Тема: Содержательное и организационно-педагогическое обеспечение преемственности
между начальной и основной
школой: проблемы и перспективы
Учитель начальных классов
МОУ Устьинская СОШ Мутасьевский филиал Тамбовская область, Моршанский район Морозова Т.Б.
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Проблема преемственности обучения в школе
Неполнота данных о выпускниках начальной школы
Немотивированность учителей на изучение данных о выпускниках начальной школы
Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста |
|
Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы |
|
Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой или их отсутствие в средней школе |
|
Рассогласование в сложности содержания образовательных программ |
Несоответствие оценок реальным результатам обучения |
|
|
|
|
Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
n образовательные программы и УМК;
n федеральный компонент государственного стандарта;
n организация учебного процесса;
n единые требования к учащимися; n положительная мотивация к предмету; n структура урока.
n изучение уровня подготовленности учеников 4-х классов через посещение уроков математики;
n анализ работ по математике за начальную школу на совместных заседаниях ШМО и формирование ОУУН (присутствуют педагоги математики, которые будут вести математику в 5-х классах);
n согласование требований оценивания по математике в начальной школе и в средней;
n согласование УМК по математике в начальной школе и в средней;
n проверка выполнения программы повторения за начальную школу и сопоставление результатов контрольных работ по математике за 4 класс и за 5 класс.
Замысел и концептуальные подходы:
1.Сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.
2. Краткое характеристика целей и результатов образования в начальной школе.
3. Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка (10-12 лет) 4. Краткая характеристика целей обучения в 5 классе основной школы.
5. Задачи педагогического коллектива в период адаптации школьников 5 классов.
6. Методические и организационные условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников.
7. Разновозрастное сотрудничество как педагогическое условие обеспечения перехода из начальной в основную школу.
8. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников как необходимое условие индивидуализации обучения.
9. Письменная дискуссия как средство работы со своей и чужой точками зрения.
10. Работа с « Картой знаний» как средство построения образовательной траектории учащихся.
11. Форма взаимодействия учителей начального и основного образования в адаптационный период.
Цель программы:
Создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие
учащимся адаптироваться в новой системе отношений.
Задачи:
1. Облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя.
2. Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую школьнику и учителю лучше понять друг друга.
3. Создать условия для организации прочных долговременных связей между педагогами начальной и основной школы. 4. Актуализировать мотивацию обучения, постоянно вырабатывать способность учащегося, брать на себя ответственность за успешность своего обучения
Для пятиклассников:
n помочь адаптироваться к «разноголосице» требований учителей – предметников;
n помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;
n помочь принять принять новую позицию – ученика основной школы;
n помочь детям принять «новых» учителей.
Для учителей:
n Снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу.
n Создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги.
n Помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Для родителей:
n снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;
n создать атмосферу сотрудничества;
n договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;
n выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов
Условия установления взаимосвязей последующих и предшествующих звеньев:
1. Единство целей и задач учебно-воспитательной работы
2. Общность понимания разными учителями показателей всестороннего развития молодого человека
3. Общность понимания законов развития, раскрывающие взаимоотношения обучения, воспитания, развития
4. Общность понимания учителями психолого-физиологических возрастных особенностей и потенциальных возможностей детей
5. Общность понимания учителями теории и практики своего предмета, его внутренней логики, основных понятий и их системы, видов и форм упражнений, их последовательности и взаимообусловленности.
Процентное соотношение учащихся 5 класса с нормальным, повышенным и высоким
уровнями тревожности
1 учащиеся с нормальным уровнем тревожности уровневое распределение учащихся учащиеся с повышенным уровнем тревожности учащиеся с высоким уровнем тревожности |
Эмоциональное состояние учащихся
5 класса
в начале адаптационного периода
тональность эмоционального состояния
тональность эмоционального состояния
Просьбы пятиклассников:
n Дайте время!
n Поймите меня!
n Уважайте меня!
n Помогите мне!
Очень многого не знаешь, никуда не успеваешь… Как учителя назвать?
( не один ведь – целых пять!) В переменку как суметь и поесть, и побалдеть? Расписанье – полотно! (не понятно ни-че-го!)
Сменку снова потерял… Где? Да-а… в памяти – провал!
В лабиринте кабинетов нет ни выхода, ни света!
Жизнь покажется ужасной,
Но угомонись, несчастный! Мы тебе поможем , друг!
Если станет страшно вдруг, Ты к любому обратись и приятно удивись:
10 лет – наш школьный стаж!
Пятачок! Ты просто – НАШ!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.