Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22 имени Павла Федотовича Головко села Соленого муниципального образования Мостовский район
Сообщение на тему:
«Использование активных методов обучения при работе с младшими школьниками – главный ресурс формирования познавательной активности»
Подготовила Козырева О.А.,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 22
Как гласит китайская притча: «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».
Не секрет, что мы
запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
Объяснение простое: только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы обучения.
Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни.
Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений, при решении которых он учится находить выход из сложившейся проблемной ситуации. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Они имеют практическую направленность, строятся на игровом и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Для повышения активности и разнообразия мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний все этапы урока должны включать активные методы обучения.
В своём выступлении я хотела бы рассказать о некоторых методах обучения, которые использую на различных этапах уроков и как они позволяют мне эффективно решать конкретные задачи.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы. СЛАЙД 2
Вот несколько из них:
· Методы обобщения знаний.
· Методы релаксации.
· Методы подведения итогов.
СЛАЙД 3
Для систематизации и обобщения знаний
Использую такие методы, как «Кластер», «Синквейн», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская»
СЛАЙД 4 Метод «Составление кластера», может быть использован на разных этапах урока. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и возможность дополнить новыми знаниями.
СЛАЙД 5 Метод «Синквейн». Можно использовать на этапе обобщения знаний. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
СЛАЙД 6
И конечно не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы — «физкультминутки» позволят сделать это, не выходя из класса.
СЛАЙД 7
Например: метод «Четыре стихии» или «Земля, воздух, огонь и вода»
Учитель просит обучающихся по его команде
изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают и
делают глубокий вдох, а затем выдох. Все стараются услышать, как воздух входит
в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков
пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и
выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее
искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота –
естественный способ компенсировать недостаток кислорода.
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, и
почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить
на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть
верх или наоборот присесть. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте.
Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания,
и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и
уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом,
изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в
своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей.
Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают
мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы –
кисти рук, локти, плечи, колени и т.д.
Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
СЛАЙД 8
На заключительном этапе урока использую метод рефлексии, через который устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Так завершить урок, можно применив такие методы, как
«Ромашка» - 1. Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.
2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.
«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые:
еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему. Совет анализируется группой-соседкой.
«Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
Также на этапе рефлексии можно использовать приём синквейн.
Использование активных методов обучения на уроке
позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
• повысить объем выполняемой на уроке работы;
• усовершенствовать контроль знаний;
•рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
Уроки с использованием методов активного обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.
В заключении хочу напомнить, что в наших руках возможность создать такую атмосферу на уроке, чтобы каждому было интересно, чтобы дети уходили с урока с запасом знаний и точно знали, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.
СЛАЙД 9
Спасибо за внимание!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.