Публикация на тему: "Младший школьный возраст. Мотивация к учебной деятельности."
Оценка 4.7
Педсоветы +1
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
24.01.2019
Публикацию на тему "Младший школьный возраст. Мотивация к учебной деятельности" может быть использована на методических объединениях по данной теме или в помощь педагогу при проведении родительских собраний и для самообразования. В данной статье описаны основные моменты развития положительной мотивации к учебной деятельности.
Младший школьный возраст. Мотивация к учебной деятельности.doc
Младший школьный возраст – возраст вхождения в учебную деятельность, овладение ее
структурными компонентами. Это время начала становления мотивации учения, от
которого во многом зависит ее судьба в течении всего школьного возраста. Формирование
мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из
центральных проблем современной школы, делом общественной важности.
Задача педагога диагностировать мотивацию детей в случае необходимости направлять её
в нужное русло. Это будет способствовать формированию социально успешного
жизненного стиля учащегося.
Самое главное в учебной деятельности это поворот на самого себя, оценка собственных
изменений, рефлексия на себя.
Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте важная задача учителя.
Мотивацияэто не навык, не информация. Мотивацию нельзя тренировать, нельзя
мотивации научиться, ее можно и нужно стимулировать, повышать и развивать.
Каждый ученик в современной школе должен стремиться, желать получить новые знания –
это и есть школьная мотивация. Для этого учителю необходимо использовать на уроке
адекватные методы обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей своего
класса. Ведь учащиеся поразному овладевают знаниями, умениями, навыками.
Каждый педагог сталкивается с проблемой отсутствия интереса у некоторых учащихся к
учебной деятельности. Причин множество:
1. Умственно развитие ученика.
2. Личная значимость предмета.
3. Непонимание цели учения.
4. Продуктивность учебной деятельности.
5. Страх получить плохую отметку.
6. Личностные отношения между учителем и учеником.
Отсюда задача учителя – организовать учебную деятельность так, чтобы она наряду с
обязанностью стала радостью познания мира. В начальной школе – это:
1. Игровые способы учебно – познавательной деятельности.
2. Важность вовлечения каждого ученика в процесс поиска, «открытия» новых знаний.
3. Буквально на каждом уроке ученик должен находиться в «состоянии успешности».
4. Обучение должно быть трудным, но посильным.
5. Ученик должен понимать нужность, важность, значимость изучаемого материала. 6. Изучение нового должно строиться на ранее усвоенных знаниях – это способствует
повышению интереса.
7. Ученик не должен бояться оценивания своей работы, для этого надо чаще проверять и
давать возможность учащимся самим оценивать работу.
8. Важна позитивная психологическая атмосфера урока, демократический стиль
взаимодействия.
9. Психологическое оценивание учеников: ободрение словом, простой кивок, улыбка
учителя – благотворно влияют на ученика, укрепляя в нем веру в свои силы.
10. Наглядность – золотое правило дидактики. Чем младше ученик, тем лучше усваивается
материал, если он подается в образцовой форме.
В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение
ребёнка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов младших
школьников проявляется в том, что их интересуют многие явления окружающей жизни,
которые не входят в программу даже средней школы. Широта этих интересов проявляется
и в не всегда учитываемой потребности младших школьников в творческих играх.
Особенно на героикоромантические сюжеты, на сюжеты из книг, кинофильмов. В
проигрывании этих сюжетов реализуются социальные интересы младших школьников, их
эмоциональность, коллективные игровые сопереживания. Любознательность является
формой проявления широкой умственной активности младших,
школьников.
Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера и
непререкаемый авторитет учителя, и готовность выполнять, любые его задания являются
благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких социальных мотивов
долга, ответственности, понимания необходимости учиться.
Если проследить общую динамику мотивов учения от I к III классу, то выявляется
следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в
школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т. д.), затем возникает интерес к
первым результатам учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым
отметкам учителя ) и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее к
способам добывания знаний.
Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных характеристик,
препятствующих учению. Так, интересы младших школьников: недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную
деятельность;
неустойчивы, т. е. ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут
угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают
ученику, вызывают утомление);
малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему
нравится в данном предмете;
слабо обобщены, т. е. охватывают один или несколько учебных предметов, но
объединенных по их внешним признакам;
Структура мотивационной сферы человека в процессе жизнедеятельности проходит этапы
формирования и становления. Это формирование представляет собой сложный процесс,
происходящий как под влиянием своей внутренней работы, так и под влиянием внешних
факторов окружающей его среды. Поэтому большое внимание необходимо уделить и
индивидуальным различиям, так как сформировавшаяся система мотивации человека
оказывает большое влияние не только на его поведенческие особенности, но и, как
динамическая характеристика личности, на структуру личности человека в целом.
Определяет общую направленность личности, стремления человека, его жизненный путь, и,
конечно же, профессиональную деятельность.
Публикация на тему: "Младший школьный возраст. Мотивация к учебной деятельности."
Публикация на тему: "Младший школьный возраст. Мотивация к учебной деятельности."
Публикация на тему: "Младший школьный возраст. Мотивация к учебной деятельности."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.