в реальных условиях учебно-воспитательного процесса. Эта программа разрабатывается учителем физической культуры на базе примерной и учебной программ, утвержденных министерством образования РФ.

продолжение

Особенности разработки рабочей программы

Определить соотношение базовой и вариативной частей в соответствии с БУПом.
Разработать программно-содержательное обеспечение базовой (в соответствии с ГОСтом и примерной программы) и вариативной (с учетом местных условий) частей.
Придерживаться принципов физического образования.
В структуру программы должны быть включены разделы:
- Теоретико-методические основы физкультурной деятельности;
- способы физкультурной деятельности и организаторские умения;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- критерии оценки деятельности учащихся

Пример рабочей
авторской программы

Содержание программы (перспективный учебный план) физического воспитания школьников с валеологической направленностью (авторы сост. П.П.Тиссен, С.С.Коровин, В.М.Пустовалов – 1997г.)

Раздел
программы

классы

5

6

7

8

9

1. БАЗОВАЯ ЧАСТЬ

48

1.1. Основы знаний

3

1.2. Способы двигательной деятельности:
- гимнастические
- легкоатлетические
- в спортивных играх


15
15
15

2. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

54

2.1. Основы знаний

10

2.2. Практические УиН самоконтроля, псих.саморегуляции, АТ.

8

2.3.Виды спорта по выбору учащихся

28

2.4. Нетрадиционные виды ДА

8

3 вопрос. Анализ содержания школьной (учебной) научно-методической литературы;

Для учащихся начальных классов (начальное общее образование):
1. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя дет. – М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
В пособие даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5-6 лет. Раскрывается структура занятий, описана методика обучения основным видам движений и общеразвивающим упражнениям. Представлены разработанные на весь год обучения конспекты уроков в соответствии с прорамой обученния.

2. Литвинов Е.Н. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов: Пособие для учителя / Е.Н.Литвинов, Г.И.Погодаев, Т.Ю.Торочкова, Р.Я.Шитова. – М.: Просвещение, 1997. – 80 с.
В пособии даны рекомендации по организации и проведению занятий с детьми младшего школьного возраста. Представлен материал по обучению «Основам знаний», показатели физической подготовленности, методический материал по самоконтролю и технике безопасности на уроках физической культуры.

Для учащихся начальных классов (начальное общее образование):

3. Ворсин Е.Н. Физическое воспитание в 1-4 классах общеобразовательной школы / Е.Н.Ворсин, А.А.Гужаловский, Л.Д.Глазырина и др. . – Мн.: ПКИП «Асар», 1995. – 176 с.: ил.
В пособии излагается современная методика физического воспитания в начальной школе, рассматривается структура и организация урока, основы методики формирования знаний, двигательных умений и навыков, развития физических качеств, а также планирование и контроль, которые учитель должен осуществлять в процессе физического образования школьников. Представлен материал по оценке физкультурной образованности и нормативы физической подготовленности.

4. Матвеев А.П. Программа «Физическая культура в начальных классах. М.: Просвещение, 2003. – 30 с.
Программа подготовлена в соответствии с Объязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовленности школьников. Использованы материалы Примерной программы для учащихся начальной школы и Образовательной программы по физической культуре учащихся 1-11 классов (под ред А.П.Матвеева).

Для учащихся основной школы (5-9 классы).

1. Л.Е.Любомирский Физическая культура: Учеб. для учащихся 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон, В.И.Лях и др. – М.: М.: Просвещение, 1997. – 112 с.: ил.
Учебник предназначен для учащихся 13-15 лет. Представлены методические особенности организации проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Целый комплекс вопросов связанных с повышением знаний учащихся, а также методика обучения двигательным действиям в различных видах спорта (баскетбол, волейбол, гандбол, Хоккей, плавание, бадминтон и др.

2. Литвинов Е.Н. Физкультура. Физкультура. Учебник для учащихся 5-7 классов / Е.Н.Литвинов, Г.И.Погодаев. – М.: Просвещение, 2002.
Учебник содержит сведения о ЗОЖ, влиянии физ.упр. на здоровье, о самоконтроле и предупреждении травматизма, о том как самостоятельно заниматься фи з. упражнениями.
Представлены упражнения психофизической подготовки, атлетической гимнастики, стретчинга, для воспитания физических качеств.

3. Физическая культура. 1-11 классов.: Программы для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. А.П.Матвеев, Т.В.Петрова. – М.: Дрофа, 2004. 95 с.
В сборник вошли программы для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные Мин.образ. РФ. Представлены обязательный минимум содержания образования. Основное содержание программы (основы знаний, способы физкультурной деятельности, требования к уровню подготовки).

Для учащихся 10-11 классов (Среднее (полное) общее образование).

1. Лях В.И. Физическая культура: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений / В.И.Лях, Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон и др. – М.: Просвещение, 2000 . – 155 с.
В учебнике раскрыты темы программного материала по «основам знаний (личная гигиена, режим дня и питания, самоконтроль и др.
Дан материал для закрепления умений и навыков выполнения базовых упражнений, совершенствования техники спортивных игр, развития двигательных качеств.
Есть материал по самоподготовке и подготовке к экзамену, по определению уровня физической подготовленности школьников.
2. Березин А.В. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя/ А.В.Березин, А.А.Зданевич и др. – М.: Просвещение, 2002, - 125 с.: ил.
В пособии раскрываются задачи, содержание, и методика физического воспитания старшеклассников. Представлены теоретические основы методики физ.воспитания. Навыки, умения, развитие двигательных способностей. Материал по освоению способов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, по педагогическому и медицинскому контролю.
культуре, 3. Видякин М.В. Физкультура. 10 класс. Поурочные планы (для занятий с девушками) / М.В.Видякин. – Волгоград.: Учитель, 2004. – 128 с.
В пособии представлены планы уроков по физической разработанные в соответствии с гос. Программой. Автор делится опытом своей работы. Предлагаемые комплексы физ.упражнений позволят проводить уроки более содержательно, интересно, повысить эффективность и т.д.
(такие поурочные планы разработаны для юношей и девушек старших классов).

Методическая литература для всех.

1. Сборник нормативных документов. Физическая культура/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2004. – 75 с.
2. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физкультуры: Справ.-метод. пособие / Б.И.Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ». 2003, - 526 с.
3. Журналы: «Физическая культура в школе»
«Теория и практика физической культуры»
4. Учительская газета. Приложение «Спорт в школе»

5 вопрос. Основы методического и материально-технического обеспечения процесса физического образования в школе.

При определении номенклатуры спортивного инвентаря и оборудования учитывались:
а) гигиенические требования к организации и проведению различных форм занятий физической культурой и спортом;
б) наличие в образовательных учреждениях учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам (основной, подготовительной и специально-медицинской);
в) методические требования к организации и проведению внеклассных спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий (организация физкультурных кружков и спортивных секций, проведение спортивных соревнований и физкультурных праздников);
г) медико-гигиенические требования к организации двигательного режима учащихся в процессе учебного дня, организации зон рекреации и активного отдыха;
д) необходимость создания условий для самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом, ведения здорового образа жизни учащимися.

Перечень учебного спортивного оборудования и методического обеспечения образовательного процесса по физической культуре в начальной общеобразовательной школе (всех видов и типов) (выдержки)

Раздел программы

Учебные темы

Комплекты инвентаря и оборудования

количество

1.

2

3

4

Учебные знания по физической культуре

Комплект наглядных плакатов по обучению гимнастическим упражнениям
Комплект наглядных плакатов по комплексам общефизических упражнений
Видеотека
Музыкальный центр
Учебники по физической культуре



1


1


1
1
25

продолжение

Физкультурная деятельность с общеразвивающей направленностью

Гимнастика с основами акробатики

Бревно напольное (3 м)
Канат для лазания (5 м)
Подвесной снаряд для канатов
Козел гимнастический
Мат поролоновый (2 х 1 х 0,1)
Перекладина пристеночная
Стенка гимнастическая
Медицинбол 1 кг
Медицинбол 2 кг
Палка гимнастическая
Скамейка гимнастическая жесткая (4 м)
Скамейка гимнастическая жесткая (2м)
Скакалка детская
Мяч для художественной гимнастики
Мешочки насыпные для упражнений на координацию и осанку
Магнитофон
Акробатическая дорожка Коврики гимнастические

4
4
4
2
10
3
10
13
13
26
4
6
25
25
25

1
1
25

Также по другим видам спорта

Задания для самостоятельной работы:

1. Провести анализ и оценку действующих школьных типовых образовательных программ по физической культуре.
2. Разработать перечень спортивного инвентаря и оборудования необходимого и достаточного на Ваш взгляд для проведения уроков в школе (взять любой возраст, класс).
3. Разработать комплекс нормативных требований для учащихся начальной, основной или средней (полной) школы: теоретической подготовленности (комплекс вопросов), двигательной подготовленности (тесты), физической подготовленности (таблицы нормативов).