«СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Оценка 5

«СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Оценка 5
Мероприятия
docx
изобразительное искусство +1
Детсад—11 кл
03.01.2020
«СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Сохранение традиционной духовности и нравственности является приоритетной задачей обучения детей на художественном отделении Студенокской детской школы искусств. Главной педагогической идеей стало приобщение подрастающего поколения к культуре родного края через исследование и изучение особенностей традиционной национальной культуры. Одним из инструментов решения данной задачи в нашей школе становится анимационное образование через создание мультфильмов, рассказывающих о культурных ценностях родного края, о семейных и духовных традициях.
статья НПК-2019 Лысенко.docx

«СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

 

Лысенко Елена Александровна

 

Преподаватель изобразительного и декоративно-прикладного искусства высшей категории, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Победитель Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств 2016»

Региональный представитель проекта Анимационная летопись «Герои моей семьи – герои моей страны» по Курской области

 

муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Студенокская детская школа искусств» Железногорского района Курской области, деревня Студенок

 

 

Сохранение традиционной духовности и нравственности является приоритетной задачей обучения детей на художественном отделении Студенокской детской школы искусств. Главной педагогической идеей стало приобщение подрастающего поколения к культуре родного края через исследование и изучение особенностей традиционной национальной культуры. Одним из инструментов решения данной задачи в нашей школе становится анимационное образование через создание мультфильмов, рассказывающих о культурных ценностях родного края, о семейных и духовных традициях.

С 2013 года творческой группой преподавателей Студенокской ДШИ ведётся большая работа по приобщению подрастающего поколения к культуре Курского края через проведение интегрированных внеклассных мероприятий, рассказывающих об особенностях культуры Курского края, для обучающихся и преподавателей всех отделений ДШИ и учащихся общеобразовательных школ и детских садов. Частью таких культурно-просветительских бесед становится знакомство детей с историей возникновения глиняного чуда нашего края - Кожлянской игрушки, просмотром фотографий её первых образцов и знакомством с современными образами, обсуждением особенности ее формы и росписи.

Затем все участники беседы приглашаются в «Мастерскую Кожлянской игрушки», где их ждут шаблоны игрушки из картона, баночки с гуашью, кисти, вода. Преподаватель на большом шаблоне из ватмана показывает приемы тонировки заготовки и росписи игрушки, объясняя значение каждого элемента. Практическое занятие проходит под звучание курской плясовой музыки, в атмосфере свободного творчества, где каждый ребенок может почувствовать себя мастером по росписи игрушки, не смотря на свою «нехудожественную» специальность (музыкант, хореограф, актер и т.д.), а дети, еще не обучающиеся в ДШИ, пробуют себя в роли художника. Обучающиеся художественного отделения продолжают своё погружение в культуру родного края во время урочной деятельности, в процессе лепки Кожлянской игрушки и использования её образа в различных декоративных композициях.

С 2016 года в нашей школе на базе художественного отделения образована анимационная студия «Палитра», в которой дети учатся создавать свои мультфильмы – самый понятный вид экранного искусства. Первой работой, объединившей их познание традиций культуры родного края и умение воспроизвести образцы народного промысла, стал мультфильм «Кожлянский соловей» (https://www.youtube.com/watch?v=T8Dbbh5S1Zs). Ребята самостоятельно разработали его сценарий, выбрали техники исполнения персонажей и фонов, придумали и озвучили рассказ о промысле, и исполнили на традиционных инструментах народные наигрыши. Все это дало результат, которым авторы остались очень довольны: они с удовольствием показывали мультфильм своим сверстникам, родственникам, знакомым, учителям образовательных школ, таким образом, не только закрепив в процессе создания фильма свои знания родной культуры, но и распространив их в более широкие массы. «Кожлянский соловей» стал Победителем в районном, областном, международном фестивале анимации, скоро этот мультфильм посмотрели и ребята – участники международной смены МДЦ «Артек».

В процессе работы по созданию этого фильма образ Кожлянской игрушки очень полюбился детям, и мы решили на его основе создать свою современную авторскую многофункциональную игрушку в технике валяния из шерсти – Народного зайчика, объединившую в себе два народных промысла в одном декоративно-прикладном произведении. В процессе применения в росписи поверхности Зайчика элементов Дымковского, Городецкого, Жостовского народных промыслов получалась новая игрушка. Трансформируется и вид прикладного изделия, дети с удовольствием изготавливают: зайку-брелок для рюкзачка, зайку-значок, зайку-игрушку или зайку-термос. Композиция «Народные зайчики» отмечена Дипломом призёра за II место во Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества детей «ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ» (г. Тамбов, 2018 г.) и вошла в фонд Галереи детского декоративно-прикладного творчества. В настоящее время ведётся работа по созданию анимационной заставки с Народными зайчиками к мультфильмам студии «ПАЛИТРА».

В настоящее время работа по созданию анимационных работ, рассказывающих о культурных традициях нашего края, продолжается. Художественное отделение Студенокской ДШИ стало региональной площадкой по Курской области федерального Проекта Анимационная летопись «Герои моей семьи – герои моей страны», реализуемого в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы».

Вдохновлённые циклом мультфильмов студии МЕТРОНОМФИЛЬМ «Колыбельные мира», мы с ребятами создали фильм «Люли» (https://vk.com/videos-101433200?z=video-101433200_456239039%2Fpl_-101433200_-2) по мотивам курской колыбельной, которую слышали в детстве от наших мам и бабушек. Цель этой работы не только познакомить зрителей с одним из образцов песенной культуры Курского края, но и показать зрителям, что через колыбельные песни идёт передача нравственных идеалов от одного поколения к другому, а декоративно-прикладное искусство оказывает положительное воздействие на душевное состояние человека, формирует правильное отношение личности к окружающему миру и отражает материальные и духовные интересы людей многих поколений. Этот мультфильм стал частью Всероссийской анимационной летописи «Герои моей семьи – герои моей страны» и получил Специальный приз «За самый нежный мультфильм».

Продолжением темы бережного сохранения традиционного прикладного искусства, передачи народного наследия от старшего поколения к младшему стал мультфильм «Масленица и кот» (https://vk.com/videos-101433200?z=video-101433200_456239041%2Fpl_-101433200_-2), рассказывающий о любимом празднике всех детей, который создавался участниками анимационной студии вместе со своими родителями, бабушками и дедушками.

По задумке авторов хранящиеся в семьях бесценные образцы прикладного искусства в виде связанных бабушками воротничков, кружевных салфеток, скатертей, варежек, носочков, свитеров перевоплощаются в новые образы, становятся основой фонов фильма и обретают в нём новую жизнь. И даже сделанная очень давно руками дедушки кукольная мебель стала частью этого фильма. Персонажи же создавались специально к этому мультфильму, и этот процесс стал площадкой по обмену опытом: дети и молодёжь учились под руководством мам и бабушек вязать крючком и спицами, а они в свою очередь узнавали у ребят приёмы работы в технике «жёсткий» гобелен.

Совместное творчество с родителями, бабушками и дедушками сближает семейные поколения, преподаёт «живой» урок патриотизма. Дети учатся любить свою семью, свою землю, дорожить своей историей, а старшее поколение чувствует себя интересным и нужным своим детям, внукам. Мультфильм также вошел в Анимационную летопись, демонстрировался на различных фестивальных площадках в 20-то регионах России и был награждён Специальным призом «За оригинальную вязаную технику».

Дальнейшее распространения и укрепления духовно-нравственных ценностей в более широкой аудитории зрителей происходит через проведение фестивалей детского анимационного творчества.

Первые фестивали прошли на базе нашей школы и были приурочены к значимым патриотическим датам: Дню Победы и Дню народного единства. Показы тематических анимационных фильмов, созданных детскими и семейными студиями из разных уголков России, поддерживались выступлениями учащихся школы с музыкальными, поэтическими и хореографическими номерами патриотической тематики, с объяснением преподавателей историй их возникновения, повествованием авторов фильмов о том, как на основе архивных семейных рассказов рождались сюжеты и как работа над созданием того или иного мультфильма повлияла на их мировоззрение. Зрители, в свою очередь, с теплом принимали каждый показанный мультфильм, пропуская его через свои сердца. Особенно удивительно было, когда вдруг они стали подпевать колыбельной из мультфильма «Люли» - настолько она оказалась родной для ребят и взрослых из разных семей.

Также в рамках фестивалей прошли тематические выставки творческих работ не только обучающихся художественных отделений города Железногорска и Железногорского района, но и их преподавателей, родителей, бабушек и дедушек. Были представлены живописные работы и графика, вышитые бисером и резные деревянные иконы, валянные из шерсти и вязаные изделия декоративно-прикладного искусства, персонажи и фоны к демонстрируемым мультфильмам.

В последствие такие фестивали проводились уже на площадках других образовательных организаций и учреждений культуры, увлекая новым видом детского и семейного творчества более широкую аудиторию зрителей. Таким образом, большее количество детей и молодёжи знакомятся с наследием культуры родного края.

Необходимым условием успешности работы по сохранению традиционной духовности и нравственности детей и молодёжи через анимационное творчество является создание и своевременное освещение событий и мероприятий (анонсы творческих встреч и показов; публикация фильмов, созданных авторами, итоги их участия в фестивалях и конкурсах) на официальном сайте школы и на информационной площадке отделения в социальных сетях (https://vk.com/club101433200), тесное взаимодействие со СМИ.

 

Библиографический список

-        Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре.  М.: «Коллекция М», 2003

-        Неменский Б. М. Мудрость красоты.  М., 1987

-        Неменский Б. М. Педагогика искусства. Москва «Просвещение».  2012

-        Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

-        Терещенко А.В. История культуры русского народа. Москва, ЭКСМО, 2007

«СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

«СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

«СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

«СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

«СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

«СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2020