Сообщение из опыта работы. «Исследовательская деятельность в работе со старшими дошкольниками»

  • docx
  • 17.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Все мы хотим.docx

Сообщение из опыта работы.

«Исследовательская деятельность в работе со старшими дошкольниками»

 

Все мы хотим, чтобы наши дети росли сообразительными, любознательными. Именно любознательность лежит в основе развития познавательной активности, которая обеспечивает целенаправленное, осознанное освоение окружающего мира. Ученые доказали, что эффективным средством развития познавательной активности является организация поисковой деятельности, так как именно она является естественным состоянием ребенка.

Дети по своей природе исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление к познанию окружающего мира - важнейшие черты детского поведения. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.  При этом  решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой эти знания приобретаются. В исследованиях Н.Поддъякова, А.Савенкова и др.  отмечается необходимость включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия,  предоставления им возможности самостоятельного приобретения знаний.

В ходе поисковой деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи. В ней ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания, освоения и применения. Исследовательская деятельность способствует  проявлению индивидуальных возможностей ребенка, направлена на развитие его интеллектуальной и эмоционально - волевой сфер. В процессе данной деятельности складываются условия не только для успешного формирования системы знаний, но и для развития таких базисных характеристик личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность,  творчество.

Серьезные попытки отечественной педагогики проследить и описать механизм детского экспериментирования в дошкольном возрасте обнаруживаются уже в 50-е годы. К этому времени относятся работы Е.А.Флериной.  проанализировав свои наблюдения за тем, как дети лепят из глины, она утверждает, что «Глина позволяет  «скульптору» пробовать, переделывать, сминать. Поиски ребенка, работающего с глиной, наглядны и выразительны».    Этот процесс поиска нужного решения Е.А. Флерина и называла    экспериментированием.

Серьезный шаг в развитии представлений об экспериментировании детей дошкольного возраста связан с именем Н.Н. Поддъякова, который в качестве основного вида исследовательской деятельности детей выделяет экспериментирование, «истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста». По мнению ученого в основе детского экспериментирования лежит природное любопытство, которому человек обязан своим появлением в процессе эволюции в качестве человека. Он называл эту деятельность «бескорыстным экспериментированием» и считал ее показателем умственной активности ребенка. Без нее, полагал ученый, невозможно нормальное интеллектуальное и  творческое развитие детей. «Сохранить, поддержать, развить это природное качество – склонность к экспериментированию – и есть наиважнейшая задача педагогов», - утверждал Н.Поддъяков.

Современная наука расширила рамки представлений о детском экспериментировании. Доктор педагогических и психологических наук А.И. Савенков считает, что ребенок дошкольного возраста способен к элементарной исследовательской деятельности. В своих исследованиях он доказал, что старшие дошкольники способны формулировать проблему и строить гипотезы. В отличие от экспериментирования исследовательская деятельность включает в себя гораздо больше составляющих. Помимо собственно экспериментирования, в нее входит умение получать сведения из самых разных источников, обрабатывать и перерабатывать их,   обобщать и классифицировать. Исследование предполагает постановку проблемы, ее проверку и анализ результатов.  Кроме того,  исследовательская деятельность  требует от ребенка корректировки поведения в зависимости от результатов экспериментирования  и имеющихся знаний.

Н.А.Короткова, Т.И.Гризик, Л.М.Кларина   считают, что в процессе детского экспериментирования у детей развивается чувство инициативы, умение придумывать интересный замысел, создавать вещь, общаться,  слаженно действовать со сверстниками. Удовлетворяя свою любознательность, ребенок расширяет представления о мире, начинает овладевать культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину. По мнению ученых, в исследовательской деятельности ребенок перестает быть пассивным «получателем» информации, а выступает самостоятельным и инициативным субъектом познания.

Таким образом, ученые одним из эффективных условий развития познавательной активности дошкольников считают организацию поисковой деятельности.

На протяжении ряда лет, анализируя результаты обследования старших дошкольников, отмечали недостаточный уровень развития их познавательной активности.

Понимая  значимость поисковой деятельности в познавательном развитии детей, поставили перед собой цель:

 Обеспечить высокий уровень развития познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности.

 

В основу системы работы положили следующие принципы:

 - развития (исследуя, экспериментируя, ребенок расширяет границы познания. В условиях данной деятельности ребенок максимально самореализуется, а педагог – партнер, опираясь на детский природный потенциал, помогает осуществить поиск, стимулирует развитие дарований, внутренних духовных сил ребенка).

- природосообразности образовательной деятельности  (поисково – исследовательская деятельность позволяет развивать в ребенке то, что заложено самой природой.  Самостоятельный поиск решения поставленной проблемы позволяет дошкольнику ощутить свою значимость в социальном мире).

           - диалогического общения (знакомясь с доступными методами исследования, дошкольник исподволь вступает в диалог со взрослым, сверстниками, стараясь поделиться каждой крупицей добытых им знаний).

- взаимного развивающего влияния педагога и ребенка  (взрослый и ребенок - партнеры, они равноправные участники одного дела, вместе выдвигают свои гипотезы, обогащая опыт друг друга, взаимно способствуя развитию лучших человеческих качеств).

         - доверительного сотрудничества (доверительность вызывает у ребенка желание подключиться к исследовательской деятельности в качестве полноправного партнера. Появляется осознание причастности к совместному делу, переживание радости, удовлетворенности от расширения индивидуального опыта).

         Вся работа осуществлялась в несколько этапов с детьми старшей и подготовительной групп.

Целью первого этапа было определение исходного уровня познавательной активности  детей, создание условий для полноценной реализации цели.

Обследование детей старшей группы в начале учебного 2015-2016 года показало:

Всего детей: 21

Параметры

Уровень(кол-во детей)

Низкий

Средний

Высокий

Наличие познавательного интереса

4

17

0

Умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы

9

10

2

Умение принять или самостоятельно поставить познавательную задачу

4

13

4

Проявление самостоятельности в процессе поиска решения задачи

3

15

3

Умение самостоятельно выдвигать гипотезы, решать проблемы

8

13

0

Проявление элементов творчества

1

18

2

Наличие навыков самоконтроля

6

12

3

 

Данные таблицы свидетельствуют, что у большинства детей не сформировано умение задавать вопросы, самостоятельно ставить познавательные задачи и осуществлять поиск их решения. Дети с трудом делали предположения, затруднялись в осуществлении самоконтроля.

По результатам диагностики были определены задачи, направленные на решение обозначенной проблемы:

v познакомить детей с вопросом, как формой приобретения информации, активизации познавательно – речевой активности;

v  учить формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание и без опоры на наглядные символы;

v учить ставить  простую познавательную задачу,  выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

v развивать познавательную инициативу, навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимопомощи в процессе поисковой деятельности.

Работу начали с создания предметно-развивающей среды. Большое внимание уделили тому, чтобы она предоставляла детям свободу для экспериментирования, была целесообразной, удобной, информационной, обеспечивающей эмоциональной настрой и гармоничные отношения между ребенком и окружающим миром. Мы постарались, чтобы  среда в  группе стала  полем познавательной деятельности, была разнообразна и насыщена «случайностями», требующими от ребенка поиска  способов познания.   

  Всю группу  поделили на предметные мини – центры по видам деятельности и областям знаний, где сосредоточены самые разнообразные средства и материалы для самостоятельной работы детей.  В этих мини – центрах дети имеют возможность заниматься математикой, изобразительной деятельностью, логическими играми, изучать природу, экспериментировать.  Обогатили  содержание экологического центра лабораторным оборудованием (микроскопы, лупы, часы, весы, термометры, магниты, бросовый и природный материалом, для хранения которого обычную коробку превратили в «волшебный сундук»).  Усложнили содержание  календаря природы, за счет использования условных знаков и моделирования. При создании  предметно-развивающей среды, учитывая характер поисковой деятельности, ее содержание оставляли   «открытым» для изменения или дополнения  детьми. Так   совместно с детьми были изготовлены макеты природных ландшафтов разных регионов ( Арктики, пустыни, леса, моря). Собран и оформлен коллекционный материал – семян, шишек, камней, разных материалов, раковин моллюсков. Развивающая предметная среда, созданная в группе  изменчива и  динамична в зависимости от сезона, изучаемой темы,  реализуемого проекта.

Комплекс задач по развитию познавательной активности у детей решали на втором этапе, опираясь на методику  к.п.н. Э. Барановой.

Работу начали  со знакомства детей с вопросом как формой приобретения информации, активизации речевой активности.  С этой целью использовали серию игр, в которых детям предлагалось задавать вопросы в свободной форме («Что в чудесном мешочке?»; « Вопрос – ответ»; « Визуальная Данетка»). Затем приступили к формированию умения формулировать вопросы  с опорой на наглядный материал. Для облегчения вводили визуальные знаки, обозначающие то или иное вопросительное местоимение, с которого следует начинать формулировку вопроса.  В общей сложности нами было использовано восемь пиктограмм. Пиктограммы  придумывали совместно с детьми. Данные визуальные знаки  помогали быстрее запомнить соответствующие слова и словосочетания, с которых должен начинаться вопрос: «Какой формы этот предмет? Какого цвета предмет? Какого размера предмет? Что с ним делают? Из какого он материала?»  Вводили их постепенно на протяжении пяти игр. Пиктограммы были изображены на карточках размером 15х15см., каждая имела свой цвет. Карточки с символами раскладывали  в поле зрения детей, предлагая задавать разные по форме вопросы. Дополнительно изготовили небольшие по размеру фишки таких же цветов – они выступали в качестве средств стимулирования к задаванию различных по оформлению вопросов.  С помощью разнообразных вопросов дети пытались выяснить, что лежит в мешочке, в коробочке, в шкафу. Например, визуальная игра «Данетка»,(на столе раскладывали разнообразные предметы, один из детей загадывал определенный предмет, а все остальные с помощью разнообразных вопросов пытались выяснить, какой же предмет он загадал).

На начальном этапе дети не могли сформулировать вопросы, а сразу выдвигали гипотезу: «Это машинка», « Это кубик».  Использование  пиктограмм  помогло детям научиться задавать разнообразные вопросы, позволяющие получить достаточно полную информацию об интересующем их предмете. Данные игры использовали в разных вариациях – дети менялись ролями, соревновались командами и т.д. Хорошим помощником на закрепление умения задавать вопросы стала игра КВН. В «Клубе веселых и находчивых» дети старались задавать  вопросы правильно и быстро на них отвечать, используя  как знакомые карточки, так и новые.

После овладения умением задавать вопросы с опорой на наглядное содержание приступили к обучению детей осуществлять целенаправленный поиск неизвестного с помощью вопросов без опоры на наглядность.

Содержанием этой работы было проведение игр, в которых без опоры на наглядные символы необходимо было выяснить, какой предмет спрятан. С этой целью использовали разные упражнения: «Задай вопрос незнакомому человеку»; «Задай вопрос литературному герою» (после чтения произведения); «Отгадай задуманное слово», « Угадай, что загадано» и т.д. Особенно детям понравилась игра «Отгадай задуманное слово», в которой один из детей загадывал слово и сообщал детям только его первый звук. Все остальные отгадывали задуманное слово с помощью разнообразных вопросов.

После того, как дети овладели умением задавать вопросы, приступили к формированию умения видеть проблему. Поиск проблемы – дело непростое. Многие ученые утверждают, что увидеть и сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем ее решить. Для развития у детей умения видеть проблему, осуществили подборку специальных упражнений, содержание которых было направлено на формирование умений наблюдать, рассматривать объект с разных точек зрения ставить простую познавательную задачу:  «Смотреть на мир чужими глазами»; «Сколько значений у предмета»; « Наблюдение очевидного»;  « Наблюдение настроения»; «Карусель»; « Волшебные превращения» и другие. Игра  «Сколько значений у предмета» способствовала обучению детей смотреть на объект с разных сторон, например, найти как можно больше вариантов  нетрадиционного, но при этом реального использования того или иного предмета (газеты, кирпича, мела и т.д.). Игра «Наблюдение очевидного»  упражняла в развитии способности к наблюдению (детям предлагалось рассмотреть хорошо знакомый предмет и рассказать, что видят их глаза в данную минуту, при этом исключались имеющиеся представления об этом предмете). Содержание данной работы помогало детям научиться вычленять имеющиеся затруднения, отсутствие определенных знаний, другими словами заставляло детей остановиться и задуматься.

Следующим шагом было развитие у детей умения выдвигать гипотезы, т.е. возможные варианты решения проблемы.  Ценность предположений, выдвигаемых детьми даже самых нелепых, провокационных в том, что они заставляют выйти их за рамки обыденных представлений. Мы учили детей задавать вопросы, размышляя над проблемой, для этого использовать такие слова, как:

·        может быть,

·        предположим,

·        допустим,

·        что если

·        и т.д.

 При этом мы направили усилия на развитие  оригинальности, а также таких личностных качеств, как решительность и смелость. Учили детей не бояться высказываться. С этой целью предлагали детям такие упражнения:  «Назови самые правдоподобные причины событий:

- На улице стало холодно (потому что наступила зима, подул холодный ветер, пошел сильный дождь и т.д.)

-                            Птицы улетели на юг ( потому что стало холодно, замерзли реки и озера, исчезли насекомые и т.д.)

Затем предлагали детям выдвигать неправдоподобные фантастические предположения этих же событий. И здесь начались затруднения, причиной которых стало недостаточный уровень развития воображения.

С целью его развития использовали методику ТРИЗ, работали с небылицами, перевертышами, сказками. К данной деятельности активно подключили родителей. Совместно с ними дети придумывали фантастическую версию какого – либо события и на занятии-дискуссии делились своими гипотезами.

В работе по развитию у детей умения выдвигать гипотезы использовали упражнения  на выявление   обстоятельств, при которых предметы могут быть полезными или бесполезными в разных условиях. Так на вопрос, при каких условиях будет полезна картонная коробка, дети отвечали: «Предположим,  мне стало страшно, я спрятался в картонной коробке»; « Я сложу в коробку игрушки»; « Если к коробке приделать колеса ( или крылья), в ней можно путешествовать»;   « Коробка может стать головой робота». Упражняя детей в придумывании обратного действия, предлагали вопрос:  «При каких условиях картонная коробка может быть совершенно бесполезна и даже вредна?». Ответы детей были разнообразными:  «Коробка размокнет, если пойдет дождь»;  «Коробка быстро сгорит, если начнется пожар»; « Коробка может порваться, если в нее положить тяжелый груз». Таким образом, дети учились высказывать различные предположения. Еще одним эффективным приемом было использование провокационных идей, когда детям предлагалось подумать и высказать предположение по поводу того, что случилось бы в фантастической ситуации («Представь, что слоны стали меньше кошек; что исчезла вода на земле, что люди стали великанами»).

После данной работы  мы приступили   к основному виду исследовательской деятельности – осуществлению детьми эксперимента.   Приступив к работе, столкнулись с проблемой организации взаимодействия детей между собой. Но ведь именно  взаимодействие детей друг с другом способствует развитию познавательного интереса, преодолению страха перед неудачей, возникновению потребности обратиться за помощью, стремлению оказать помощь товарищу. Поэтому в процессе работы данной проблеме мы уделяли особое внимание.

Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения гипотезы и полученных результатов.  Самые интересные  эксперименты для детей дошкольного возраста – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Занятия по опытно-экспериментальной деятельности проводили один-два раза в месяц по предварительно составленному перспективному плану. Содержание данной деятельности включало ознакомление детей с основными свойствами объектов неживой природы (воздух, вода, почва, магнит, камень).

Перед каждым экспериментом  проводилась определенная предварительная работа, направленная на первичное знакомство с тем или иным объектом: наблюдение в естественных условиях, чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций, коллекций, образцов и т.д. В элементарной опытнической деятельности дети знакомились со свойствами объектов, предметов, а затем, в процессе эксперимента решали стоящую пред ними проблемную задачу. Так, например, в совместной деятельности провели с детьми ряд опытов на знакомство со свойствами воздуха. )Итогом работы стало занятие – эксперимент по теме  «Как обнаружить воздух», в ходе которого, опираясь на полученные знания, дети самостоятельно решали проблему по обнаружению воздуха. Высказав свои предположения по поводу того, как и с помощью чего можно обнаружить воздух, ребята приступили к проверке гипотез. Объединившись в группы, с помощью взрослого дети подготовили необходимое оборудование (стаканы, емкости с водой, соломинки, шарики, флажки, полиэтиленовые мешочки, воронки, весы).  Первая группа с помощью воздушного шарика, определяла наличие воздуха в воде (по мере погружения воронки в воду шарик раздувался, что и доказывало наличие воздуха в воде.) Вторая группа детей для доказательства того, что воздух находится повсюду,  использовала полиэтиленовые мешочки. Остальные ребята в процессе экспериментирования пришли к выводу, что воздух не имеет цвета и запаха, но имеет вес.

Одной из наиболее интересных тем стало знакомство с магнитом, его свойствами,  использование человеком. Ребятам был предложен ряд опытов, позволяющих определить:

·        почему двигаются железные игрушечные машинки?

·        какие предметы притягивает магнит?

·        действует ли магнит в воде?

Данные опыты помогли детям выявить необычные свойства магнита. Поскольку работа с магнитом очень привлекала дошкольников, им была дана возможность самостоятельно попробовать, какие из окружающих их предметов магнит притягивает, а какие нет. Увлеченные работой ребята исследовали все пространство группы.

С целью проявления свойств магнита в  воде, на дно емкости с водой опускали различные предметы. Перед детьми была поставлены задачи: как достать  предметы,  не намочив рук? Как достать предметы, чтобы магнит и руки  остались сухими? В каждом случае дети выдвигали ряд предположений. Осуществлению самостоятельного экспериментирования  способствовали наводящие вопросы:  Можно ли притянуть скрепку магнитом через стекло? Только ли через стекло магнит притягивает к себе железные предметы? А через дерево? Как это проверить? Обобщив итоги опытов, дети пришли к выводу, что магнит  притягивает металлические предметы не только в воздухе, в воде, но  и через некоторые материалы ( стекло, дерево).

Не менее интересной была работа по знакомству детей с вулканами. Рассматривая фотографии, репродукции, ребята заинтересовались «дымящимися горами» и решили собрать о них информацию. Дети, превратившись в ученых, изготовили папку  «исследователя», в которую поместили все добытые из разных источников сведения о вулканах, придумали значки для кодирования полученной информации, чтобы в дальнейшем поделиться интересными фактами с окружающими.

В процессе работы по теме осуществляли опытническую деятельность. Исследовав пемзу, которая является продуктом извержения вулкана, убедились, что она очень легкая, так как в ней много дырочек, в которых скапливается воздух. В этом дети убедились, опустив кусочки пемзы в емкость с водой. Пемза не тонет. Кроме того, воспользовавшись имеющимися в группе весами, дети сравнили вес пемзы с весом других предметов.

       Дети имели возможность познакомиться с «извержением вулкана». Превратившись в ученых вулканологов,   в большую банку налили холодной воды, а маленькую бутылку до краев наполнили горячей и добавили в нее красную краску. Из веревки сделали ручку, привязав ее к горлышку бутылки так, чтобы петелька крутилась. Бутылку с горячей водой за веревочную петлю опускали в банку с холодной водой. За счет разницы температур, горячая вода, подкрашенная краской выплескивалась за края бутылки, создавая видимость «извержения вулкана». Тема вулканов оказалась настолько захватывающей, что ребята решили изготовить макет вулкана, используя бросовый материал.

В теплое время года экспериментирование продолжается на прогулках. В процессе наблюдений на экологической тропе дети «нашли волшебную шкатулку» с разнообразными камнями. Рассмотрев их, высказали предположения, что это сокровища Хозяйки Медной горы. Разнообразие камней вызвало у детей интерес.  Рассмотрев и поиграв с ними, решили создать «музей камней».      С целью развития тактильного восприятия изготовили с помощью родителей     ««Ящик ощущений». Обследуя его содержимое, дети рассказывали друг другу о своих ощущениях: камни гладкие, шершавые, угловатые, с острыми краями, теплые, холодные, тяжелые, легкие и т.д. Рассматривая камни через лупу, отчетливо видели кристаллики, трещины, узоры на камнях. Взяв в одну руку камень, а в другую пластилин сжимали обе ладошки и сравнивали, что произошло с камешком, а что с пластилином. Пробовали стучать камень о камень, комочком пластилина о камень, выявляли разницу между пластилином и камнем. Камень тверже пластилина.  Дети в самостоятельной деятельности активно использовали исследовательские умения для изучения свойств разных камней. Ребята с удовольствием путешествовали по «реке времени», знакомясь с использованием камня первобытным человеком (высекание искры для разжигания костра, постройка жилья и мебели),

Большую роль в развитии познавательной активности детей сыграла организация проектной деятельности.  В дошкольном возрасте проект - это «игра всерьез», которая учит думать необычно, оригинально, смело идти вперед,  «копать глубже»,  смотреть лучше. Метод проекта позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы.

Один из интересных проектов, который мы реализовали с детьми в подготовительной группе, назывался «Наш дом». Одной из составных частей данного проекта являлось знакомство детей с историей предметов  (мебель, посуда), используемых человеком в быту. С этой целью дети собирали информацию о том, какая посуда и мебель была в прошлом, проводили опыты на определение свойств материалов, из которых ее можно изготовить, создавали модель современной квартиры с гостиной, детской комнатой, спальней и кухней.

 На занятии по конструированию ребята изготавливали мебель из бросового материала.

Работа над проектом «Комнатные растения» способствовала ознакомлению детей с многообразием растений для дома, условиями их произрастания и  способами  размножения. Важным моментом являлась организация опытно-экспериментальной деятельности, в ходе которой дети самостоятельно определяли, что необходимо для нормального роста и развития растений, устанавливали зависимость между их внешним видом, формой, поверхностью листьев и способами ухода. Итогом проекта стала ярмарка-презентация выращенных детьми растений и консультирование по уходу за ними.

В процессе вышеописанной работы воспитанники нашей группы  не только овладевали способами познания окружающего мира, самостоятельного использования имеющихся знаний в новых условиях, но и приобретали навыки совместной творческой деятельности, учились договариваться, планировать предстоящую деятельность, доводить ее до логического завершения. Данная деятельность способствовала развитию творческих и коммуникативных способностей детей. В ходе ее реализации у ребят повысилась уверенность в своих силах:  не на словах, а на деле каждый из них почувствовал себя нужным, значимым.

В результате проведенной работы значительно вырос уровень познавательной активности детей, о чем свидетельствуют данные итоговой диагностики.

 

 

 

Всего детей: 21

Параметры

Уровень (кол-во детей)

Низкий

Средний

Высокий

сен.

2015

май

2016

сен.

2015

май

2016

сен.

2015

май

2016

Наличие познавательного интереса

4

0

17

15

0

6

Умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы

9

0

10

15

2

6

Умение принять или самостоятельно поставить познавательную задачу

4

0

13

14

4

7

Проявление самостоятельности в процессе поиска решения задачи

3

0

15

16

3

5

Умение самостоятельно выдвигать гипотезы, решать проблемы

8

0

13

15

0

6

Проявление элементов творчества

1

0

18

16

2

5

Наличие навыков самоконтроля

6

0

12

15

3

6

 Данные результаты  убеждают в важности осуществляемой деятельности и необходимости ее дальнейшего продолжения. С целью повышения ее эффективности планируем  активное привлечение родителей к данной работе.