Содержание образования по предмету "Физическая культура"
Оценка 4.7

Содержание образования по предмету "Физическая культура"

Оценка 4.7
ppt
15.05.2024
Содержание образования по предмету "Физическая культура"
лекция 14 непуб.ppt

Содержание образования по предмету «Физическая культура»

Содержание образования по предмету «Физическая культура»

Содержание образования по предмету «Физическая культура» Анализ основных документов, регламентирующих содержание образования по предмету «Физическая культура».


ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Анализ содержания и характеристика учебных программ в образовательной области «Физическая культура»
2. Характеристика рабочей (авторской) программы по ФК;
3. Анализ содержания школьной (учебной) научно-методической литературы;
4. Основы методического и материально-технического обеспечения процесса физического образования в школе.

Подготовил
преподаватель физической культуры
Павлов Александр Иванович
2022-2023 учебный год

Анализ содержания и характеристика учебных программ в образовательной области «Физическая культура»

Анализ содержания и характеристика учебных программ в образовательной области «Физическая культура»

Анализ содержания и характеристика учебных программ в образовательной области «Физическая культура»

Учебная программанормативный документ, утвержденный Министерством образования РФ, регламентирующий содержание образования по предмету «Физическая культура» и объем времени, выделяемого на изучение предмета в целом, так и каждого раздела, и темы изучаемого материала.

В настоящее время (кроме примерной)министерством образования приняты за основу и рекомендованы к внедрению в образовательный процесс следующие учебные программы по

В настоящее время (кроме примерной)министерством образования приняты за основу и рекомендованы к внедрению в образовательный процесс следующие учебные программы по

В настоящее время (кроме примерной)министерством образования приняты за основу и рекомендованы к внедрению в образовательный процесс следующие учебные программы по ФК:


1. - «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов общеобразовательной школы» (разработчики В.И.Лях с соавт., 1992);
2. - «Физическое воспитание учащихся 1 -11 классов с направленным развитием физических качеств» (разработчики В.И.Лях, Г.Б.Мейксон, 1992);
3. - «Физическое воспитание уч-ся 1 – 11 классов основанная на одном из видов спорта» (разработчики Е.Н.Литвинов с соавт., 1992);
4. - «Физичекая культура: образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы» (разработчики – А.П.Матвеев, Н.И.Алексеев, 1995);
5. - «Физическое воспитание с оздоровительной направленностью для учащихся сельских начальных малокомплектных школ» (автор – В.Г.Большенков);
6. - «Антистрессовая пластическая гимнастика для учащихся 1 – 11 классов» (1996).

Далее краткая характеристика программ

Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов общеобразовательной школы» (разработчики

Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов общеобразовательной школы» (разработчики

1. - «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов общеобразовательной школы» (разработчики В.И.Лях с соавт., 1992);

1. Состоит из двух частей:
Базовая – составляет в начальной школе 52 часа, основной – 48 и в средней 42 часа.
Вариативная – соответственно – 16, 20, и 26 часов

2. Представлены нормативы – физической, двигательной и теоретической подготовленности

3. Структура программы:
Знания
Двигательные умения и навыки
Физические качества (основные направления их воспитания)
Самостоятельные и организаторские способности

Про
Дол
Же
ние

Особенности программы

Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (из расчета 2 часа в неделю)

Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (из расчета 2 часа в неделю)

Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (из расчета 2 часа в неделю)

Вид программного материала
(раздел учебной программы)

К л а с с ы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Базовая часть:

52

48

42

Основы знаний

В процессе уроков

Способы двигательной деятельности (УиН)

В подвижных играх

20

В спортивных играх

18

14

Гимнатические

16

14

Легкоатлетитческие

14

Элементы единоборств

Для юношей

Плавание

При наличии условий

2

Вариативная часть:

16

20

26

Региональные особенности

Учитываются природно-климатические условия

Выбор учителя и учащихся

С учетом способностей и желаний учащихся

Программа «Физическое воспитание учащихся 1 -11 классов с направленным развитием физических качеств» (разработчики

Программа «Физическое воспитание учащихся 1 -11 классов с направленным развитием физических качеств» (разработчики

2. – Программа «Физическое воспитание учащихся 1 -11 классов с направленным развитием физических качеств» (разработчики В.И.Лях, Г.Б.Мейксон, 1992);

Основная направленность – всестороннее развитие физических качеств на основе достижения тренирующей направленности уроков физической культуры;
- формирование теоретической базы знаний организации самостоятельных занятий

Отрицательная сторона:
– слабая личностная направленность;
- низкий уровень двигательной подготовленности;

продолжение

Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (из расчета 2 часа в неделю) по программе с направленным развитием физических качеств

Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (из расчета 2 часа в неделю) по программе с направленным развитием физических качеств

Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (из расчета 2 часа в неделю) по программе с направленным развитием физических качеств.


п/п

Вид программного материала
(раздел учебной программы)

классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Базовая часть

52

48

42

1.1

Основы знаний

2

1.2

Двигательные способности

24

25

26

24

26

28

30

25

Координационные

10

11

10

8

6

Скоростные

2

Силовые

3

5

7

Выносливость

8

9

10

14

9

Гибкость

2

1

2.

Двигательные умения и навыки

23

22

21

18

16

14

12

10

3.

Самостоятельные занятия

3

4

4

Организаторские умения

1

5.

Вариативная часть

16

20

26

5.2.

Региональные особенности

Учитываются природно-климатические условия

5.3.

Выбор учителя и учащихся

С учетом способностей и желаний учащихся

Физическое воспитание уч-ся 1 – 11 классов основанная на одном из видов спорта» (разработчики

Физическое воспитание уч-ся 1 – 11 классов основанная на одном из видов спорта» (разработчики

3. - «Физическое воспитание уч-ся 1 – 11 классов основанная на одном из видов спорта» (разработчики Е.Н.Литвинов с соавт., 1992);

Отличительная особенность – на основе игровой деятельности обеспечить:
- развитие образовательного потенциала личности и ее творческого отношения к деятельности;
- повышение интереса к физической культуре.

Положительные стороны:
- задачи физической подготовки решаются параллельно с задачами двигательной подготовки;
- позволяет достичь высокого уровня технической подготовленности в избранном виде спорта.
Отрицательные стороны:
- сложность в реализации ГОС;
- малый объем базовых ДУиН.

Физическая культура: образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы» (разработчики –

Физическая культура: образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы» (разработчики –

4. - «Физическая культура: образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы» (разработчики – А.П.Матвеев, Н.И.Алексеев, 1995);

Отличительные особенности –
Рассчитана на 102 часа в год
Основная направленность – формирование ЗУиН проведения самостоятельных
занятий физической культурой
Распределение часов:
начальная и основная школы – 34 аудиторных часа, 68 практических;
в средней школе – 34 часа на спортивную специализацию;
68 – учебно-методических уроков

Положительные аспекты:
высокий образовательный уровень;
обязательное проведение третьего урока;
включение факультативных занятий;

Отрицательные аспекты:
маленький объем двигательной активности;
специализация вводится только в старших классах;

Программа «Физическое воспитание с оздоровительной направленностью для учащихся сельских начальных малокомплектных школ» (автор –

Программа «Физическое воспитание с оздоровительной направленностью для учащихся сельских начальных малокомплектных школ» (автор –

5. Программа «Физическое воспитание с оздоровительной направленностью для учащихся сельских начальных малокомплектных школ» (автор – В.Г.Большенков – 1996г.);

Отличительные особенности:
широкое использование меж-предметных связей и проведение уроков на улице (природоведение, музыка, технология);

на основе объединения классов проведение 4-х и 6ти разовых занятий в неделю;

большой объем туризма и ориентирования на местности.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ – - возможность увеличения учебных часов (до 6 уроков в неделю);
- повышенная двигательная активность;
- интеграция знаний из различных дисциплин.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ – реализация возможна при условии перераспределения учебных часов многих учебных дисциплин (объединение учащихся разных классов, содержания предметов и т.п.)

Антистрессовая пластическая гимнастика для учащихся 1 – 11 классов» (1996)

Антистрессовая пластическая гимнастика для учащихся 1 – 11 классов» (1996)

6. - «Антистрессовая пластическая гимнастика для учащихся 1 – 11 классов» (1996).

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
Предполагает использования комплексного подхода к решению проблемы нравственного и физического здоровья; объединяет задачи нравственного и физического воспитания; используются нетрадиционные формы физической культуры

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ:
личностно-ориентированное обучение;
связь результатов обучения с практической деятельностью (физическая релаксация);
использование нетрадиционных средств физической культуры.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ:
возможность только частичного использования при решении задач физического воспитания;

Характеристика рабочей (авторской) программы по

Характеристика рабочей (авторской) программы по

2. Характеристика рабочей (авторской) программы по ФК;

Рабочая учебная программа – документ, который определяет особенности обучения по предмету «Физическая культура» в конкретном образовательном учреждении в реальных условиях учебно-воспитательного процесса. Эта программа разрабатывается учителем физической культуры на базе примерной и учебной программ, утвержденных министерством образования РФ.

продолжение

Особенности разработки рабочей программы

Особенности разработки рабочей программы

Особенности разработки рабочей программы

Определить соотношение базовой и вариативной частей в соответствии с БУПом.
Разработать программно-содержательное обеспечение базовой (в соответствии с ГОСтом и примерной программы) и вариативной (с учетом местных условий) частей.
Придерживаться принципов физического образования.
В структуру программы должны быть включены разделы:
- Теоретико-методические основы физкультурной деятельности;
- способы физкультурной деятельности и организаторские умения;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- критерии оценки деятельности учащихся

Пример рабочей
авторской программы

Содержание программы (перспективный учебный план) физического воспитания школьников с валеологической направленностью (авторы сост

Содержание программы (перспективный учебный план) физического воспитания школьников с валеологической направленностью (авторы сост

Содержание программы (перспективный учебный план) физического воспитания школьников с валеологической направленностью (авторы сост. П.П.Тиссен, С.С.Коровин, В.М.Пустовалов – 1997г.)

Раздел
программы

классы

5

6

7

8

9

1. БАЗОВАЯ ЧАСТЬ

48

1.1. Основы знаний

3

1.2. Способы двигательной деятельности:
- гимнастические
- легкоатлетические
- в спортивных играх


15
15
15

2. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

54

2.1. Основы знаний

10

2.2. Практические УиН самоконтроля, псих.саморегуляции, АТ.

8

2.3.Виды спорта по выбору учащихся

28

2.4. Нетрадиционные виды ДА

8

Анализ содержания школьной (учебной) научно-методической литературы;

Анализ содержания школьной (учебной) научно-методической литературы;

3 вопрос. Анализ содержания школьной (учебной) научно-методической литературы;

Для учащихся начальных классов (начальное общее образование):
1. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя дет. – М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
В пособие даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5-6 лет. Раскрывается структура занятий, описана методика обучения основным видам движений и общеразвивающим упражнениям. Представлены разработанные на весь год обучения конспекты уроков в соответствии с прорамой обученния.

2. Литвинов Е.Н. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов: Пособие для учителя / Е.Н.Литвинов, Г.И.Погодаев, Т.Ю.Торочкова, Р.Я.Шитова. – М.: Просвещение, 1997. – 80 с.
В пособии даны рекомендации по организации и проведению занятий с детьми младшего школьного возраста. Представлен материал по обучению «Основам знаний», показатели физической подготовленности, методический материал по самоконтролю и технике безопасности на уроках физической культуры.

Для учащихся начальных классов (начальное общее образование): 3

Для учащихся начальных классов (начальное общее образование): 3

Для учащихся начальных классов (начальное общее образование):

3. Ворсин Е.Н. Физическое воспитание в 1-4 классах общеобразовательной школы / Е.Н.Ворсин, А.А.Гужаловский, Л.Д.Глазырина и др. . – Мн.: ПКИП «Асар», 1995. – 176 с.: ил.
В пособии излагается современная методика физического воспитания в начальной школе, рассматривается структура и организация урока, основы методики формирования знаний, двигательных умений и навыков, развития физических качеств, а также планирование и контроль, которые учитель должен осуществлять в процессе физического образования школьников. Представлен материал по оценке физкультурной образованности и нормативы физической подготовленности.

4. Матвеев А.П. Программа «Физическая культура в начальных классах. М.: Просвещение, 2003. – 30 с.
Программа подготовлена в соответствии с Объязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовленности школьников. Использованы материалы Примерной программы для учащихся начальной школы и Образовательной программы по физической культуре учащихся 1-11 классов (под ред А.П.Матвеева).

Для учащихся основной школы (5-9 классы)

Для учащихся основной школы (5-9 классы)

Для учащихся основной школы (5-9 классы).

1. Л.Е.Любомирский Физическая культура: Учеб. для учащихся 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон, В.И.Лях и др. – М.: М.: Просвещение, 1997. – 112 с.: ил.
Учебник предназначен для учащихся 13-15 лет. Представлены методические особенности организации проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Целый комплекс вопросов связанных с повышением знаний учащихся, а также методика обучения двигательным действиям в различных видах спорта (баскетбол, волейбол, гандбол, Хоккей, плавание, бадминтон и др.

2. Литвинов Е.Н. Физкультура. Физкультура. Учебник для учащихся 5-7 классов / Е.Н.Литвинов, Г.И.Погодаев. – М.: Просвещение, 2002.
Учебник содержит сведения о ЗОЖ, влиянии физ.упр. на здоровье, о самоконтроле и предупреждении травматизма, о том как самостоятельно заниматься фи з. упражнениями.
Представлены упражнения психофизической подготовки, атлетической гимнастики, стретчинга, для воспитания физических качеств.

3. Физическая культура. 1-11 классов.: Программы для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. А.П.Матвеев, Т.В.Петрова. – М.: Дрофа, 2004. 95 с.
В сборник вошли программы для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные Мин.образ. РФ. Представлены обязательный минимум содержания образования. Основное содержание программы (основы знаний, способы физкультурной деятельности, требования к уровню подготовки).

Для учащихся 10-11 классов (Среднее (полное) общее образование)

Для учащихся 10-11 классов (Среднее (полное) общее образование)

Для учащихся 10-11 классов (Среднее (полное) общее образование).

1. Лях В.И. Физическая культура: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений / В.И.Лях, Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон и др. – М.: Просвещение, 2000 . – 155 с.
В учебнике раскрыты темы программного материала по «основам знаний (личная гигиена, режим дня и питания, самоконтроль и др.
Дан материал для закрепления умений и навыков выполнения базовых упражнений, совершенствования техники спортивных игр, развития двигательных качеств.
Есть материал по самоподготовке и подготовке к экзамену, по определению уровня физической подготовленности школьников.
2. Березин А.В. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя/ А.В.Березин, А.А.Зданевич и др. – М.: Просвещение, 2002, - 125 с.: ил.
В пособии раскрываются задачи, содержание, и методика физического воспитания старшеклассников. Представлены теоретические основы методики физ.воспитания. Навыки, умения, развитие двигательных способностей. Материал по освоению способов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, по педагогическому и медицинскому контролю.
культуре, 3. Видякин М.В. Физкультура. 10 класс. Поурочные планы (для занятий с девушками) / М.В.Видякин. – Волгоград.: Учитель, 2004. – 128 с.
В пособии представлены планы уроков по физической разработанные в соответствии с гос. Программой. Автор делится опытом своей работы. Предлагаемые комплексы физ.упражнений позволят проводить уроки более содержательно, интересно, повысить эффективность и т.д.
(такие поурочные планы разработаны для юношей и девушек старших классов).

Методическая литература для всех

Методическая литература для всех

Методическая литература для всех.

1. Сборник нормативных документов. Физическая культура/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2004. – 75 с.
2. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физкультуры: Справ.-метод. пособие / Б.И.Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ». 2003, - 526 с.
3. Журналы: «Физическая культура в школе»
«Теория и практика физической культуры»
4. Учительская газета. Приложение «Спорт в школе»

Основы методического и материально-технического обеспечения процесса физического образования в школе

Основы методического и материально-технического обеспечения процесса физического образования в школе

5 вопрос. Основы методического и материально-технического обеспечения процесса физического образования в школе.

При определении номенклатуры спортивного инвентаря и оборудования учитывались:
а) гигиенические требования к организации и проведению различных форм занятий физической культурой и спортом;
б) наличие в образовательных учреждениях учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам (основной, подготовительной и специально-медицинской);
в) методические требования к организации и проведению внеклассных спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий (организация физкультурных кружков и спортивных секций, проведение спортивных соревнований и физкультурных праздников);
г) медико-гигиенические требования к организации двигательного режима учащихся в процессе учебного дня, организации зон рекреации и активного отдыха;
д) необходимость создания условий для самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом, ведения здорового образа жизни учащимися.

Перечень учебного спортивного оборудования и методического обеспечения образовательного процесса по физической культуре в начальной общеобразовательной школе (всех видов и типов) (выдержки)

Перечень учебного спортивного оборудования и методического обеспечения образовательного процесса по физической культуре в начальной общеобразовательной школе (всех видов и типов) (выдержки)

Перечень учебного спортивного оборудования и методического обеспечения образовательного процесса по физической культуре в начальной общеобразовательной школе (всех видов и типов) (выдержки)

Раздел программы

Учебные темы

Комплекты инвентаря и оборудования

количество

1.

2

3

4

Учебные знания по физической культуре

Комплект наглядных плакатов по обучению гимнастическим упражнениям
Комплект наглядных плакатов по комплексам общефизических упражнений
Видеотека
Музыкальный центр
Учебники по физической культуре



1


1


1
1
25

продолжение

Физкультурная деятельность с общеразвивающей направленностью

Физкультурная деятельность с общеразвивающей направленностью

Физкультурная деятельность с общеразвивающей направленностью

Гимнастика с основами акробатики

Бревно напольное (3 м)
Канат для лазания (5 м)
Подвесной снаряд для канатов
Козел гимнастический
Мат поролоновый (2 х 1 х 0,1)
Перекладина пристеночная
Стенка гимнастическая
Медицинбол 1 кг
Медицинбол 2 кг
Палка гимнастическая
Скамейка гимнастическая жесткая (4 м)
Скамейка гимнастическая жесткая (2м)
Скакалка детская
Мяч для художественной гимнастики
Мешочки насыпные для упражнений на координацию и осанку
Магнитофон
Акробатическая дорожка Коврики гимнастические

4
4
4
2
10
3
10
13
13
26
4
6
25
25
25

1
1
25

Также по другим видам спорта

Задания для самостоятельной работы: 1

Задания для самостоятельной работы: 1

Задания для самостоятельной работы:

1. Провести анализ и оценку действующих школьных типовых образовательных программ по физической культуре.
2. Разработать перечень спортивного инвентаря и оборудования необходимого и достаточного на Ваш взгляд для проведения уроков в школе (взять любой возраст, класс).
3. Разработать комплекс нормативных требований для учащихся начальной, основной или средней (полной) школы: теоретической подготовленности (комплекс вопросов), двигательной подготовленности (тесты), физической подготовленности (таблицы нормативов).

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2024