В работе раскрывается важность и актуальность задачи валеологизации педагогического процесса в ДОУ. Обозначены направления валеологического сопровождения педагогического процесса, их взаимосвязь. Отмечены особенности проведения праздников по валеологии, даны примерные темы и направления работы. Материал будет полезен педагогам дошкольного и начального образования.
Особенности валеологических праздников и досугов в ДОУ
В настоящее время предназначение дошкольного образования состоит
не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии
базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ
экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. Среди
задач указываются: развитие гуманистических принципов, содержания и
механизмов нравственного, гражданского воспитания; создание системы
психологопедагогической и медикосоциальной реабилитации детей.
С вышеуказанных позиций своевременным является валеологический
подход, основу которого составляет использование индивидуально
управляемых факторов сохранения и укрепления здоровья воспитанников
дошкольного образовательного учреждения.
Валеологизация педагогического процесса в ДОУ является на
современном этапе важной задачей, актуальность которой усиливается
прогрессирующим ухудшением здоровья детей дошкольного возраста на фоне
роста рискогенных факторов образа жизни и снижения возможностей
валеологического
профилактической медицины.
Эффективность
сопровождения в настоящее время снижена за счет недостаточного
субъектов
уровня валеологической грамотности
активности
и
педагогического процесса в дошкольном учреждении, что проявляется, в том
числе, в практически полном отсутствии валеологических праздников.
Наряду с этим большинству родителей и педагоговприсуще чувство
ответственности за сохранение здоровья детей, что определяет потребность и
является предпосылкой для совершенствования валеологического
воспитания.
Валеологическое сопровождение педагогического процесса в ДОУ
реализуется по трем взаимосвязанным направлениям: валеологическоевоспитание и обучение, здоровьесберегающие педагогические технологии и
здоровьесберегающая среда. Выполнение задач валеологического воспитания
и образования в ДОУ (от пробуждения интереса к ЗОЖ до формирования
здоровьесберегающего поведения) может быть успешным при соблюдении
принципов информационного опережения, личного примера педагога,
единства гносеологических и нравственных подходов, интеграции с другими
образовательными областями.
Формирование здорового образа жизни дошкольного возраста – это
которая может быть успешно осуществлена на основе
задача,
интегрированного подхода с активным участием в проведении
валеологических праздников всех субъектов педагогического процесса:
педагогов, сотрудников ДОУ, медицинских работников и родителей.
Проведение праздников валеологической направленности дает
возможность одновременно совершенствовать разнообразные двигательные
навыки, самостоятельность действий, быстроту ответной реакции, проявления
творческой инициативы. Одновременно развивая такие качества, как
внимание и смекалка, подвижность и ловкость, помогая достижению первых
результатов на пути к внутренней свободе, естественному и непринужденному
поведению детей в коллективе.
В процессе подготовительной к празднику работы понятие «здоровья»
дается дошкольникам на занятиях по валеологии в цикле познавательной
которые способствуют развитию представлений об
деятельности,
окружающем мире и о себе.
Сюжеты физкультурных праздников с элементами валеологии для детей
дошкольного возраста разнообразны и часто включаютинтеграцию с другими
образовательными областями– от познания до художественного творчества;
примерные темы: «Всегда и везде вечная слава воде!», «Вежливость на
каждый день», «Зачем мы спим?», «Что я могу делать руками и ногами?»,
«Что такое здоровье?», «Какой я, какие другие?», «Мои чувства. Моенастроение», «Что делать, если у тебя плохое настроение?», «Надо, надо
умываться…», в состав которых входят: беседа, дидактические игры, чтение,
рисование, и, конечно, физкультурные игры и эстафеты, минутки здоровья, с
элементами различных видов упражнений (дыхательных, звуковых, массажем,
гимнастики для глаз и др.), образных упражнений по карточкам, массажа и
др.
Включение отдельных валеологических знаний в физкультурные или
театрализованные праздники — все это формирует интерес и привычку к
здоровому образу жизни.
Дети начинают понимать, что, значит, быть «здоровыми»: «Здоров тот,
кто всему радуется», «Здоровье не купить», «Болезнь человека не красит»,
«Чтобы быть здоровым, надо трудиться», «Здоровье дороже богатства»…
Весь этот материал, используемый в последствие на валеологических
праздниках, закрепляется и в другой деятельности,в том числе на занятиях
физической культурой.
Особенностями проведения праздников по валеологии является
дифференциация и индивидуализация физкультурнообразовательной работы
с детьми с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной
решается комплекс
подготовленности и двигательной активности,
взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных, образовательных.
Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность
систематически занимающиеся
детей дошкольного возраста,
дети,
физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой
работоспособностью.
Оздоровительный эффект валеологических праздников сочетается с
поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения и формирует принципы
и правила здорового образа жизни.
Таким образом, работа по внедрению валеологии в дошкольном
учреждении в целом и проведение валеологических праздников вчастности способствуют формированию предпосылок всесторонне развитой,
творчески активной, интегративной личности, развитию у детей физических,
интеллектуальных способностей, нравственных качеств.
1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду. – М.: АРКТИ,
2000.
2. Глазырина Л.Д. Физкультура дошкольникам старшего возраста. – М.;
Сфера, 2000.
3. Корченко С.В. Особенностивалеологических занятий с детьми 5–7 лет. –
СПб.: Питер, 2008.
4. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5–6 лет. – М.: ФиС,
1988.
Прокопченко Ю.Н.
5.
Элементы валеологии в дошкольном
образовательном учреждении. – СПб.: Нева, 2007.
6. Физкультура – это радость. / Под редакцией Л.Н. Сивачева – СПб.:
Детство – Пресс, 2003.