Сообщение по теме "Рефлексия на уроке как вид совместной деятельности учителя и ученика"
Оценка 5

Сообщение по теме "Рефлексия на уроке как вид совместной деятельности учителя и ученика"

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
25.07.2018
Сообщение по теме "Рефлексия на уроке как вид совместной деятельности учителя  и ученика"
Данное сообщение позволяет познакомиться с понятием “рефлексия”. Дает представление о классификации рефликсии. Показывает варианты проведения рефлексии на уроках. На сегодняшний день эта тема актуальна в связи с внедрением стандартов второго поколения при формировании универсальных учебных действий (УУД) (личностных, регулятивных, коммуникативных).
рефлексия..doc
РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ КАК ВИД СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА. Учитель начальных классов МКОУ «Шайковская СОШ №1» Харланенкова Татьяна Аркадьевна Один   из   принципов   развивающего   обучения   ­   принцип   активности   и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем   внутреннем   состоянии,   самопознание.   Толковый   словарь   русского языка трактует рефлексию  как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. Главным   звеном   на   уроке   должна   быть   рефлексия,   побуждающая   к осмыслению   собственной   деятельности,   межличностных   отношений   и педагогического взаимодействия. Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Рефлексия   на   уроке   –   это   совместная   деятельность   учащихся   и   учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика Рефлексия   может   осуществляться   не   только   в   конце   урока,   как   это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного   пути,   на   сбор   в   общую   копилку   замеченного   обдуманного, понятого   каждым.   Её   цель   не   просто   уйти   с   урока   с   зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия дает человеку возможность увидеть себя со стороны глазами 1 другого Я, понять себя, свои желания, свои переживания, свои поступки, т.е. помочь себе объяснить самого себя.      В то же время рефлексия позволяет «заглянуть» во внутренний мир другого человека: это умение видеть и понимать других людей, осознавать истинные мотивы их поступков и отношений. Рефлексия, обладая свойством двойного   отражения,   дает   человеку   знать   и   то,   как   он   воспринимается   и оценивается другими. Уверенно можно сказать, что способность человека к рефлексии – это   фактор   и   средство   его   личностного   роста.   В   этом   смысле   рефлексия обладает мощной развивающей функцией. Исходя   из   функций   рефлексии   предлагается   следующая классификация: 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния 2. Рефлексия деятельности 3. Рефлексия содержания учебного материала Проведение рефлексии   настроения   и   эмоционального состояния целесообразно   в   начале   урока   с   целью   установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки   с   изображением   лиц,   цветовое   изображение   настроения,   музыкальный эмоционально­художественное   оформление   (картина, фрагмент). Например, каждый участник поднимает квадратик того цвета, который соответствует высказыванию под этим цветом: Зеленый ­Я уже об этом знал(а), но было интересно.  Синий ­ Я узнал)а) много нового интересного.  Фиолетовый ­ Буду это применять в своей дальнейшей работе. Красный ­ Мне было очень интересно, я узнал(а) много нового для себя. Рефлексия деятельности дает   возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид   рефлексивной   деятельности   приемлем   на   этапе   проверки   домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, 2 используя   например   прием   «лестницы   успеха».   Эффективность   решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость» Рефлексия   содержания   учебного   материала используется   для выявления   уровня   осознания   содержания   пройденного.   Эффективен   прием незаконченного   предложения,   тезиса,   подбора   афоризма,   рефлексия достижения   цели   с  использованием  «дерева   целей»,   оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… ­ Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который   помогает   выяснить   отношение   к   изучаемой   проблеме,   соединить старое знание и осмысление нового. Обычно   в   конце   урока   подводятся   его   итоги,   обсуждение   того,  что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.   Ребята  по кругу   высказываются   одним   предложением,   выбирая   начало фразы   из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…                    10.у меня получилось… 1. 2. было интересно…                   11.я смог… 3. было трудно…                        12.я попробую… 4. я выполнял задания…            13.меня удивило… 5. я понял, что…                            14.урок дал мне для жизни… 6. теперь я могу…                       15.мне захотелось… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 3 9. я научился…           Также можно на листе бумаги обвести  левую руку. Каждый палец – это какая­то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Большой – для меня было важным и интересным… Указательный  –   по   этому   вопросу   я   получил   конкретную рекомендацию. Средний – мне было трудно (мне не понравилось). Безымянный – моя оценка психологической атмосферы. Мизинец – для меня было недостаточно… Обсуждая   в   конце   урока   результаты   своих   наблюдений,   учащиеся смогут   объективно   оценить   свою   активность   и   качество   работы. Для   того,   чтобы   закончить   урок   на   положительной   ноте   можно воспользоваться   одним   из   вариантов   упражнении   «Комплимент» (Комплимент­похвала,   Комплимент   деловым   качествам,   Комплимент   в чувствах),   в   котором   учащиеся   оценивают   вклад   друг   друга   в   урок   и благодарят   друг   друга   и   учителя   за   проведенный   урок.   Такой   вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень   важных   качеств   современной   личности:   самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности   –   не   самоцель,   а   подготовка   в   сознательной   внутренней рефлексии   развитию   очень   важных   качеств   современной   личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка 4 должна  проводиться  не  только личностью самой  себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся   и   учителя,   позволяющая   совершенствовать   учебный   процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Использованная литература: 1. Коджаспирова   Г.М.,   Коджаспиров   А.Ю.   Педагогический словарь.  – М., 2005. 2. Кульневич   С.В.,   Лакоценина   Т.П.   «Анализ   современного урока».   Практическое   пособие.­   Издательство   «Учитель»,   Ростов­на­ Дону, 2003 г. 3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно­практическое пособие. ­ Издательство «Учитель», Ростов­на­ Дону, 2004 г. 4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно   важным   навыкам   в   школе:   пособие   для   классных руководителей».   –   СПб.:   Издательство   «Образование   –   Культура», 2002г. 5

Сообщение по теме "Рефлексия на уроке как вид совместной деятельности учителя и ученика"

Сообщение по теме "Рефлексия на уроке как вид совместной деятельности учителя  и ученика"

Сообщение по теме "Рефлексия на уроке как вид совместной деятельности учителя и ученика"

Сообщение по теме "Рефлексия на уроке как вид совместной деятельности учителя  и ученика"

Сообщение по теме "Рефлексия на уроке как вид совместной деятельности учителя и ученика"

Сообщение по теме "Рефлексия на уроке как вид совместной деятельности учителя  и ученика"

Сообщение по теме "Рефлексия на уроке как вид совместной деятельности учителя и ученика"

Сообщение по теме "Рефлексия на уроке как вид совместной деятельности учителя  и ученика"

Сообщение по теме "Рефлексия на уроке как вид совместной деятельности учителя и ученика"

Сообщение по теме "Рефлексия на уроке как вид совместной деятельности учителя  и ученика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.07.2018