Методические рекомендации по формированию Портфолио
Оценка 4.7

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Оценка 4.7
Документация +1
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
03.03.2019
Методические рекомендации по формированию Портфолио
Методические рекомендации по формированию портфолио разработаны для студентов для подготовки к квалификационному экзамену по профессиональному модулю "Педагогическая деятельность". В Рекомендациях указаны требования к оформлению работы, в приложении приведены образцы. Методическое пособие может быть использовано студентами для подготовки к экзамену, а также будет полезно преподавателям модуля.
Метод. рекомендации по портфолио_2017.doc
Красносельское училище художественной обработки металлов (филиал)  ФГБОУ ВО «Московская государственная  художественно­промышленная академия им. С.Г.Строганова» Методические рекомендации  по формированию портфолио студента КУХОМ  к квалификационному экзамену по  ПМ Педагогическая деятельность основной профессиональной программы (ОПОП) по специальности СПО 54.02.02 «Декоративно­прикладное искусство и народные промыслы» п.Красное­на­Волге 2017г Портфолио   (от   франц.  Porter  –   излагать,   формулировать,   нести   и  folio  –   лист, страница) – досье, собрание достижений.  Квалификационный   экзамен   по   ПМ   «Педагогическая   деятельность» проводится в форме защиты портфолио. Портфолио   оформляется   согласно   Методическим   рекомендациям   по формированию   портфолио   студента   КУХОМ   к   квалификационному   экзамену   по профессиональному модулю Педагогическая деятельность.  Цель   портфолио:  Отслеживание   и   оценивание   формирования   общих   и профессиональных   компетенций,   динамики   развития   и   личностного   роста   студента    на основе накопления и систематизации результатов работы. Задачи портфолио:  1. Повышать учебную, профессиональную мотивацию, активность и самостоятельность студентов; 2. Расширять возможности для самореализации студентов; 3. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности студентов; 4. Совершенствовать навыки целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально­личностного саморазвития; 5. Закладывать предпосылки и возможности для успешной социализации студентов. Тип портфолио: смешанный тип портфолио. Общие компетенции, для проверки которых используется портфолио: ОК   1.   Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей   профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать  собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК   4.   Осуществлять   поиск,   анализ   и   оценку   информации,   необходимой   для постановки   и   решения   профессиональных   задач,   профессионального   и   личностного развития. ОК   5.   Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели,  мотивировать  деятельность  подчиненных, организовывать  и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК   8.   Самостоятельно   определять   задачи   профессионального   и   личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Профессиональные   компетенции,   для   проверки   которых  используется портфолио: 2 ПК   3.1.   Осуществлять   педагогическую   и   учебно­методическую   деятельность   в детских   школах   искусств,   детских   художественных   школах,   других   учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО. ПК 3.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности. ПК 3.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока. ПК   3.4.   Использовать   индивидуальные   методы   и   приемы   работы   с   учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. ПК 3.5. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся. ПК   3.6.   Применять   классические   и   современные   методы   преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых художественных школ. Ведение портфолио осуществляется самим студентом в печатном   и электронном виде.  Структура портфолио: Титульный лист  Содержание (перечисляется название разделов и их подпунктов) Раздел 1. Моя личность Содержит   материалы   по   индивидуальному   портрету   и   описание предполагаемого профиля, к которому студент себя планирует готовить, сведения об успеваемости, сведения об участии в мероприятиях различного уровня (прилагаются копии   документов,   копии   документов   (свидетельств), подтверждающих   обучение   по   программам   дополнительного   образования   (если имеются). Фотографии.    если   имеются), Раздел 2. Мой педагогический портрет В   разделе   представлены   материалы   диагностики   и   самодиагностики   по основным   профессионально­значимым   качествам   личности   специалиста   в соответствии   с   требованиями   специалиста   –   информация,   помогающая проанализировать   характер,   узнать   способы   саморазвития, самосовершенствования, самопознания.    способности, Копии отзывов по педагогическим практикам установленной формы. Фото­   и   видеоматериалы,   демонстрирующие   наиболее   интересные   и проблемные   моменты   прохождения   учебной   и   производственной   практики   (с подписями и/или кратким описанием) Эссе     «Мое   профессиональное   становление   как   педагога»   (самостоятельно написанное, СВОИ размышления, СВОЁ отношение к педагогической деятельности и СВОЕМУ развитию как педагога) Собрание авторских поурочных разработок. Раздел 3. Моя педагогическая копилка Собрание   авторских   материалов   по   итогам   изучения   дисциплины: педагогический   словарик,   результаты   практических   работ,   материалы   докладов, сообщений,   творческих   работ,   кластеры,   электронные   презентации,   электронные пособия, фото/видео, вебквесты и т.п. Собрание   методических   материалов,   подготовленных   с   использованием различных источников информации, включая электронные; копии статей из журналов 3 и   книг,   прочитанных   студентами   по   данной   теме;   проблемные   вопросы   в   данной области и т.п. 1. Портфолио должно быть представлено в виде:  Требования к оформлению портфолио   бумажного   носителя   (печатного   текста)   на   листах   А4,  в   папке.   Текстовые документы   оформляются   в   текстовом   редакторе.     Параметры   текстового редактора для основного текста: поля – верхнее, нижнее – 2.0 см, левое – 3.0 см, правое – 1.5 см, шрифт Times New Roman, размер 12 пт, межстрочный интервал –  одинарный, выравнивание по ширине, красная строка (отступ первой строки) – 1,25; электронного носителя, на CD­диске (диски оформляются в тонких коробочках или   конвертиках   для   дисков)   с   указанием   на   них   полного   ФИ   студента, наименования   ПМ,   образовательного   учреждения   (в   сокращенной   форме), группы, специальности. 2. Дипломы, грамоты, сертификаты могут быть представлены копиями. Портфолио в печатном виде НЕ возвращается, если не представлен его электронный вариант 3. Фотографии, рисунки, схемы, таблицы должны быть подписаны. 4. Каждый раздел портфолио должен начинаться с новой страницы. 5. Приложения формируются в конце портфолио. 6. В текстах не допускается сокращение названий и наименований; 7. Все   страницы   портфолио   нумеруются   (нумерация   начинается   с   первого   листа, номер на первой странице не ставится) 1   этап   –  за   2   недели   до   квалификационного   экзамена   портфолио   сдается   на Защита портфолио проходит в два этапа: экспертизу членам комиссии. 2 этап – защита портфолио (этапы защиты: защита портфолио студентом; ответы на вопросы   экспертной   группы   по   существу   представленных   документов;   обсуждение результатов   защиты   членами   экспертной   группы;   доведение   до   студента   выводов   и рекомендаций экспертной группы). Инструкция для обучающегося За 2 недели до квалификационного экзамена Вам необходимо сдать портфолио на экспертизу членам комиссии. При   защите   портфолио   Вам   необходимо   четко,   логически,   последовательно раскрыть   содержание   разделов   портфолио,   свидетельствующего   о   Вашей профессиональной компетенции, определить наиболее яркие достижения и проблемы, дать характеристику приобретенным умениям и знаниям, компетенциям. Студенту необходимо продемонстрировать навыки публичного выступления (логика рассуждения, культура речи, умение обоснованно отвечать на вопросы комиссии). При защите будет учитываться полнота содержания всего комплекта документов по ПМ,   обоснованность   информации,   системность,   логичность,   структурированность информации,   разнообразие   работ.   При   оценивании   учитывается   представление   своего портфолио перед комиссией, умение грамотно с профессиональной точки зрения ответить на поставленные вопросы.  А так же проверяется сформированность общей компетенции 5: «Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   для   совершенствования профессиональной деятельности». Эксперты оценивают и внешнее оформление работы – грамотность, дизайн, аккуратность.   4 С   точки   зрения   итоговой   оценки   портфолио   применяется   четырехуровневая система: Самый   высокий   уровень.  Портфолио   характеризуется   всесторонностью   в отражении   основных   категорий   и   критериев   оценки.   Содержание   такого   портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе обучающегося. В содержании и оформлении портфолио данного уровня ярко проявляется оригинальность  и изобретательность. По содержанию портфолио можно судить о том, что студент способен самостоятельно решить любые сложные профессиональные задачи.  Высокий   уровень.  Портфолио   демонстрирует   солидные   знания   и   умения обучающегося,   но,   в   отличие   от   предыдущего,   в   нем   могут   отсутствовать   некоторые элементы   из   необязательных   категорий,   а   также   может   быть   недостаточно   выражена оригинальность в содержании и отсутствовать творческий элемент в оформлении. Но по данному портфолио можно судить, что студент способен решить любые сложные задачи на практике. Средний уровень. В портфолио основной акцент сделан на обязательной категории, по которой можно судить об уровне сформированности программных знаний и умений. Отсутствуют   свидетельства,   демонстрирующие   уровень   развития   исследовательского, творческого   мышления,   способности   к   содержательной коммуникации, социальной инициативности и пр.    прикладных   умений, Слабый   уровень.  Портфолио,   по   которому   трудно   сформировать   общее представление   о   достижениях   обучающегося.   Как   правило,   в   нем   представлены отрывочные сведения из разных категорий. По такому портфолио практически невозможно определить   прогресс   в   обучении   и   уровень   сформированности   качеств,   отражающих основные   общекультурные   и   профессиональные   компетенции.   В   портфолио   имеются грубейшие ошибки. Представлено слишком малое количество работ.  Вы   можете   воспользоваться   мультимедийным   оборудованием,   необходимым   для защиты   Вашей   работы   (О   данном   факте   Вы   должны   заранее   сообщить  ответственному лицу). Вам необходимо соблюдать регламент защиты (5­10 минут). 5 Образец оформления титульного листа Красносельское училище художественной обработки металлов (филиал)  ФГБОУ ВО «Московская государственная  художественно­промышленная академия им. С.Г.Строганова» Приложение 1 ФОТОГРАФИЯ ПОРТФОЛИО Студента(ки) _______________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество) Дата рождения _____________________________________________________________ Специальность _____________________________________________________________ Период, за который представлены документы и материалы: С __________________20___г По _________________20___г Личная подпись студента _______________________ п.Красное­на­Волге 6 2017г Приложение 2 Рекомендации по составлению Резюме Резюме – информация о ваших профессиональных и личностных качествах, которые могут заинтересовать потенциального работодателя. Как правильно составить резюме: Текст должен быть четким, набран на компьютере Текст необходимо уместить на одной, в крайнем случае, двух страницах Будьте как можно точнее в формулировках, помните, что нечеткое описание себя и своих профессиональных возможностей создаст о Вас столь же неопределенное впечатление Опишите, какой опыт вы имеете, даже если то опыт работы на общественных началах или во время практики в период обучения. Не стоит указывать ничего негативного о себе, но вы  должны быть готовы в позитивном тоне обсуждать эти вопросы в ходе собеседования Проверьте, нет ли в тексте орфографических ошибок Дайте прочитать текст кому­нибудь еще. Составление резюме: Фамилия, имя, отчество Дата и место рождения (указать число, месяц и год рождения) Образование   (последнее   место   учебы:   название   учебного   учреждения,   время обучения с … по …). Дополнительные навыки: Дополнительное образование (курсы 2 – 3­месячные)   Компьютерная грамотность  Участие в конференциях и семинарах и др. Навыки и умения, которые приобретены в процессе учебы Основные черты характера, которые Вы цените в себе Награды. Грамоты, степени, звания Дата и подпись Знание языков 7 Приложение 3 Материалы, об участии в конкурсах, соревнованиях и т.п. за время прохождения обучения можно представить в следующей форме: Результаты промежуточной аттестации Наименование дисциплины, профессионального Балл модуля, междисциплинарного курса 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Олимпиады (конкурсы, исследовательская деятельность, …) Уровень (международный, всероссийский, областной, районный, Предмет Занятое место, участие Баллы уровень ОУ) Элективные курсы Название курса Место прохождения Итоговая работа Баллы Дополнительное образование Название программы дополнительного образования Место прохождения Результаты программы Баллы Дополнительные образовательные курсы: Название курса Место прохождения Баллы Участие во внеучебной деятельности ОО № Вид внеучебной деятельности (название мероприятия) Форма участия Дата Результат 8 Приложение 4 Самоанализ собственных планов и интересов  Дата работы  Самые значительные события в моей жизни, определяющие мое будущее  Мне нравится заниматься (я увлекаюсь)  В будущем (через 5, 10, 20 лет) я хотел бы добиться  Мне интересны профили  Чтобы добиваться положительных результатов по данному предмету, у меня есть следующие способности и личные качества, знания, умения  Для успешного обучения мне не хватает  Мои образовательные планы на год 9 Диагностическая анкета успешности будущего специалиста Приложение 5 Критерии Понимаю сущность и социальную значимость своей  будущей профессии Могу организовывать собственную деятельность,  определять методы и способы выполнения  профессиональных задач, оценивать их  эффективность и качество. Могу решать проблемы, оценивать риски и  принимать решения в нестандартных ситуациях. Могу осуществлять поиск, анализ и оценку  информации, необходимой для постановки и  решения профессиональных задач,  профессионального и личностного развития. Могу использовать информационно­ коммуникационные технологии для  совершенствования профессиональной  деятельности. Могу работать в коллективе, обеспечивать его  сплочение, эффективно общаться с коллегами. Могу ставить цели, мотивировать деятельность  подчиненных, организовывать и контролировать их  работу с принятием на себя ответственности за  результат выполнения заданий. Могу самостоятельно определять задачи  профессионального и личностного развития,  заниматься самообразованием, осознанно  планировать повышение квалификации. Могу осуществлять педагогическую и учебно­ методическую деятельность в ДШИ, ДХШ, других  учреждениях дополнительного образования, в  общеобразовательных учреждениях, учреждениях  СПО. Могу использовать знания в области психологии и  педагогики, специальных и теоретических  дисциплин в преподавательской деятельности. Могу использовать базовые знания и практический  опыт по организации и анализу учебного процесса,  методике подготовки и проведения урока. Могу использовать индивидуальные методы и  приемы работы с учетом возрастных,  психологических и физиологических особенностей  обучающихся. Успеш но решаю Затрудняю сь, но могу решить Необход има помощь Не могу реши ть 10 Анкета самооценки и оценки профессиональной компетентности будущего педагога  Шкала: 5 – качество выражено ярко; 4 – достаточно сформулировано; 3 – имеет место; 2 – сформировано в минимальной степени; 1 – не сформировано. Критерии и показатели II. Уровень знаний учителя 1. Знание социальных целей, стоящих перед обществом 2. Знание способов приобщения учащихся к духовной  культуре 3. Знание преподаваемого предмета 4.Общая эрудиция 5. Знание методики преподавания предмета 7.Знание индивидуально­психологических особенностей  учащихся 10. Знание особенностей педагогической деятельности III. Гностические умения 1. Умение систематически пополнять знания путем  самообразования  3. Умение добывать новые знания в процессе изучения  реального педагогического процесса 4. Умение изучать личность учащихся и особенности  коллектива в плане выявления уровня их развития и  условий, влияющих на результаты обучения и воспитания 5. Умение изучать достоинства и недостатки собственной  личности и деятельности и перестраивать свою  деятельность в соответствии с ее целями и условиями 6. Умение методически анализировать и критически  оценивать учебный материал, учебные пособия, средства  обучения и творчески их использовать IV. Проектировочные умения 1. Планирование урока и системы уроков в соответствии с  целями обучения, характером материала, ступенями  обучения с учетом межпредметных связей 2. Планирование обучения с учетом психолого­ педагогических закономерностей овладения предметом,  прогнозирование возможных затруднений учащихся 3. Определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся по овладению материалом и предвидение  характера их сложностей для учащихся 1 2 3 4 5 11 4. Определение наиболее эффективных методов и приемов  ведения урока 6. Умение проектировать и создавать наглядные пособия в  соответствии с задачами урока V. Конструктивные умения 1. Выбор оптимальных приемов и способов обучения с  учетом общих и частных целей обучения 2. Отбор и дозировка необходимого материала с учетом его особенностей и уровня подготовки учащихся  3. Расположение материала от легкого к более сложному и  трудному 6. Определение объектов и способов контроля усвоения  материала и уровня сформированности умений 7. Умение предусмотреть возможные затруднения  учащихся в тех или иных видах деятельности, выбрать  наиболее оптимальные формы работы 8. Рациональное распределение времени на отбельных  этапах урока, логические переходы от одного этапа к  другому 9. Определение характера руководства работой учащихся  на каждом этапе урока и возможных вариантов изменения  хода урока VI. Организаторские умения 2. Организация своей деятельности и деятельности  учащихся в целях реализации намеченного плана урока  (серии уроков) с соблюдением принципов научной  организации педагогического труда (НОПТ) 3. Рациональное сочетание коллективной, групповой и  индивидуальной деятельности взаимопомощи учащихся 8. Умение организовывать собственную деятельность,  связанную с решением педагогических задач (на  подготовительных этапах, в процессе занятий, при анализе  работы, ее обобщении и систематизации) VII. Коммуникативные умения 1. Умение устанавливать педагогически целесообразные  контакты: учитель­класс, ученик­ученик 4. Проявление требовательности и справедливости во  взаимоотношениях с учащимися 6. Установление и развитие педагогически целесообразных  взаимоотношений с участниками педагогического процесса 7. Предотвращение и разрешение конфликтов (подход к  событиям с точки зрения ученика, изменение его позиции  путем раскрытия перед ним подлинных ценностей и целей,  преодоление чувства личной неприязни) 12 А.Т. Маленко – Анкета самооценки и оценки профессиональной деятельности личности учителя. Рекомендации по написанию эссе «Моя педагогическая философия» Приложение 6 Классическое эссе – это сочинение на вольную тему, свободное от художественного вымысла.   По   объему   эссе   краткое   (1­2   страницы).   Цель   эссе   –   раскрыть   избранную (предложенную) тему путем приведения различных аргументов, тезисов. Они должны быть подкреплены доказательствами, иллюстрироваться примерами. Для   эссе   характерны   практически   неограниченная   тематика,   подчеркнута индивиудальная   позиция   автора,   основанная,   как   правило,   на   собственном   опыте, непринужденное,   часто   парадоксальное   изложение.   Немаловажную   роль   играют   стиль, ориентация на разговорную речь. Прежде чем начать писать эссе, необходимо задать себе вопрос: «Почему и зачем я пишу?», «Кто будет читать мою работу?», «Какие идеи я хочу сообщить?», «Где я могу найти нужную информацию?», «Каких мыслей и действий я ожидаю от читателей?». Обычно   сообщение,   как   письменное,   так   и   устное,   состоит   из   трех   основных композиционных частей: вступления, основной части и заключения. Вступление   должно   быть   живым,   четким,   сильным   и   оригинальным,   чтобы заинтересовать читателя. Основная часть является последовательным изложением темы, в образной форме передает взгляды и представления пишущего, создает поток мыслей, указывающий на цель и направление письменного сообщения, содержит свидетельства  и ссылки,  подкрепляет идею аргументами и примерами. Заключение, как правило, подводит итого, усиливает смысл и значение написанного, убеждает   читателя,   создает   определенное   впечатление   и   настроение,   соответствующее намерениям автора. На заключительную часть эссе рекомендуется отвести такой же объем, как и на вступительную. И всегда нужно помнить, что слово ценится по силе, с которой говорит человек. «У сильного, ­ писал Михаил Пришвин, ­ слов меньше». 13

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио

Методические рекомендации по формированию Портфолио
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019