Тема |
Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [ф],[ф’],буквами Ф, ф, развития речи, памяти, логического мышления |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Выделяют звуки [ф] и [ф’] из слов, характеризуют их, сравнивают, обозначают буквой, читают слоги и слова с изученной буквой. Различают парные по звонкости-глухости согласные звуки [в] – [ф] и [в’] – [ф’] в словах. Читают стихотворные тексты, выполняют задания к стихотворным текстам; озаглавливают тексты |
Личностные результаты |
Проявляют интерес к изучению нового |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач в художественных текстах; логические – умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: выразительно читают стихотворения, проявляют эмоции |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Буквы Ф, ф; звук [ф] и [ф’]; слого-звуковой анализ слова; парные по звонкости-глухости согласные звуки [в] – [ф] и [в’] – [ф’]; слоги-слияния; стихотворение, рассказ |
Образовательные ресурсы |
Нитки, шнурки. Предметные картинки |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
I. Организация начала урока |
Фронтальная. Словесный. |
Приветствие учащихся. Прозвенел звонок для нас! |
Приветствуют учителя. Организуют свое |
Проявляют эмоциональную отзывчивость |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
|
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Слово учителя |
Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнём и работать все начнем. – Проверим готовность к уроку |
рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
на слова учителя |
|
|
II. Речевая разминка |
Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка |
– Как фыркает кот? |
– Ф-ф-ф… |
Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
Коллективный. Правильное произношение звуков |
|
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Какой звук вы сейчас произнесли? – Давайте сформулируем для себя учебную задачу |
– [ф]. – Познакомиться со звуком [ф] и буквой его обозначающей, читать слова с новой буквой |
Формулируют вместе с учителем учебную задачу |
Фронтальный. Устные ответы |
|
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Слого-звуковой анализ слов (учебник, с. 71) |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, анализ слова |
– Что изображено на картинке? – Как можно сказать о шарфе, если он маленький? Выполните слого-звуковой анализ слов шарф и шарфик, используя схемы. – Выделите звук [ф]. Охарактеризуйте его |
– Шарф. – Шарфик. Рассматривают схемы, выполняют слого-звуковой анализ слов шарф и шарфик. – Твердый согласный [ф] в слове шарф, мягкий согласный [ф’] – шарфик |
Выполняют слого-звуковой анализ слов с опорой на схемы-модели слов. Выделяют звуки [ф] и [ф’]в процессе слого-звукового анализа слов и характеризуют их |
Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова |
|
2. Игра «Кто внимательный?» |
Коллективная. Словесный. Игра |
– Найдите одинаковый звук в словах: фартук, фотоаппарат, фонарик, флаг, телефон, ферма, асфальт, флот, фотография? |
Слушают слова, распознают одинаковый звук [ф], [ф’] |
Распознают
звуки [ф] |
Коллективный. Устные ответы, игра |
|
3. Игра «Твердый – мягкий» |
Коллективная. Словесный, практический. Игра |
– Какой звук – твердый или мягкий в словах: Федя, шофер, фабрика, фуфайка, фикус, светофор, финиш, флаг, ферма, телефон? |
Слушают слова, показывают синюю карточку, если звук [ф] твердый, зеленую – звук [ф’] мягкий |
Различают
твердый звук [ф] и мягкий звук [ф’] в словах. Умеют обозначать мягкость |
Коллективный. Игра, устные ответы |
|
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Филин в чаще ух да ух! У зайчишки замер дух. Бедный заинька не спал, Под кустом всю ночь дрожал |
Выполняют действия по тексту под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
|
4. Знакомство с буквой Ф |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы |
– На что похожа буква (эф) Ф? Всем известно без подсказки: Буква Ф – как ключ из сказки. Никогда его у нас Не отнимет Карабас. Филин – два огромныхглаза – Букву Ф напомнит сразу. Лупоглазый целит взгляд, Словно фотоаппарат. В. Степанов |
Находят букву Ф на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Из нитки или шнурка выкладывают букву Ф |
Находят букву Ф на «ленте букв». Моделируют ее из нитки или шнурка |
Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
|
|
|
– Выложите букву Ф из нитки или шнурка |
|
|
|
|
5. Чтение слогов и слов(учебник, с. 71) |
Фронтальная. Словесный. Чтение |
– Прочитайте слоги и слова. – Какие звуки обозначены буквой ф? Охарактеризуйте их |
Читают слоги и слова. – Согласные, глухие, бывают твердый и мягкий |
Выделяют звуки [ф] |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
|
6. Чтение стихотворения А. С. Пушкина (учебник, с. 71) |
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа |
– Прочитайте стихотворение выразительно. – Как вы понимаете фразу: «Все флаги в гости будут к нам»? |
Читают стихотворение. Обсуждают вопрос |
Выразительно читают стихотворение, высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению товарищей |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
|
7. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 70) |
Фронтальная, парная. Словесный, наглядный, практический. Беседа по иллюстрации |
– Рассмотрите рисунки, назовите средства
передвижения – Для каких целей они служат? – Подготовьте сообщение об истории флота |
– Пассажирский лайнер (пароход, теплоход), линкор (военный корабль), подводная лодка; ледокол – прокладывает дорогу кораблям во льдах; парусник, лодка |
Извлекают необходимую информацию из рисунков. Для ответов привлекают имеющиеся знания, в связи с их ограниченностью, планируют работу с дополнительной информацией и подготовку сообщения |
Фронтальный, парный. Устные ответы |
|
8. Работа со стихотворением А. С. Пушкина (учебник, с. 70) |
Коллективная, индивидуальная. Словесный. Чтение, заучивание |
– Прочитайте стихотворение. Выучите его наизусть |
Читают стихотворение, заучивают наизусть (хором) |
Выразительно читают стихотворение. Развивают память, заучивая наизусть стихотворение |
Коллективный, индивидуальный. Чтение наизусть |
|
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо все выше, выше |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления. Активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
|
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа со стихотворением В. Берестова (учебник, с. 72) |
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа |
– Прочитайте текст стихотворения и озаглавьте его. – Сколько цветов у светофора? – Что каждый из них означает? – Выполняете ли вы сигналы светофора? |
Читают стихотворение, озаглавливают, отвечают на вопросы |
Осмысленно читают стихотворение, озаглавливают текст. Воспроизводят известную информацию, проявляют готовность выполнять Правила дорожного движения |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
|
2.
Чтение слогов – слияний (учебник, |
Фронтальная. Словесный. Чтение |
– Прочитайте слоги-слияния. – Сопоставьте попарно слоги с буквами ф и в. Что вы заметили? |
– Звуки [ф] и [ф’]являются глухими, парными по глухости и звонкости со звуками [в], [в’] |
Устанавливают сходство и различие в произнесении [ф] и [в], [ф’] и [в’]. Различают парные по звонкости-глухости согласные звуки [в] – [ф] и [в’] – [ф’] |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
|
3. Чтение антонимов (учебник, с. 72) |
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа |
– Прочитайте пары слов. Сравните их |
Читают. – Противоположные слова |
Объясняют значение противоположных по смыслу слов |
Фронтальный. Устные ответы |
|
4. Чтение стихотворения В. Берестова (учебник, с. 72) |
Коллективная, индивидуальная. Словесный. Чтение, заучивание |
– Во что одет фокусник? – Объясните значение слова фрак. – Что фокусник превратил в букет? – Кто выскочит из букета? – Что это: фокус или чудо? – Выучите стихотворение |
Читают стихотворение, отвечают на вопросы, заучивают наизусть (хором) |
Осмысленно и выразительно читают стихотворение, соблюдая интонацию и знаки препинания. Грамотно оформляют ответы на вопросы. Развивают память, заучивая наизусть стихотворение |
Коллективный, индивидуальный. Чтение наизусть, устные ответы |
|
5. Работа с рассказом Б. Житкова «Светофор» (учебник, с. 73) |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, пересказ |
– Что удивило мальчика и его маму? – Что ответил им шофер? – Как мальчик догадался, что обозначает каждый сигнал светофора? – Прочитайте рассказ в лицах. – Перескажите текст |
Читают рассказ, отвечают на вопросы. Повторно читают рассказ по ролям. Пересказывают текст |
Осмысленно читают текст рассказа, соблюдая интонацию. Выразительно читают в лицах. Отвечают на вопросы по содержанию текста. Пересказывают текст, соблюдая логику |
Фронтальный, индивидуальный. Чтение, устные ответы, пересказ |
|
6. Работа с «лентой букв» (учебник, с. 73) |
Фронтальная, парная. Словесный. Беседа |
– Определите место буквы фна «ленте букв». – Расскажите друг другу о расположении букв |
– Согласная, глухая, |
Определяют и обосновывают место новой буквы на «ленте букв» |
Фронтальный, парный. Устные ответы |
|
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа |
– Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок |
Отвечают на вопросы учителя |
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.