Сообщение по теме "Рефлексия на уроке как вид совместной деятельности учителя и ученика"
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
25.07.2018
Данное сообщение позволяет познакомиться с понятием “рефлексия”. Дает представление о классификации рефликсии. Показывает варианты проведения рефлексии на уроках. На сегодняшний день эта тема актуальна в связи с внедрением стандартов второго поколения при формировании универсальных учебных действий (УУД) (личностных, регулятивных, коммуникативных).
рефлексия..doc
РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ КАК ВИД СОВМЕСТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.
Учитель начальных классов МКОУ «Шайковская СОШ №1»
Харланенкова Татьяна Аркадьевна
Один из принципов развивающего обучения принцип активности и
сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его
необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап
рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение
назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о
своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского
языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под
рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Главным звеном на уроке должна быть рефлексия, побуждающая к
осмыслению собственной деятельности, межличностных отношений и
педагогического взаимодействия.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна
проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя,
позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность
каждого ученика
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это
принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание
пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного,
понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным
результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы,
применяемые другими со своими.
Рефлексия дает человеку возможность увидеть себя со стороны глазами
1 другого Я, понять себя, свои желания, свои переживания, свои поступки, т.е.
помочь себе объяснить самого себя.
В то же время рефлексия позволяет «заглянуть» во внутренний мир
другого человека: это умение видеть и понимать других людей, осознавать
истинные мотивы их поступков и отношений. Рефлексия, обладая свойством
двойного отражения, дает человеку знать и то, как он воспринимается и
оценивается другими.
Уверенно можно сказать, что способность человека к рефлексии –
это фактор и средство его личностного роста. В этом смысле рефлексия
обладает мощной развивающей функцией.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая
классификация:
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
2. Рефлексия деятельности
3. Рефлексия содержания учебного материала
Проведение рефлексии настроения и
эмоционального
состояния целесообразно в начале урока с целью установления
эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются
карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения,
музыкальный
эмоциональнохудожественное оформление
(картина,
фрагмент).
Например, каждый участник поднимает квадратик того цвета, который
соответствует высказыванию под этим цветом:
Зеленый Я уже об этом знал(а), но было интересно.
Синий Я узнал)а) много нового интересного.
Фиолетовый Буду это применять в своей дальнейшей работе.
Красный Мне было очень интересно, я узнал(а) много нового для себя.
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и
приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот
вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего
задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце
урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока,
2 используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения
поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде
графического организатора «рыбья кость»
Рефлексия содержания учебного материала используется для
выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием
незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия
достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения»
знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… Теперь я знаю…);
прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна,
который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить
старое знание и осмысление нового.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что
узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение
поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы
класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по
кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из
рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал… 10.у меня получилось…
1.
2. было интересно… 11.я смог…
3. было трудно… 12.я попробую…
4. я выполнял задания… 13.меня удивило…
5. я понял, что… 14.урок дал мне для жизни…
6.
теперь я могу… 15.мне захотелось…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
3 9. я научился…
Также можно на листе бумаги обвести левую руку. Каждый палец – это
какаято позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную
рекомендацию.
Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
Мизинец – для меня было недостаточно…
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся
смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно
воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент»
(Комплиментпохвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в
чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и
благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант
окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании
личностной значимости каждого.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности
– не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию
очень важных качеств современной личности: самостоятельности,
предприимчивости и конкурентоспособности.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя,
позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность
каждого ученика. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной
деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней
рефлексии развитию очень важных качеств современной личности:
самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка
4 должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими
людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность
учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс,
ориентируясь на личность каждого ученика.
Использованная литература:
1.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический
словарь. – М., 2005.
2.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного
урока». Практическое пособие. Издательство «Учитель», Ростовна
Дону, 2003 г.
3.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть
1. Научнопрактическое пособие. Издательство «Учитель», Ростовна
Дону, 2004 г.
4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение
жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных
руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура»,
2002г.
5
Сообщение по теме "Рефлексия на уроке как вид совместной деятельности учителя и ученика"
Сообщение по теме "Рефлексия на уроке как вид совместной деятельности учителя и ученика"
Сообщение по теме "Рефлексия на уроке как вид совместной деятельности учителя и ученика"
Сообщение по теме "Рефлексия на уроке как вид совместной деятельности учителя и ученика"
Сообщение по теме "Рефлексия на уроке как вид совместной деятельности учителя и ученика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.