СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. В помощь учителю
Оценка 4.6

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. В помощь учителю

Оценка 4.6
Документация
doc
классное руководство
4 кл—11 кл
30.04.2018
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. В помощь учителю
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ При планировании воспитательной деятельности классный руководитель на¬ряду с определением целей, форм и способов воспитания учащихся пытается найти оптимальный вариант содержания и структуры создаваемого документа - плана воспитательной работы. Выбор того или иного варианта плана во многом зависит от теоретических представлений учителя о сущности, закономерностях и роли вос¬питания в развитии личности ребенка, от сложившихся в педагогическом коллекти¬ве традиций планирования и организации воспитательной деятельности, от личного педагогического опыта классного наставника. Исходя из предъявляемых требова¬ний к плану работы классного руководителя, можно рекомендовать составление этого документа из следующих разделов: 1. Анализ воспитательной работы за прошедший год. 2. Цели и задачи воспитательной деятельности. 3. Основные направления и дела классного коллектива. 4. Индивидуальная работа с учащимися. 5. Работа с родителями. 6. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.
содержание плана.doc
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ         РАБОТЫ При планировании воспитательной деятельности классный руководитель наряду с определением целей, форм   и   способов   воспитания   учащихся   пытается   найти   оптимальный   вариант   содержания   и   структуры создаваемого документа ­ плана  воспитательной работы. Выбор того или иного варианта плана во многом зависит  от теоретических представлений учителя о сущности, закономерностях и роли воспитания в развитии личности   ребенка,   от   сложившихся   в   педагогическом   коллективе   традиций   планирования   и   организации воспитательной   деятельности,   от   личного  педагогического   опыта   классного   наставника.   Исходя   из предъявляемых требований к плану работы классного руководителя, можно рекомендовать составление этого документа из следующих разделов: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Анализ воспитательной работы за прошедший год. Цели и задачи воспитательной деятельности. Основные направления и дела классного коллектива. Индивидуальная работа с учащимися. Работа с родителями. Изучение  состояния  и  эффективности  воспитательного  процесса  в классе. I. «Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год»   Без   анализа   пережитого   опыта   совместной  деятельности   и   общения,   определения   достижений   и выяснения слабых мест воспитательного процесса в классе, без понимания социальных процессов, которые идут в классном сообществе, и выявления тенденций личностного развития учащихся невозможно правильно наметить целевые ориентиры, определить приоритетные направления воспитательной деятельности на будущий учебный год, выбрать оптимальные формы, методы и приемы построения воспитательной работы. Можно воспользоваться предлагаемыми в  публикациях Л.В. Байбородовой, В.В. Воронова, Л.Д. Гуткиной, Е.Н. Прейскуранта примерными программами анализа воспитательной работы в классе.  ­ так называется второй раздел плана работы классного руководителя. В нем находят отражение целевые II. «Цели и задачи воспитательной деятельности» ориентиры процесса воспитания. При   разработке   этого   раздела   плана   классному   наставнику   необходимо   помнить   требования, предъявляемые к целям воспитательной деятельности. Целевые ориентиры должны быть: направлены   на   развитие   личности   ребенка,   формирование   его   интеллектуального,   нравственного, коммуникативного,   эстетического   и   физического  потенциалов,   на   овладение   учащимися   целостной системой   знаний   об   окружающем   мире,   практическими   умениями   и   навыками,   способами   творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития; сопряжены с интересами и ценностными установками членов классного сообщества, социальным  заказом государства и общества, особенностями коллектива класса и условиями его  жизнедеятельности; обеспечены необходимыми ресурсами для их реализации; конкретными, четко и ясно сформулированными; трудными, но реально достижимыми; гибкими, т. е. обладать способностью к корректировке; диагностичными.            Наряду с целью в плане работы формулируются задачи, которые можно рассматривать как подцели или как составляющие компоненты цели. При декомпозиции цели, т. е. при ее разделении на составляющие, надо определить такие задачи,  решение которых позволило бы достичь поставленной цели. Например, классный  руководитель в качестве главного ориентира воспитательной системы класса избрал цель ­ формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической и коммуникативной культурой. А для ее реализации педагог определил следующие задачи: создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика; способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений; развивать познавательную активность учащихся; содействовать формированию нравственной позиции школьников. III. «Основные направления и дела классного коллектива»  В соответствии с результатами, полученными в процессе аналитической деятельности и отраженными в первом разделе плана, и исходя из сформулированных целей и задач воспитательной работы, педагог пытается определить ведущие направления, формы и способы организации жизнедеятельности классного коллектива. 1 Хорошим   подспорьем   в   их   выборе   является   сформированный   учителем   образ   класса,   его   модельные представления о построении деятельности, общения и отношений в классном сообществе. Собрание форм и способов жизнедеятельности класса не должно представлять собой набор случайно отобранных   и   не   связанных   друг   с   другом   дел.   Чтобы   подбор   дел   носил   подлинно   системный   и   научно обоснованный   характер,   классный   руководитель   должен   при   планировании   опираться   на   теоретические   и технологические разработки проблем воспитания учащихся. Кстати, от этого будет зависеть структура и форма данного раздела плана.  1. Системно–ролевой подход в воспитательной работе.  Автор – профессор Н. М. Таланчук. Социальные роли:    семья (роли: сыновне­дочерняя, супружеская, отцовско­материальная); трудовой (учебный) коллектив  (роли: профессионально­трудовая, экономическая,  организаторско­ самоуправленческая, коммуникативная, педагогическая); общество (роли: патриотическая, национально­интернациональная, политическая, правовая,  нравственная, экологическая);  мир (интерсоциальные роли личности);  Я­сфера (роли: материально­потребительская, духовно­потребительская, субъект учения, субъект  творчества, субъект самовоспитания) Если кл.рук. решает строить свою воспитательную деятельность на основе системно­ролевого подхода, то он может избрать следующую форму планирования дел в классе (предложено В.Т. Кабушем): 1­я неделя 2­я неделя 3­я неделя 4­я неделя Сентябрь Тематические программы «Я и общество» «Я и природа» «Я и моя школа» «Я и моя семья» «Я и мое "Я"»      О.С.   Газман   2.  Известный   ученый          считал,   что   механизм   воспитания      оказании            заключается   в        поддержки   педагогом    ребенку в решении его проблем  по укреплению здоровья, формированию нравственности,     развитию   способностей;   в   создании   условий   для   жизненного   самоопределения   школьников.   Для   более целенаправленной работы по поддержке процессов самопознания и  самостроительства личности ребенка О.С. Газман и его коллеги предложили  педагогам разрабатывать целевые программы «Учение», «Общение», «Досуг»,  «Образ жизни», «Здоровье». В этом случае третий раздел плана работы классного  руководителя может выглядеть следующим образом: 1­я неделя 2­я неделя 3­я неделя 4­я неделя Октябрь Целевая программа «Учение» «Общение» «Досуг» «Образ жизни» «Здоровье» 3. Ценностный подход в воспитательной работе.   Автор –  Караковский В. А. – предлагает воспитателям направить сои усилия на создание условий для освоения   учащимися   таких   ценностей,   как   земля,   отечество,   семья,   труд,   знания,   культура,   мир,   человек. Воспитательные дела в плане классного руководителя целесообразно объединить в следующие разделы:   1­я неделя 2­я неделя 3­я неделя 4­я неделя Ноябрь Общечеловеческая ценность  Земля Отечество Семья Труд 2 Знания Культура Мир Человек 4. Деятельностный подход в воспитании.   Авторы – Л. И. Маленкова и Н.Е. Щуркова ­ обращают внимание на то, что для успешного протекания процесса   формирования   личности   ребенка   необходимо  «включение»   школьников   в   различные   виды деятельности,   такие   как  познавательная,   ценностно­ориентировочная,   трудовая,   художественно­творческая, физкультурно­оздоровительная, коммуникативная, игровая. В данном случае классный руководитель может избрать форму плана, в которой найдет отражение проектирование участия учащихся в перечисленных видах деятельности. 1­я неделя 2­я неделя 3­я неделя 4­я неделя Декабрь Вид деятельности Познавательная Ценностно­ ориентировочная Трудовая Художественно­ творческая Физкультурно­ оздоровительная Коммуникативная Игровая При  планировании  воспитательной  работы  классный  руководитель  должен  предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах общешкольного и классного коллектива, но в то же время избрать в качестве приоритетного   (системообразующего)   тот   вид   деятельности,   который   может   оказать   наиболее  существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование  неповторимой индивидуальности («лица») классного коллектива.  При   выборе   форм  и   способов   классный   наставник   отдает   предпочтение   тем   делам,   которые предлагались учащимися и родителями в ходе коллективного планирования жизнедеятельности в классе. Эти дела, как правило, в большей мере соответствуют интересам и потребностям учащихся и в большей степени влияют на процесс их развития. И еще один важный момент ­ это правильное определение сроков осуществления намеченных дел и ответственных за их подготовку и проведение. Оптимальное распределение времени и сил членов классного сообщества позволит повысить эффективность воспитательной деятельности. IV. «Индивидуальная работа с учащимися»   ­  так следует назвать четвертый раздел плана воспитательной деятельности. Его наличие связано с заботой классного руководителя о создании в классе благоприятной среды для формирования личности и  индивидуальности каждого ребенка, с педагогическим проектированием и обеспечением индивидуальной траектории развития учащихся, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника. Классным руководителям необходимо составлять данный раздел плана в форме следующей таблицы: №  п/ п Фамилия, имя ученика Мир  интересов и увлечений Основные личностные достижения Главные проблемы в развитии Формы и спо­ собы педаго­ гической под­ держки V. «Работа с родителями» Залогом   успешной   воспитательной   деятельности   с   учащимися   является   сотрудничество   классного руководителя   с   родителями,   ведь   семья   оказывала   и   продолжает  оказывать   значительное   влияние   на   процесс развития   ребенка.   Следовательно,   сделать   родителей   активными   участниками   педагогического   процесса   ­   это важная и ответственная задача учителя. Решение данной задачи представляется возможным, если в плане работы найдут отражение такие направления деятельности педагога­воспитателя с родителями:  изучение семей учащихся;  педагогическое просвещение родителей;  обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе; 3  педагогическое  руководство деятельностью родительского  совета в классе;   индивидуальная работа с родителями;  информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся. Этот раздел плана можно оформить в виде таблицы: Срок  проведения Сентябрь Наименование дел 1. Родительское собрание «Давайте познакомимся». 2. Анкетирование родителей. 3. Выборы родительского комитета и планирование его деятельности. 4. Формирование картотеки семей учащихся  1. Посещение семей учащихся. 2. Индивидуальные консультации родителей «Как помочь ребенку  Октябрь учиться».  VI. «Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса» Необходимость включения этого раздела в план воспитательной работы объясняется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей достаточно сложной и трудоемкой деятельности учителя и его коллег. В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса в классе могут быть избраны:  развитие личности учащихся;  формирование классного коллектива;  наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе. Планируемую диагностическую работу можно систематизировать и представить в виде таблицы: Предмет изучения Методы и приемы изучения Сроки изучения Субъект изучения 1 2 3 4 5 6 7 Состояние межлич­ ностных отношений, выявление лидеров в коллективе Интересы и увлечения учащихся Условия развития личности учащихся 1. Социометрия. 2. Игра «Морские командные  учения». 1.  Анкетирование. 2.  Составление карты  интересов 1.  Посещение  учащихся на  дому. 2.  Беседа с родителями Самооценка личности ребенка Методики для исследования самооценки Удовлетворенность учащихся жизнью в классе Коллективное творческое дело «Поэма о классе» Нравственная направленность учащихся Сформированность коллектива класса 1.   Тест «Размышления о  жизненном опыте». 2.  Акт добровольцев. 1.  Методика «Какой у нас  коллектив?». 2.  Методика для определения мотивов участия учащихся  в делах класса Сентябрь Сентябрь Октябрь­ ноябрь Декабрь Декабрь Февраль – март Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Апрель Классный руководитель 4 8 Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью класса Тест  Тест  1. «Удовлетворенность уч­ся  шк. жизнью» А. А. Андреевой. 2. «Удовлетворенность роди­ телей работой обр. учреж­ дения»     Е. Н. Степанова. 3.  Коллективный анализ 9 Воспитанность учащихся Стандартизированная  характеристика школьника (по  Б. П. Битинасу) Зам. директора по ВР, соц. педагог Классный руководитель Классный руководитель Май Май 5

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. В помощь учителю

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. В помощь учителю

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. В помощь учителю

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. В помощь учителю

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. В помощь учителю

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. В помощь учителю

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. В помощь учителю

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. В помощь учителю

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. В помощь учителю

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. В помощь учителю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018