Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.
Содержание работы социального педагога в
образовательном учреждении
Содержание работы социального педагога в
соответствии с квалификационной характеристикой
определяется ее педагогической направленностью. Это
означает, что вся его профессиональная деятельность по
сути представляет собой комплекс мероприятий по
воспитанию, образованию, развитию и социальной защите
личности в учреждениях и по месту жительства
обучающихся.
Однако сам выбор мероприятий не произволен, а
обусловлен предварительно полученными данными, которые
нуждаются в анализе и социальнопедагогической
интерпретации. Поэтому определенное время в
деятельности социального педагога, особенно на
начальном этапе, занимает изучение психологомедико
педагогических особенностей личности обучающихся и
социальной микросреды, условий жизни. В процессе
изучения выявляются интересы и потребности, трудности и
проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении,
типология семей, их социокультурный и педагогический
портрет и др. Поэтому в методическом багаже социального
педагога значительное место занимают диагностические
методики: тесты, опросники, анкеты и др.
Совершенно очевидно, что диагностический
инструментарий социального педагога включает в себя как
социологические, так и психологические методики. Также
большой интерес представляют разные отчеты, справки,
таблицы, документы, медицинские карты учащихся ипрочее, что всегда имеется в наличии в любом
образовательном учреждении. Используются также
специфические методы социальной работы, такие как метод
социальной биографии семьи, личности, а также со
циальная история микрорайона, диагностика социальной
среды.
В ситуации, когда «все всё знают» и поэтому
скептически относятся к исследованиям социального
педагога, оказывается необходимым заручиться поддержкой
коллегучителей, психологов, муниципальных работников,
сотрудников правоохранительных органов, наконец,
родителей и самих учащихся. Для этого любое
исследование начинается с предварительного обоснования
его необходимости, задач, прогноза относительно
результатов, составления планаграфика, нормативного
оформления в виде приказа или распоряжения руководителя
учреждения, инструктажей и информационных сообщений,
разъяснения участникам их прав и назначении исследова
ния. Здесь уместно напомнить, что разъяснения и
информирование о результатах могут быть полными и
неполными, но всегда должны быть правдивыми.
В процессе исследования социальный педагог
может получить совершенно конфиденциальную информацию,
поэтому его действия определяются профессиональным
долгом и этическим кодексом.
Социальный педагог организует и проводит
консультации по вопросам прав и обязанностей, имеющихся
льгот и пособий, предлагает возможные варианты решения
проблем участников образовательного процесса, обеспечивает социальную помощь и поддержку, используя всю
совокупность имеющихся правовых возможностей и средств.
Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и
отношений людей, социальный педагог дифференцирует
выявленные проблемы и «выводит» на их решение
социальных работников, специалистов различного профиля
и ведомственной подчиненности. Устанавливая контакт с
семьей, побуждает ее к участию в совместном решении
проблем, помогает людям использовать собственные
ресурсы, резервные возможности муниципалитета для пре
одоления трудностей.
Социальный педагог выполняет посредническую
функцию в установлении связей и контактов семьи и
специалистов — психологов, социальных работников,
врачей, юристов, представителей органов власти и
общественности. Для этого необходимы налаженные связи
социального педагога с различными социальными службами
микрорайона, района, города, учреждениями и
общественными объединениями, хорошее знание структур и
круга обязанностей административных органов, их
местонахождение и телефоны. Только при этих условиях
можно оказать действительно эффективную помощь детям,
нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве,
лечении, отдыхе, материальной помощи, психокоррекции,
патронаже, обеспечении жильем, пособиями, пенсиями и
других видах социальной помощи. Социальный педагог
оформляет сберегательные вклады, решает вопросы по
использованию имущества и ценных бумаг обучающихся —
сирот и оставшихся без попечения родителей, выступаетпредставителем образовательного учреждения и того или
иного обучающегося или сотрудника в судебных и ад
министративных инстанциях, обеспечивает экстренную
помощь попавшим в трудную ситуацию. При этом социальный
педагог самостоятельно определяет задачи, формы, методы
социальнопедагогической работы, способы решения личных
и социальных проблем, меры социальной защиты и
социальной помощи, реализации прав и свобод граждан.
Важное место в деятельности социального
педагога занимают стимулирование и собственно развитие
социально ценной деятельности обучающихся и взрослых,
поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, со
циальных проектов и программ.
Педагогическая поддержка социальных инициатив
детей и взрослых, создание условий для их
самостоятельного выбора, его стимулирования, развития
готовности и способности действовать на основе
постоянного творческого поиска и умения выходить из си
туации выбора без стресса в современных условиях
являются насущной задачей в воспитательной работе
образовательных учреждений, испытывающих дефицит новых
форм и методик. Это тем более важно, что «во весь рост»
встала проблема эффективности воспитания, соответствия
основных направлений и приоритетов воспитательной
работы природе детства, семейным, национальным и
российским социокультурным традициям.
Под социальной инициативой понимается
деятельность, направленная на преобразование
социокультурной среды в интересах гармонизациисоциального поля ребенка, учитывающая историко
культурный опыт и современное состояние теории и
практики социальнопедагогической работы, порождающая
новое содержание, методы, формы и технологии работы с
детьми, молодежью, семьями, общинами, эксклюзивными
группами населения, обществом.1
Социально значимая деятельность детей это
забота о больных, инвалидах и бедных. Также это
благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых
людей, работа в службах социальной защиты,
благоустройство города поселка, двора, охрана природы и
памятников культуры, проведение игр и творческих
занятий с детьми и другое, все, что способствует
личностному и профессиональному самоопределению
подростка, приобщает его к ценностям волонтерского
движения в социальной сфере.
В качестве авторов социальной инициативы
выступают отдельные личности, коллективы, учреждения и
объединения всех типов и видов, государственные и
муниципальные органы управления, другие юридические
лица всех форм собственности. Подросток должен пройти
школу такого социального участия, когда от простого
приобщения к реализуемым социально ценным инициативам
он проходит путь к социальному творчеству и организации
практических дел и мероприятий, разработке и внедрению
проектов, существенно меняющих отношения и образ жизни,
ценностные ориентации и мотивацию своей жизни и жизни
1
Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание
школьников, №1, 2001, стр.34окружающих его людей. Именно развитие социально
активной личности и является той скрепляющей идей,
которая позволяет объединить усилия разных людей,
организаций, учреждений и ведомств, обеспокоенных буду
щим России.
Основной целью деятельности социального
педагога в плане поддержки социальных инициатив детей и
взрослых является гражданское становление детей, их
духовнонравственное и патриотическое воспитание через
создание в образовательном учреждении, на его базе или
в микрорайоне интегративной, межведомственной модели
педагогической поддержки детскомолодежных общественных
объединений. Для этого социальный педагог проводит
большую работу по:
разъяснению государственной политики в области
детскомолодежного движения, оказанию помощи в
программировании и проектировании деятельности
детскомолодежных общественных объединений через
регулярно организуемые методические семинары, сборы
и смены;
организации
активного
сотрудничества
общественных объединений с государственными
структурами, спонсорами, неправительственными
организациями, средствами массовой информации;
разработке и проведению системы мероприятий,
обеспечивающих новое наполнение внеурочной
воспитательной
работы
с
учащимися
общеобразовательных школ и профессиональных училищ;
созданию эффективной системы материально
финансовой, организационной, юридической, научно
методической и иной поддержки социально значимой
деятельности
общественных
объединений
в
образовательных учреждениях; обеспечение бюджетного
финансирования организации и координации детско
молодежного движения;
установлению и развитию контактов с детскими и
молодежными общественными объединениями, в том числе
через организацию международных и внутрироссийских
обменов представителями детскомолодежного движения;
решению вопросов занятости детей и молодежи,
оказанию помощи в самостоятельной организации досуга
и развлечений;
созданию системы подготовки лидеров детских и
молодежных общественных объединений;
содействию молодежному предпринимательству;
совершенствованию
системы
эстетического
воспитания детей, развитию профессионального и
самодеятельного художественного творчества молодежи;
поддержке талантливой молодежи, творчески
способных детей в реализации их собственной
художественной и созидательной природы.
Социальный педагог сам разрабатывает и доводит
до их принятия и реализации социальнопедагогические
проекты и программы и оказывает методическую и
организационную помощь инициативным группам общест
венности, детям и взрослым в этом сложном деле. Следуетотметить, что программирование — один их наиболее
сложных видов профессиональной деятельности любого
специалиста, показатель его высшей квалификации и
мастерства. Несмотря на то, что в учебных заведениях
программированию специально не учат, владение этими
специальными умениями и навыками совершенно необходимы,
поэтому социальный педагог должен нарабатывать их сам
непосредственно в практической деятельности.
Содействуя развитию социальных инициатив детей и
взрослых, социальный педагог использует различные
моральные и материальные средства стимулирования их
инициативы, добивается общественного признания значимых
новаций, внедрения их в жизнь. Учитывая реалии рыночной
экономики, он вовлекает коммерческие структуры,
предприятия
в
инновационную
деятельность,
финансирование социальнопедагогических проектов.
Содействует развитию семейнососедских форм кооперации,
межшкольных, межпроизводственных форм делового
сотрудничества в интересах социального оздоровления и
культурного обновления условий жизни.
Поиск финансовых средств для внедрения в жизнь
проектов и программ также занимает много времени в
деятельности социального педагога. Это достаточно
трудный, специфический вид деятельности, называемый
фандрайзингом. Неправильно полагать, что функция
социального педагога — придумать чтото ценное и
интересное и предложить идею начальству, которое должно
изыскать средства в необходимом объеме. Кстати, многиесоциальные педагоги не умеют рассчитывать бюджет своего
проекта и не считают необходимым это делать.
Ни один спонсор не будет иметь дело с автором
проекта, не знающим, что сколько стоит, и не умеющим
аккуратно и квалифицированно отчитаться по финансовым
вопросам. Поэтому на первых этапах работы социальному
педагогу нужен грамотный помощник — экономист или
бухгалтер. Многочисленные конкурсы программ и проектов
разного уровня, проводимые различными ведомствами и
фондами, знаменуют собой наступление нового этапа —
рынка социальных проектов, где социальнопедагогические
проекты и программы в отношении детей и молодежи
особенно приоритетны. Овладение социальным педагогом
навыками программирования, экономического обсчета и
фандрайзинга
существенно
повышает
его
конкурентоспособность как специалиста на рынке труда и
его продукции на рынке социальных проектов и программ.
Содержание профессиональной деятельности
социального педагога необъятно, и мы сделали попытку
лишь очертить ее контуры. Реальная же работа
социального педагога не вписывается ни в какие схемы.
Вот почему такое большое значение придается личности
социального педагога, его профессиональной ком
петентности, психологической закалке и моральным
качествам.
В конечном счете вся деятельность социального
педагога должна способствовать созданию обстановки
психологического комфорта и безопасности личности
обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья,установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в
социальной среде.
Профессиональная успешность социального педагога
определяется результативностью его деятельности и ее
общественным признанием.1
1 Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание
школьников, №1, 2001, стр.36