МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ №2» ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ЕЖЕГОДНЫЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС
МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
«ИСТОКИ МАСТЕРСТВА»
СРЕДИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ ПО ФГОС
Номинация: «ЛУЧШАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФГОС НОО/ООО»
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ
НА ТЕМУ «СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Х], [Х`],
БУКВА Х. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.ЗНАКОМСТВО С ТРУДОМ ХЛЕБОРОБОВ.»
Работу выполнила:
Шашерина Ирина Игоревна,
учитель начальных классов
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа-лицей №2» города Армянска Республики Крым
Армянск – 2015
Тема: Звуки[х], [х']. Буквы Х, х, закрепление. Знакомство с трудом хлебороба.
Цель: закрепить знания о букве Х, о звуках [х], [х`], создать условия для развития умения дифференцировать слоги и слова с буквой Х, формировать умения звукового анализа слов, навыки правильного, осознанного чтения, учить читать слоги, слова, предложения с буквой Х; развивать фонетический слух, коммуникативные навыки, формировать познавательный интерес, обогащать словарный запас учащихся, учить работать в парах, группах, сообща, прививать любовь к чтению, развивать внимание, память, мышление ; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба
Планируемые результаты:
v Предметные: научатся вычленять в словах звуки [х], [х`], производить звукобуквенный анализ слов, читать слоги, слова и предложения с буквой Х, находить слова с этой буквой.
v Метапредметные:
- Познавательные УУД: научатся осуществлять поиск и выделение нужной информации в учебнике, карточках, на доске, пользоваться знаками, символами, высказываться в устной и письменной форме;
- Регулятивные УУД: научатся формулировать и понимать учебную задачу урока, составлять план и последовательность действий, использовать речь для регуляции своей деятельности;
- Коммуникативные УУД: научатся ставить вопросы, слушать и понимать речь собеседника, выслушивать мнения одноклассников, доказывать собственное мнение, оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям.
v Личностные: научатся проявлять интерес к учебному материалу, развивать учебные мотивы познавательных интересов, готовность к сотрудничеству, артистические навыки.
Оборудование: фотографии сельскохозяйственной техники, рисунки с изображением хлебобулочных изделий в корзинке, изображение каравая, колосья пшеницы, образцы гербария пшеницы и ржи, карточки со словами из пословицы для работы в группе, веселая буква Х, карточки с буквами.
Ход урока:
1. Организационный момент. Включение в учебную деятельность. Сообщение темы и задач урока
Встаньте ровно. Улыбнитесь друг другу, мысленно подарите добрые слова, уверенность в себе.
Сегодня на уроке мы закрепим знания о букве «ха», будем читать слоги, слова с ней, предложения.
Фонетическая разминка. Развитие речевого аппарата.
2. Актуализация опорных знаний. Эмоциональный настрой урока
– Работа над загадкой о хлебе.
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место.
– Как вы думаете, о чём мы ещё будем говорить на уроке? (Учащиеся высказывают своё мнение) Верно, о хлебе, о труде хлеборобов.
– Стихотворение о хлебе, подготовленное дома, читают дети.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он хлебушко душистый!
Вот он, теплый, золотистый!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло:
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем
– Так что даёт нам хлеб? (здоровье, силу)
3. Первичное восприятие и осознание нового материала
– Звуковой анализ слова «хлеб».
– В слове «хлеб» звук [х] – твёрдый, но он бывает и мягким [х'].
Игра. Приготовьте ладошки. Я называю слова. Если слышите мягкий согласный [х'] – хлопайте в ладоши, если [х] – твёрдый – не хлопайте. (смех, хитрость, халат, хорёк, химик, уха, хоккей, хирург, холодильник)
– Найдите на рисунке слова со звуками [х'], [х] и определите позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце).
– Продолжим разговор о хлебе. Из чего получают хлеб?
– Исследовательская работа. Изучение гербария (пшеница, рожь).
Рассматривание детьми и сравнивание колосков пшеницы и ржи. Что у них общего и чем они отличаются?
Но из зёрнышек пшеницы и ржи делают не только хлеб. Какие же ещё хлебные изделия делают из зёрнышек?
– Рассмотрите рисунок каравая. Что это за хлеб? Работа над лексическим значением слова.
Каравай — хлеб, который редко едят каждый день. Символ настоящего славянского праздника, он готовится только по особенным датам и требует для своего изготовления как большого количества разных продуктов, так и настоящего мастерства от кулинара. На какие праздники пекут каравай?
– Игра «Хлебные ворота».
Я принесла корзинку, а что там мы узнаем, когда построим хлебные ворота. (Два ученика берут в руки 2 колоска и образуют ворота, в которые будут входить дети. Поют песенку.)
Ай, лю – ли, ай, лю – ли
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше
Получилась красота,
Получились непростые,
Хлебные ворота.
Проходите, кто хотите,
И слова вы проносите.
Надо достать из корзинки хлебное изделие, назвать предмет и его признак, пройти через ворота. (В мешочке лежат: батон, булочка, буханка, колобок, печенье, пирожок, ватрушка, пряник, бублик, сушка)
Все слова сказали дружно, ворота закрыть нам нужно.
– Работа над скороговоркой «Бублик, батон и баранку пекарь испёк спозаранку».
– Работа в группах. Составить из слов пословицу.
«Без труда хлеб не родится никогда». Как вы её понимаете?
– Беседа о труде хлеборобов.
Хлеб не растёт в поле готовый. Чтобы его вырастить, надо приложить много труда. Люди, которые выращивают хлеб, называются хлеборобы, мукомолы, пекари. Труд этот очень тяжёлый, его надо уважать. Поэтому вы, ребята, должны ценить и беречь хлеб, как самое дорогое богатство. Недаром хлеб – главный предмет на столе. Если есть хлеб – ты всегда будешь сыт.
– А какие же машины помогают хлеборобам?
С помощью этой машины можно вспахать землю. Зимой она помогает задерживать снег на полях. Какая это машина? ТРАКТОР.
Когда колос созреет, станет тяжелым, его надо косить, а то зёрнышки могут высыпаться. Опять помогает машина. Какая? КОСИЛКА.
И вот чудо-машина. Она и жнёт и веет, и собирает. КОМБАЙН.
Найдите их на фотографиях.
Физминутка
Представьте, что вы маленькие зёрнышки.
Вас посадили в землю (присели).
Из зёрен выросли колоски (поднимаемся, поднимаем руки).
Колоски переплетаются (руки Х).
Зёрнышки собрали, перемололи в муку (топаем).
Испечём из муки пирожки (лепим).
Поставим в печь.
4. Закрепление и осмысление знаний. Обобщение и систематизация
Найдите букву Х в кассе букв.
Возьмите карандаш и ручку, сложите букву Х.
Возьмите лист бумаги у вас на парте
Раз-листочек поднимаем
2-листочек загибаем (сложить пополам)
3-ещё разок свернули
на 4-развернули
Буква спрятана внутри. Кто догадлив? Назови!
Печатание буквы Х (Пишем её волшебными колосками(ручками): наклонная прямая слева направо и наклонная прямая справа налево)
У буквы Х весёлый характер, она никогда не бывает хмурой, очень любит хохотать. А смех продлевает жизнь, улучшает настроение.
– Прочитаем, как она смеётся.
Ха-ха-ха Ох-ох-ох
Хи-хи-хи Ах-ах-ах
Хо-хо-хо Ух-ух-ух
Хы-хы-хы
но может и вздыхать Ых-ых-ых
– Составление и чтение слов:
Она хитрая (спряталась в двух словах, найдите (лопух-пух).
Она хвастливая (я – самая хорошая, хочу всегда быть первой, подбиралась к словам и решила встать первой).
Было вкусное слово «салат» – превратилось оно вдруг в «халат».
– Работа по учебнику. Чтение детьми рассказа «Хлеб-всему голова». Вопросы по содержанию.
Рассказ учителя о ценности хлеба, о блокадном Ленинграде.
5. Итог урока. Рефлексия
Над какой буквой мы сегодня работали? А какая это буква? (Хитрая, хвастливая, хорошая, хохотушка).
Какие звуки она обозначает? Понравилось сегодня на хлебном поле? Где побывали? Что понравилось, запомнилось?
Почему надо относиться к хлебу бережно? Кто такие хлеборобы?
А на память о нашем уроке я угощу вас вкусным свежим хлебом, который испекли ваши родители.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.