Сообщение на педагогическом совете "Виды мониторинга, используемого для повышения качества образования младших школьников"
Оценка 4.8

Сообщение на педагогическом совете "Виды мониторинга, используемого для повышения качества образования младших школьников"

Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
психологическая работа +1
Взрослым
17.02.2019
Сообщение на педагогическом совете "Виды мониторинга, используемого для повышения качества образования младших школьников"
Данный материал поможет разобраться в различных мониторинга, проводимых и составляемых образовательными организациями в рамках внедрения ФГОС. Мониторинги качества образования, уровня социализации личности, интересов учащихся, образовательных потребностей учащихся, уровня профессионализма педагогов, состояния здоровья учащихся. Результаты мониторингов помогут педагогам выстроить индивидуальные маршруты развития обучающихся.
Виды мониторинга.doc
Информация о  состоянии  обученности   учащихся   является   одним   из   показателей, характеризующих   эффективность   процесса  обучения,   и   тем   самым   необходима органам   управления   образованием   для   принятия   обоснованных   управленческих решений на различных уровнях системы школьного образования. Для получения достоверных   выводов  о   результатах   обучения   необходимо   систематическое отслеживание   ­  мониторинг  результатов   учебных   достижений   по   основным учебным дисциплинам.  Понятие «мониторинг» пришло в педагогику из экологии и социологии.  Согласно   статистике,   наиболее   распространенными   являются   следующие направления мониторинга в образовательном учреждении:  СОЦИАЛЬНО­ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НАПРАВЛЕНИЯ Мониторинг качества  образования Мониторинг уровня  социализации личности Мониторинг интересов  учащихся Мониторинг образовательных потребностей  учащихся и  местного  сообщества Мониторинг уровня  профессионализма педагогических  кадров Мониторинг состояния  здоровья  учащихся Образовательный мониторинг  – это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая   непрерывное   отслеживание   ее   состояния,   своевременную корректировку и прогнозирование ее развития.  Состав  образовательного   мониторинга   является   педагогической интерпретацией   информации   о   деятельности   педагогической   системы.   Исходя   из этого, переведем общие положения в педагогические категории:  Источники   информации.  Так   как   объектом   наблюдения   у   нас   является ребенок,   то   он   и   есть   основной   источник   информации.   На   каждом   уровне полученная от ребенка информация соответствующим образом обобщается, и тогда в роли источника выступают класс, школа, муниципальное образование, регион.  Обработка   информации.  Проводится   на   каждом   уровне   с   учетом   его специфики для получения соответствующего обобщения и анализа.  Хранение   информации.  На   каждом   уровне   сохраняется   необходимая информация для сравнительного анализа и прогнозирования.  Распространение   информации.  Преемниками   информации   являются практически   все   уровни   управления   процессом   обучения   –   от   учителя   до президента   России,   при   этом   для   каждого   из   них   выделен   свой   уровень обобщения и анализа исходных данных об ученике. Существует несколько видов образовательного мониторинга:  Педагогический  Социологический 2  Психологический  Психолого­педагогический  Медицинский  Экономический  Демографический Исходя   из   тематики   нашей   работы,   мы   будем   рассматривать   воздействие процесса   обучения   на   личность   ученика.   То   есть   объектом   наблюдения   является ребенок и то, какое воздействие на него производит процесс обучения. Поэтому мы рассмотрим педагогический мониторинг. Педагогический мониторинг имеет  функцию  – повышение качества знаний. Через систему мониторинга учатся не только выявлять, отслеживать и сохранять устойчивые качественные показатели по отдельным предметам, но также определять область потенциального качества и вести целенаправленную работу над ним. Педагогический мониторинг эффективен только тогда, когда он: 1.  Целесообразен 2.  Имеет четкие цели и задачи 3.  Направлен на определенный объект 4.  Систематичен и планомерен 5.  Формы и методы соответствуют целям и содержанию 6.  Оперативен  7.  Коллегиален 8.  Объективен К числу основных методов, которые можно эффективно использовать в  процессе разработки технологий педагогического мониторинга, мы отнесли  следующие эмпирические и теоретические методы:  наблюдение  опрос (интервью, анкетирование)  беседа  естественный и диагностический эксперименты  моделирование Рассмотрим  факторы   продуктивности   учебного   процесса  в   порядке снижения их влияния на продуктивность обучения: 1.  Мотивация учения. 2.  Потребность учиться. 3.  Умение учиться. 4.  Работоспособность обучаемых. 5.  Объем учебной деятельности. 6. Регулярность обучения. 7.  Активность и настойчивость в обучении. 8.  Стимулирование обучения. 9.  Управление обучением. 10.  Внимательность, дисциплинированность, усидчивость. 11.  Применение знаний на практике. 3 12.  Способность к изучению конкретных знаний. 13.  Потенциальные возможности. 14.  Сложность учебного материала. 15.  Методы обучения. 16.  Мышление при изучении конкретных знаний. 17.  Особенности психической деятельности. 18.  Вид и характер учебной деятельности. 19.  Уровень учебной подготовки. 20.  Уровень общей подготовки (эрудиция). 21.  Время сообщения знаний. 22.  Время закрепления знаний. 23.  Периодичность контроля и проверки знаний, умений. 24.  Объем и характер самообучения. 25.  Количество учебного материала. 26.  Содержание учебного материала. 27.  Форма изложения знаний. 28.  Тип и структура учебного занятия. 29.  Структура учебного материала. 30.  Психологические условия обучения. 31. Средства обучения. 32.  Потенциальные возможности педагога. 33.  Возраст обучаемых. 34.  Экологические условия. 35.  Санитарно­гигиенические условия. 36.  Потребность в достижениях. 37.  Установка на продуктивность. 38.  Педагогические позиции. 39.  Взаимообучение. За точку отсчета в мониторинге качества обучения мы берем школьный тест интеллектуального развития (фактор № 20). Цель:  определение   уровня   интеллектуальной   готовности   к   восприятию учебного   материала,   уровень   интеллектуального   развития   ребенка.   Определение уровня,   относительно   которого   мы   будем   оценивать   результаты   деятельности данного ребенка. Инструментарий: 1.  Тесты Кэттела. 2.  Матрицы Равена. 3.  Тесты Айзенка (зрительно­пространственный, словесный, числовой). 4. Тесты. Методика проведения: тестирование учащихся проводится в начале учебного года или в течение месяца после поступления ученика в школу. Тесты проводятся и обрабатываются психологом. Результаты заносятся в тетрадь классного руководи­ теля и индивидуальную карточку учащегося. 4 Заметки:  это   точка   отсчета   для   конкретного   ученика,   и   дальнейшие результаты   будут   сравниваться   не   с   результатами   других   учащихся,   а   с   этим начальным. Именно это сравнение даст реальную картину учебных успехов ученика и учителя. Следующий этап:     Нулевой контрольный срез. Имеет   констатирующий   характер,   проводится,   как   правило,   в   первые   недели учебного года или после приема ребенка в школу. Организация среза осуществляется преподавателем, ведущим данный предмет. Способы могут быть различными:  ­ устный контроль  ­ письменный  ­ тестовый и т.д. Анализ результатов нулевого среза дает возможность пре 1.  Выбрать адекватную методику обучения. 2.  Сформировать мотивацию учащихся. 3.Организовать   дополнительные   занятия   для   учащихся,    подавателю:   показавших неудовлетворительные знания. 4.  Провести коррекцию учебного графика. 5.  Определиться с графиком проведения промежуточных срезов.  Текущие контрольные срезы. Проводятся,   в   течение   учебного   года.   Организация   срезов   осуществляется преподавателем, ведущим данный предмет.   Анализ результатов текущих срезов дает возможность пре   1. Корректировать методику обучения. 2. 3.Организовать   дополнительные   занятия   для   учащихся,   показывающих  подавателю: неудовлетворительные знания. 3. Определиться с графиком проведения индивидуальных промежуточных срезов. Непрерывное   отслеживание   учителем   качества   обученности   как   учебных групп, так и отдельных учащихся способствует более объективному оцениванию с выставлением   поурочного   балла,   а   это   позволяет   учителю   осуществлять самоконтроль за своей педагогической деятельностью (Факторы № 9, 13, 14, 15, 19, 25, 26, 27, 39). Рейтинг учащихся по итогам учебных периодов.  Цель:  промежуточная   оценка   деятельности   ученика   и   учителя   (текущая успеваемость). Оценка степени реализации интеллектуального потенциала ученика. Инструментарий : Программа «Рейтинг». Вносятся итоговые оценки за период обучения, выставленные учителем. На выходе имеем информацию: 1. Успеваемость ученика в процентном выражении. 2. Качество обучения ученика в процентном выражении. 3. Степень обученности ученика в процентном выражении. 4. Рейтинг учащегося в классе. 5. Рейтинг учащегося в параллели. 6. Рейтинг класса в параллели. 7. Список отличников учебы. 5 8. Список ударников. 9. Список потенциальных ударников. 10. Список неуспевающих. Методика   проведения:  за   исходный   материал   берутся   итоговые   оценки ученика за период обучения, выставленные учителем на основе текущих, т. е. идет оценка   «мгновенных»   знаний,   знаний   в   данный   момент   времени.   Результат обрабатывается   на   компьютере   и   выдается   всем   участникам   образовательного процесса (ученикам, учителям, родителям, заместителям директора, директору) для сравнения, изучения и выработки решений на собственном уровне. Заметки: используется так называемый процентный показатель успеваемости и качества обучения учащихся, который долгое время серьезно критиковался как «процентомания», но до сегодняшнего дня широко используется в школах. Процент успеваемости каждого ученика показывает отношение предварительно усвоенных   к   общему   числу   изучаемых   предметов.   Процент   качества   показывает отношение хорошо и отлично усвоенных дисциплин к общему числу изучаемых пред­ метов. Что дает: 1. Обнародование результатов среди учащихся и родителей стимулирует (фактор  № 8) деятельность ученика на уроке и дома, обеспечивает регулярность обучения (фактор № 6), повышает активность и настойчивость в обучении (фактор № 7), что постепенно переходит в потребность учиться (фактор № 2) и частично мотивацию учения (фактор № 1). 2.   Сравнение итогового результата с результатом интеллектуального теста, а, как правило, результат интеллектуального теста намного выше итоговых оценок, дает возможность классному руководителю, психологу, заместителю директора изучить причины  нереализации   потенциальных  возможностей  и  наметить   конкретные  пути повышения качества обучения конкретного ученика (фактор № 9, 13, 17, 30, 38). Виды текущего  и рейтингового мониторингов прилагаются. Социальная   сущность   образовательного   мониторинга   определяется   тем,   что именно он служит главным средством контроля и учета передачи социального опыта (содержания образования) подрастающим поколениям.  Формирование новых подходов в управлении качеством обучения на основе обоснованной и достоверной информации о результатах обучения ­ это длительный процесс,   требующий   определенных   знаний,   изменений   механизмов   контроля   и оценки.   Более   того,   он   предполагает   наличие   инструментария,   кадрового   и материального обеспечения. Безусловно,   психическое   развитие   школьников,   охрана   их   здоровья, установление   в   школе   благоприятных   межличностных   отношений   и   успешность социализации   являются   объектом   изучения   со   стороны   педагогов   школы. Обозначенные   выше   проблемы   дают   направления   для   поиска   образовательными учреждениями   новой,   уникальной   системы   педагогического   мониторинга, обеспечивающей управление личностным развитием школьника. 6 7

Сообщение на педагогическом совете "Виды мониторинга, используемого для повышения качества образования младших школьников"

Сообщение на педагогическом совете "Виды мониторинга, используемого для повышения качества образования младших школьников"

Сообщение на педагогическом совете "Виды мониторинга, используемого для повышения качества образования младших школьников"

Сообщение на педагогическом совете "Виды мониторинга, используемого для повышения качества образования младших школьников"

Сообщение на педагогическом совете "Виды мониторинга, используемого для повышения качества образования младших школьников"

Сообщение на педагогическом совете "Виды мониторинга, используемого для повышения качества образования младших школьников"

Сообщение на педагогическом совете "Виды мониторинга, используемого для повышения качества образования младших школьников"

Сообщение на педагогическом совете "Виды мониторинга, используемого для повышения качества образования младших школьников"

Сообщение на педагогическом совете "Виды мониторинга, используемого для повышения качества образования младших школьников"

Сообщение на педагогическом совете "Виды мониторинга, используемого для повышения качества образования младших школьников"

Сообщение на педагогическом совете "Виды мониторинга, используемого для повышения качества образования младших школьников"

Сообщение на педагогическом совете "Виды мониторинга, используемого для повышения качества образования младших школьников"

Сообщение на педагогическом совете "Виды мониторинга, используемого для повышения качества образования младших школьников"

Сообщение на педагогическом совете "Виды мониторинга, используемого для повышения качества образования младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019