Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 9 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
У р о к 14
СОЕДИНЕНИЯ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : соединения щелочных металлов.
Т р е б о в а н и я
в ы п у с к н и к о в .
у р о в н ю
п о д г о т о в л е н н о с т и
к
У м е т ь : составлять уравнения реакций с участием соединений
щелочных металлов; характеризовать связь между составом, строением
и свойствами веществ.
Ц е л ь : актуализировать знания о химических свойствах основных
оксидов, щелочей, солей; познакомить учащихся с применением
соединений щелочных металлов в быту и производстве, значением их в
жизнедеятельности организмов.
О б о р у д о в а н и е :
образцы поваренной соли,
сильвинита,
глауберовой соли, соды питьевой и кальцинированной, поташа;
растворы щелочей КОН и NaOH, солей FeCl2 и CuSО4, кислоты НСl;
индикаторов.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
О п р о с у д о с к и : химические свойства металлов.
У с т н ы й о п р о с : положение щелочных металлов в периодической
системе, особенности строения их атомов, физических свойств;
закономерности изменения физических и химических свойств щелочных
металлов с увеличением порядкового номера элемента; проверка упр.
1(а); обсуждение упр. 3.
II. Объяснение нового материала.
Оксиды и пероксиды щелочных металлов, как мы наблюдали на
прошлом уроке, с водой образуют щёлочи:
Значит, они имеют основный характер и могут реагировать скислотами и кислотными оксидами:
Пероксид натрия используют для регенерации кислорода воздуха в
замкнутых помещениях.
Оксид натрия можно получить восстановлением пероксида натрия:
Гидроксиды щелочных металлов – щёлочи, растворимые основания.
(Вспомните, с какими веществами они взаимодействуют.)
Посмотрите опыты и запишите соответствующие уравнения реакций
(демонстрация опытов):
Запишите уравнения реакций NaOH с СО2:
(питьевая сода);
(кальцинированная сода).
Соли натрия и калия имеют большое значение в химическом
производстве: из хлорида натрия электролизом раствора получают
водород, хлор и гидроксид натрия; электролизом расплава – хлор и
натрий:
натрийтермии:
Калий получают из хлорида методом
III. Закрепление.
З а д а н и е . Прочитайте в учебнике (с. 46–48) о применении
поваренной соли, карбонатов натрия, глауберовой соли, поташа.
Учитель демонстрирует образцы веществ, ученики перечисляют
их значение.
Распознавание ионов К+ и Na+ проводится по окраске пламени,которую придают ему соединения, внесённые в пламя на нихромовой
проволоке: Na+ – жёлтое пламя; К+ – фиолетовое пламя.Домашнее
задание: § 11, упр. 1(б), 5.