«Составляющие литературной функциональной грамотности»

  • docx
  • 17.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Составляющие литературной функциональной грамотности».docx

 

 

 

 

«Составляющие литературной функциональной грамотности»

 

 

Читательская грамотность - это совокупность умений и навыков, которые отражают потребность в чтении, готовности к осмыслению прочитанного, способности извлекать необходимую информацию. Она помогает ученику стать успешным при изучении и других предметов и является основой развития интеллекта, средством «вхождения» в социальную и культурную среду. 

Литературная функциональная грамотность — это способность эффективно воспринимать, анализировать и интерпретировать художественный текст, развивать навыки самостоятельного чтения, владеть основами восприятия литературных жанров, выявлять смысловое ядро произведения и применять полученные знания в реальной жизни. Это комплексное умение, включающее владение механизмами смыслового чтения, готовность обсуждать литературные произведения, формулировать собственную позицию и передавать впечатления о прочитанном. Формирование литературной функциональной грамотности способствует воспитанию культурных ценностей, обогащению духовного мира ребёнка и развивает критическое мышление.

Составляющими литературной функциональной грамотности являются:

 

1.     Мотивация к самостоятельному чтению. Осознанное стремление учащегося регулярно читать художественную литературу.

2.     Самоидентификация как читателя. Понимание своей роли и места в процессе чтения.

3.     Понимание социальной значимости чтения. Признание важности чтения для саморазвития и повседневного общения.

4.     Ориентировка в литературных жанрах. Способность различать и понимать особенности жанров произведений.

5.     Владение процессом смыслового чтения. Навык глубокого анализа и интерпретации художественного текста.

6.     Творческая активность на основе прочтенного. Возможность самостоятельно создавать собственные тексты, вдохновленные литературой.

Эти компоненты обеспечивают всестороннее развитие личности ребенка, способствуют интеллектуальному росту и культурной социализации.