СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Х], [Х`], БУКВА Х. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.ЗНАКОМСТВО С ТРУДОМ ХЛЕБОРОБОВ.

  • docx
  • 29.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала УРОК БУКВА Х.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ №2» ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

ЕЖЕГОДНЫЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС

МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

«ИСТОКИ МАСТЕРСТВА»

СРЕДИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ ПО ФГОС

 

Номинация: «ЛУЧШАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФГОС НОО/ООО»

 

 

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ

НА ТЕМУ «СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Х], [Х`],

БУКВА Х. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.ЗНАКОМСТВО С ТРУДОМ ХЛЕБОРОБОВ.»

 

Работу выполнила:

Шашерина Ирина Игоревна,

учитель начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа-лицей №2» города Армянска Республики Крым

                                                              

 

 

Армянск – 2015

Тема: Звуки[х], [х']. Буквы Х, х, закрепление. Знакомство с трудом хлебороба.

Цель: закрепить знания о букве Х, о звуках [х], [х`], создать условия для развития умения дифференцировать слоги и слова с буквой Х, формировать умения звукового анализа слов, навыки правильного, осознанного чтения, учить читать слоги, слова, предложения с буквой Х; развивать фонетический слух, коммуникативные навыки, формировать познавательный интерес, обогащать словарный запас учащихся, учить работать в парах, группах, сообща, прививать любовь к чтению, развивать внимание, память, мышление ; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба

Планируемые результаты:

v Предметные: научатся вычленять в словах звуки [х], [х`], производить звукобуквенный анализ слов, читать слоги, слова и предложения с буквой Х, находить слова с этой буквой.

v Метапредметные:

-       Познавательные УУД: научатся осуществлять поиск и выделение нужной информации в учебнике, карточках, на доске, пользоваться знаками, символами, высказываться в устной и письменной форме;

-       Регулятивные УУД: научатся формулировать и понимать учебную задачу урока, составлять план и последовательность действий, использовать речь для регуляции своей деятельности;

-       Коммуникативные УУД: научатся ставить вопросы, слушать и понимать речь собеседника, выслушивать мнения одноклассников, доказывать собственное мнение, оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям.

v Личностные: научатся проявлять интерес к учебному материалу, развивать учебные мотивы познавательных интересов, готовность к сотрудничеству, артистические навыки.

Оборудование: фотографии сельскохозяйственной техники, рисунки с изображением хлебобулочных изделий в корзинке, изображение каравая, колосья пшеницы, образцы гербария пшеницы и ржи, карточки со словами из пословицы для работы в группе, веселая буква Х, карточки с буквами.

 

 

 

                                                   Ход урока:

1. Организационный момент. Включение в учебную деятельность. Сообщение темы и задач урока

Встаньте ровно. Улыбнитесь друг другу, мысленно подарите добрые слова, уверенность в себе.

Сегодня на уроке мы закрепим знания о букве «ха», будем читать слоги, слова с ней, предложения.

Фонетическая разминка. Развитие речевого аппарата.

2. Актуализация опорных знаний. Эмоциональный настрой урока

Работа над загадкой о хлебе.

Рос сперва на воле в поле.     

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,              

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто,   

В магазине занял место.

– Как вы думаете, о чём мы ещё будем говорить на уроке? (Учащиеся высказывают своё мнение) Верно, о хлебе, о труде хлеборобов.

– Стихотворение о хлебе, подготовленное дома, читают дети.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Вот он хлебушко душистый!

Вот он, теплый, золотистый!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло:

Сколько рук его растило,

охраняло, берегло.

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем

Так что даёт нам хлеб? (здоровье, силу)

3. Первичное восприятие и осознание нового материала

Звуковой анализ слова «хлеб».

– В слове «хлеб» звук [х] – твёрдый, но он бывает и мягким [х'].

Игра. Приготовьте ладошки. Я называю слова. Если слышите мягкий согласный [х'] – хлопайте в ладоши, если [х] – твёрдый – не хлопайте. (смех, хитрость, халат, хорёк, химик, уха, хоккей, хирург, холодильник)

Найдите на рисунке слова со звуками [х'], [х] и определите позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Продолжим разговор о хлебе. Из чего получают хлеб?

Исследовательская работа. Изучение гербария (пшеница, рожь).

Рассматривание детьми и сравнивание колосков пшеницы и ржи. Что у них общего и чем они отличаются?

Но из зёрнышек пшеницы и ржи делают не только хлеб. Какие же ещё хлебные изделия делают из зёрнышек?

Рассмотрите рисунок каравая. Что это за хлеб? Работа над лексическим значением слова.

Каравай — хлеб, который редко едят каждый день. Символ настоящего славянского праздника, он готовится только по особенным датам и требует для своего изготовления как большого количества разных продуктов, так и настоящего мастерства от кулинара. На какие праздники пекут каравай?

Игра «Хлебные ворота».

Я принесла корзинку, а что там мы узнаем, когда построим хлебные ворота. (Два ученика берут в руки 2 колоска и образуют ворота, в которые будут входить дети. Поют песенку.)

Ай, лю – ли, ай, лю – ли

 Наши руки мы сплели.

 Мы их подняли повыше

 Получилась красота,

 Получились непростые,

 Хлебные ворота.

 Проходите, кто хотите,

 И слова вы проносите.

Надо достать из корзинки хлебное изделие, назвать предмет и его признак, пройти через ворота. (В мешочке лежат: батон, булочка, буханка, колобок, печенье, пирожок, ватрушка, пряник, бублик, сушка)

Все слова сказали дружно, ворота закрыть нам нужно.

Работа над скороговоркой «Бублик, батон и баранку пекарь испёк спозаранку».

Работа в группах. Составить из слов пословицу.

«Без труда хлеб не родится никогда». Как вы её понимаете?

Беседа о труде хлеборобов.

Хлеб не растёт в поле готовый. Чтобы его вырастить, надо приложить много труда. Люди, которые выращивают хлеб, называются хлеборобы, мукомолы, пекари. Труд этот очень тяжёлый, его надо уважать. Поэтому вы, ребята, должны ценить и беречь хлеб, как самое дорогое богатство. Недаром хлеб – главный предмет на столе. Если есть хлеб – ты всегда будешь сыт.

А какие же машины помогают хлеборобам?

С помощью этой машины можно вспахать землю. Зимой она помогает задерживать снег на полях. Какая это машина? ТРАКТОР.

Когда колос созреет, станет тяжелым, его надо косить, а то зёрнышки могут высыпаться. Опять помогает машина. Какая? КОСИЛКА.

И вот чудо-машина. Она и жнёт и веет, и собирает.  КОМБАЙН.

Найдите их на фотографиях.

Физминутка

Представьте, что вы маленькие зёрнышки.

Вас посадили в землю (присели).

Из зёрен выросли колоски (поднимаемся, поднимаем руки).

Колоски переплетаются (руки Х).

Зёрнышки собрали, перемололи в муку (топаем).

Испечём из муки пирожки (лепим).

Поставим в печь.

4. Закрепление и осмысление знаний. Обобщение и систематизация

Найдите букву Х в кассе букв.

Возьмите карандаш и ручку, сложите букву Х.

Возьмите лист бумаги у вас на парте

Раз-листочек поднимаем

2-листочек загибаем (сложить пополам)

3-ещё разок свернули

на 4-развернули

Буква спрятана внутри. Кто догадлив? Назови!

Печатание буквы Х (Пишем её волшебными колосками(ручками): наклонная прямая слева направо и наклонная прямая справа налево)

У буквы Х весёлый характер, она никогда не бывает хмурой, очень любит хохотать. А смех продлевает жизнь, улучшает настроение.

 

Прочитаем, как она смеётся.

Ха-ха-ха                                                    Ох-ох-ох

Хи-хи-хи                                                   Ах-ах-ах             

Хо-хо-хо                                                   Ух-ух-ух

Хы-хы-хы

но может и вздыхать                               Ых-ых-ых 

Составление и чтение слов:

Она хитрая (спряталась в двух словах, найдите (лопух-пух).

Она хвастливая (я – самая хорошая, хочу всегда быть первой, подбиралась к словам и решила встать первой).

Было вкусное слово «салат» – превратилось оно вдруг в «халат».

Работа по учебнику. Чтение детьми рассказа «Хлеб-всему голова». Вопросы по содержанию.

Рассказ учителя о ценности хлеба, о блокадном Ленинграде.

5. Итог урока. Рефлексия

Над какой буквой мы сегодня работали? А какая это буква? (Хитрая, хвастливая, хорошая, хохотушка).

Какие звуки она обозначает? Понравилось сегодня на хлебном поле? Где побывали? Что понравилось, запомнилось?

Почему надо относиться к хлебу бережно? Кто такие хлеборобы?

А на память о нашем уроке я угощу вас вкусным свежим хлебом, который испекли ваши родители.