«Содержание и технологии метапредметного образования в школе как средство реализации ФГОС нового поколения»
Оценка 4.8

«Содержание и технологии метапредметного образования в школе как средство реализации ФГОС нового поколения»

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
администрации
Взрослым
16.04.2018
«Содержание и технологии метапредметного образования в школе как средство реализации ФГОС нового поколения»
Данная презентация может быть использована при проведении педагогического совета по теме «Содержание и технологии метапредметного образования в школе как средство реализации ФГОС нового поколения».
Метапредметный подход.doc
«Содержание и технологии метапредметного образования в школе как средство реализации ФГОС нового поколения» 2 слайд « Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле жизни, о её ценности. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?»                                М. Половкова       3 слайд                      Мир,   в   котором   мы   живем,   предельно   сложен,   чтобы   понимать   его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах.   А   все   потому,   что   мы   в   течение   многих   лет   изучаем   разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования,   в   которых   в   качестве   нового   подхода   заложено   требование   к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе? Разобраться в этом нам и предстоит. Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные   технологии   были   разработаны   для   того,   чтобы  решить проблему   разобщенности,   расколотости,   оторванности   друг   от   друга разных научных дисциплин  и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, развитие мышления,   способности   воображения   или   развитие   способности самоопределения.  Углубляя собственную предметную специализацию, мы сами порой очень плохо   ориентируемся   в   устройстве   другой   научной   дисциплины   и   учебного предмета.   Особенно   глубокая   пропасть   пролегает   между   гуманитариями   и представителями естественно­научных дисциплин. Но и преподаватели, казалось бы,   не   столь   далеких   друг   от   друга   предметов,   например,   химии   и   физики, истории и литературы, математики и физики, очень часто не понимают, какие конкретно   способы   работы   со   знаниями   они   передают   учащимся;   как   эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены.   Ответ   на   эти   вопросы   требует   как   раз   скоординированной метапредметной работы и введения метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов. 1 4 слайд Термины   «метапредмет»,   «метапредметность»   имеют   глубокие исторические   корни,   впервые   об   этих   понятиях   речь   вел   еще   Аристотель. Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей  — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление   об   окружающем   мире,   уходя   от   предметного   обучения.   На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. В 1930 году, как вы знаете, был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов был жестко осужден. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.  5 слайд Школа   сегодня   стремительно   меняется,   пытается   попасть   в   ногу   со временем.   Главное   же   изменение   в   обществе,   влияющее   и   на   ситуацию   в образовании,   —   это   ускорение   темпов   развития.   А   значит,   школа   должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня   важно   не   столько   дать   ребенку   как   можно   больший   багаж   знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная   задача   новых   образовательных   стандартов,   которые   призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.  Примечательно, что, двигаясь на полном ходу в будущее, мы все равно действуем   с   оглядкой   на   прошлое.   Так   оказалось,   что   реализовать   новый стандарт,   ориентированный   на   развитие   личности   ребенка,   невозможно   без метапредметного подхода, чрезвычайно популярного в 20­е годы прошлого века. 6 слайд В   Федеральном   государственном   образовательном   стандарте   (ФГОС) метапредметные   результаты   образовательной   деятельности   определяются   как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так   и   при   решении   проблем   в   реальных   жизненных   ситуациях,   освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». ФГОС выдвигает   определенные   требования   к   метапредметным   результатам   в начальной   школе.     Этот   список   значительно   расширяется   для   среднего   и старшего звена.  Возникает вопрос о реализации требований новых стандартов на практике. Каким образом, на каких уроках формировать навыки целеполагания? На каком 2 учебном предмете рассматривать метапредметный смысл понятия «время»? в каком   классе?   по   какой   теме?   Как   проверить   метапредметные   результаты средствами учебных предметов?  Важнейшей   задачей   ФГОС     является   формирование  универсальных (метапредметных)  учебных   действий   (УУД),   обеспечивающих   школьникам умение   учиться,   способность   к   самостоятельной   работе,   а,   следовательно, способность   к   саморазвитию   и   самосовершенствованию.  В   настоящее   время необходимыми   становятся   не   сами   знания,   а   знание   о   том,   где   и   как   их применять.   Но   еще   важнее   –   знание   о   том,   как   эту   информацию   добывать, интегрировать или создавать.  Универсальные   учебные   действия   тесно   связаны   с   достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в   различных   жизненных   ситуациях.   Это   очень   важно   сегодня,   когда   от выпускника   школы   требуются   мобильность,   креативность,   способность применять   свои   знания   на   практике,   умение   мыслить   нестандартно.   Все   это вынуждает   учителя   уходить   от   привычной   структуры   урока,   традиционных педагогических технологий.  Что же такое метапредметы и метапредметные связи? Так как  метапредметный подход заложен в основу новых стандартов, то сегодня   понятия   «метапредмет»,   «метапредметное   обучение»   приобретают особую   популярность.   Рядовой   учитель   зачастую   далек   от   понимания   сути метапредметов,   от   того,   как   можно   применять   метапредметный   подход   на уроках. Многие ещё не до конца  поняли, что такое проектная деятельность, а уже появилось метапроектное обучение. Так что вокруг этого понятия сегодня много вопросов.  В   нашей   школе   в   декабре   2015   года   проводился   ВШК   по   теме: «Межпредметная   интеграция   в  условиях   перехода   на   новые   образовательные стандарты». Анализ посещенных уроков показал, что конечно, многие  учителя нашей   школы   уже   свободно   ориентируются   в   метапредметном   подходе. Большинство   педагогов   успешно   проводили   на   уроках   межпредметную интеграцию.  Однако   необходима   еще   большая   работа,   прежде   чем метапредметный подход станет понятным для всех учителей. Поэтому  сначала важно понять, что такое метапредметность с точки зрения теории вопроса и практики применения ее на уроках. Какую литературу учителю нужно читать, чтобы двигаться в этом направлении. Ведь в тексте новых стандартов введены понятия   «надпредметные   умения», «полипредметные умения». Как со всем этим разобраться?   «метапредметные   умения», 3 7 слайд Метапредметы —   это   новая   образовательная   форма,   которая выстраивается   поверх   традиционных   учебных   предметов.   Это —   учебный предмет   нового   типа,   в   основе   которого   лежит   мыследеятельностный   тип интеграции   учебного   материала   и   принцип   рефлексивного   отношения   к базисным  организованностям   мышления —   «знание»,   «знак»,   «проблема», «задача».  Например, в рамках  метапредмета «Знак»  у школьников формируется способность   схематизации.   Они   учатся   выражать   с   помощью   схем   то,   что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.   На   метапредмете   «Задача»   учащиеся   получают   знание   о   разных   типах задач   и   способах   их   решения.   При   изучении   метапредмета   «Задача»   у школьников   формируются   способности   понимания   и   схематизации   условий, моделирования   объекта   задачи,   конструирования   способов   решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.  В   рамках  метапредмета —   «Знание» —   формируется   свой   блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность  (т. е. способность работать с системами знаний).  Изучая  метапредмет   «Проблема»,   школьники   учатся   обсуждать вопросы,   которые   носят   характер   открытых,   по   сей   день   неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение   для   работы   с   проблемами:   они   осваивают   техники   позиционного анализа,   умение   организовывать   и   вести   полипозиционный   диалог,   у   них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др. 8 слайд Результатом   метапредметного   обучения   является   развитие   мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.  Метапредметы не вытесняют и не замещают обычные предметы: учащиеся ни в коей мере не ограничены в своих возможностях дальнейшей социализации. Более того, успешное обучение по метапредметам предполагает хорошее знание материала   традиционных   учебных   предметов.   Но   если   на   обычных   учебных предметах превыше всего ценится знание «пройденного» учебного материала, то на метапредметах — акты спонтанно осуществляемого мышления, свободного мыслительного дела­действия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью — и учениками, и учителями. 9 слайд 4 С пониманием и практическим применением междисциплинарных связей на уроках никогда не было и сейчас нет проблем. Учителя активно используют их в своей практике, особенно эти связи сильны в начальной школе, к примеру, предмет   «Окружающий   мир»   лучше   всего   показывает   взаимосвязь   таких дисциплин, как биология, география, ботаника, зоология, физика. В старших классах   идет   интеграция   литературы   и   истории,   биологии   и   химии…   С метапредметным   подходом   куда   сложнее,   это   пока   не   совсем   привычное понятие в работе рядового учителя… Поэтому, самый трудный предмет при реализации новых образовательных стандартов — это сам учитель, изменение его   менталитета,   его   подходов   к   структуре   и   проведению   урока.   Для   этого необходима серьезная работа. Цели и задачи школы кардинально меняются, мы уходим от чисто знаниевой парадигмы к личному развитию ребенка. И поэтому должны   не   просто   учить   решать   задачи   по   физике,   а   показывать   действие основных физических законов, например закона Ньютона в жизни, объяснять, как может ребенок применить полученные знания по химии и биологии, зачем нужна геометрия и алгебра. И тогда у наших детей появится главное: желание и смысл учиться. Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного   подхода.   По   мнению   инициаторов   идеи   метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.   На   основании   изложенного,   творческой   группой   педагогов   были разработаны   методические   рекомендации  по   формированию   метапредметных  результатов обучающихся. Таким   образом,     организуя   работу   в   школе   по   реализации метапредметности, необходимо: четко   осознавать,   что   федеральные   • государственные образовательные стандарты – это развитие, это продолжение образовательных классических идей. Поэтому необходимо шире использовать, все то, что уже наработано в школе; • отдельного   образовательного   учреждения,   взаимодействия, например, участвуя в различных конкурсах, фестивалях; • • модератором,   мотиватором, учить детей «учиться».  Ведь                                              осуществлять   не   только   взаимодействие   педагогов   внутри   но   и   в   рамках   сетевого осваивать новые технологии, менять позицию учителя.  Самое   трудное   для   учителя   –   изменить   свою   роль,   стать Образование – это то,  что остаётся после того,  как всё выученное забудется. 5 Макс Лауэ, лауреат Нобелевской премии по физике за 1914 год Решили: 1. Учителям­предметникам: 1.1. При   проектировании   учебных   занятий   использовать   элементы метапредметного подхода.  2.  Руководителям ШМО: 2.1. На заседаниях ШМО изучить и использовать в работе методические рекомендации   по  формированию   метапредметных   результатов обучающихся. 2.2. Организовать   в   рамках   работы   МО   изучение   теоретических вопросов по метапредметности в образовании. 2.3. Организовать   взаимопосещение   уроков   учителей   с   целью   обмена опытом     по   сценированию   учебного   занятия   с   метапредметным подходом. 2.4. Организовать   разработку   технологической   карты   урока, ориентированного на достижение метапредметных образовательных результатов, как  средства методического сопровождения педагога в процессе внедрения ФГОС.  2.5. 6

«Содержание и технологии метапредметного образования в школе как средство реализации ФГОС нового поколения»

«Содержание и технологии метапредметного образования в школе как средство реализации ФГОС нового поколения»

«Содержание и технологии метапредметного образования в школе как средство реализации ФГОС нового поколения»

«Содержание и технологии метапредметного образования в школе как средство реализации ФГОС нового поколения»

«Содержание и технологии метапредметного образования в школе как средство реализации ФГОС нового поколения»

«Содержание и технологии метапредметного образования в школе как средство реализации ФГОС нового поколения»

«Содержание и технологии метапредметного образования в школе как средство реализации ФГОС нового поколения»

«Содержание и технологии метапредметного образования в школе как средство реализации ФГОС нового поколения»

«Содержание и технологии метапредметного образования в школе как средство реализации ФГОС нового поколения»

«Содержание и технологии метапредметного образования в школе как средство реализации ФГОС нового поколения»

«Содержание и технологии метапредметного образования в школе как средство реализации ФГОС нового поколения»

«Содержание и технологии метапредметного образования в школе как средство реализации ФГОС нового поколения»
Скачать файл