Содержательное и организационно-педагогическое обеспечение преемственности между начальной и основной школой: проблемы и перспективы.

  • pdf
  • 26.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Преемственность.pdf

Тема:  Содержательное и организационно-педагогическое обеспечение  преемственности

между  начальной и основной

школой: проблемы и перспективы 

Учитель начальных классов 

МОУ Устьинская СОШ Мутасьевский филиал Тамбовская область, Моршанский район Морозова Т.Б.

Преемственность между начальной и средней школой

 

Вход в начальную школу

 

Основной процесс – обучение в начальной школе

 

Выход из начальной школы. Вход в среднюю школу

 

Основной процесс – обучение в средней школе 

(5 класс, первая четверть)

 

Выход – результаты обучения в первой четверти,  5 класс

Проблема преемственности обучения в школе


Неполнота данных о выпускниках начальной школы

Немотивированность учителей на изучение данных о выпускниках начальной школы

Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста

 

Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы

Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой или их отсутствие в средней школе

Рассогласование в сложности содержания образовательных программ

Несоответствие оценок реальным результатам обучения

 

Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения

 

Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступление в противоречие с ранее

изученным в начальной школе

 

Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным  в начальной школе

 

Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-классе

Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах


Преемственность между начальной  школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

n  образовательные программы и УМК;

n  федеральный компонент государственного стандарта;

n  организация учебного процесса;

n  единые требования к учащимися; n положительная мотивация к предмету; n структура урока.

 

План мероприятий адаптационного периода

n  изучение уровня подготовленности учеников 4-х классов через посещение уроков математики;

n  анализ работ по математике за начальную школу на совместных заседаниях ШМО и формирование ОУУН (присутствуют педагоги математики, которые будут вести математику в 5-х классах);

n  согласование требований оценивания по математике в начальной школе и в средней;

n  согласование УМК по математике в начальной школе и в средней;

n  проверка выполнения программы повторения за начальную школу и сопоставление результатов контрольных работ по математике за 4 класс и за 5 класс.

 




Замысел и концептуальные подходы:

 

1.Сделать естественный процесс адаптации более интенсивным. 

2.   Краткое характеристика целей и результатов образования в начальной школе.

3.   Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка (10-12 лет) 4. Краткая характеристика целей обучения в 5 классе основной школы.

5.    Задачи педагогического коллектива  в период адаптации школьников 5 классов. 

 

6.    Методические и организационные условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников.

7.    Разновозрастное сотрудничество как педагогическое условие обеспечения перехода из начальной в основную школу.

8.    Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников как необходимое условие индивидуализации обучения.

9.    Письменная дискуссия как средство работы со своей и чужой точками  зрения.

10.         Работа с « Картой знаний» как средство построения образовательной траектории учащихся.

11.         Форма взаимодействия учителей начального и основного образования в адаптационный период.

 

Цель программы: 

 

Создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие

учащимся адаптироваться в новой системе отношений.

Задачи:

1.       Облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя.

2.       Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую школьнику и учителю лучше понять друг друга.

3.       Создать условия для организации прочных долговременных связей между педагогами начальной и основной школы. 4.  Актуализировать мотивацию обучения, постоянно вырабатывать способность учащегося, брать на себя ответственность за успешность своего обучения 

 

Для пятиклассников:

n   помочь адаптироваться к «разноголосице» требований учителей – предметников;

n   помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;

n   помочь принять принять новую позицию – ученика основной школы;

n   помочь детям принять «новых» учителей.

Для учителей:

n   Снизить     уровень    тревожности    учителя   перед незнакомыми    учащимися, сократить    период привыкания  к новому классу.

n   Создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги.

n   Помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.

Для родителей:

n   снять напряжение     родителей,    вызванное предстоящим учебным годом;

n   создать атмосферу сотрудничества;

n   договориться   о   способах    взаимодействия учителя с родителями в течение года;

n   выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов

 

Условия установления взаимосвязей последующих и предшествующих звеньев:

1.                         Единство целей и задач учебно-воспитательной работы

2.                         Общность понимания разными учителями показателей всестороннего развития молодого человека

3.                         Общность понимания законов развития, раскрывающие взаимоотношения обучения, воспитания, развития

4.                         Общность понимания учителями психолого-физиологических возрастных особенностей и потенциальных возможностей детей

5.                         Общность понимания учителями теории и практики своего предмета, его внутренней логики, основных понятий и их системы, видов и форм упражнений, их последовательности и взаимообусловленности.

Процентное соотношение учащихся 5 класса с нормальным, повышенным и высоким

уровнями тревожности

1 учащиеся с  нормальным уровнем тревожности уровневое распределение учащихся

учащиеся с повышенным уровнем тревожности учащиеся с высоким уровнем тревожности

Эмоциональное состояние учащихся

5 класса


в начале адаптационного периода

тональность эмоционального состояния

в конце адаптационного периода

тональность эмоционального состояния


Просьбы пятиклассников:

n  Дайте время!

 

n  Поймите меня!

 

n  Уважайте меня!

 

n  Помогите мне!

 

Акция  «Пятачок! Ты – наш!»


Очень многого не знаешь,  никуда не успеваешь… Как учителя назвать?

( не один ведь – целых пять!) В переменку как суметь  и поесть, и побалдеть?      Расписанье – полотно! (не понятно ни-че-го!)

     Сменку снова потерял…  Где? Да-а… в памяти –    провал!

 

В лабиринте кабинетов  нет ни выхода, ни света!

 Жизнь покажется ужасной, 

 Но угомонись,  несчастный!    Мы тебе поможем , друг!

 Если станет страшно вдруг,  Ты к любому обратись   и приятно удивись:

  10 лет – наш школьный стаж!

  Пятачок! Ты просто – НАШ!