Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники и производства. Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Творческая деятельность рассматривается нами как: «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Значит, творческая личность - это человек, который учится самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеет представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.
От способности обучающегося к творческой деятельности зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. Тем самым наши уроки труда с установкой на созидание подготавливают обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни по окончании школы. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как приобщить учащихся к творческой работе, и развить навыки созидания, самореализации. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя.
Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей обучающихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого ученика создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные технологии образования помогают учителю определить ту возможную меру включенности обучающихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
На уроках швейного дела учитель должен обеспечить наилучшие условия для коррекции психофизических недостатков обучающихся с ОВЗ и для развития их творческих возможностей. Для этого необходимо у обучающихся формировать первоначальные умственные действии в труде:
· умения анализировать свойства и качества материалов, изделий, инструментов, сравнивать качество изготовленных изделий с образцом, и на этой основе делать простые обобщения;
· умения отвечать на поставленный вопрос, давать отчет о поэтапном выполнении работы в соответствии с планом учителя, с предметно - технологической картой, руководствоваться инструкцией, самостоятельно определять последовательность производственных операций.
Важно создать условия уютной и безопасной атмосферы в мастерской: это
могут быть стенды с таблицами, технологическими картами, работами обучающихся.
Необходимо обеспечить всем необходимым рабочие места: современные швейные
машины, утюги, добротные наглядные пособия, раздаточный материал, а так
же материл для творчества, которым можно пользоваться в любую минуту. Все это
позволяет создать реальные возможности для творчества.
Стараюсь обеспечить на уроке психологически
комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ученику,
добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Использую
эффект «синдрома справедливости»: класс видит, что у учителя нет
«любимчиков», что он доброжелателен, справедлив в оценках, что готов поддержать
творческие проявления, а не критикует необычные идеи, помогает ему избежать
неодобрительной оценки со стороны одноклассников. Например, в разделе
«Конструирование и моделирование» даю такие задания: смоделировать фартук для
себя, для мамы, для бабушки. Варианты могут быть разными: с нагрудником и без,
из однотонной ткани и ткани с рисунком, с использованием отделки, фартук
повседневный и нарядный. Девочки сами выбирают дизайн фартука.
Улучшить организацию моей работы
помогает необходимость служить примером для подражания. Учителю необходимо
самому быть профессионалом в своем деле.
Уроки швейного дела – это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. Все разделы и темы идеально подходят для творческого развития.
Большие возможности для развития творческих способностеобучающихся открывают кружковые занятия. Вызывая интерес обучающихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый учащийся имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Наши девочки принимают активное участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества, где занимают призовые места.
Неспособных детей нет. Важно только научить их поверить в себя, раскрыть способности. Это задача каждого учителя.
Через систематическую работу по развитию творческих способностей на уроках швейного дела происходит обогащение и развитие детской души. Она становится богаче и духовно выразительнее, что, в свою очередь, способствует рождению самостоятельной личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.