«Қазтұтынуодағының Қостанай жоғары колледжі" Мекемесі
Учреждение "Костанайский высший колледж Казпотребсоюза"
Institution " Kostanay higher college of Kazpotrebsoyuz"
«Бекітемін / «Утверждаю» / «Affirm»
Директордың оқу ісі жөніндегі орынбасары
Заместитель директора по учебной работе
Deputy Director for Academic Affairs
__________________________ Китаева Л.Г.
«______»___________________ 20_____ ж/г/у
ЖИЫНТЫҚ БАҒАЛАУДЫ ЖҮРГІЗУГЕ АРНАЛҒАН ТАПСЫРМАЛАР
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ
TASKS FOR SUMMATIVE EVALUATION OF WORKS
_______________Биология________________________________________________ (модуль немесе пән атауы/наименование модуля или дисциплины/module or discipline name)
Мамандық
/ Специальность /Specialty 09230100 Социальная работа
(коды және атауы/код и наименование/ code and
name)
Біліктілік /Квалификация / Qualification 4S09230102 – социальный работник
(коды және
атауы/код и наименование/ code and name)
Әзірлеуші(лер)/Разработчик (-и)/ Developer
____________________ __Кадирбаева Алтынай Кайратовна__________
(қолы/подпись/
signature) Т.А.Ә.(болған
жағдайда)/Ф.И.О.(при
его наличии)/Full name
Оқыту нысаны/Форма обучения/ Form of study __очное__
2023-2024оқу жылына/ на учебный год/ for academic year
Кафедра
отырысында қаралды/Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры/
considered and approved at a meeting of the department общеобразовательных дисциплин
Хаттама/Протокол/ Protocol № " ____ " ____________ 20__ ж/г/у
Кафедра басшысы/Руководитель кафедры/ The head of department
______________________
Сулейменова Кымбат Кудайбергеновна_______
(қолы/подпись/signature) Т.А.Ә.(болған жағдайда)/Ф.И.О.(при его наличии)/Full name
Суммативное оценивание за раздел «Многообразие, структура и функции живых организмов»
«Питание»
ЗАДАНИЯ: 1. Рассмотрите рисунок, заполните таблицу
№ |
Название структуры |
Функция |
3 |
|
|
4,6 |
|
|
5 |
|
|
2. Выберите один правильный ответ:
1) Где проходит световая фаза фотосинтеза:
а) в строме б) в тилакоидах в) на внутренней мембране хлоропласта
2) Процесс синтеза АТФ за счет энергии света – это
а) фотосинтез б) фотолиз в) фотофосфорилирование
3) Процесс разложение воды под действием света – это:
а) фотосинтез б) фотолиз в) фотофосфорилирование
3. Установите истинность суждений, поставьте +
№ |
Суждение
|
истина |
ложь |
1 |
Темновая фаза фотосинтеза происходит в строме при участии ферментов
|
|
|
2 |
Первым продуктом реакции в цикле Кальвина являются пятиуглеродные сахара |
|
|
3 |
В качестве объекта исследований Кальвин использовал многоклеточные водоросли |
|
|
4 |
Комплекс реакций цикла Кальвина называется фотокарбоксилированием
|
|
|
4. а) Какие факторы фотосинтеза называются лимитирующими? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Проанализируйте и заполните таблицу
Лимитирующий фактор |
Как влияет на фотосинтез |
|
Повышение интенсивности |
Понижение интенсивности |
|
Солнечный свет
|
|
|
Вода
|
|
|
Температура воздуха
|
|
|
Углекислый газ
|
|
|
« Транспорт веществ»
Задания: 1. а) Чем можно объяснить, что размеры животных, обитающих в холодном климате, больше их сородичей, обитающих в жарких странах
Длина 3 м вес 800 кг длина 1,4 м вес 60 кг
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Почему яйцо округлой формы?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. а) Какой способ питания характерен для амебы? _________________________________
б) Как называется тип транспорта веществ, к которому относится данный процесс?
_______________________________________
3. Подчеркните правильный ответ
1. Процесс взаимопроникновения частиц веществ друг в друга
осмос диффузия пиноцитоз
2. Примером активного транспорта является
осмос диффузия пиноцитоз
3. Вещество активного транспорта
вода кислород глюкоза
« Дыхание»
Задания: 1. Рассмотрите рисунок
а) какая молекула здесь изображена? __________________________________
б) подпишите составляющие ее компоненты
2. а) Заполните таблицу
Синтез АТФ |
Химизм |
Энергия, кДж |
Анаэробное дыхание |
|
|
Аэробное дыхание |
|
|
СУММАРНО
|
|
|
б) Рассчитайте, сколько молекул глюкозы подверглось полному расщеплению, если при этом образовалось 950 молекул АТФ?
|
3. Установите соответствие
1 |
АНАБОЛИЗМ |
А |
Энергетический обмен |
2 |
КАТАБОЛИЗМ |
Б |
Пластический обмен |
|
|
В |
Синтез липидов в эндоплазматической сети |
|
|
Г |
Расщепление липидов, полисахаридов, белков в лизосомах |
|
|
Д |
Расщепление простых углеводов и жирных кислот в митохондриях |
|
|
Е |
Синтез углеводов в пластидах растений |
1 |
2 |
|
|
4. Подчеркните правильный ответ
а) Организмы, которые не нуждаются в готовых органических веществах, самостоятельно синтезируют себе белки, жиры, углеводы
автотрофы гетеротрофы хемотрофы
б) Бактерии гниения по способу питания
хемотрофы сапротрофы паразиты
«Выделение »
Задания: 1. Внимательно рассмотрите схему и ответьте на вопросы
а) как изменяется объем мочи в зависимости от уровня АДГ?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) какие изменения могут возникнуть в организме человека в связи с повышением уровня АДГ?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. а) Заполните схему
б) Объясните, чем отличается острая почечная недостаточность от хронической почечной недостаточности?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Опишите преимущества и недостатки трансплантации почки
ПРЕИМУЩЕСТВА |
НЕДОСТАТКИ |
|
|
«Координация и регуляция »
Задания: 1. а) Компоненты любой биологической системы взаимодействуют между собой и окружающей природой. Подпишите уровни организации биологической системы – животный организм
1____________________ 2_____________________ 3__________________ 4_____________________
5________________________ 6_____________________ 7_____________________
б) Расставьте уровни организации жизни в правильном порядке, начиная с элементарного
|
|
|
|
|
|
|
2. а) Установите соответствие между видами гормонов и примерами
1 |
Белковые гормоны |
А |
Эстроген |
2 |
Стероиды |
Б |
Инсулин |
3 |
Производные аминокислот |
В |
Тироксин |
|
|
Г |
Соматотропин |
|
|
Д |
Адреналин |
|
|
Е |
Андроген |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
б) Объясните, какую роль играет гормон инсулин в контроле уровня глюкозы в крови
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Установите истинность суждений
№ |
Суждение |
истина |
ложь |
1 |
Ауксины стимулируют рост центральной оси стебля |
|
|
2 |
Гибберелины действуют только в составе комплекса стимулирующих гормонов |
|
|
3 |
Ауксин в первую очередь незаменим при росте корней |
|
|
4 |
Этилен в сельском хозяйстве используют для контроля за созреванием овощей |
|
|
«Движение»
ЗАДАНИЯ. 1. Отметьте верные суждения
1. Поперечнополосатая мышечная ткань составляет только скелетную мускулатуру
2. Отдельные мышцы покрыты соединительнотканной пленкой, которая называется фасция.
3. Многоядерные миоциты имеют размеры до 18 см в длину
4. Саркоплазма – это мембрана мышечных клеток
5. Темные полосы мышечных волокон состоят из белка миозина, а светлые из актина
6. Между нитями актина и миозина находятся молекулы белка меланина
2.Заполните таблицу
Виды мышечных волокон |
Медленные или |
Быстрые или |
1. Содержание миоглобина, цвет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а)
|
б)
|
в)
|
б) Для чего проводится данное исследование?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
в) Что можно определить по результатам исследования?______________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Суммативное оценивание за раздел «Размножение, наследственность, изменчивость, эволюционное развитие»
Клеточный цикл
ЗАДАНИЯ. 1. а) Заполните таблицу
овогенез |
ПРИЗНАКИ |
сперматогенез |
|
Защитные клетки |
|
|
Количество гамет |
|
|
Количество цитоплазмы |
|
|
Подвижность гамет |
|
|
Размер гамет |
|
б) Вставьте в текст пропущенные слова
1. Процесс формирования половых клеток у растений подразделяется на два этапа: 1 этап - ________________________________ и 2 этап - ________________________________.
2. Женский гаметофит развивается в ____________________________. 3.Развитие мужского гаметофита происходит в ___________________, 4.У цветковых растений после оплодотворения образуется ______________________зигота и ________________________ эндосперм.
в) Рассмотрите рисунок. Какой процесс здесь изображен?
______________________________________________________________________________________
Что обозначено цифрами?
1_______________________________
2_______________________________
3_______________________________
4_______________________________
5_______________________________
6_______________________________
7________________________________
2. а) Дайте определение термину КАНЦЕРОГЕНЫ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Какие причины неправильного питания увеличивают рост онкологий?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Установите истинность суждений, поставьте знак «+»
№ |
Суждение |
истина |
Ложь |
1 |
Раковые клетки способны делиться бесконечно, что в конечном итоге приводит к смерти организма |
|
|
2 |
Любая клетка организма, способная делиться, может стать раковой
|
|
|
3 |
Большинство злокачественных образований начинаются с мутаций в половых клетках |
|
|
4. Какие изменения происходят к 75 годам в организме человека?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Закономерности наследственности и изменчивости
ЗАДАНИЯ. 1. Рассмотрите рисунок листьев лавровишни
а) Как называется данный ряд листьев?
__________________________________
б) Какая изменчивость здесь
проявляется?
____________________________
___________________________
___________________________
в) Перечислите факторы внешней среды, влияющие на фенотип
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ЗАДАЧА.
а) Селекционеры скрестили
красную рогатую корову с
черным комолым быком Х
Найдите F1 и F2
|
б) ЗАДАЧА. У человека доминантный ген А определяет стойкий рахит, который наследуется сцепленно с полом. Какова вероятность рождения больных детей, если мать гетерозиготна по гену рахита, а отец здоров?
|
3. На какие типы делятся мутации в зависимости от места возникновения? Какой из них более опасен и почему?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Опишите синдром Шерешевского – Тернера
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эволюционное развитие. Основы селекции
ЗАДАНИЯ. 1. а) Определите по рисунку виды борьбы за существование.
|
|
|
|
|
|
б) Почему борьба за существование является движущей силой эволюции? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Установите соответствие
|
Доказательства эволюции |
|
Примеры |
1 |
Сравнительно – анатомические |
А |
Эндемики |
2 |
Эмбриологические |
Б |
Гомологичные и аналогичные органы |
3 |
Биогеографические |
В |
Филогенетический ряд |
4 |
Палеонтологические |
Г |
Сходство зародышей на ранних этапах развития |
|
|
Д |
Археоптерикс |
|
|
Е |
Атавизмы |
|
|
Ж |
Космополиты |
|
|
З |
Рудименты |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Установите соответствие между эрой и характеристикой
1 |
АРХЕЙСКАЯ эра |
А |
Эра динозавров. Здесь появляются последние представители классов позвоночных – птицы и млекопитающие, а у растений - покрытосеменные |
2 |
ПРОТЕРОЗОЙСКАЯ эра |
Б |
Ознаменовалась завоеванием суши живыми организмами, формированием почвы, костных скелетов у животных, высших наземных растений, запасами полезных ископаемых |
3 |
ПАЛЕОЗОЙСКАЯ эра |
В |
Происходят оледенения, климат в основном становится более суровым. Господствуют цветковые растения, насекомые, птицы и млекопитающие |
4 |
МЕЗОЗОЙСКАЯ эра |
Г |
В эту эру возник фотосинтез, гликолиз, брожение и дыхание, но живое еще не разделилось на царства, так как не было ни растений, ни животных, а только бактерии |
5 |
КАЙНОЗОЙСКАЯ эра |
Д |
Возникли многоклеточные эукариоты – беспозвоночные и водоросли. Фотосинтезирующие растения и цианобактерии выделили столько кислорода, что сформировался озоновый экран |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
4. Отметьте правильный ответ
Географическое видообразование имеет также название
1. симпатрическое
2. геопатрическое
3. аллопатрическое
4. эволюционное
5. а) Перечислите движущие силы антропогенеза
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Напишите порядок этапов антропогенеза цифрами
1. палеоантроп 2.австралопитек 3. человек умелый 4. неоантроп 5. архантроп
_________________________
в) Закончите предложение. Ранних представителей современного человека называют ______________________________.
Суммативное оценивание за раздел «Организмы и окружающая среда»
Биосфера, экосистема, популяция
ЗАДАНИЯ. 1. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы
а) Можно ли данную экосистему назвать
устойчивой?
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
б) Перечислите основные свойства любой
экосистемы:
1_______________________________________
2_______________________________________
3_______________________________________
в) Заполните таблицу
Значение биоразнообразия для организации отдыха человека |
Примеры |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
2. а) Рассмотрите рисунок. Какой биологический метод для
анализа экосистемы здесь изображен?
____________________________________________
Для каких целей его применяют в Казахстане?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Для изучения молочности коров из большого стада
были отобраны 20 коров.
Объясните:
1) что в этом примере является генеральной
совокупностью?
______________________________________________
______________________________________________
2) что является выборкой?
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
3) в чем заключается значение данного метода?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экология и влияние человека на окружающую среду
ЗАДАНИЯ. 1. Рассмотрите рисунок . Ответьте на вопросы
а) Что здесь изображено ?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Назовите и объясните причины, повлекшие за собой данную глобальную экологическую проблему. (не менее трех)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Какие возможны последствия?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. а) Определите по фото экологическую проблему Казахстана и предложите пути решения проблемы
1. _____________________________
2._____________________________ 1 2 3
3.______________________________
4.______________________________
5.______________________________
6.______________________________
б) Предложите пути решения любых
трех проблем из вышеперечисленных 4 5 6
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Суммативное оценивание за раздел «Прикладные и интегрированные науки»
Молекулярная биология и биохимия
Задания: 1. А) Перечислите основные источники загрязнения воды на нашей планете.
1________________________________________
2_________________________________________
3_________________________________________
4________________________________________
5________________________________________
Б) Что может сделать каждый из нас для экономии воды?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. а)Заполните схему ,
напишите по три примера
веществ
б) Напишите реакцию полного окисления глюкозы
_____________________________________________________________________________________
3. а) Сопоставьте виды жиров с продуктами, их содержащими, буквы занесите в таблицу
1 |
Насыщенные жиры |
А |
Молоко, сало, мясо, сладости |
2 |
Ненасыщенные жиры |
Б |
Соус, маргарин, торт, кетчуп |
3 |
Трансжиры |
В |
Рыба, орехи, растительное масло |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
б) Как отражается недостаточное количество жиров в рационе питания на состоянии организма?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. а) Укажите в данной структуре белка
пептидные связи
б) Опишите кратко дальнейшее
усложнение белковой молекулы
структура |
характеристика |
|
|
|
|
|
|
5. а) Проведите сравнительную характеристику молекул ДНК и РНК
б) ЗАДАЧА. Определите длину молекулы ДНК, если ее цепочка состоит из 420 гуаниновых и 370 тиминовых нуклеотидов.
Клеточная биология. Биотехнология
ЗАДАНИЯ. 1. Внимательно рассмотрите рисунок
а) Определите органоид, который здесь
изображен _____________________________
б) Какие компоненты обозначены цифрами?
1_______________________________
2_______________________________
3_______________________________
4_______________________________
2. Выберите правильный ответ, поясните
а) Определите, чему будет равен размер объекта в мм, если в микрометрах он равен 30 мкм.
А) 0,3 мм
В) 300 мм
С) 0,03 мм
Д) 30 мм
Пояснение:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Определи реальный размер объекта, если известно увеличение – х200 и размер изображения - 4 мм.
А) 2 µм
В) 50 µм
С) 20 µм
Д) 5 µм
Пояснение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Каково линейное увеличение ядра, если фактический размер ядра составляет 30 µм, а размер на рисунке – 25мм?
А) 1,2
В) 750
С) 83,3
Д) 833
Пояснение____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Установите соответствие
1 |
Грамположительные бактерии |
А |
3 слоя |
2 |
Грамотрицательные бактерии |
Б |
2 слоя |
|
|
В |
Низкое содержание липидов |
|
|
Г |
Высокое содержание липидов |
|
ОТВЕТЫ |
Д |
Нет пориновых каналов |
1 |
|
Е |
Толстый слой пептилогликанов |
2 |
|
Ж |
Периплазматическое пространство |
|
|
З |
Есть пориновые каналы |
4. Назовите и опишите природные способы клонирования животных
|
|
|
|
|
|
5. Опишите действие следующих ферментов
Рестриктазы |
|
Лигазы |
|
Полимеразы |
|
«Векторы» |
|
Биомедицина и биоинформатика
ЗАДАНИЯ. 1. Установите соответствие
|
Вид излучения |
|
Характеристика |
1 |
Радиоволны |
А |
Излучение атомов под воздействием ускоренных электронов |
2 |
Инфракрасное |
Б |
Атомные процессы при воздействии ускоренных заряженных частиц |
3 |
Ультрафиолетовое |
В |
Ядерные и космические процессы, радиоактивный распад
|
4 |
Рентгеновское |
Г |
Излучение молекул и атомов при тепловых и электрических воздействиях |
5 |
Гамма - излучение |
Д |
Атмосферные и магнитосферные явления |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
2. а) Что изучает БИОНИКА?
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Заполните схему
|
|
|
|
|
|
4. В чем заключается метод ЭКО? Расшифруйте и опишите его.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
5. Где в медицине прежде всего применяют моноклональные антитела?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.