Соседи Московского государства

  • docx
  • 12.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Соседи Московского гос-ва.docx

Урок …...

МОСКОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО И ЕГО СОСЕДИ

В КОНЦЕ XIV - СЕРЕДИНЕ XV ВВ.

Цел и:

1.   Объяснить социально-экономические и политические причины и события, приведшие к образованию единого Русского государства.

2. Показать причины и характер феодальной войны, ее значе­ние для складывания единого Русского государства.

Оборудованиекарта в атласе «Образование Российского централизованного государства».

П.К. проектор.

Основные понятия: война, усобица.

Важнейшие даты :

1408 г. - набег Едигея;

1433-1453 гг. - феодальная война.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы:

=> Назовите дату Куликовской битвы.

=> Опишите место и участников Куликовской битвы.

=> Дайте характеристику Дмитрию Донскому.

=> Почему Сергий Радонежский - «собиратель русских зе­мель»?

=> Какое значение имела Куликовская битва?

=> Какими мотивами руководствовались Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в достижении своих целей? Определите ре­зультат их действий.

=> Почему Тохтамышу вновь удалось покорить Русь?

II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1.      Москва при Василии Дмитриевиче.

2.  Феодальная война.

3.  Распад Золотой Орды.

4.  Великое княжество Литовское при Витовте.

5. Формирование великорусской народности.

По ходу всего урока используется презентация.

 

1.        Москва при Василии Дмитриевиче.

Рассказ учите­ля о деятельности Василия I Дмитриевича - старшего сына Дмит­рия Донского, параллельно презентации.

Василий I проводил политику своего отца.

 Работа с картой:

 => Найти и показать:

Нижегородское княжество,

- Муромское княжество,

- Тарусское княжество.

Эти княжества присоединил Василий I к Московскому кня­жеству.

=> Найти и показать г. Суздаль - он оставался независимым.

Работа с учебником (с. 157):

=> Прочитать текст о взаимоотношениях Москвы и Золотой Орды и объяснить, почему Едигею удалось разорить Московское княжество и возобновить уплату ордынской дани.

Работая с учебником, учащиеся приходят к выводу: Золотая Орда пока не собиралась терять власти над русскими зем­лями.

2. Феодальная война.

Работа с понятиями:

=> Что общего и каковы различия в понятиях «усобица» и «война»?

Учащиеся вспоминают, что понятие «усобица» равно­значно понятию «междоусобица» - несогласие, раздор между ка­кими-либо общественными группами в государстве, преимущест­венно в феодальном.

Учитель вводит понятие «война» - организованная во­оруженная борьба между государствами, классами или нациями (народами).

 Работа с таблицей.

Самостоятельная работа учащихся с учебником (с. 157-159) и составление таблицы:

Феодальная война второй четверти XV века

 

Причины войны

Повод к началу войны

Основные события

Историческое значение

Итог войны

 

 

 

 

 

 

Работая над составлением таблицы, учащиеся с помощью учителя приходят к выводам:

1)   Главной причиной феодальной войны было противоречие между старым принципом наследования - от брата к брату, и но­вым - от отца к сыну.

2)  Московский трон давно передавался именно от отца к сы­ну, но это не было закреплено законом.

3)  После смерти Василия I, который сделал наследником престола своего сына, старая и новая системы престолонаследия столкнулись.

Учитель обращает внимание на генеалогическую схему:

Потомки Дмитрия Донского


На схеме видно, что у Василия I был брат Юрий, и он потре­бовал себе княжения по обычному праву.

Далее учитель останавливается на ходе усобицы.

Спор шел только о том, кто из князей будет править в Моск­ве - признанной столице Северо-Восточной Руси. Самое важное -принципиальных различий между противниками не было, единство Руси никто уже не оспаривал. Это главное отличие данной усобицы от всех предыдущих.

Учитель обязательно должен обратить внимание уча­щихся на силы, которые поддерживали Василия II и его противни­ков. Важно также подчеркнуть жестокость противников.

 Работа с документом (с. 165-166).

Работая с текстом, учащиеся понимают, что Василий II не был выдающимся политиком, но все же смог выйти победителем. Почему?

При поддержке московского боярства и духовенства на мос­ковский престол был окончательно посажен Василий II. И все-таки политика великих князей Василия I и Василия II отвечала задаче объединения Руси.

Работа с картой в учебнике (с. 159).

Учащиеся сравнивают территории Московского княжест­ва в 1340 и в 1462 гг.; показывают территории княжеств, которые вошли в состав Московского княжества, а также княжества, кото­рые еще сохраняли свою самостоятельность:

                 -     Новгородскую землю,

-   Рязанское княжество,

-   Тверское княжество,

-   Ярославское княжество.

Учитель объясняет итоги феодальной войны:

Война сильно разорила Русь.

Усилилась власть Золотой Орды, она теперь могла вмеши­ваться во внутренние дела Руси.

Война показала неизбежность объединения русских земель в единое государство с центром в Москве.

Учитель может ознакомить учащихся с историческими мнениями:

1)  Русь стояла на перепутье, выбирая дорогу. Север (Галич, Вятка, Углич), на который опирались Юрий Дмитриевич и его сыновья, это -район промысловой вольницы. Там складывались предбуржуазные отно­шения.

2)  Центр - основная опора Василия Темного - был крестьянским, бедным.

Следовательно, победа Василия II ознаменовалась усилением дес­потизма.

В феодальной войне погибли многие князья.

Страна не желала кровавых междоусобиц, а желала твердой власти и порядка.

Власть Василия II постепенно обретала деспотические черты:

-   князь карал своих противников, устраивал массовые казни;

-   вмешивался в церковные дела. Церковь постепенно стано­вилась помощником политики московской княжеской династии;

-   назначил митрополитом Русской православной церкви епи­скопа Иону.

3. Распад Золотой Орды.

Рассказ учителя о распаде Золотой Орды в объеме учебника с использованием карты «Золотая Орда и ее распад» (с. 160).

Уточняем, что в XV веке Золотая Орда распалась на ханства:

-  Казанское,

-  Астраханское,

-  Крымское,

-  Сибирское.

 Работа с учебником позволяет ответить на вопрос №5 (с. 164).

4. Великое княжество Литовское при Витовте.

Работа с учебником.

Учащиеся самостоятельно работают по учебнику, затем отвечают на вопрос 6 (с. 164):

=> Какие изменения произошли в конце XIV - начале XV вв. в Литовском государстве? Как они повлияли на русское население Литвы?

5. Формирование великорусской народности.

Данный во­прос можно оформить в виде схемы:

Формирование великорусской народности

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы и задания:

=> Какие княжества вошли в состав Московского княжества при Василии I?

=> Назовите истоки конфликта между князьями накануне феодальной войны.

=> Чем феодальная война отличалась от предыдущих усобиц?

=> Как отразилась война в Московском княжестве на процес­се объединения русских земель?

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 19, работать по вопросам и заданиям.

 Подготовить сообщение по теме: «Иван III и его семья».