Сообщение "Особенности валеологических праздников и досугов в ДОУ"

  • Лекции
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В работе раскрывается важность и актуальность задачи валеологизации педагогического процесса в ДОУ. Обозначены направления валеологического сопровождения педагогического процесса, их взаимосвязь. Отмечены особенности проведения праздников по валеологии, даны примерные темы и направления работы. Материал будет полезен педагогам дошкольного и начального образования.
Иконка файла материала Особенности валеологических праздников и досугов в ДОУ.docx
Особенности валеологических праздников и досугов в ДОУ В   настоящее   время   предназначение дошкольного образования   состоит не   только   в   формировании   определенной   суммы   знаний,   но   и   в   развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически   целесообразного   поведения,   здорового   образа   жизни.   Среди задач   указываются:   развитие гуманистических принципов,   содержания   и механизмов нравственного,   гражданского   воспитания;   создание   системы психолого­педагогической и медико­социальной реабилитации детей. С   вышеуказанных   позиций   своевременным   является   валеологический подход,   основу   которого   составляет   использование   индивидуально управляемых   факторов   сохранения   и   укрепления   здоровья   воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  Валеологизация педагогического   процесса   в   ДОУ   является   на современном   этапе   важной   задачей,   актуальность   которой   усиливается прогрессирующим ухудшением здоровья детей дошкольного возраста на фоне роста   рискогенных   факторов   образа   жизни   и   снижения   возможностей валеологического профилактической   медицины.   Эффективность   сопровождения   в   настоящее   время   снижена   за   счет   недостаточного субъектов уровня валеологической грамотности активности   и     педагогического процесса в дошкольном учреждении, что проявляется, в том числе,   в   практически   полном   отсутствии   валеологических   праздников. Наряду   с   этим   большинству   родителей   и педагоговприсуще   чувство ответственности за сохранение здоровья детей, что определяет потребность и является   предпосылкой   для   совершенствования   валеологического воспитания.  Валеологическое сопровождение   педагогического   процесса   в   ДОУ реализуется   по   трем   взаимосвязанным   направлениям:   валеологическоевоспитание   и   обучение, здоровьесберегающие педагогические   технологии   и здоровьесберегающая среда. Выполнение задач валеологического воспитания и  образования   в   ДОУ  (от   пробуждения   интереса   к ЗОЖ до   формирования здоровьесберегающего   поведения)   может   быть   успешным   при   соблюдении принципов   информационного   опережения,   личного   примера педагога, единства гносеологических и нравственных подходов, интеграции с другими образовательными областями.   Формирование   здорового   образа   жизни   дошкольного   возраста   –   это   которая   может   быть   успешно   осуществлена   на   основе задача, интегрированного   подхода   с   активным   участием   в   проведении валеологических   праздников   всех   субъектов   педагогического   процесса: педагогов, сотрудников ДОУ, медицинских работников и родителей.  Проведение   праздников   валеологической   направленности   дает возможность   одновременно   совершенствовать   разнообразные   двигательные навыки, самостоятельность действий, быстроту ответной реакции, проявления творческой   инициативы.   Одновременно   развивая   такие   качества,   как внимание и смекалка, подвижность и ловкость, помогая достижению первых результатов на пути к внутренней свободе, естественному и непринужденному поведению детей в коллективе. В процессе подготовительной к празднику работы понятие «здоровья» дается   дошкольникам   на   занятиях   по   валеологии   в   цикле   познавательной   которые   способствуют   развитию   представлений   об деятельности, окружающем мире и о себе. Сюжеты физкультурных праздников с элементами валеологии для детей дошкольного возраста разнообразны и часто включаютинтеграцию с другими образовательными областями– от познания до художественного творчества; примерные   темы:   «Всегда   и   везде   вечная   слава   воде!»,   «Вежливость   на каждый день», «Зачем мы спим?», «Что я могу делать руками и ногами?», «Что   такое   здоровье?»,   «Какой   я,   какие   другие?»,   «Мои   чувства.   Моенастроение»,   «Что   делать,   если   у   тебя   плохое   настроение?»,   «Надо,   надо умываться…», в состав которых входят: беседа, дидактические игры, чтение, рисование, и, конечно, физкультурные игры и эстафеты, минутки здоровья, с элементами различных видов упражнений (дыхательных, звуковых, массажем, гимнастики для глаз и др.), образных упражнений по карточкам, массажа   и др. Включение   отдельных   валеологических   знаний   в   физкультурные   или театрализованные   праздники  —   все   это   формирует   интерес   и   привычку   к здоровому образу жизни. Дети начинают понимать, что, значит, быть «здоровыми»: «Здоров тот, кто всему радуется», «Здоровье не купить», «Болезнь человека не красит», «Чтобы быть здоровым, надо трудиться», «Здоровье дороже богатства»… Весь этот материал, используемый в последствие на валеологических праздниках, закрепляется и в другой деятельности,в том числе на занятиях физической культурой. Особенностями   проведения   праздников   по   валеологии   является дифференциация и индивидуализация физкультурно­образовательной работы с   детьми   с   учетом   их   состояния   здоровья,   уровня   двигательной   решается   комплекс подготовленности   и   двигательной   активности, взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных, образовательных. Ввиду   того,   что   двигательная   активность   –   это   естественная   потребность   систематически   занимающиеся детей   дошкольного   возраста,   дети, физкультурой,   отличаются   жизнерадостностью,   бодростью   духа   и   высокой работоспособностью. Оздоровительный   эффект   валеологических   праздников   сочетается   с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения и формирует принципы и правила здорового образа жизни.  Таким   образом,   работа   по   внедрению валеологии   в   дошкольном учреждении   в   целом   и   проведение   валеологических   праздников   вчастности способствуют формированию предпосылок всесторонне развитой, творчески активной,  интегративной личности, развитию у детей физических, интеллектуальных способностей, нравственных качеств. 1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники  в детском саду. – М.: АРКТИ, 2000.  2. Глазырина Л.Д. Физкультура   дошкольникам   старшего   возраста.   –   М.; Сфера, 2000. 3. Корченко С.В. Особенностивалеологических занятий с детьми 5–7 лет. – СПб.: Питер, 2008.  4. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5–6 лет. – М.: ФиС, 1988.   Прокопченко   Ю.Н. 5.   Элементы   валеологии   в   дошкольном образовательном учреждении. – СПб.: Нева, 2007. 6. Физкультура   –   это   радость.   /   Под   редакцией   Л.Н. Сивачева   –   СПб.: Детство – Пресс, 2003.