Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.
Иконка файла материала Содержание работы социального педагога в.doc
Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении              Содержание   работы   социального   педагога   в соответствии   с   квалификационной     характеристикой определяется   ее   педагогической   направленностью.   Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути   представляет   собой   комплекс   мероприятий   по воспитанию,   образованию,   развитию   и   социальной   защите личности   в   учреждениях   и   по   месту   жительства обучающихся.                Однако сам выбор мероприятий не произволен, а обусловлен   предварительно   полученными   данными,   которые нуждаются   в   анализе   и   социально­педагогической интерпретации.   Поэтому   определенное   время   в деятельности   социального   педагога,   особенно   на начальном   этапе,   занимает   изучение   психолого­медико­ педагогических   особенностей   личности   обучающихся   и социальной   микросреды,   условий   жизни.   В   процессе изучения выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология   семей,  их   социокультурный   и   педагогический портрет и др. Поэтому в методическом багаже социального педагога   значительное   место   занимают   диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.              Совершенно   очевидно,   что   диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики. Также большой   интерес   представляют   разные   отчеты,   справки, таблицы,   документы,   медицинские   карты   учащихся   ипрочее,   что   всегда   имеется   в   наличии   в   любом образовательном   учреждении.   Используются   также специфические методы социальной работы, такие как метод социальной   биографии   семьи,   личности,   а   также   со­ циальная   история   микрорайона,   диагностика   социальной среды.          В   ситуации,   когда   «все   всё   знают»   и   поэтому скептически   относятся   к   исследованиям   социального педагога, оказывается необходимым заручиться поддержкой коллег­учителей,   психологов,   муниципальных   работников, сотрудников   правоохранительных   органов,   наконец, родителей   и   самих   учащихся.   Для   этого   любое исследование   начинается   с   предварительного   обоснования его   необходимости,   задач,   прогноза   относительно результатов,   составления   плана­графика,   нормативного оформления в виде приказа или распоряжения руководителя учреждения,   инструктажей   и   информационных   сообщений, разъяснения участникам их прав и назначении исследова­ ния.   Здесь   уместно   напомнить,   что   разъяснения   и информирование   о   результатах   могут   быть   полными   и неполными, но всегда должны быть правдивыми.                  В процессе исследования социальный педагог может   получить   совершенно   конфиденциальную   информацию, поэтому   его   действия   определяются   профессиональным долгом и этическим кодексом.                Социальный   педагог   организует   и   проводит консультации по вопросам прав и обязанностей, имеющихся льгот и пособий, предлагает возможные варианты решения проблем   участников   образовательного   процесса,   обес­печивает   социальную   помощь   и   поддержку,   используя   всю совокупность имеющихся правовых возможностей и средств. Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений   людей,   социальный   педагог   дифференцирует выявленные   проблемы   и   «выводит»   на   их   решение социальных   работников,   специалистов   различного   профиля и   ведомственной   подчиненности.   Устанавливая   контакт   с семьей,   побуждает   ее   к   участию   в   совместном   решении проблем,   помогает   людям   использовать   собственные ресурсы, резервные возможности муниципалитета для пре­ одоления трудностей.                Социальный   педагог   выполняет   посредническую функцию   в   установлении   связей   и   контактов   семьи   и специалистов  —  психологов,   социальных   работников, врачей,   юристов,   представителей   органов   власти   и общественности.   Для   этого   необходимы   налаженные   связи социального педагога с различными социальными службами микрорайона,   района,   города,   учреждениями   и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга   обязанностей   административных   органов,   их местонахождение   и   телефоны.   Только   при   этих   условиях можно   оказать   действительно   эффективную   помощь   детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении,   отдыхе,   материальной   помощи,   психокоррекции, патронаже,   обеспечении   жильем,   пособиями,   пенсиями   и других   видах   социальной   помощи.   Социальный   педагог оформляет   сберегательные   вклады,   решает   вопросы   по использованию   имущества   и   ценных   бумаг   обучающихся  — сирот   и   оставшихся   без   попечения   родителей,   выступаетпредставителем   образовательного   учреждения   и   того   или иного   обучающегося   или   сотрудника   в   судебных   и   ад­ министративных   инстанциях,   обеспечивает   экстренную помощь попавшим в трудную ситуацию. При этом социальный педагог самостоятельно определяет задачи, формы, методы социально­педагогической работы, способы решения личных и   социальных   проблем,   меры   социальной   защиты   и социальной помощи, реализации прав и свобод граждан.                Важное   место   в   деятельности   социального педагога занимают стимулирование и собственно развитие социально   ценной   деятельности   обучающихся   и   взрослых, поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, со­ циальных проектов и программ.           Педагогическая поддержка социальных инициатив детей   и   взрослых,   создание   условий   для   их самостоятельного   выбора,   его   стимулирования,   развития готовности   и   способности   действовать   на   основе постоянного творческого поиска и умения выходить из си­ туации   выбора   без   стресса   в   современных   условиях являются   насущной   задачей   в   воспитательной   работе образовательных   учреждений,   испытывающих   дефицит   новых форм и методик. Это тем более важно, что «во весь рост» встала   проблема   эффективности   воспитания,   соответствия основных   направлений   и   приоритетов   воспитательной работы   природе   детства,   семейным,   национальным   и российским социокультурным традициям.                Под   социальной   инициативой   понимается деятельность,   направленная   на   преобразование социокультурной   среды   в   интересах   гармонизациисоциального   поля   ребенка,   учитывающая   историко­ культурный   опыт   и   современное   состояние   теории   и практики   социально­педагогической   работы,   порождающая новое   содержание,   методы,   формы   и   технологии   работы   с детьми,   молодежью,   семьями,   общинами,   эксклюзивными группами населения, обществом.1                Социально значимая деятельность детей  ­  это забота   о   больных,   инвалидах   и   бедных.   Также   это благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей,   работа   в   службах   социальной   защиты, благоустройство города поселка, двора, охрана природы и памятников   культуры,   проведение   игр   и   творческих занятий   с   детьми   и   другое,   все,   что   способствует личностному   и   профессиональному   самоопределению подростка,   приобщает   его  к  ценностям   волонтерского движения в социальной сфере.                    В   качестве   авторов   социальной   инициативы выступают отдельные личности, коллективы, учреждения и объединения   всех   типов  и  видов,   государственные   и муниципальные   органы   управления,   другие   юридические лица   всех   форм   собственности.   Подросток   должен   пройти школу   такого   социального   участия,   когда   от   простого приобщения   к   реализуемым   социально   ценным   инициативам он проходит путь к социальному творчеству и организации практических дел и мероприятий, разработке и внедрению проектов, существенно меняющих отношения и образ жизни, ценностные   ориентации   и   мотивацию   своей   жизни   и   жизни 1   Никитина Л.  Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников, №1, ­ 2001, стр.34окружающих   его   людей.   Именно   развитие   социально активной   личности   и   является   той   скрепляющей   идей, которая   позволяет   объединить   усилия   разных   людей, организаций, учреждений и ведомств, обеспокоенных буду­ щим России.                Основной   целью   деятельности   социального педагога в плане поддержки социальных инициатив детей и взрослых   является   гражданское   становление   детей,   их духовно­нравственное   и   патриотическое   воспитание   через создание в образовательном учреждении, на его базе или в   микрорайоне   интегративной,   межведомственной   модели педагогической поддержки детско­молодежных общественных объединений.   Для   этого   социальный   педагог   проводит большую работу по:  разъяснению   государственной   политики   в   области детско­молодежного   движения,   оказанию   помощи   в программировании   и   проектировании   деятельности детско­молодежных   общественных   объединений   через регулярно  организуемые  методические  семинары,  сборы и смены;   организации   активного   сотрудничества общественных   объединений   с   государственными структурами,   спонсорами,   неправительственными организациями, средствами массовой информации; разработке   и   проведению   системы   мероприятий, обеспечивающих   новое   наполнение   внеурочной воспитательной   работы   с   учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ;       созданию   эффективной   системы   материально­ финансовой,   организационной,   юридической,   научно­ методической   и   иной   поддержки   социально   значимой деятельности   общественных   объединений   в образовательных   учреждениях;   обеспечение   бюджетного финансирования   организации   и   координации   детско­ молодежного движения; установлению   и   развитию   контактов   с   детскими   и молодежными общественными объединениями, в том числе через   организацию   международных   и   внутрироссийских обменов представителями детско­молодежного движения; решению   вопросов   занятости   детей   и   молодежи, оказанию помощи в самостоятельной организации досуга и развлечений; созданию   системы   подготовки   лидеров   детских   и молодежных общественных объединений; содействию молодежному предпринимательству; совершенствованию   системы   эстетического воспитания   детей,   развитию   профессионального   и самодеятельного художественного творчества молодежи; поддержке   талантливой   молодежи,   творчески способных   детей   в   реализации   их   собственной художественной и созидательной природы.          Социальный педагог сам разрабатывает и доводит до   их   принятия   и   реализации   социально­педагогические проекты   и   программы   и   оказывает   методическую   и организационную   помощь   инициативным   группам   общест­ венности, детям и взрослым в этом сложном деле. Следуетотметить,   что   программирование  —  один   их   наиболее сложных   видов   профессиональной   деятельности   любого специалиста,   показатель   его   высшей   квалификации   и мастерства.   Несмотря   на   то,   что   в   учебных   заведениях программированию   специально   не   учат,   владение   этими специальными умениями и навыками совершенно необходимы, поэтому   социальный   педагог   должен   нарабатывать   их   сам непосредственно в практической деятельности.          Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых,   социальный   педагог   использует   различные моральные   и   материальные   средства   стимулирования   их инициативы, добивается общественного признания значимых новаций, внедрения их в жизнь. Учитывая реалии рыночной экономики,   он   вовлекает   коммерческие   структуры, предприятия   в   инновационную   деятельность, финансирование   социально­педагогических   проектов. Содействует развитию семейно­соседских форм кооперации, межшкольных,   межпроизводственных   форм   делового сотрудничества   в   интересах   социального   оздоровления   и культурного обновления условий жизни.         Поиск финансовых средств  для внедрения в жизнь проектов   и   программ   также   занимает   много   времени   в деятельности   социального   педагога.   Это   достаточно трудный,   специфический   вид   деятельности,   называемый фандрайзингом.  Неправильно   полагать,   что   функция социального   педагога  —  придумать   что­то   ценное   и интересное и предложить идею начальству, которое должно изыскать средства в необходимом объеме.  Кстати, многиесоциальные педагоги не умеют рассчитывать бюджет своего проекта и не считают необходимым это делать.           Ни один спонсор не будет иметь дело с автором проекта,   не   знающим,   что   сколько   стоит,   и   не   умеющим аккуратно   и   квалифицированно   отчитаться   по   финансовым вопросам.   Поэтому   на   первых   этапах   работы   социальному педагогу   нужен   грамотный   помощник  —  экономист   или бухгалтер. Многочисленные конкурсы программ и проектов разного   уровня,   проводимые   различными     ведомствами   и фондами,   знаменуют   собой   наступление   нового   этапа  — рынка социальных проектов, где социально­педагогические проекты   и   программы   в   отношении   детей   и   молодежи особенно   приоритетны.   Овладение   социальным   педагогом навыками   программирования,   экономического   обсчета   и фандрайзинга   существенно   повышает   его конкурентоспособность как специалиста на рынке труда и его продукции на рынке социальных проектов и программ.                  Содержание   профессиональной   деятельности социального   педагога   необъятно,   и   мы   сделали   попытку лишь   очертить   ее   контуры.   Реальная   же   работа социального   педагога   не   вписывается   ни   в   какие   схемы. Вот   почему   такое   большое   значение   придается   личности социального   педагога,   его   профессиональной   ком­ петентности,   психологической   закалке   и   моральным качествам.                В конечном счете вся деятельность социального педагога   должна   способствовать   созданию   обстановки психологического   комфорта   и   безопасности   личности обучающихся,   обеспечению   охраны   их   жизни   и   здоровья,установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.        Профессиональная успешность социального педагога определяется   результативностью   его   деятельности   и   ее общественным признанием.1 1 Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание  школьников, №1, ­ 2001, стр.36