Администрация Верещагинского городского округа Пермского края
МБУ ДО «Верещагинская школа искусств»
Сообщение на тему: «Основные принципы организации самостоятельной работы ученика»
Подготовила: преподаватель МБУ ДО
«Верещагинская школа искусств»
Коробейникова Н.И.
г. Верещагино 2022 г
Основные принципы организации самостоятельной работы ученика.
План:
1. Основные проблемы воспитания самостоятельности музыканта.
2. Условия воспитания самостоятельности учащегося
3. Некоторые педагогические ошибки
4. Отношение к индивидуальности ученика и проблема самостоятельности
5. Используемая литература
Основные проблемы воспитания самостоятельности музыканта
Воспитание творческой самостоятельности молодого музыканта всегда было в центре внимания музыкальной педагогики. Педагогическая деятельность музыкантов – создателей современной исполнительской и педагогической школы также имеет своей целью воспитание самостоятельных, подготовленных к практической деятельности музыкантов - профессионалов. Одна из главных задач педагога – привить ученику самостоятельность мышления и умение самостоятельно работать.
Воспитать своего ученика хорошим музыкантом и тем самым подготовить его к самостоятельной практической работе – вот та основная задача, та цель, к которой, в конечном счете, стремится любой преподаватель. Не каждому, однако, удается достигнуть ее. При наличии достаточных музыкальных способностей причины несамостоятельности учащегося по окончании учебного заведения чаще всего кроются в недостатках работы учителя. Ведь не всегда из всей массы навыков, которые должен приобрести учащийся, педагог умеет отобрать и постоянно акцентировать в работе самые необходимые, первостепенно важные. А преподать их в наиболее эффективной форме, оставляя простор для самодеятельности ученика, чтобы приобретение знаний было творчеством, а не старательным заучиванием, удается немногим. Вместе с тем уровень подготовки музыканта зависит от всего комплекса его способностей, знаний, умений.
Предполагается, что зрелый музыкант равно чувствует и понимает музыку. Чувство и разум – непременные и главные движущие силы в работе музыканта. Сила чувства и глубина понимания музыки вместе с живостью воображения определяют художественный уровень воплощения любой музыкально – исполнительской задачи. Поэтому эмоциональность и интеллект учащегося представляются нам важнейшими качествами, которые нужно воспитывать в первую очередь.
Какими же путями идет воспитание этих качеств? Создается впечатление, что развитие эмоциональности происходит, преже всего, через воспитание умения слушать себя: именно слышание музыки и рождает в первую очередь эмоциональный отклик исполнителя. А становление интеллекта учащегося происходит наилучшим образом, если преподаватель путем обобщений подводит ученика к познанию закономерностей музыки.
Условия воспитания самостоятельности ученика
Рассмотрим некоторые условия, обязательные для воспитания самостоятельности музыканта.
Необходимость исполнительской практики. Концертные выступления во всевозможных формах чрезвычайно и одинаково полезны в профессиональном отношении, поскольку наиболее непосредственным образом способствуют проявлению творческого начала у музыканта. Ведь при подготовке к публичному выступлению нужна соответствующая внутренняя настройка. В результате растет его заинтересованность и ответственность за качество своей работы.
Самостоятельное изучение произведений. Хорошей формой воспитания самостоятельности учащегося может быть задание приготовить произведение без всякой помощи со стороны. Конечно, пьесы подбираются такие, чтобы ученики вполне могли с ними справиться: трудность должна соответствовать исполнительским возможностям учеников. Пьесы эти должны быть выучены в определенный и короткий срок. Прослушивание самостоятельно подготовленной программы может проводиться в форме зачета: все ученики слушают друг друга, затем проводится обсуждение, в котором участвуют исполнители – слушатели и их преподаватель. Польза такого рода работы несомненна: подготовка к выступлению заставляет учащегося напрячь все свои творческие силы при самостоятельных занятиях, а оживленная дискуссия после выступления учит его переоценивать, переосмысливать многое в работе, помогает лучше осознать и учесть свои ошибки, заставляет критически относиться к своему исполнению и исполнению коллег.
Раньше в нашей школе учебный план на народном отделении предусматривал самостоятельное прохождение учеником двух – трех произведений в год. На отделении ежегодно проводился конкурс на лучшее исполнение самостоятельно выученной пьесы. С новыми учебными планами, к сожалению, это все ушло в бытие.
Большую роль в общем музыкальном развитии ученика играет и количество пройденных произведений. Каждый педагог, составляя учебный план для ученика на год, должен стараться, чтобы этот план был максимальным во всех отношениях. Вместе с тем, полезно бывает выучить с учеником (дав простор его самостоятельной деятельности) произведение, которое представляет для него уже пройденный этап. Естественно, что исполнение этого «легкого» для ученика произведения должно быть доведено до высокой степени мастерства.
Подготовка к первому показу. Воспитание самостоятельности ученика в значительной степени определяется отношением педагога к первому показу нового произведения. Очень важно с первых лет обучения стремиться к тому, чтобы ученик самостоятельно разбирал произведение, делая это, по возможности, грамотно и добросовестно. Естественно, с начинающими приходится разбирать пьесу на уроке, объясняя ритм, проверяя аппликатуру и т.д. Но вскоре уже можно задавать разбор на дом и требовать, чтобы к уроку ученик все, что может, выполнил сам, без помощи со стороны. Постепенно усложняя задания, педагог должен добиться от учащихся, чтобы в новом они самостоятельно умели не только формально прочесть все написанное, но и определить характер музыки, понять, что – главное, а что – второстепенное, подумать о способах работы и т.п. Так понемногу учащиеся привыкают не только разбирать, но и сразу учить новую пьесу без помощи преподавателя.
Музыкальность вначале проявляется в этих занятиях чисто интуитивно. Но по мере накопления музыкальных представлений и навыков технической работы сознательная исполнительская активность ученика заметна уже на самом первом этапе изучения пьесы (даже разборе). Систематически воспитывая в своих учениках умение и желание самостоятельно заниматься новыми пьесами, педагог со временем может требовать не только выполнения черновой работы, но и относительной законченности исполнения уже на первом уроке.
Период подготовки к первому показу для каждого ученика и для разных пьес, естественно, разный. Торопить учащегося не следует. Но он должен с полной ответственностью отнестись к работе, и лишь сделав все для себя возможное, приносить новое произведение на суд учителя.
Некоторые педагогические ошибки
Воспитание самостоятельности ученика нередко оказывается наиболее уязвимым местом в методике преподавателей. Ошибки, внешне противоположные по своему характеру, как это ни странно, приводят к схожим печальным результатам.
Можно отметить два основных типа педагогических ошибок, которые сказываются на самостоятельности учащихся. Это – во – первых, нарушение гармоничности музыкального развития, ведущие к резко выраженной односторонности. Резко выраженная неравномерность (дисгармония) музыкального развития учащегося обычно влечет за собой узость мышления. Некоторых педагогов соблазняет возможность зафиксировать технические успехи ученика, блеснуть ими перед коллегами, да и перед самим собой. Погоня за особыми техническими достижениями по – своему увлекательна, но приводит сначала к односторонности репертуара, а затем к тому, что в любом, даже глубоком и сложном произведении все силы ученика направляются на преодоление технических трудностей, содержание музыки не столь занимает учащегося, а потому безусловно хуже выполняется им. Таким образом, чрезмерное увлечение техникой имеет следствием узкий техницизм и неполноценность музыкального развития ученика. В этом случае сила и скорость становятся идолами, которым музыкант поклоняется всю жизнь.
При гармоничном воспитании молодого музыканта общее и музыкальное развитие учащегося влечет за собой и развитие технических навыков, которые в свою очередь дают ему возможность воплощать в своем исполнении все более сложные и глубокие по содержанию произведения, т.е. расти в музыкальном отношении. Задача и большое искусство педагога – так воспитать своего ученика, чтобы его музыкальные стремления и технические умения находились в гармонии, составляли бы некое единство. Ученик должен знать, чего он хочет и уметь воплощать свои намерения.
Второй тип ошибок, тормозящих развитие самостоятельности учащихся, коренится в методике работы педагога, в неумении организовать и построить процесс занятий с учениками. Так, типичной ошибкой начинающих педагогов является желание поделиться с учеником сразу же всеми своими знаниями, сразу научит ученика всему. Отсюда – затяжные уроки, громоздкие из-за лишних разговоров, перегруженные детальными указаниями. Педагог по неопытности считает нужным все рассказать и показать, остановиться на каждой детали; сами по себе указания часто бывают недостаточно точны, важное тонет в океане второстепенного. Да и ученики не в состоянии обычно «переварить» такое «изобилие». А следующем уроке оказывается, что сделано учеником очень мало, подавляющее количество указаний педагога не выполнено. Приходится все начинать сначала. Способные педагоги вскоре отказываются от подобной «количественной интенсивности». Приобретая опыт, педагог становится и хорошим «диагностом». Это дает ему возможность отобрать необходимые указания и облечь их в доходчивую форму.
Безусловно, нельзя принимать за правило делать вместе с учеником всю работу. Нельзя объяснять ему каждую деталь, искать и заучивать с ним вместе каждую интонацию. Такая подробная проработка иногда бывает необходима лишь для примера (обычно на небольшом отрывке произведения, реже – на протяжении целой пьесы). Но проходить с учащимся все произведение такт за тактом. Штрих за штрихом, значит встать на путь наименьшего сопротивления в педагогике. Ведь гораздо легче выучить с учеником ряд произведений, чем заставить его собственными силами решать музыкальные задачи, помогая приобрести творческий метод, развивая его музыкальное мышление.
Порочный метод занятий, по молодости и неопытности принятый за лучший, иногда укореняется и становится единственным. Тогда – беда. Педагог, который пошел по такому пути, чаще всего игнорирует склонности и стремления учащегося, заставляя его все выполнять по одному образцу – по своей мерке. Со временем он становится мелочно придирчивым, настойчиво добиваясь единственной и педантично выполненной исполнительской формы. Учащийся при этом лишь послушно выполняет предъявляемые требования, пассивно воспринимая указания своего учителя. Но ведь это и есть «натаскивание». К тому же, педагогу, поглощенному деталями, не до обобщений, свои конкретные указания он не суммирует, а потому и не возвышается над частностями, над «мелочами».
Система занятий такого рода приводит к тому, что в классе устанавливаются вредные «традиции исполнения» одних и тех же немногих произведений, а все ученики делаются похожими друг на друга и на своего учителя. Сходство с учителем обычно является лишь бледной копией, а иногда и карикатурой. Стоит ученикам, оставшись без наставника, начать собственными силами решать творческие задачи, как несостоятельность педагогического метода учителя дает о себе знать. И лишь немногие способны в конце концов преодолеть свою беспомощность – отсутствие собственного взгляда и привычку ждать подробных указаний. Безусловно, лучше было бы поступиться на первых порах качеством отдельных отчетных выступлений ученика, и даже допустить некоторые погрешности в исполнении данного произведения, но дать учащемуся время самостоятельно достигнуть определенного понимания произведения, согласно своим данным и уровню продвинутости. Найденная собственными силами исполнительская концепция является для музыканта творческим приобретением, результат которого будет всегда действенным.
Подводя итог, необходимо отметить, что, осуждая натаскивание, мы имеем в виду не возможный частный результат – тщательно, детально выученное произведение, - а сам метод работы и его конечные, общие результаты.
Отношение к индивидуальности ученика и проблема самостоятельности
Индивидуальный подход к учащемуся – особая область педагогического искусства. Педагог обязан учитывать индивидуальные особенности каждого ученик и стремиться развивать все лучшее, что есть в его даровании, выявляя его творческий облик. Успех работы педагога зависит от того, насколько глубоко проник он в сокровенные человеческие и музыкальные склонности и особенности ученика. Проблема воспитания индивидуальности – одна из важнейших в нашей педагогике. Ложно понятая, она, однако, может иметь нежелательные последствия.
Некоторые педагоги в своей боязни ущемить индивидуальность ученика резко сокращают количество указаний, проявляют и осторожность в показе, и в своих требованиях. В результате многое остается несделанным. Предоставляя учащемуся излишнюю самостоятельность, педагог тем самым толкает его на путь «проб и ошибок», ненужно долгий и трудный. Лишая ученика своих указаний, педагог фактически потакает недоработкам, снижает требовательность к нему.
Проблемы развития индивидуальности учащегося и воспитания его самостоятельности теснейшим образом связаны. Невозможно выявить в полной мере творческий облик ученика, не предоставив ему возможности самостоятельности и по - своему мыслить и работать. Вместе с тем абсолютно недопустимо, чтобы учитель в оправдание бездействия или недосмотров ссылался на необходимость воспитывать самостоятельность ученика и развивать его индивидуальность. Педагог должен воспитывать учащегося, учить его, чтобы вооружит для последующей профессиональной деятельности. И обучение никак нельзя противопоставлять идее сохранения и развития индивидуальности.
В течение многих лет педагог проходит с учеником различные произведения, одни – более, другие – менее подробно. В ходе этих занятий каждый учащийся приобретает необходимую музыкальную культуру, он учится работать. Важнейшими компонентами работы исполнителя являются: стремление понять произведение, осознание своего к нему отношения, умение воплотит свой замысел в конкретном звучании, возможность справиться с узкотехническими трудностями и прочее. Этому педагог должен научить ученика.
Чтобы работать продуктивно, исполнителю надо уметь слушать себя, умет мыслить, анализируя свои достижения и ошибки, и этому тоже (и в первую очередь!) должен научить его педагог. Воспитывая все эти качества в ученике, педагогу не следует прощать ему недоделки и небрежности, добиваясь максимальной, разумной для данного этапа развития ученика законченности исполнения.
В сложнейшем, многогранном и многостороннем процессе обучения должно проявляться индивидуальное отношение к ученику. Направление работы в каждый данный момент развития, умение построить урок, подбор репертуара, даже форма указаний педагога – все это вытекает из понимания специфики развития учащегося, его дарования. При этом неуклонность требований педагога не исключает возможности дать учащемуся известную свободу, особенно в вопросах толкования произведения, его трактовки. Если ученик, даже малоподвинутый, имеет свое личное отношение к изучаемой музыке, то педагог должен бережно его сохранять, развивать, помогая выявить целое и довести замысел до логического завершения. Более всего такта требуется на последнем этапе работы, когда ученический замысел получает окончательное оформление. При этом сфера проявления индивидуального должна оставаться в пределах «объективной меры художественного образа». В противном случае может получиться безвкусица, которая недопустима ни под каким видом, в том числе и под флагом развития индивидуальности. Поддерживая исполнительскую инициативу учащегося, педагог должен вместе с тем воспитывать логику художественного (музыкального и исполнительского) мышления своего ученика.
Искусство педагога сказывается, далее, и на выборе наилучшего для ученика пути. На каждом этапе обучения следует заниматься с учеником тем, что нужнее всего, что лучше всего будет способствовать росту его мастерства, развивать его яркость, самобытность. Вместе с тем ученик должен понять, что любая музыкальная профессия имеет свою привлекательность для тех, кто твердо решил заниматься музыкой. На определенных этапах развития учащегося можно культивировать отдельные стороны его мастерства с учетом избираемого профиля. Тогда возможные ошибки, например, в выборе репертуара, становятся минимальными. Путь к намеченной цели будет более прямым и плодотворным.
Все эти общие пожелания в работе с разными учащимися реализуются по-своему, с каждым индивидуально. Тем не менее, они носят принципиальный характер и служат своего рода установкой, основой, которая поможет найти верный подход к этой важной проблеме.
Используемая литература:
1. Кременштейн Б. «Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано» Москва 2003г.
2. Мартинсен К.А. «Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано» Москва 2003г
3. От урока до концерта. Фортепианно – педагогический альманах в.1 Москва 2009г
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.