В сообщении для педагогов представлен теоретический материал о влиянии музыки в раннем детстве на формирование эстетического вкуса и развития музыкальных способностей детей. Музыка должна стать частью повседневной жизни. Данный материал может быть интересен педагогам дошкольных учреждений, дополнительного образования и родителям.
Малыш и музыка.doc
«Малыш и музыка»
Можно ли всерьёз говорить о развитии музыкального вкуса, любви к
музыке в детском саду? Может ли ребёнок в это время понять, что музыка –
это волшебство, особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки
человеческих состояний, переживаний, отношений? Или маленьким детям
такие сложные чувства не доступны?
Оказывается, что музыка, в большей степени, чем какойлибо другой
вид искусства, доступна ребёнку. Младенец рождается с практически
неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие
звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро научается различать
голоса окружающих его взрослых, реагирует на их интонации. Ещё в теле
матери он слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть несколько
приглушённо, всё, что происходило во внешнем мире. Видите: первую
информацию о мире он получил ещё до рождения и именно через слух!
Музыка, звук непосредственно воздействует на состояние организма
человека, вызывая повышение или понижение давления и пульса,
расслабление или напряженность мускулов. Чем меньше ребёнок, тем более
восприимчив он к звучанию мира, окружающего его. Но мы, взрослые, для
большинства которых основным источником информации об окружающем
уже стало зрение, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаём для
ребёнка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, бельё, коляска, стены комнаты,
где находится младенец, были ярких, жизнерадостных оттенков, но мало
думаем о том, что вокруг звучит. А ведь это совсем не безразлично для
здоровья и состояния нервной системы ребёнка.
Малыш растёт, всё большую роль в его системе восприятия играет
зрение, и на развитие слуха, мы попрежнему, обращаем очень мало внимания.
И вот результат: большинство детей безразличны к звуковому морю, которое
их окружает, у них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая
память, они не музыкальны, из всего богатства музыки предпочитают
наиболее грубые шлягеры, которые часто слышат по телевизору или
магнитофону; у них отсутствуют чувство ритма и звуковысотный слух, они не
умеют петь, а самое главное, у них нет желания и умения слушать музыку,
получать от неё удовольствие; они не понимают, что с помощью звука можно
выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу.
А нужно ли это? Да очень нужно. Мы знаем, что вредно подавлять свои
эмоции, сдерживать их «в себе». Но ведь не любая форма их разрядки
приемлема. Истерика, агрессия хоть и помогают снять напряжение,
порождают другое тягостное состояние – чувство вины.
Искусство позволяет человеку выразить свои эмоции в культурной
форме. С глубокой древности музыка служила человеку как эффективнейшее
средство психорегуляции. Из родника музыки начинал пить каждый ещё в
младенчестве, слушая колыбельную песню. Потешки, пестушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже – былины, пение старших во время работы, на
вечерних и праздничных гуляньях сопровождали его жизнь.
«Над новорождённым поют, поют при апогее его развития на свадьбе,
поют и при его погребении, поют, идя с тяжелой данной работы, поют
солдаты, возвращаясь с горячего учения, а иногда идя на штурм. Реальность
песни заключается…в истине высказанного чувства», писал А.А. Фет.
А несравненное воскресное общее пение в церкви во время службы?
Музыка была важной, неотъемлемой частью жизни каждого человека, причём
и крестьянина, и дворянина, для которого вечернее домашнее пение и
музицирование так же были само собою разумеющимися атрибутами
душевной и духовной жизни.
Безусловно, музыка – это не только язык, на котором изъясняется
трепещущая душа человеческая. Истинная музыка – это источник духовного
насыщения, питания ребёнка. Если ребёнок в раннем детстве имеет
возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные
произведения живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства,
слушать подлинную музыку, у него сформируются правильные ориентиры и
именно то, что называется словом «вкус», т.е. способность отличать красивое
от банального или безобразного.
Музыка должна стать частью повседневной жизни детей и родителей.
Самой простой и естественной формой включения музыки в жизнь детей
может и должно быть (и всегда было) пение взрослого, которое ограниченно
включалось в различные моменты жизни, а именно: колыбельные – чтобы
успокоить ребёнка при укладывании спать; потешки, пестушки, приговорки,
игры – для развлечения, оздоровления и развития ребёнка. Пелись протяжные
и лирические песни – во время монотонной ручной женской работы;
ритмические трудовые – в соответствующие моменты физической работы;
хороводные – на гулянье, календарные – по праздникам и т.п.
Родители, как правило, не имеют специального музыкального
образования. Однако, от природы каждый из нас наделён удивительным,
индивидуально созданным музыкальным инструментом – голосом.
Приготовив человеку при рождении столь волшебный подарок, природа
позаботилась так же о том, чтобы каждый человек мог им воспользоваться,
если захочет.
Безусловно, подходит весь детский потешный, пестовый и игровой
фольклор. Он прост для исполнения, вместе с тем, это истинная музыка и
истинная поэзия. Приемлемы авторские произведения при условии, что они
имеют подлинную художественную ценность. Это очень важный момент.
Простота не синоним примитивности. Можно использовать классическую
музыку. При этом очень важно, что родителю самому нравилось то, что он
поёт. На улице по различным звукам и шумам так же можно много узнать о
мире. Водите детей не только смотреть – водите их слушать капель и
журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные
перезвоны, благо они снова звонят. Эти звуки – радость и здоровье ваших
детей.
Сообщение для педагогов "Малыш и музыка"
Сообщение для педагогов "Малыш и музыка"
Сообщение для педагогов "Малыш и музыка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.