Содержание сенсорного воспитания.
В содержание сенсорного воспитания входит: сенсорные эталоны,
перцептивные действия и различные стороны сенсорного воздействия на
человека со стороны окружающей действительности.
Сенсорные эталоны. Они вырабатывались человечеством в процесс
накопления общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются
системы сенсорных качеств: системы геометрических форм, цвета, величин,
материалов, системы звуков, норм произношений в речи, системы
направлений и т.д. Все эти качества получили словесные обозначения: цвета
спектра, объемные плоскостные фигуры, меры веса, длины и т.п. Если
ребенок знаком с эталонами и их названиями, ему легче ориентироваться в
окружающем мире, так как он, сравнивая предметы с известными ему
эталонами, называет цвет, величину, форму, дает пространственную
характеристику.
Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и
продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Глубина и системность
каждого эталона зависит от опыта и деятельности человека. Поэтому, когда
ребенок осваивает эталоны, знания у него обобщаются и систематизируются,
что позволяет ему самостоятельно видеть знакомое в незнакомом, замечать
особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Так ребенок
постоянно становится все более самостоятельным в познании и
деятельности.
Перцептивные действия. Воспринимать предмет, значит, выполнить с
ним определенное практическое действие (пощупать, услышать и т.д.). Для
формирования сенсорных умений требуются не только простые
перцептивные действия ( поглаживание, надавливание), но и более сложные
системы действий. Так, например, при определении признаков металла
ребенок не только видит блеск, ощущает прохладу, но и пробует его на
прочность, на вес, на звучание при ударе.
Восприятие предмета нужно организовать так, чтобы оно было
активным процессом и включало в себя систему действий по обследованию
предмета и определению его свойств. При этом дети учатся ориентироваться
в окружающем мире, а также постепенно выделять и называть все большее
количество признаков каждого предмета. Это и есть та аналитическая
44
мыслительная деятельность ребенка, которая учит глубже вглядываться в
окружающие предметы и явления и учит самостоятельно ориентироваться в
жизни.
Виды сенсорного воздействия на человека (стороны сенсорного
развития):
1. Для зрительных представлений:
а) различение и называние цвета, их оттенков и смешения;
б) пространственные положения и направления (вверх, вниз, далекоблизко, слева-справа);
в) форма предметов и сравнение между собой (по величине, порядку
размещения, расстоянию).
2. Ориентировка во времени: связана с временными понятиями (вчера,
сегодня, завтра) и осознанием последовательности и продолжительности
времени (час, минута, секунда).
3. Для слуховой чувствительности:
а) различие звуков в повседневной жизни;
б) развитие речевого слуха;
в) развитие музыкального слуха (длительность, высота, громкость,
тембр звука).
4. Тактильная чувствительность: умение ощущать качество предметов
и правильно их различать и называть (например, шершавость, плотность).
5. Обонятельные ощущения: определение оттенков запахов.
6. Вкусовые ощущения: умение осознавать и различать оттенки вкуса
(сладкий, горький, кислый, соленый).
В школьную программу, кроме свойств, качеств и отношений
окружающих предметов и явлений и соответствующих им перцептивных
действий, включена и система эталонов, влияющая на различные стороны
сенсорного развития ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.