Сообщение на тему:
«Успешность работы классного руководителя»
(Шевцова Т.А., кл.руков. 7 класса)
В обязанности классного руководителя с каждым годом добавляется всё новые и новые функции, которые не всегда можно выполнять вовремя в силу своей загруженности.
Как правило, классные руководители – это учителя-предметники. Никто не освобождает их от прямых обязанностей: проверки тетрадей, оформления документов (конспекты, планы уроков и т.д.), участия в совещаниях и других школьных мероприятиях. Для осуществления роли классного руководителя порой просто не хватает времени. Но следует помнить о том, что успешная работа учащего и учащегося, воспитателя и воспитанника напрямую зависят от слаженности их действий. Рассмотрим, какова же роль взрослого- классного руководителя- в организации и реализации программы воспитания школьников на данный момент
Классный руководитель — один из важных людей в организации учебного процесса и в жизни каждого учащегося. Классный руководитель — это лидер, ведущий за собой, помогающий советом и делом на сложном школьном пути. Огромное количество интеллектуальных, творческих и талантливых классных руководителей работают в школах, живут интересами классного коллектива, выпускают классы. Спустя годы бывшие воспитанники трепетно вспоминают о них, возвращаясь в школу после окончания и делятся своими успехами и поражениями. Порой общение между классным руководителем и выпускниками и вовсе не прекращается, что говорит об определенных сформировавшихся стереотипах и душевном родстве воспитанников и воспитателя.
Кто же он этот идеальный классный руководитель, к которому дети возвращаются вновь и вновь? Как стать успешным классным руководителем? Стать тем, кого уважают и ценят твои воспитанники.
Для достижения идеала классный руководитель должен обладать такими личностными качествами, как внутренняя нравственная свобода, независимость мышления, свобода образа мысли и поведения, осознание своей ответственности за результаты поступков учеников. В каком-то смысле классный руководитель должен быть гибким, креативным, способным на самый простой вопрос найти достаточно необычный ответ.
Классный руководитель должен быть интеллигентом, как противоположность так часто встречающемуся в школе безответственному поведению некоторых коллег. Но это редкое исключение, ведь в основном классные руководители – то люди, озаренные звездой детства и своей привязанностью к детям. Важно быть твердым, но добрым по отношению к детям. Важной чертой является уважение к учащимся, к человеческому достоинству. Отзывчивость и индивидуальный подход как к «хорошему», так и «плохому» ученику. Да и такое деление должно отсутствовать вообще. Не существует плохих и хороших, любой ученик ведет себя плохо или хорошо в зависимости от ситуации и людей, которые его окружают. Есть те учащиеся, которые привыкли к крикам, как способу общения, ведь именно так с ними разговаривают, к примеру, дома, поэтому на повышение тона классного руководителя они совсем не реагируют.
Конечно же, у каждого заинтересованного своей работой педагога, есть пункты его деятельности:
· Планировать свою деятельность как классного руководителя, стремится к карьерному развитию. Наш мир не стоит на месте. Какие-то полгода назад классный руководитель даже не мог подумать о внеклассной работе онлайн, а именно сейчас каждый классный руководитель готов провести любое мероприятие в онлайн формате.
· Анализировать и прогнозировать свою деятельность. Уметь анализировать личность каждого учащегося, прогнозировать развитие этой личности наперед, оказывать помощь в становлении личности.
· Умение обучить другого человека навыкам саморазвития и самоконтроля.
· Навык социального общения. Постоянный социальный контакт с родителями, педагогами - предметниками, учащимися.
· Не стоит быть назойливым, стоит учитывать, что у каждого человека свои интересы и занятия.
· Не стоит разговаривать о чужих детях и родителях с посторонними людьми. Несомненно, у каждого бывают ситуации, когда не складываются отношения с родителем или учащимся, стоит поговорить с коллегой или психологом, чтобы посмотреть на ситуацию со стороны, свежим взглядом.
· Хорошее чувство юмора поможет разрядить обстановку. Умейте смеяться над ситуацией, собой и вместе с учащимися. Многие наши учителя не умеют смеяться над собой и ситуацией. Юмор помогает при профессиональном выгорании.
· Стоит быть всегда в курсе современных течений, которыми интересуются подростки. Технологии современного мира тесно связаны с интернетом, учащиеся должны видеть в своем классном руководителе современного человека, это повышает его авторитет и доверие.
Многие считают, что идеальных людей не существует, но существует ли идеал классного руководителя? Все зависит от конкретного возраста учащихся, с которыми контактирует учитель, от социума из которого дети. Все элементы воспитательной деятельности должны быть учтены в становлении идеальных отношений между учащимся и классным руководителем.
В настоящее время выделяют несколько ведущих функций классного руководителя:
1.«контролер», обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс);
2.«проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к обучающимся; проведение воспитательных мероприятий познавательного характера; оказание помощи учащимся в самообразовании; координация усилий всех учителей, работающих в классе);
3.«нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы; оценка поступков учеников; индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);
4.«носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на
основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома);
5.«старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива класса, организация нормальных условий обучения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни);
7.«фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная работа с учащимися).
Не столь важно точно выделить главную функцию классного руководителя. Важно, чтобы дети чувствовали доброжелательный настрой к ним со стороны педагога, заинтересованность его в совместной деятельности, тогда складываются доверительные отношения, которые ведут к конструктивной совместной деятельности
Оценка |
ПБ |
5 |
29-33 |
4 |
23-28 |
3 |
15-22 |
не сдал |
0-14 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.