Тема: Наиболее распространенные барьеры общения
Цель: описать наиболее распространенные барьеры общения
План:
1. Определить понятие «барьеры в общении»
2. Описать наиболее распространенные барьеры в общении
Эффективность общения во многом зависит от готовности воспринимать мир и окружающих людей такими, какие они есть. Однако на пути непредвзятого восприятия окружающих вещей, людей и событий встают психологические барьеры. Они как фильтры, линзы ограничивают и искажают восприятие мира.
Барьеры в общении – это трудности психологического характера, появляющиеся во время общения, которые служат причиной конфликтов и мешают взаимопониманию собеседников. Иногда желаемое общение между партнерами почему-то не складывается. Причинами могут быть внешние ограничения или более глубокие, внутренние противоречия. Неумение преодолевать многочисленные трудности, которые встают перед любым человеком в общении, приводит к эмоциональным срывам, подрыву физического и психического здоровья.
Чаще всего нам мешают общаться следующие барьеры:
1. Демонстрация разницы позиций.
К этому барьеру относится высокомерная манера вести себя - сознательное или подсознательное стремление поставить себя выше другого. Это может выражаться в прямом принижении собеседника: угрозы, обвинение, приказы, оскорбительные прозвища, пренебрежение («Такое мог сказать только идиот», «Ну, что с тебя возьмешь?»). Иногда этот барьер возникает помимо воли человека, если он использует менторский тон, категоричность, нравоучение, совет другому, когда его не просят. Совет в этом случае - скрытый показ - превосходства («Я-то знаю, а ты - нет, вот и поучись у меня»).
2. Непонимание интересов, состояния собеседника, его отношения к другим людям, вещам, событиям.
Барьер возникает при общении с людьми, которые имеют большую потребность в общении, которые готовы «уморить» людей своей болтовней, когда люди не совсем расположены слушать.
3. Конфликтогенные черты.
С некоторыми людьми просто не хочется общаться - возникает барьер, причиной которого является их бесцеремонность, бестактность, фамильярность, эгоизм, раздражительность, склонность к гневу и т. д.
4. Оценочные суждения.
Каждый неосознанно склонен судить, оценивать и одобрять или не одобрять то, о чем говорится. Однако, когда человек склонен давать свою безапелляционную оценку действиям или чертам характера партнера по общению, он заставляет собеседника занять оборонительную позицию.
5. Переход с роли на личность.
Часто встречается как в формальном, так и в неформальном общении: критикуется, например, не плохая работа или ошибки сотрудника, ученика и даже собственного ребенка, а его личность. Например, «Ты ленивый и безответственный»; «У тебя никогда ничего не получается». Негативная оценка личности в целом вызывает агрессию, обиду или чувство безнадежности (все равно у меня никогда ничего не получается, зачем стараться?).
6. Отсутствие внимания и интереса со стороны партнера по общению.
Можно вспомнить историю, рассказанную Д. Майерсом о фермере, продавшем мула. Покупатель подал мулу несколько команд, но тот их не выполнил. Тогда он говорит фермеру: «Слушай, твой мул глух». Фермер не сказал ни слова, взял дубинку, врезал мулу между глаз и что-то прошептал ему на ухо. Мул рявкнул и помчался. Покупатель был поражен и спросил у фермера: «Зачем ты долбанул его дубинкой?» «Фермер ответил: «Сперва надо привлечь его внимание...». Люди временами похожи на этого мула — так трудно привлечь их внимание. С развитием прессы и рекламы они научились отключаться от всего, что не представляет для них интереса. Эти привычки ещё более затрудняют процессы коммуникации.
После того как вы привлекли внимание человека, важно вызвать у него интерес. Интерес возникает, когда он осознаёт значение сообщения для себя. Есть два способа вызвать интерес. Первый – воздействовать на положительные мотивы поведения людей. Нужно убедить их в том, что они смогут получить желаемое. Второй – воздействие на отрицательные мотивы. Нужно показать им, как предупредить нежелательное развитие событий.
Таким образом, мы определили, что барьеры в общении – это трудности психологического характера, появляющиеся во время общения, которые служат причиной конфликтов и мешают взаимопониманию собеседников.
Наиболее распространенными барьерами общения, являются: Демонстрация разницы позиций; Непонимание интересов, состояния собеседника, его отношения к другим людям, вещам, событиям; Конфликтогенные черты; Оценочные суждения; Переход с роли на личность; Отсутствие внимания и интереса со стороны партнера по общению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.