Инклюзивное обучение в современном образовании
Оценка 4.7

Инклюзивное обучение в современном образовании

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
психологическая работа +1
Взрослым
08.10.2019
Инклюзивное обучение в современном образовании
В статье затронула инклюзивное образование в Горно-Алтайском государственном политехническом колледже имени М.З. Гнездилова.Наш колледж является Базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающий поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и обучающихся с ОВЗ в Республике Алтай. А также существует Региональный центр "Абилимпикс".
научная статья новая 1.doc
Инклюзивное обучение в современном образовании Бокова Эмма Петровна, методист БПОУ РА «Горно­Алтайский государственный политехнический колледж имени М.З. Гнездилова»,  г. Горно­Алтайск, еmma.bokova.75@mail.ru В   процессе   реализации   государственной   политики   в   области образования   уделяется   особое   внимание   инклюзивному   обучению   лиц   с инвалидностью   и   ограниченными   возможностями   здоровья   (ОВЗ), возможностям   получения   этой   категории   граждан   полноценного   общего, среднего   специального   и   высшего   образования.   Требования   к   организации свободного   доступа   этой   категории   граждан   к   образовательным   ресурсам закреплены в Российской Федерации многими документами. В БПОУ РА «Горно­Алтайском государственном политехническо м ко  лледже имени М.З. Гнездило ва» людям с ОВЗ предо ставляется во змо жно сть по лучить   среднее   про фессио нально е   о бразо вание.   Здесь   каждый   о  бучающийся   с   ОВЗ   мо жет   по   сво ему   желанию   прио брести   ту   или   иную специально сть, ко то рая даст им во змо жно сть стать равно правным члено м о бщества.  В ко лледже имеется дистанцио нная и о чно ­зао чная фо рма о бучения для  лиц с инвалидно стью и о граниченными во змо жно стями здо ро вья, где широ ко   применяются на практике электро нные о бразо вательные ресурсы, требующие   специально й   адаптации   по д   специфические   по требно сти студенто в с ОВЗ.  По дго то вка электро нных материало в учебно го  и инфо рмацио нно го  назначения начинается с анализа о со бых во змо жно стей студенто в­инвалидо  в. Разрабатывается индивидуальная про грамма, для каждо го  о бучающего ся – о тдельно , по  дисциплинам и по  параметрам персо нальных во змо жно стей.  Сами же студенты о хо тно   и до бро со вестно   рабо тают с ведущими препо давателями   по   дистанцио нно му   о бучению.   По   о ко нчании   о ни защищают сво ю квалификацио нную рабо ту вместе со  всеми студентами в о  пределенно е   время,   назначенно е   Го сударственно й   аттестацио нно й   ко  миссией.  Тако й вид о бучения делает во змо жным о казание нео бхо димо й психо  ло го ­педаго гическо й и медико ­со циально й по мо щи о бучающимся, по зво  ляет максимально  приблизить ее к месту жительства, о беспечить ро дителей ко нсультативно й по ддержко й, а также по дго то вить о бщество  к принятию чело века с о граниченными во змо жно стями здо ро вья. 1 Важным мо менто м в о бучении является по этапная система ко нтро ля знаний студенто в. Про ведение занятий различно го   вида спо со бствует фо  рмиро ванию о бо бщенно й, интегриро ванно й системы знаний. Применение по  этапно й системы ко нтро ля спо со бствует непрерывно й аттестации студенто  в. Система   ко нтро ля   знаний   студенто в   предпо лагает   испо льзо вание следующих видо в: предварительный, текущий, про межуто чный, ито го вый. В системе выделяют такие функции ко нтро ля, как: по вто рение (по мо гает систематизиро вать по лучаемые знания, делать их бо лее четкими, о смысленными); развитие памяти и мышления. Препо давателям, специализирующимся в о бласти сурдо педаго гики, хо  ро шо   известны о со бенно сти глухих и слабо слышащих учащихся, ко то рые до лжны быть учтены при о рганизации о бучения во о бще и при испо льзо  вании инфо рмацио нных техно ло гий, в частно сти: меньшая эффективно сть сло весно го  зрительно ­артикуляцио нно го  во  сприятия учебно го  материала; по ставимых друг с друго м по нятий; медленно е о бразо вание разветвленно й системы со по дчиненных и со  о тставание в фо рмиро вании приемо в о по средо ванно го  запо минания сло жно сть переключения с ко нкретно ­о бразно го   мышления на сло ­ материала; весно ­ло гическо е и пр. Эти о со бенно сти вызывают о пределенные трудно сти в о рганизации о  бразо вательно го   про цесса,   в   прео до лении   ко то рых   значительную   ро ль играют ко мпьютерные техно ло гии. Инфо рмацио нные техно ло гии расширяют во змо жно сти педаго га, по  мо гают   со здавать   такие   усло вия   о бучения,   ко то рые   нео бхо димы   для решения развивающих и ко ррекцио нных задач, но   не мо гут быть со зданы при по мо щи традицио нных средств. фо рмиро вать   культуру   учебно й   деятельно сти,   а   также   инфо  развить   о пределенный   вид   мышления   (например,   наглядно ­о  визуализиро вать изучаемый о бъект (например, графики функций, Ко мпьютерные средства о бучения по зво ляют: • гео метрические тела); • бразный); • рмацио нную культуру; о существлять ко нтро ль с о братно й связью, с диагно стико й о  • шибо к (представление на экране со о тветствующих ко мментариев) по  результатам о бучения и с о ценко й результато в учебно й деятельно сти. Учебно ­мето дические   презентации   являются   о дно й   из   о рганизацио  нных фо рм, ко то рые мо жно  испо льзо вать в про цессе о бучения студенто в с нарушением   слуха.   По дго то вка   таких   лекций   о сно вана,   в   частно сти,   на 2 принципе со четания абстрактно го   мышления с наглядно стью, ко то рый о  тражает зако но мерную связь между разно о бразием чувственных во сприятий со держания   учебно го   материала   и   во змо жно стью   его   по нимания,   запо  минания, хранения в памяти, во спро изведения и применения. Испо льзо вание средств ко мпьютерно й графики о блегчает эту задачу. Учебно ­мето дические   презентации   представляют   со бо й   набо р   о  пределенных   иллюстраций,   о тражающих   со держание   каждо й   темы дисциплины с небо льшим тексто вым по яснением. Специфика о бучения слепых и слабо видящих студенто в заключается в следующем: • • до зиро вание учебных нагрузо к; применение специальных фо рм и мето до в о бучения, о ригинальных учебнико в   и   наглядных   по со бий,   а   также   о птических   и   тифло педаго  гических устро йств, расширяющих по знавательные во змо жно сти студенто в; специально е о фо рмление учебных кабинето в; о рганизация лечебно ­во сстано вительно й рабо ты; усиление рабо ты по  со циально ­трудо во й адаптации. • • • Во  время про ведения занятий следует чаще переключать о бучающихся с   о дно го   вида   деятельно сти   на   друго й.   Во   время   про ведения   занятия педаго ги до лжны учитывать до пустимую про до лжительно сть непрерывно й зрительно й   нагрузки   для   слабо видящих   студенто в.   К   до зиро ванию зрительно й рабо ты надо  по дхо дить стро го  индивидуально . Искусственная   о свещенно сть   по мещений,   в   ко то рых   занимаются студенты с по ниженным зрением, до лжна со ставлять о т 500 до  1000 лк. По  это му реко мендуется испо льзо вать крепящиеся на сто ле лампы. Свет до  лжен падать с лево й сто ро ны или прямо . Всё   записанно е   на   до ске   до лжно   быть   о звучено .   Нео бхо димо   ко  мментиро вать сво и жесты и надписи на до ске и передавать сло вами то , что  часто  выражается мимико й и жестами. В по стро ении предло жений не нужно   испо льзо вать расплывчатых о  пределений   и   о писаний,   ко то рые   о бычно   со про во ждаются   жестами, выражений вро де: «предмет, примерно  тако го  размера». Старайтесь быть то  чным: «Предмет размеро м о т 15 до  20 см». Реко мендуемая   про до лжительно сть   занятий   при   о бучении   людей   с нарушениями   зрения   со ставляет   не   бо лее   6   академических   часо в   в   день. Наибо лее эффективным для о бучающихся является следующий режим про  ведения   занятий:   2­3   раза   в   неделю   при   про до лжительно сти   каждо го  занятия 4 академических часа. 3 При про ведении занятий следует учитывать значение слуха в нео бхо  димо сти   про странственно й   о риентации,   ко то рая   требует   ло кализо вать исто чники звуко в, что  спо со бствует развитию слухо во й чувствительно сти. У лиц с нарушениями зрения при про ведении занятий в усло виях по вышенно  го   уро вня   шума,   вибрации,   длительных   звуко вых   во здействий,   мо жет развиться чувство  устало сти слухо во го  анализато ра и дезо риентации в про  странстве. Ключевым средство м со циально й и про фессио нально й реабилитации людей с нарушениями зрения, спо со бствующим их успешно й интеграции в со  циум, являются инфо рмацио нно ­ко ммуникацио нные техно ло гии. Обучение людей с нарушениями зрения с применением ИКТ в по следнее время прио  бретает массо вый характер. Однако   следует иметь в виду, что   ИКТ лишь инструмент   для   по лучения   о бразо вания   и   дальнейшего   трудо устро йства. Эффективно сть их испо льзо вания зависит о т спо со бно стей и во змо жно  стей каждо го  ко нкретно го  чело века. При   про ведении   занятий   следует   учитывать   о бъем   и   фо рмы   выпо  лнения устных и письменных рабо т, темп рабо ты аудито рии и по  во змо жно  сти менять фо рмы про ведения занятий. Следует разрешить студенту само му по дбирать ко мфо ртную по зу для выпо лнения письменных и устных рабо т (сидя,   сто я,   о бло ко тившись   и   т.д.).   Одно й   их   о со бенно стей   о бучения студенто в с нарушением о по рно ­двигательно го   аппарата (ДЦП) является то ,   что   им   чётко   нужно   указывать   сро ки   выпо лнения   текущего   и   про  межуто чно го  ко нтро ля. С целью по лучения лицами с по ражением ОДА инфо рмации в по лно м о бъеме звуко вые со о бщения нужно  дублиро вать зрительными. Осо бую ро  ль   в   педаго гическо й   деятельно сти   играет   испо льзо вание   наглядно го  материала, о бучающих видео материало в. При   рабо те   со   студентами   с   нарушением   о по рно ­двигательно го  аппарата   нео бхо димо   испо льзо вать   мето ды,   активизирующие   по  знавательную   деятельно сть   учащихся,   развивающие   устную   и   письменную речь и фо рмирующие нео бхо димые учебные навыки. Нео бхо димо , что бы препо даватели знали о  психо физио ло гических о    учитывали   их   при   о пределении со бенно стях   таких   студенто в, интеллектуальных и физических нагрузо к, при о ценке уро вня до стижений, испо льзо вали специальные приемы о бучения, о со бенно  на первых курсах о  бучения.  4 В рамках про граммы «До ступная среда» про во дится активная рабо та по  о снащенно сти и планиро вке архитектурно го  и ландшафтно го  решения, по  до ступно сти безбарьерно го  передвижения по  зданию. В ГАГПК им. М.З. Гнездило вав это м ко нтексте со зданы следующие усло вия: • • • • специально   приспо со бленно е   здание   (лифты,   пандусы   и   другие приспо со бления); специальная мебель; специальные прибо ры для о бучения (ручки и др.); ко мпьютерные классы. про до лжительно сть   занятия   не   до лжна   превышать   1,5   часа   (в   день   3 По мимо  это го : • часа), по сле чего  реко мендуется 10­15­минутный перерыв; о бучение это й катего рии до лжны о существлять  специально   по дго то  • вленные   педаго ги,   знающие   психо физические   о со бенно сти   студенто в   с нарушениями о по рно ­двигательно го  аппарата. о бучение   студенто в   с   нарушениями   функций   о по рно ­двигательно го  • аппарата   до лжно   о существляться   на   фо не   лечебно ­во сстано вительно й рабо ты,   ко то рая   до лжна   вестись   в   следующих   направлениях:   по сильная медицинская   ко ррекция   двигательно го   дефекта;   терапия   нервно ­ психических о ткло нений; купиро вание со матических забо леваний. Ко мпьютерно е место  для студента с про блемами ОДА до лжно  быть о  бо рудо вано   специальным   о бразо м,   в   зависимо сти   о т   его   по требно стей. Нео бхо димо   о беспечить   сво бо дный   по дхо д   к   рабо чему   месту, индивидуально  настро ить высо ту кресла таким о бразо м, что бы мо нито р по  высо те   нахо дился   на   уро вне   глаз,   а   руки   ко мфо ртно   распо лагались   на клавиатуре.  Для  студенто в,  страдающих  гиперкинезами  (непро изво льными движениями   тела   или   ко нечно стей)   следует   испо льзо вать   специальные приспо со бления, снижающие трудно сти манипуляций с о бо рудо ванием. При испо льзо вании о бучающих ко мпьютерных материало в следует о  со бо е  внимание   уделить   размеру   и   распо ло жению   управляющих   кно по к. Для по лучения инфо рмации в по лно м о бъеме звуко вые со о бщения нужно  дублиро вать зрительными, о беспечивать во змо жно сть по вто рно го  про смо  тра материала с любо го   места. Набо р до по лнительных инструменто в до  лжен быть представлен в виде инструментально й панели. Такая панель до  лжна по являться то лько  при щелчке мыши, что бы исключить её всплывание при случайно м наведении на о пределенную о бласть. В Республике Алтай активно   про двигается про грамма  «Но рмативно ­ право вые аспекты инклюзивно го  о бразо вания в системе до по лнительно го  5 о бразо вания детей», про во дятся педаго гические семинары и круглые сто лы, ко о рдинацио нные заседания на уро вне Правительства и Главы Республики Алтай. Однако   эта о трабо танная система о хватывает, в бо льшей степени, детей и по дро стко в, то гда как взро слеющие инвалиды зачастую о стаются без по ддержки в про цессе о бразо вания и трудо устро йства. Одним из решений этих сло жных про блем мо гут стать регулярно  про  во димые специализиро ванные ко нкурсы про фессио нально го  мастерства, по  зво ляющие людям с о граниченными во змо жно стями про демо нстриро вать сво и   умения   и   заявить   о   себе   перед   лицо м   о бщественно сти   и   рабо то  дателей. В это м го ду впервые в Республике Алтай в рамках развития движения WorldskillsRussia про хо дил Регио нальный о тбо ро чный этап Нацио нально го  чемпио ната   про фессио нально го   мастерства   для   людей   с   инвалидно стью «Абилимпикс». Инициато ро м и о рганизато ро м про ведения Регио нально го  этапа выступил ГАГПК им. М.З. Гнездило ва, со вместно  с Министерство м о  бразо вания и науки Республики Алтай, Министерство м труда и со циально го  развития,   занято сти   населения   Республики   Алтай,   Ко митето м   по   мо ло  дёжно й   по литике,   физическо й   культуре   и   спо рту   Республики   Алтай. Партнерами в о рганизации это го  пило тно го  про екта стали Регио нально е о  тделение   Ро ссийско го   со юза   про мышленнико в   и   предпринимателей   в Республике Алтай и Всеро ссийско  о бщество  инвалидо в.   В   первенстве   приняли   участие   тринадцать   самых   смелых   и решительных представителей со о бщества людей с ОВЗ из различных райо но  в Республики Алтай. Они со ревно вались в про фессио нально м мастерстве по   ко мпетенциям: Сваро чные техно ло гии; Резьба  по   дереву; Массажист; Фло рист; Ко ндитер; Бисеро плетение; Вязание крючко м; Ручно е вязание. По   ито гам рассмо трения результато в Регио нально го   о тбо ро чно го  этапа   Нацио нально го   чемпио ната   про фессио нально го   мастерства   среди людей с инвалидно стью «Абилимпикс» ко мпетентным жюри было  вынесено  6 решение: участнико м финала Нацио нально го  чемпио ната «Абилимпикс» в г. Мо сква о т Республики Алтай станет Трубина Евгения Витальевна.  По дво дя   ито г   по   о пыту   инклюзивно го   о бразо вания,   мо жно  выделить   неско лько   принципо в   со здания   специальных   усло вий   для   во  спитания и о бучения: 1. Ценно сть чело века не зависит о т его  спо со бно стей и до стижений. 2. Каждый чело век спо со бен чувство вать и думать. 3. Каждый   чело век   имеет   право   на   о бщение   и   на   то ,   что бы   быть услышанным. Все люди нуждаются друг в друге. 4. 5. По длинно е  о бразо вание   мо жет   о существляться   то лько   в  ко нтексте реальных взаимо о тно шений. Все люди нуждаются в по ддержке и дружбе ро веснико в. 6. 7. Для всех о бучающихся до стижение про гресса мо жет быть ско рее в то  8. м, что  о ни мо гут, чем в то м, что  не мо гут. Разно о бразие усиливает все сто ро ны жизни чело века. На текущий мо мент инклюзивно е о бразо вание в Ро ссии но сит, ско  рее,  экспериментальный характер и имеет еще ряд недо статко в. Мо жно  о  тметить о тсутствие специально й по дго то вки педаго гических рабо тнико в СПО, незнание ими о сно в ко ррекцио нно й педаго гики и специально й психо  ло гии,   а   также   несфо рмиро ванный   про граммный   и   мето до ло гический аппарат   «инклюзии»,   недо стато чно е   материально ­техническо е   о снащение учебных заведений.  По это му специалистам, рабо тающим в это й сфере, прихо дится по сто  янно   по вышать   квалификацию   и   про хо дить   перепо дго то вку   по   это му направлению на различных курсах.   По дро бнее см. Сунцо ва А.С. Тео рии и техно ло гии инклюзивно го  о бразо вания: учебно е по со бие. ­ Ижевск: Изд­во  «Удмуртский университет», 2013. ­ С. 57 ­ 73. 7

Инклюзивное обучение в современном образовании

Инклюзивное обучение в современном образовании

Инклюзивное обучение в современном образовании

Инклюзивное обучение в современном образовании

Инклюзивное обучение в современном образовании

Инклюзивное обучение в современном образовании

Инклюзивное обучение в современном образовании

Инклюзивное обучение в современном образовании

Инклюзивное обучение в современном образовании

Инклюзивное обучение в современном образовании

Инклюзивное обучение в современном образовании

Инклюзивное обучение в современном образовании

Инклюзивное обучение в современном образовании

Инклюзивное обучение в современном образовании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2019