Снежана Викторовна СВЕТЛИЦКАЯ, педагог-психолог первой квалифицированной категории МБОУ г. Новосибирска «Лицей № 12»; e-mail: sne6ka@yandex.ru
Учитель глазами учеников
В МБОУ г. Новосибирска «Лицей № 12» показаны наиболее желаемые и незначимые качества педагога для обучающихся (в количестве 152 человек) среднего и старшего звена. Самые значимые качества учителя: доброжелательность, справедливость и чувство юмора. Выделено 3 категории качеств педагога: предпочитаемые, средняя степень значимости и незначимые. Каждая категория позволяет учителю поведенчески адаптироваться к классу для мотивации детей на образовательный процесс. Кроме того, принципы педагогической технологии (системы) «Школы понимания» сочетаются с предпочитаемыми качествами учителя у обучающихся.
Понимание образовательного процесса между всеми участниками и выбор образовательной траектории, способной вывести к конвергентной коммуникации между учителями и обучающимися – это важная задача каждого педагога. Если только одна Крабовидная туманность стимулировала развитие астрофизики, как ни один другой космический объект и породила около 6000 научных работ [3], то сколько может принести информации один ученик, класс, школа о мотивации, качествах учителей, администрации и понимании всех участников образовательного процесса? Чтобы понять, какие качества учителя хотят получить обучающиеся, было проведено исследование в 5-11-х классах МБОУ г. Новосибирска «Лицей № 12». Если дети увидят желаемые качества учителя, то эти качества станут предиктором учебной мотивации обучающихся.
Существуют исследовательские работы взрослых и обучающихся, посвящённые желаемому портрету учителя. Например, в работе десятиклассницы Яны Толстых [4] поставлен вопрос – кто он, современный учитель? В результате исследования Яна получила ряд качеств, которыми должен обладать учитель: умеет слушать и слышать, хорошо знает и преподаёт свой предмет, доброжелательный, любящий, общительный, творческий, находчивый, тактичный и др.
В 2009 г. проводился социологический опрос учителей, родителей и 1500 десятиклассников в Татарстане [1]. По мнению большинства учеников, их учителя в наивысшей степени обладают следующими качествами: понимание проблем учащихся (55,3% «очень хорошо»; 34,5% «хорошо»); объективность в оценке знаний (42,6% «очень хорошо»; 39,7% «хорошо»).
Фёдоров О.Г., Журавлёва О.Н. и Полякова Т.Н. в своей работе [6] показали, что будущие учителя нуждаются в профессионально-личностных качествах. А именно, выделили образовательные стратегемы (актуализация и корректировка основ проектирования программ повышения квалификации педагогов). Они будут способствовать повышению роли системы дополнительного профессионального образования в развитии личности и профессиональных качеств учителя школы будущего в соответствии с вызовами времени.
Важнейшими приоритетами построения системы дополнительного профессионального образования педагогов являются:
• стратегема гуманитарности – фундаментального качества образовательного процесса, главной ценностью которого является человек как целостность;
• стратегема непрерывности самообразования – обучение с ориентацией на перспективы личностного и профессионального роста учителя;
• стратегема персонификации–выявление и развитие индивидуального в личности посредством рефлексии – осмысления педагогом собственного опыта.
По типологии Е.А. Климова [2] специальность учителя относится к типу профессий «человек-человек». Этому типу профессий свойственны следующие качества: устойчиво хорошее самочувствие в ходе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, способность быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо понимать, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей.
Как эти качества соотносятся с потребностями обучающихся и возможностями учителей, какую педагогическую технологию рационально применить?
В работе Б.А. Черкесова и О.Б. Лободы «Учитель XXI века: какой он?» представлены выводы исследования школьников. Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. Интересно отметить, что в различных возрастных группах ученики не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и стиль учителя, ребята отмечали, что учитель должен быть «молодой», «красивый», «современно одет», «улыбчивый, обаятельный», «крутой», «стильно одевающийся» [7].
Создание развивающей среды невозможно без проявления педагогом внимания и понимания ребенка. От полноты и адекватности познания педагогом личности учащегося зависит результативность педагогической деятельности.
Цель нашего исследования – выяснить значимые качества «идеального» учителя по мнению обучающихся 5-11-х классов в МБОУ г. Новосибирска «Лицей № 12».
Методы сбора и обработки информации
В конце третьей четверти было проведено анкетирование учеников с 5 по 11 класс.Произвольно на каждой параллели выбран один класс, все ребята получили анкету с заданием, в котором было предложено проранжировать качества, которые ученик хотел бы видеть в своих педагогах. В анкете были записаны в столбик двенадцать качеств. Было необходимо поставить цифру от 1 до 12, где цифра 1 означает самое желанное и значимое качество в учителе, а 12 означает, что это качество стоит на последнем месте по значимости для ребёнка.
Личностные качества учителя (перечисленные в анкете): артистичность; чувство юмора; внимательность; доброжелательность; требовательность; искренность; логичность; эрудированность; гибкость; справедливость; ответственность; организованность.
Количество респондентов по классам представлено на диаграмме(рис. 1), общая выборка составила 152 человека.
Рис. 1. Количество обучающихся по классам, чел.
Самое важное качество каждого учителя – любовь к детям. Поэтому в опросе обучающихся нет этого критерия, так как, по нашему убеждению, без любви невозможно обладать качествами, представленными выше.
Анализ материалов проводился двумя способами. Первый способ: осуществлялся подсчёт встречаемости качества учителя на 1-3 местах и 10-12 местах, затем выясняли долю значимого (приоритетного) качества (сумма качества поставленного с 1 по 3 место) от общего количества обучающихся в классе и долю незначимого качества (сумма качества, поставленного с 10 по 12 место) от общего количества обучающихся в классе.
Второй способ: вычислялась сумма баллов каждого качества (наименьшая сумма баллов означает наибольшую привлекательность качества учителя, а наибольшая сумма баллов самое незначимое качество), а также вычислялась доля значимости качества от максимального количества баллов (12 баллов: количество учеников). Чем меньше доля, тем качество учителя предпочтительнее среди опрошенных учеников, т.е. обучающие выступают «единомышленниками» в своих предпочтениях. Чем больше доля качества учителя, тем оно не актуально среди большинства респондентов. Выделено три категории качеств учителя: самые значимые и предпочитаемые (стоящие с 1 по 4 место), средняя степень значимости (стоящие с 5 по 8 место) и самые незначимые (стоящие с 9 по 12 место).
Результаты
В табл. 1 показаны доли самых встречаемых качеств учителя с 1 по 3 место – это самые приоритетные качества педагога, а в табл. 2 представлены доли качеств учителя, которые расположились с 10 по 12 место – это наименее актуальные качества для обучающихся.
Таблица 1
Приоритетные (значимые) качества педагога по классам
Класс |
Доля встречаемости качества с 1 по 3 место |
5 |
64% - чувство юмора, 56% - доброжелательность |
6 |
73% - доброжелательность, 68% - чувство юмора |
7 |
50% - справедливость, 38% - чувство юмора |
8 |
65% - чувство юмора, 53% - доброжелательность |
9 |
73% - справедливость, 36% - доброжелательность |
10 |
45% - доброжелательность, 40% - справедливость |
11 |
45% - эрудированность и доброжелательность, 40% - справедливость |
Таблица 2
Наименее актуальные качества педагога по классам
Класс |
Доля встречаемости качества с 10 по 12 место |
5 |
76% - гибкость, 52% - артистичность |
6 |
45% - требовательность, 41% - артистичность и гибкость |
7 |
42% - искренность, 38% - логичность |
8 |
53% - требовательность, 41% - артистичность |
9 |
54% - гибкость, 41% - артистичность |
10 |
60% - гибкость, 50% - артистичность и требовательность |
11 |
55% - артистичность, 40% - гибкость |
Таким образом, обучающиеся с 5-о по 8-й класс ждут от учителей больше всего чувства юмора, обучающиеся с 9-го по 11-й класс предпочитают учителей, которые будут добры и справедливы. Кроме того, в 11 классе ученики предпочитают эрудированных педагогов: по-видимому, сказывается близость экзаменов, обучающиеся хотят научиться отвечать на вопросы и задания ЕГЭ. Наименее актуальными (незначимыми) качествами учителя являются гибкость и артистичность. Семиклассники на последнее место ставят в основном искренность и логичность педагога.
В табл. 3 представлены три категории качеств педагога по каждому классу. В данной таблице качества расставлены по своему порядковому месту, т.е. качество в верху имеет первое место, а последнее – 12 место. Примечание: среди одиннадцатиклассников такие качества учителя, как доброжелательность и справедливость,имеют одинаковую сумму баллов; эрудированность и ответственность также имеют одинаковую сумму баллов.
Таблица 3
Категории качеств педагога по классам
Категория |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Предпочи- таемые |
Чувство юмора Доброжела- тельность Справедливость Искренность |
Доброжела- тельность Чувство юмора Справедливость Внимательность |
Чувство юмора Справедливость Эрудированность Доброжела- тельность |
Справедливость Чувство юмора Доброжела- тельность Эрудированность |
Справедливость Доброжела- тельность Логичность Чувство юмора |
Справедливость Доброжела- тельность Эрудированность Организованность |
Доброжела- тельность Справедливость Эрудированность Ответственность |
Средняя степень значимос- ти |
Организованность Эрудированность Внимательность Ответственность |
Логичность Ответственность Эрудированность Организованность |
Гибкость Внимательность Ответственность Требовательность |
Организованность Ответственность Искренность Логичность |
Эрудированность Организованность Ответственность Внимательность |
Чувство юмора Внимательность Ответственность Логичность |
Организованность Логичность Внимательность Чувство юмора |
Незна-чимые |
Логичность Требовательность Артистичность Гибкость |
Артистичность Искренность Гибкость Требовательность |
Артистичность Организованность Логичность Искренность |
Гибкость Артистичность Внимательность Требовательность |
Искренность Требовательность Артистичность Гибкость |
Искренность Требовательность Артистичность Гибкость |
Искренность Требовательность Гибкость Артистичность |
Таким образом, из данных табл. 3 можно проследить смену предпочитаемых (желанных) качеств педагога с возрастом обучающихся. Кроме того, справедливость педагога среди девятиклассников имеет самую низкую долю значимости качества от максимального количества баллов (20%), таким образом, обучающиеся считают это качество большинством респондентов. Наибольшая доля принадлежит гибкости учителя среди пятиклассников (83%). В пятом классе происходит переходный период, сложная адаптация к среднему звену и большому количеству учителей, начинается пубертатный период, поэтому не удивительно, что именно гибкость имеет такой высокий процент.
Полученные результаты позволили сформулировать ряд рекомендаций для учителей.
Учителям необходимо при мотивации своих обучающихся опираться на желаемые (предпочитаемые) качества педагога с учётомвозраста обучающихся.
Если педагог не проявляет доброжелательность, внимание во взаимоотношениях с учащимся, возникает «эмоционально-смысловая стена», которая со временем становится основанием для формирования у ребенка разнообразных трудностей восприятия, взаимодействия и всей системы коммуникации в целом. Для обучающегося эмпатичность педагога имеет гораздо большее значение, чем его строго профессиональное поведение, так как способствует возникновению взаимопонимания и полноценного развития и обучения.
Эмпатическая коммуникация значительно увеличивает эффективность осуществления основных целей образования: научить учиться; научить работать и зарабатывать; научить жить вместе.
Важно формировать в развивающейся личности компетенции активного творчества, социально значимые качества, отвечающие требованиям ФГОС и в динамично меняющемся социуме.
Заключение
Личностные качества педагога формируют личностные качества обучающихся. Ребёнок сливается с насущными общечеловеческими потребностями, в том числе при сотрудничестве с желанным учителем.
Желаемые (значимые) личностные качество педагога показывают готовность детей учиться на основе доверительных отношений. За учителем остаётся поиск и выбор оптимальной образовательной технологии (системы) в рамках нормативно-правовых документов (закон об образовании, ФГОС, примерный учебный план). Понимая друг друга, как участников образовательного процесса, можно понимать тексты, процессы, явления и весь учебный материал. Школа понимания, или коммуникативная дидактика, как образовательная технология, отлично вписывается в образовательный процесс.
Коммуникативная дидактика, предполагает представление предметного знания как взаимодействия некоторых языков, а учебной деятельности - как определенного риторического поведения, сочетающего внешнюю коммуникацию с автокоммуникативными процессами, в результате чего предметные значения становятся внутренними смыслами личности. Приоритетами коммуникативной дидактики являются: 1) приоритет коммуникации перед информацией; 2) приоритет понимания перед знанием; 3) приоритет ментального языка внутренней речи перед заёмным для школьника внешним языком предметной риторики. Выпускник школы коммуникативной дидактики — это человек, в арсенале которого имеется достаточно широкий набор ментальных стратегий понимания и коммуникативных стратегий интерсубъективного взаимодействия. Это обеспечивает ему высокую адаптивность к быстро меняющейся социокультурной ситуации и толерантность в отношениях с другими социокультурными субъектами жизни.
Поскольку гражданскому обществу необходимы самостоятельно мыслящие, самоопределяющиеся личности с преобладанием конвергентного типа сознания, принципы коммуникативной дидактики представляются наиболее адекватными стоящим перед современным российским образованием задачам [5].
При этой образовательной технологии урок становится местом проявления желаемых личностных качеств учителя и обучающихся, а также местом, где можно мотивировать обучающихся на результат образовательного процесса.
Список литературы
1. Галеев, Ю.В., Гильмутдинов, А.Х., Алишев, Т.Б. Региональная система общего образования в представлениях её участников // Вопросы образования. – 2012. № 2. – С. 232–256.
2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
3. Понятов, А. Загадочная // Наука и жизнь. 2019 №4. – С. 26–36.
4. Толстых, Я. Образ современного учителя // Управление развитием образования. – 2010. № 2. – С. 82–86.
5. Тюпа, В.И., Троицкий, Ю.Л. Школа коммуникативной дидактики и гражданское общество // Дискурс, Новосибирск, 1997, № 3-4. [Электронный ресурс]. – URL: http://old.nsu.ru/education/virtual/discourse34_1.htm (дата обращения: 1.05.2019).
6. Фёдоров, О. Д., Журавлёва, О. Н., Полякова, Т. Н. Образовательные стратегемы проектирования дополнительных профессиональных программ для педагогов: выбор приоритетов // Вопросы образования. – 2018. № 2. – С. 71-90.
7. Черкесов, Б.А., Лобода, О.Б. Учитель XXI века: какой он? // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-2. – С. 305-310.
8. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.